Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Технологический процесс монтажа сборных конструкций


Технологический процесс монтажа сборных конструкций

Технологический процесс монтажа конструкций. Под технологическим процессом монтажа сборных конструкций, понимают совокупность операций и технических приемов, в результате которых получается законченный монтаж всего здания или сооружения или какой-либо его части.

Основными простыми и комплексными операциями, из которых составляется технологический процесс монтажа, являются подготовка элементов к подъему, их строповка, подготовка места под устанавливаемый элемент, установка и временное закрепление установленных элементов, выверка и освобождение элементов от захватных приспособлений (расстроповка), окончательное закрепление и замоноличивание установленных элементов, снятие временных креплений.

Необходимыми условиями, обеспечивающими качество монтажа, являются тщательная геодезическая подготовка возведения здания, правильный выбор последовательности установки элементов и инструментальная проверка установленных элементов. Эти работы выполняют при участии инженерно-технического персонала строительства.

Подготовка элементов к подъему расчленяется на несколько простых операций, основными из которых являются: проверка состояния элемента в соответствии с техническими условиями, укрупнительная сборка, усиление на время подъема и монтажа, обстройка элемента подмостями и площадками до его подъема, причем последние три операции выполняются в случае необходимости.

При определении состояния элементов прежде всего тщательно проверяют их размеры, присутствие всех необходимых осевых и контрольных рисок на них, а также наличие каналов, проводок изоляционных слоев и т. д. Поверхности элементов очищают от грязи, а металлические детали—от ржавчины. Контролируют также целостность бетона, осматривают монтажные петли, анкерные болты и другие закладные детали.

Укрупнительная сборка конструкций состоит из соединения отдельных мелких элементов в более крупный элемент или отдельных элементов в конструкцию. Тяжелые крупногабаритные элементы сборных конструкций, например фермы пролетом 24—30 м, тяжелые высокие колонны и длинные подкрановые балки, не всегда можно изготовить и доставить на строительную площадку в полностью готовом виде, поэтому их изготовляют и доставляют отдельными частями и перед установкой на место собирают (укрупняют) в законченный элемент. В других случаях иногда бывает целесообразно для повышения производительности труда или в целях большей безопасности ведения работ некоторые узлы конструкции собирать (укрупнять) не на высоте на подмостях, а на стенде внизу и уже в укрупненном виде подавать к месту монтажа.

В практике строительства встречается несколько разновидностей укрупнительной сборки. На строительную площадку могут доставляться отдельные части элементов в полностью готовом виде, требующие при сборке выполнения только стыковых соединений, могут доставляться также и части элемента не в полностью готовом виде, требующие частичного армирования, добетонирования или других доделок.

Укрупнение элементов из отдельных частей, доставленных на строительную площадку в полностью готовом виде, может производиться как непосредственно у места их подъема для установки в проектное положение, так и вне пределов возводимого здания на специальных площадках, оборудованных стендами, кондукторами и другими приспособлениями, обеспечивающими точность и быстроту сборки.

В качестве приспособлений для укрупнительной сборки блочных и составных элементов сборных конструкций обычно служат стационарные или переносные кондукторные устройства и стенды. Стенды могут быть в виде отдельных металлических подставок с домкратами или в виде цельной сварной конструкции, на которой смонтированы приспособления для выравнивания и закрепления частей укрупняемых элементов. Для этой Цели, как правило, применяют различные винтовые и накидные устройства.

К числу составных конструкций, подлежащих укрупнению, относят балки, фермы и арки больших пролетов и веса, которые доставляют на стройку в виде отдельных частей. Укрупни-тельную сборку современных сборных железобетонных конструкций в большинстве случаев выполняют с предварительным напряжением рабочей арматуры.

Отдельные части железобетонных элементов, подлежащие укрупнительной сборке, изготовляют со сквозными каналами диаметром 3—6 см, проходящими вдоль всего элемента в его растянутой зоне. При укрупнении части элемента устанавливают в требуемой последовательности с небольшими зазорами между ними так, чтобы совпадали отверстия каналов. В образуемый таким образом сквозной канал вдоль всего элемента протаскивают арматурный прут или пучек из высокопрочных проволок, растягивают его при помощи гидравлических домкратов и затем заполняют канал цементным раствором при помощи рас-творонасоса или растворонагнетателя. После затвердения раствора концы арматуры обрезают. Части элемента в сжатой зоне соединяют сваркой закладных деталей.

Элементы на время монтажа усиливают в том случае, если некоторые его части при подъеме могут испытывать напряжения большие, чем расчетные. Для этого поднимаемые элементы скрепляют со стальными балками или брусьями, воспринимающими дополнительные нагрузки, возникающие при подъеме элемента.

Большеразмерные элементы обстраивают (оснащают) подмостями и навесными площадками для удобства и безопасности их сопряжения с другими элементами. Подвесные подмости крепят в местах соединения одних элементов с другими элементами конструкций, находящимися на значительной высоте. Примером может служить обстройка колонны навесной площадкой в местах ее соединения с подкрановой балкой или в месте соединения колонны со стропильной фермой. Для подъема рабочих на навесные подмости и площадки к колоннам прикрепляют инвентарные лестницы.

Строповка элементов заключается в присоединении элементов конструкций к крюку подъемного механизма при помощи захватных приспособлений. Для строповки целесообразно применять полуавтоматические приспособления, позволяющие производить расстроповку (разъединение), не поднимаясь к месту строповки. Для ускорения и облегчения посадки элементов на место их следует подавать на монтаж в положении, близком к проектному.

Подъем должен происходить плавно, без рывков, принимая меры к устранению ударов, раскачивания и вращения. Для этого к элементам, подверженным закручиванию, привязывают оттяжки из тонкого пенькового каната или тонкого троса: парные оттяжки (на обоих концах) для элементов, поднимаемых в горизонтальном положении, и одиночные для всех остальных элементов. Перед подъемом внимательно проверяют надежность и правильность строповки.

Элементы большого веса (близкого к максимальной грузоподъемности крана) поднимают сначала на 0,2—0,3 м и на весу проверяют надежность строповки и качество сборки, только после этого продолжают подъем. Устанавливаемый элемент временно или постоянно закрепляют и только тогда освобождают от крюка монтажного механизма.

Последовательность установки элементов. Существуют две основные различные схемы последовательности установки сборных элементов: раздельная (дифференцированная) и комплексная. Различие между этими схемами удобнее всего можно проследить на примере монтажа одноэтажного промышленного здания.

При дифференцированной последовательности одинаковые элементы устанавливают подряд на всем протяжении одной захватки или монтажного участка. На рисунке видно, что сначала устанавливают колонны обоих рядов в порядке их номеров: — в одном ряду и — в другом; затем подкрановые балки после этого укладывают балки перекрытия, по которым укладывают покрытия.

При дифференцированной последовательности установки элементов возможно организовать ритмичную работу крана, так как он поднимает одинаковые элементы при помощи одной и той же оснастки (строп, траверса), и упростить работу по выверке установленных элементов перед закреплением узлов и стыков. Однако этот способ установки имеет и недостатки: отдаление сроков начала отделочных работ и монтажа технологического оборудования, так как к этим работам приступают только после полного окончания монтажа всех конструкций здания в целом или на его захватке.

При комплексной последовательности установки монтируют один за другим все элементы одного пролета здания. Сначала монтируют колонны 1,2 и на их консоли укладывают подкрановую балку, затем в такой же последовательности монтируют колонны, и балку. По колоннам укладывают балки покрытия 7,8 и по балкам — плиты покрытия. После выверки и жесткого закрепления элементов первого пролета в таком же порядке монтируют элементы следующего пролета.

Применяя комплексную последовательность установки, сокращают сроки монтажа здания, что дает возможность раньше приступить к отделочным работам и монтажу технологического оборудования. Однако этот порядок монтажа требует особенной точности сборки и выверки конструкций, так как исправление ошибок в дальнейшем связано с большими трудностями и дополнительными работами. На практике в чистом виде не применяется ни дифференцированная, ни комплексная схемы установки, а элементы монтируют, как правило, в смешанной последовательности, которая определяется проектом производства работ.

Кроме существующих методов монтажа, зависящих от принятой последовательности установки различных элементов сборных конструкций в проектное положение, различают также методы монтажа, зависящие от степени укрупнения монтажных элементов перед подъемом: поэлементный, блочный и целыми сооружениями.

Рис. 1. Последовательность установки элементов:
а — дифференцированная, б — комплексная (цифры обозначают последовательность монтажа)

При поэлементном методе конструкции здания монтируют из отдельных элементов (колонн, балок, ферм, плит, панелей и др.) или их частей, если по своим размерам и весу такие элементы не могут быть смонтированы целиком. Такой метод применяют как при монтаже одноэтажных, так и многоэтажных зданий.

При блочном методе отдельные элементы конструкций до подъема их в проектное положение собирают в блок, состоящий из нескольких различных элементов, и в виде собранного блока поднимают и устанавливают на место. Собирают блок на специальных стендах у места монтажа. Такой метод наиболее часто применяют при возведении большепролетных и пространственных конструкций покрытий промышленных зданий (отдельные элементы ферм, фермы и конструкции фонарей, элементы подкрановых балок и др.).

Целые сооружения собирают из отдельных элементов на земле или на специальных площадках около места установки. Собранное целиком сооружение способом надвижки или поворота устанавливают на заранее приготовленных фундаментах. Такой метод применяют при монтаже радиомачт, металлических труб и некоторых других сооружений.

Различают также способы монтажа по порядку очередности сооружения здания. В большинстве случаев сначала возводят нижнюю часть здания или сооружения, потом следующую за ней по вертикали верхнюю часть здания. Такой способ монтажа называется наращиванием здания. Например: сначала строят подвал, потом первый этаж, затем второй, третий и т. д. и, наконец, крышу. Однако в некоторых случаях, например при постройке доменных печей или при возведении зданий из объемно-пространственных блоков, бывает целесообразно начать постройку с верхней ее части и, постепенно подводя под нее (подстраивая) нижележащие части здания, поднимать верхнюю часть до проектной отметки. Такой способ возведения здания называется подращиванием.

Временное закрепление установленных элементов производят при помощи крепежных приспособлений, предусмотренных проектом. Способ временного крепления не должен задерживать последующую выверку и окончательное закрепление элементов.

Примеры временных креплений элементов приведены при описании монтажа этих элементов.

Выверка установленных конструкций необходима для того, чтобы положение установленных элементов соответствовало проекту, чтобы была обеспечена правильность геометрической формы здания или сооружения, соблюдены проектные размеры опорных площадок и т. д., что сразу при посадке элемента на место не удается выполнить. Отклонения в положении установленных конструкций от проектных осей и отметок не должны превышать величин, указанных в требованиях к качеству монтажа конструкций, которые помещены при описании монтажа зданий.

Для временного закрепления, выверки и приведения в проектное положение элементов сборных конструкций пользуются приспособлениями, позволяющими производить небольшие перемещения установленных на место констпукпий.

Окончательная заделка (закрепление) монтажных стыков и узлов допускается только после инструментальной выверки положения всех элементов в пределах определенной конструктивной ячейки (бокса) монтируемой захватки, обеспечивающей жесткость смонтированной части здания. Способы окончательного закрепления зависят от вида монтажных соединений в стыках и узлах, которые бывают шарнирные и монолитные, последние бывают на сварке закладных частей или замоноличенные бетоном (безарматурные).

Снятие временных креплений допускается лишь после окончательной заделки стыков.

Организация монтажа зданий. В целях обеспечения поточного (непрерывного и последовательного) производства монтажных работ, а также сокращения сроков строительства здания, имеющие значительные размеры, делят на несколько частей, которые называют захватками или монтажными участками. Границы захваток назначают с таким расчетом, чтобы они были примерно одинаковы по трудоемкости и совпадали с узлами сборных элементов конструкции. При монтаже одноэтажных промышленных зданий границами захваток служат температурные швы. В многоэтажных зданиях границы захваток определяют в зависимости от размеров и конфигурации зданий.

Здания можно монтировать с приобъектного склада или с транспортных средств.

Элементы конструкций предварительно завозят на строительную площадку и размещают на приобъектном складе в зоне действия крана, который монтирует их независимо от времени доставки. В этом случае вокруг строящегося здания должна находиться значительная территория для размещения приобъектного склада; доставляемые элементы перегружают и складируют, что может вызвать Их повреждение; склад необходимо охранять и обслуживать.

При монтаже.зданий с транспортных средств элемент доставляют на стройку к тому времени, когда он должен быть поднят краном и установлен в проектное положение. В этом случае отпадает надобность в разгрузке элемента и укладке его на оклад; в устройстве площадки около строящегося здания, ее охране и обслуживании. Однако монтаж с транспортных средств деталей, применяемых в небольшом количестве (балконные плиты, подоконные блоки, козырьки и др.), неэкономичен. Такие детали завозят с расчетом на время работ нескольких смен и укладывают в штабеля в зоне действия монтажного крана.

В некоторых случаях монтаж сборных элементов при помощи кранов оказывается невозможным вследствие больших габаритов здания и недостаточности вылета стрелы крана, например при частичной смене кровельных покрытий в промышленных многопролетных зданиях. Иногда применение кранов оказывается нецелесообразным; при небольших объемах монтажных работ и трудности доставки сборных элементов и крана к месту монтажа, например при возведении сооружений в горах при отсутствии дорог и в ряде других случаев. Тогда элементы монтируют, используя для этой цели вертолет. Монтируемую деталь, застропованную обычными стропами и канатами, поднимают вертолетом на нужную высоту, транспортируют к месту монтажа и устанавливают в проектное положение. При помощи вертолета производят смену покрытий зданий, устанавливают опоры электролиний в горных местностях, поднимают и монтируют верхние элементы высоких сооружений.



Похожие статьи:
Подготовка к возведению зданий и сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум