Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Геодезические работы в строительстве


Геодезические работы в строительстве

Для своевременного выполнения геодезических работ при возведении сооружений все измерительные процессы должны быть тщательно спланированы и тесно увязаны с технологическими стадиями строительства.

Министерство строительства СССР в целях улучшения организационно-технического уровня геодезических работ в строительстве утвердило инструкцию И-04-07 по организации и производству геодезических работ в строительстве.

В зависимости от конкретных особенностей высотных сооружений (угольных башен, копров, силосов, градирен, труб) и вследствие этого различных методов их возведения геодезические работы в период строительства разделяются на несколько этапов: возведение фундаментов (нулевой цикл); железобетонной оболочки (трубы, градирни), стен (копра, силоса); устройство колоннады (градирни) и др.

Для выполнения геодезических работ на строительной площадке при возведении круглых в плане сооружений (силосов, труб, градирен) создают сеть пунктов планового и высотного обоснования.

На первом этапе строительства (при сооружении фундаментов) планово-высотное обоснование представляет собой систему знаков, закрепляющих строительные оси, которые располагают на расстоянии около 50 м от центра сооружения. Эти знаки закрепляют стальной трубой, забетонированной на глубину до 1,5 м. К верху трубы приваривают стальную пластину размером 150x150 мм, на которую выносят ось сооружения. Установку знаков и закрепление осей сооружения выполняет отдел инженерной геодезии.

Разбивку осей производят угловыми измерениями с пункта, закрепляющего центр сооружения. В дальнейшем по знакам, закрепляющим оси, прокладывают полигонометрический ход с привязкой к пунктам городской полигонометрии. Измерения производят оптическим теодолитом Вильда и стальной компарирован-ной рулеткой.

После окончания бетонирования кольцевого фундамента на нем закрепляют оси путем заделки (в фундамент) стальных стержней диаметром до 50 мм, верхний обрез которых выступает на 2—5 см над поверхностью бетона.

Оси выносят по створу визированием на знак, закрепляющий диаметрально противоположную ось. Все разбивочные работы внутри сооружения при строительстве его до нулевой отметки производят от осевых точек, закрепленных на кольцевом фундаменте.

Перед началом работ выше нулевой отметки на специально сооружаемую площадку выносят центр сооружения (трубы, силоса) с осевых точек, закрепленных на фундаменте методом створных засечек.

С площадки центр сооружения переносят на монолитное железобетонное перекрытие (копра, силосов и т. д.) и закрепляют. Этот центр является исходным для вынесения вертикальной оси сооружения и дальнейшего контроля на весь период строительства.

По технологии производства работ, применяемой при строительстве высотных железобетонных сооружений (труб, силосов, градирен и т. п.), выносить вертикальную ось можно только внутри сооружения.

Вынесение центра сооружения в рабочую зону осуществляют только с помощью оптических приборов вертикального проектирования высокой точности.

Вертикальность возведенной части сооружения проверяют методом прямой засечки с пунктов, закрепляющих две взаимно перпендикулярные оси. Проверку вертикальности производят в такое время, когда отсутствует солнечный прогрев башни и ветровые нагрузки минимальны (скорость ветра до 3 м/сек).

При возведении сооружений в скользящей и подъемно-переставной опалубке геодезический контроль включает, кроме контроля вертикальности сооружения, контроль геометрических размеров опалубки, величины ее скручивания и деформации.

Особенностью геодезического контроля за возведением высотных сооружений является то, что результаты измерений обрабатываются сразу же после их получения с тем, чтобы можно было вносить изменения в положение опалубки по ходу ее движения.

До начала монтажа опалубки производят геодезическую исполнительную съемку конструкций подземной части сооружения.

Высотный геодезический контроль включает передачу отметок от исходного репера на рабочий пол опалубки, контроль горизонтальности рабочего пола и др. Передачу отметок осуществляют с помощью нивелира и подвешенной рулетки.

В ГДР применяют дистанционные штанги из стали, на которых устанавливают на необходимом расстоянии высотные марки и тем самым фиксируют проектные отметки. Горизонтальность рабочего пола опалубки контролируют методом геометрического и гидравлического нивелирования. Весьма перспективным для этих целей является применение электронных уровней, постоянно закрепленных на опалубке и передающих информацию о действительном высотном положении рабочего пола опалубки на пульт управления ее движением. Это позволяет осуществлять корректировку положения опалубки в процессе ее движения.

Геодезический контроль кручения и деформации опалубки осуществляют с помощью линейно-угловых измерений (например, параллактическим методом).

Геодезический контроль вертикальности движения опалубки может осуществляться с помощью механических отвесов специальной конструкции, теодолита методом наклонного проектирования, зенит- или надир-прибором — методом вертикального проектирования. С точки зрения безопасности целесообразнее применять надир-приборы, так как визирование осуществляют сверху вниз и прибор устанавливают на самой опалубке.

В ГДР для этих целей аналогично надир-прибору разработано специальное вертикальное оборудование, в основу которого положен так называемый метод ртутного горизонта, который позволяет вести геодезический контроль и без устройства специальных площадок в перекрытиях сооружения.

При возведении сооружений в скользящей опалубке для геодезического контроля вертикальности рекомендуется применять приборы вертикального визирования — PZL, ОЦП, теодолиты и отвесы, подвешиваемые на опалубке.

Для контроля вертикальности, смещения и кручения сооружения по четырем углам в перекрытии и фундаменте закладывают контрольные марки с учетом свободного доступа к инструменту, центрируемому над ними.

На скользящей опалубке в четырех углах устанавливают на специальных кронштейнах визирные марки. До начала работ центры визирных марок на опалубке должны совпадать с центрами контрольных марок на перекрытии с ошибкой не более 0,5 мм. После каждой передвижки опалубки контролируют ее плановое положение относительно контрольных марок. При использовании приборов вертикального визирования (ОЦП, PZL) контроль с каждой точки осуществляют по двум взаимно перпендикулярным направлениям, т. е. отсчеты по визирным маркам берутся дважды с поворотом инструмента на 90° вокруг вертикальной оси. При использовании тяжелых отвесов над контрольными марками устанавливают центровочный столик. Центры контрольной марки, центровочного столика и точки подвески отвеса на опалубке должны совпадать.

Для контроля наружных граней следует применять метод наклонного визирования с использованием теодолитов при двух положениях вертикального круга.

На пунктах, закрепляющих основные оси сооружения, устанавливают теодолит, а на уровне нулевой отметки горизонтально располагают линейку. Положение граней сооружения определяют по отсчетам, снятым с линейки.

Отклонения от вертикали сооружения при поступательном движении опалубки достаточно изучены. Основной причиной их является неравномерный подъем на различных участках стен возводимого сооружения. Для ликвидации этих отклонений рабочий пол опалубки наклоняют при помощи подъемных гидродомкратов примерно до 100 мм в сторону, противоположную отклонению, и в таком положении бетонируют стены до приведения их в проектное положение.

Контроль за вертикальностью возведения копров в Донбассе (на шахтах им. Гагарина, им. Дзержинского и др.) успешно осуществлялся путем применения метода вертикального визирования при помощи PZL, выпускаемых в ГДР. При использовании этого прибора картина отклонения в двух плоскостях воссоздается с большой точностью. Измерения отклонений производят через каждые 3—5 м высоты сооружения. Данный метод, как наиболее совершенный, может быть рекомендован и для других типов сооружений (труб, силосов, угольных башен) любой высоты и конфигурации в плане. Метод контроля вертикальности сооружения с помощью теодолита, хотя и отличается высокой точностью измерений, дает отклонения в одной плоскости.

Имея достоверные сведения о состоянии скользящей опалубки и стен возводимого сооружения через каждые 3—5 м высоты, можно своевременно принимать необходимые меры для соблюдения вертикальности конструкций в пределах допусков.

Для устранения разворота скользящей опалубки (а вместе с ней и всего сооружения) применяют оттяжные лебедки, например ЛП-5, которые устанавливают на стройплощадке. При помощи тросовых оттяжек создают отрицательный вращающий момент скользящей опалубки. Такой способ исправления отклонения опалубки был применен при возведении башенных копров на шахтах № 5 им. Ленина и «Северная» (Донбасс). Однако этот метод ликвидации отклонения приемлем при возведении сооружений до высоты 25—35 м, так как при большей высоте устранение вращательного движения затрудняется тем, что угол наклона оттяжных тросов у горизонтальной плоскости увеличивается и горизонтальная составляющая отрицательного вращающего момента уменьшается. В таких случаях применяют винтовые оттяжки, которые крепятся одним концом за верх конструкции опалубки, а другим — к закладным деталям в забетонированных элементах конструкций под углом к горизонтальной плоскости опалубки до 20°. Под действием оттяжек опалубка при ее подъеме и бетонировании конструкции на участке в 2—5 м по высоте возвращается в проектное или близкое к нему положение.

В сочетании с наклоном пола скользящей опалубки этими способами ликвидируют отклонения конструкций от проектного положения.

Похожие статьи:
Устройство опалубки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум