Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Свайные работы

Забивка железобетонных свай


Забивка железобетонных свай

Выбор оборудования. Для забивки свай и шпунта применяют копры или копровые самоходные установки, дизельные, паровоздушные молоты и вибромолоты, а также вибропогружатели.

На стадии окончания забивки сваи высота падения ударной части молота для трубчатых молотов 2,8 м, а для штанговых молотов при массе ударных частей 1250, 1800 и 2500 кг — соответственно 1,7; 2 и 2,2 м.

Подтаскивание свай к копру и ее подъем на копер. Сваи к копру допускается подтаскивать по выровненной поверхности при отсутствии перепадов в вертикальных отметках. Необходимо, чтобы операция выполнялась в пределах видимости машиниста копра по прямой линии от места стоянки копра до места расположения сваи.

Сваю, расположенную от копра на расстоянии не более 5 м, подтягивают рабочим канатом с помощью нижнего отводного блока, который укреплен на раме поворотной платформы базовой машины или на нижней части копровой стрелы (рис. 1). Для операций подтаскивания и подъема сваи разрешается использовать верхний блок на голове копра с отклонением каната от вертикали только вблизи копра, когда сваи располагаются на расстояниях. Сваи из штабеля, а также сваи, зажатые другими материалами или примерзшие к грунту, подтягивать копром не допускается.

Рис. 1. Схема подтаскивания сваи через нижний отводной блок
1 — копер на базе экскаватора; 2— копровая стрела; 3 — рабочий канат; 4 — молот; 5 — нижний отводной блок; 6 — строп; 7 —свая

Рис. 2. Схема подъема свай на копер
1 — свая; 2 — рабочий канат; 3 — копровая стрела («свеча»); 4 — крановая (опорная) стрела; 5 — базовая машина (экскаватор); 6 — молот

Строповка сваи для подъема и установки ее в стрелах копра перед погружением может выполняться следующими способами: за подъемную петлю (для свай длиной до 8 м); универсальным стропом «на удавку» (для свай длиной более 8 м); шарнирно-закрепленным наголовником (для свай длиной до 6 м). Шарнирно-закрепленный наголовник разрешается применять только при условии достаточной грузоподъемности каната подвески молота для одновременного подъема молота и сваи.

Забивка свай. Сваи, сваи-оболочки и шпунт должны забиваться в соответствии с рабочими чертежами проекта и в той последовательности, которая указана в проекте производства работ. Бригада, обслуживающая копер, может приступить к работе только после ознакомления с объектом производства работ, рабочим проектом объекта, расположением подземных коммуникаций и при наличии согласований на проведение свайных работ с организациями, эксплуатирующими коммуникации.

Рис. 3. Схема подъема и установки сваи шарнирно-закрепленным наголовником
1 — копровая стрела; 2 — молот; 3 — шарнирный наголовник; 4 — свайный канат; 5 — свая; 6 — канатный петлевой соединитель

Расстояние от места забивки свай до расположения действующих коммуникаций (газопровод, водопровод, канализация и т. д.) должно составлять не менее 3 м, а в зимний период не менее 5 м.

Вблизи злектрокабелей и в охранной зоне воздушных линий электропередач сваи можно забивать только при наличии наряда-допуска, подписанного главным инженером строительной организации.

Установив сваю острием на грунт, проверяют вертикальность и соосность ее с молотом и затем медленно опускают молот. Первые удары по свае молотом необходимо выполнять с небольшой высоты, следя за правильным положением сваи с тем, чтобы обеспечить ее погружение по заданному направлению. Затем можно перейти к забивке сваи молотом с нормальной высоты. При работе на слабых грунтах сваю устанавливают на грунт и постепенно ослабляют канат во избежание перекосов при быстром погружении ее от собственной массы. Во время забивки необходимо следить за нормальным режимом погружения свай (изменение осадок свай обычно согласуется с геологическим строением строительной площадки).

В соответствии с действующими СНиП II1-9-74 первые 5—20 свай, расположенных в различных точках строительной площадки, забивают залогами с подсчетом и регистрацией числа ударов на каждый метр погружения свай. При приближении значения отказа к расчетному (в конце погружения) сваи забивают молотами одиночными ударами, а отказ сваи измеряют после каждого удара. При работе молотами двойного действия для определения отказа сваи и энергии удара через каждую минуту измеряют величину погружения сваи, частоту ударов молота и давление пара у ввода в молот. При работе дизель-молотами отказ определяют как среднюю величину при последних 10 ударах молота.

Если при забивке сваи не достигают расчетного отказа, то сваю подвергают контрольной добивке после «отдыха» ее в грунте в соответствии с действующим стандартом на испытание свай. Если и при контрольной добивке отказ превосходит расчетную величину, проектная организация должна определить необходимость контрольных испытаний статической нагрузкой и необходимость корректировки проекта свайного фундамента или его части.

Сваи в набухающие и просадочные грунты забивают с «лидером» или без него. Глубину лидерной скважины назначают опытным путем, но она не должна быть более 0,9 длины сваи.

При сезонном промерзании грунта призматические сваи погружают при условии, что глубина промерзания не превышает 0,4 м. При большей глубине промерзания необходимо выполнить мероприятия, облегчающие условия погружения (лидерные скважины, оттаивание и др.). В этих случаях рекомендуются следующие диаметры лидерных скважин: для призматических свай не более диагонали и не менее стороны поперечного сечения; для трубчатых свай — более диаметра сваи.

При забивке свай зачастую могут произойти всякого рода дефекты и ненормальности.

Одним из путей дальнейшей индустриализации и снижения стоимости возведения конструкций производственных зданий является применение призматических свай-колонн, которые одновременно выполняют роль фундаментов и колонн каркаса здания. Свая-колонна может быть цельной или составной. Цельная — это свая-колонна без стыка, составная — из свай и дополнительного элемента (колонны) для наращивания погруженной сваи. Стык составной сваи-колонны осуществляется посредством сварки закладных деталей, монолитной железобетонной обоймы, замоноличивания в насадке из сборного железобетона и заделки колонн в полость трубчатой сваи.

Главной особенностью производства работ при забивке свай-колонн является обеспечение высокой точности работ. В связи с этим наряду с забивкой свай в лидерные скважины рекомендуется забивать сваи с применением металлических кондукторов, монолитных или сборных бетонных или железобетонных кондукторов.

Направляющие скважины устраивают лидерообразователем, навешенным на сваебойный агрегат.

К забивке приступают после раскладки свай-колонн и проверки точности устройства кондукторов и направляющих скважин.

Рис. 4. Схема забивки сваи-колонны в металлический кондуктор
1 — свая-колонна; 2 — металлический кондуктор; 3 — упор; 4 —»стрела агрегата

Рис. 5. Схема забивки сваи-колонны через плиту-кондуктор
1 — оси гнезда плиты-кондуктора; 2 — оси сваи-колонны; 3 — сборная или монолитная плита-кондуктор; 4 — свая-колонна; 5 — упор стрелы агрегата; 6—стрела агрегата

При раскладке необходимо сваи-колонны ориентировать в направлении, соответствующем последовательности их забивки; для удобства строповки головы свай-колонн следует укладывать на подкладки; верх свай-колонн рекомендуется располагать у места забивки на расстоянии, удобном для строповки, подъема и подачи сваи к месту установки.

После раскладки наносят осевые и высотные риски для контроля точности положения конструкции в плане и по высоте в процессе установки и забивки.

При заглублении на 0,1—0,2 м забивку сваи-колонны следует прекратить для проверки положения сваи и после исправления отклонений продолжить забивку сваи-колонны до проектной отметки.

Глубину погружения на конечной стадии забивки сваи-колонны следует контролировать при использовании плит-кондукторов — визуально относительно уровня верха плиты-кондуктора по риске, нанесенной на боковую грань забиваемой сваи-колонны; в случае применения металлического кондуктора — по нивелиру, добиваясь совмещения его горизонта с риской, имеющейся на боковой грани забиваемой сваи-колонны.

Сваи-колонны в направляющие скважины устанавливают автокраном немедленно после пробивки скважин.

Подмыв свай. При погружении свай забивкой или вибрированием, особенно в песчаные грунты, рекомендуется применять подмыв струей воды. Для погружения, свай с подмывом допускается использовать центральный и боковой подмывы. При большой глубине погружения, и главным образом при погружении свай с наклоном, следует применять центральный подмыв. Иногда размыв грунта выполняют через несколько труб, располагаемых с наружной стороны свай и имеющих свободу передвижения.

Для железобетонных свай сплошного сечения разрешается укреплять одну боковую подмывную трубу с центральным выходным соплом, забетонировав его в тело сваи около острия. Боковую подмывную трубу после забивки сваи вытаскивают из грунта для повторного использования.

Диаметр парных подмывных труб должен соответствовать принятым расходу и напору воды. Диаметр выходного отверстия наконечника обычно составляет от 0,3 до 0,45 внутреннего диаметра подмывной трубы.

На последнем метре погружения подмыв следует прекратить, после чего свая должна быть погружена молотом или вибропогружателем до проектного отказа без подмыва.

Срезка голов свай. Существующие методы изысканий и проектирования не позволяют с достаточной точностью определять длину свай, что иногда приводит к их неполной забивке. В этих случаях трудоемкой операцией остается срезка голов свай. К срезке головы сваи подготавливают различными способами, зависящими от материала и назначения свай, конструкции ростверка и условий производства работ. Оборудование выбирают в зависимости от принятого способа.

Для срезки голов деревянных свай, находящихся над водой или в сухих котлованах, применяют ручные поперечные пилы, электрические или пневматические цепные пилы и пилу «Дружба».

Срезку железобетонных свай обычно выполняют отбойными молотками. Арматурные стержни после разрушения тела сваи перерезают автогеном. Далее арматуру отгибают и связывают с арматурой ростверка. Для снижения трудоемкости работ по срезке голов сваи созданы механические и термические машины и устройства.

Рис. 6. Способы срезки голов свай

При механическом способе срезки голов свай бетон разрушают раздавливанием и срезкой. Процесс разрушения бетона свай раздавливанием осуществляют гидравлическими ножницами путем приложения значительных усилий на клиновые резцы специальных устройств. Гидроцилиндры двигают клиновые резцы, прижимая сваю к неподвижному упору, и разрушают бетон, обнажая арматуру сваи. Зона разрушения сваи составляет около 0,5 м.

При механическом .способе головы свай срезают вращающиеся режущие диски, приводимые в действие электродвигателем (машина С-993).

Как показал опыт, наибольшее распространение получили механические способы срезки голов свай вследствие своей экономичности, простоты конструкций, применяемого оборудования и удобства его эксплуатации.





Похожие статьи:
Набивные сваи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Свайные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум