Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Источники образования пыли на производственных предприятиях


Источники образования пыли на производственных предприятиях

К производственным предприятиям дорожной индустрии, на которых образуется пыль, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, относят: карьеры по добыче камня, гравия и песка; промежуточные склады и базы; дробильные и сортировочные цехи; асфальто- и цементобетонные заводы.

Степень влияния различных источников пыли на состояние атмосферы определяется токсичностью и интенсивностью пылевыделения. Токсичность пыли зависит от содержания в ней свободного кремнезема – SiC>2, так как именно эти частицы определяют силикозное состояние окружающей среды.

Опасность пыли для здоровья определяется также ее зерновым составом. Пыль, выделяемая при технологических процессах, может быть классифицирована по размерам частиц на следующие виды: крупная – свыше 40-45 мкм, средняя – от 1 до 40 мкм и тонкая -менее 1 мкм.

Максимальные разовые предельно допустимые концентрации (ПДК), установленные санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), составляют: 0,5 мг/м3 для атмосферы населенных пунктов, 1 мг/м3 – в воздухе рабочей зоны при содержании более 70% свободного S1O2 и 2 мг/м3 пои содержании от 10 До 70% Si02.

Основными видами работ, при которых выделяется наибольшее количество пыли в атмосферу, являются буровзрывные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, дробильно-сортировочные, приготовление асфальтобетонных смесей.

Нередко в процессе ведения работ без средств обеспыливания образуются и выделяются значительные объемы пыли, которая под воздействием воздушных потоков распространяется в атмосфере, в результате чего запыленность в зоне работы и в кабинах машинистов, а иногда и на всей территории предприятия превышает предельно допустимую.

Существенное влияние на загрязнение пылью атмосферы оказывают различные естественные и производственные факторы: литологическое строение разрабатываемых горных пород, их минералогический состав, крепость и влажность, глубина разреза и ориентировка его относительно преобладающих ветров („розы ветров”), метеорологические условия, применяемая технология разработки, используемые горные и транспортные машины и другие условия.

Одним из главных факторов, влияющих на интенсивность пыле-выделения в атмосферу при разработке карьеров, является содержание влаги в горной массе. Обобщенные данные, приведенные в табл. 7.2, по многочисленным замерам показывают, что с увеличением влажности горной породы пылеобразование заметно снижается.

Большое влияние на интенсивность образования и рассеивания пыли в радиусе действия экскаватора оказывают скорость и направление ветра относительно забоя. С повышением скорости движения воздуха происходит более интенсивное пылеобразование, степень которого зависит также от направления ветра относительно кабины экскаватора; при встречном потоке запыленность воздуха заметно возрастает. Это указывает на необходимость применения схем работы экскаваторов с учетом преобладающего направления ветра.

Весьма значительное воздействие на состояние атмосферы оказывают параметры экскаваторов. Как правило, при работе экскаваторов с большими параметрами выделяется меньшее количество пыли. Это обусловлено, главным образом, уменьшением количества погрузочно-разгрузочных операций, приходящихся на единицу перегружаемой горной массы.

В процессе исследований были отобраны пылевые пробы у места разгрузки автомобиля-самосвала, на рабочем месте машинистов грохота, дробилки, в зоне пластинчатого питателя, на складе материалов.

Замеры пылевыделения в карьере на пункте дробления и грохочения осуществлялись при работе аспирационной системы. Она состояла из частичного укрытия грохота и узлов перегрузок материала с пластинчатого питателя на ленточный конвейер, местных отсосов воздуха. В летний период осуществлялось увлажнение горной массы до 1,5-4,0% в забоях экскаваторов.

Результаты исследования запыленности воздуха на рабочих местах участка представлены ниже:

В процессе исследований, проведенных в карьерах, было установлено, что пыль , выделяющаяся при грохочении и дроблении горной массы, смешивается с пылью, образующейся при падении негабарита, и выносится потоком воздуха над колосниками на разгрузочную площадку практически при – любом направлении ветра. Это явление связано с методом расположения установки дробления и грохочения, где часто наблюдается зона рециркуляции воздушных потоков.

Одним из существенных видов работ, при которых образуется пыль в карьерах, являются транспортные работы. Карьерные автомобильные дороги имеют свои особенности: относительно небольшой срок службы, частые изменения трассы, переменный продольный профиль, малые радиусы кривых, большая интенсивность движения большегрузных автомобилей, что значительно увеличивает пылеобразование и ухудшает эксплуатацию таких дорог.

При скорости БелАЗ-540 до 40 км/ч длина пылевого шлейфа колеблется от 30 до 120 м, ширина – от 9 до 20 м при высоте его от 3 до 6 м. Концентрация пыли по длине шлейфа уменьшается от 1000 до 20 мг/м3 (в 1 м за движущимся автомобилем).

Часть пыли из шлейфа уносится с покрытия дороги воздушными потоками. Так, при скорости бокового ветра от 3 до 5 м/с за пределы дорожной полосы уносится примерно от 1/3 до 1/2 массы пыли из шлейфа, что составляет от 150 до 900 г. При интенсивности движения 100 авт./ч масса уносимого грунта с покрытия дороги за сутки составляет 0,3-1,8 кг.

Рис. 1. График концентрации пыли по длине L, ширине В и высоте И шлейфа:
1, 2, 3,4,5— при Н, равной соответственно 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0 м

Увеличение пыли на карьерных дорогах происходит за счет заноса на покрытие грязи, прилипшей к кузову автомобилей-самосвалов. В среднем за две смены работы на поверхности карьерного автомобиля-самосвала модели БелАЗ накапливается около 150-200 кг грязи, которая является дополнительным источником образования пыли на карьерных дорогах. Поэтому для устранения указанной дополнительной пыли на дорогах, а также с целью уменьшения коррозии металлических частей автомобилей и повышения их производительности в промышленных-карьерах организуют мойку машин.

Большое внимание уделяется защите окружающей среды от пыли при приготовлении асфальтобетонной смеси.

Источники выделения и выброса пыли на промышленных предприятиях определяют на каждом конкретном участке в момент проведения инвентаризации. Инвентаризация проводится не реже 1 раза в 5 лет и с учетом перспективы развития предприятия.

В соответствии с действующим положением на каждом предприятии проводят отбор проб на запыленность, определяют расход, скорость, температуру и относительную влажность выбрасываемого газа, осуществляют соответствующие расчеты. Все данные заносят в бланки инвентаризации.

По данным исследований институтов НИИГАЗ, ВНИИстройдормаш, Союздорнии, НПО Росдорнии, при производстве асфальтобетонной смеси на установках выделяются наряду с пылью углеводороды, сернистый газ, окись углерода, окись азота, фенол. Усредненные данные выбрасываемых в атмосферу веществ на одну смесительную установку составляют: пыли 23 500 мг/м3, углеводородов 217 мг/м3, сернистого газа 16 мг/м3, окиси углерода 0,8 мг/м3, фенола 0,68 мг/м3. Как видно из приведенных данных, основным загрязняющим веществом при приготовлении асфальтобетонных смесей является пыль, которая при осаждении плотным слоем на растения резко замедляет их рост из-за уменьшения поступающего света и ухудшения газообмена. Основной объем пыли распространяется на расстояние до 250 м от источника выделения по направлению преобладающего ветра.

Очистка выбросов на отечественных смесительных установках преимущественно осуществляется в двухступенчатых пылеочистных агрегатах с использованием на первой ступени циклонов и на второй ступени – мокрых пылеуловителей.

Обследованиями, проведенными Гамбургским университетом, было установлено, что асфальтобетонные заводы с аналогичными пылеочистными агрегатами выбрасывают в атмосферу от 10 до 100 г пыли в 1 м3 газа. В связи с этим в Германии были выработаны рекомендации, предписывающие уменьшение количества асфальтобетонных смесителей (особенно передвижных), разработку новых смесителей с повышенной производительностью, переоборудование старых пылеочистных агрегатов на новые с тканевыми фильтрами. Это привело к резкому снижению загрязнения атмосферного воздуха и дало право принять на территории Германии предельную норму выброса для асфальтобетонных установок 100 мг/м3.

Создание высокоэффективных пылеуловителей осуществляют и нашей стране. Так, исследования института УкрНИИинжпроект показали возможность создания двухступенчатой пылеочистной Установки со скруббером Вентури, которая выбрасывает в атмосферу 200 мг/м3 пыли при применении радиального подвода жидкости и 100 мг/м3 при дисковом рыспылении, что соответствует зарубежным аналогам.

Одним из путей решения вопросов охраны окружающей среды на производственных предприятиях является нормирование выбросов. Результаты расчетов, проведенные JI. В. Краснощековой и В. В. Бабаевой, показали, что концентрация пыли на предприятиях железобетонных изделий составляет 4- 26%. Наибольшее загрязнение атмосферы пылью, выбрасываемой предприятиями железобетонных изделий, происходит в период кратковременных выбросов, например при разгрузке щебня из железнодорожных вагонов. „Вклад” этого источника в общее загрязнение атмосферы составляет от 40 до 94%.

Кроме кратковременных выбросов, значительное загрязнение атмосферы на заводах ЖБК происходит от неорганизованных источников. Так, узлы разгрузки цемента из железнодорожных вагонов добавляют от 20 до 95% пыли в атмосфере, бункера цемента – 12-35%, силосы – 8-24% и т.п.



Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум