Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Особенности очистки от пыли дорог с асфальтобетонными покрытиями


Особенности очистки от пыли дорог с асфальтобетонными покрытиями

Пылевидные частицы на поверхности асфальто- и цементобетон-ных покрытий появляются при заносе шинами автомобилей мелкозема с не укрепленных вяжущими материалами обочин и съездов, потере грунта и других сыпучих материалов при перевозке, несвоевременной уборке фрикционных противогололедных материалов с покрытия, при истирании поверхностного слоя покрытия и шин, заносе продуктов ветровой и водной эрозии.

Для изучения образования пыли на дорогах с асфальтобетонными покрытиями были проведены многочисленные измерения на дорогах с интенсивностью движения 1000-3000 авт./сут.

Из приведенных данных видно, что наименьшие концентрации пыли обнаруживались на участках NM и 2, где обочины были укреплены асфальтобетоном или травой. С удалением от кромки покрытия на 10 и 25 м содержание пыли на втором участке снижалось в 2 и 4 раза, составляя соответственно 1,2 и 0,6 мг/мэ.

На третьем участке из-за сильно загрязненного покрытия, особенно у кромки (грунтом и песком), и отсутствия укрепления обочин концентрация пыли резко возросла до 364 мг/м3.

Значительный защитный эффект от загрязнения окружающей среды от пыли приобретают древесные и кустарниковые посадки вдоль автомобильных дорог. Так, по данным Киевского НИИ общей и

коммунальной гигиенична расстоянии 25 м от дороги ажурная посадка снижает запыленность окружающей среды с 56,7 до 12,4 мг/м3, т.е. в 4 5 раза, а плотная густая посадка – с 346,7 до 2,4 мг/м3, т.е. в 100 с лишним раз, приближая загрязнение атмосферы пылью к допустимым нормам для рабочей зоны промышленных предприятий (2 мг/м3). Это свидетельствует о том, что при защите окружающей среды от пыли следует широко использовать пылезащитные полосы из древесно-кустарниковых растений.

Подсчитано, что посадки из 400 молодых тополей задерживают около 400 кг пыли. Полоса древесно-кустарниковых насаждений шириной 25-30 м перехватывает от 30 до 70 т пыли, снижая запыленность на 20- 65%.

Защитная эффективность зеленых насаждений зависит от высоты и плотности посадок. Так, при высоте деревьев 6, 12 и 15 м, ширине соответственно 10, 25 и 40 м запыленность снижается на 65,75 и 90%.

Эффект зеленых насаждений в значительной мере зависит и от плотности полосы посадок. Однорядные и двухрядные посадки из деревьев не оказывают существенного влияния на содержание пыли в воздухе. Плотные же посадки из деревьев и кустарников значительно уменьшают загрязнение воздуха: весной в 2, летом – в 5 раз.

Что касается уменьшения пылевыделения на дорогах с укрепленными обочинами путем засева их травами убедительно показано в табл. 6.1. Травянистый покров снижает запыленность воздуха на расстоянии 10-25 м в 20-50 раз (2-й и 3-й участки).

Одним из способов повышения эффективности укрепления обочин с применением засева трав является использование пленкообразующих материалов (нефти, лигносульфонатов и т.п.).

В связи с этим Свердловским НИЦ были проведены исследования по укреплению обочин и откосов посевом многолетних трав совместно с пленкообразующими материалами на основе лигносульфонатов. Предложено на предварительно спланированную поверхность отсыпать слой растительного грунта толщиной 5-10 см и затем наносить смесь для гидропосева.

В качестве пленкообразователя служит 30%-ный раствор лигнодора.

Результаты полевых опытов показали, что посев газонных трав совместно с обработкой лигнодором по растительному грунту может служить хорошим способом обеспечения противоэрозионной стойкости неукрепленных обочин, а также откосов.

Кроме того, разработана композиция на основе лигнодора для создания на обочине растительного покрова без дополнительного нанесения растительного грунта для образования устойчивой к эрозии структуры грунта. В композиции предложено использовать в качестве структурообразователя азотнокислый калий, ионоактивизирующей добавки – глицериновый гудрон (кубовый остаток дистилляции глицерина).

Адсорбируясь на поверхности мульчи (торф) и грунта, лигнодор образует на обочине или откосе эластичную пленку, хорошо удерживающую семена и не препятствующую их прорастанию. Смесь наносится на спланированную поверхность в количестве 4-5 л/м2 за два-три прохода гидросеялки. Применение данной смеси позволяет повысить эффективность укрепления за счет ускорения образования растительного покрова.

Таким образом, лигносульфонаты, в частности лигнодор, могут быть использованы при гидропосеве в качестве пленкообразователей для укрепления обочин и откосов автомобильных дорог взамен дефицитных латексов и синтетических смол.

Наиболее распространенный способ борьбы с пылью на асфальто- и цементобетонных покрытиях – это механическое удаление пыли путем периодического смазывания, подметания, сдувания или засасывания пылевидных частиц. Однако, как показали наблюдения, применение этих способов при значительном загрязнении покрытия (участки дорог около новостроек, неукрепленных обочин и съездов сельскохозяйственных угодий) малоэффективны. Поэтому очень часто для очистки покрытия в таких условиях используют автогрейдеры, а в некоторых случаях и бульдозеры, ежедневное применение которых при относительно малых объемах резко снижает их производительность.

Для ликвидации пыли в указанных выше условиях предлагается применять стадийный метод, т.е. загрязненное покрытие вначале обрабатывают малыми дозами обеспыливающих материалов для агрегатирования пылевидных частиц и удержания их на поверхности с последующей уборкой агрег,-.тированной пыли дорожными машинами. Уборку агрегатированной пыли следует начинать после полной ликвидации источника загрязнения или временного прекращения его действия (окончания сельскохозяйственных работ, завершения строительства, обеспыливания или укрепления обочин и съездов и т.п.).

Агрегатирование пылевидных частиц производят путем обработки их различными обеспыливающими материалами (например, Лет).

Проведенные лабораторные исследования в ГипродорНИИ и ДКХ им. К. Д. Памфилова позволили определить влияние ЛСТ на активную реакцию водной вытяжки, изменение удельной площади поверхности пыли, запыленности воздуха и изучить другие свойства.

Определение активной кислотности проводили на лабораторном рН-метре ЛПУ-01 с образцами пыли, отобранными с асфальтобетонных покрытий с разной степенью загрязнения (10, 30 и 50 г/м2) и обработанными растворами ЛСТ концентрацией 1, 2, 4 и 5%. Результаты этих опытов приведены в табл. 6.2.

Видно, что величина рН водной вытяжки образцов, не обработанных ЛСТ и полученных из различных навесок натуральных загрязнений, находится в слабощелочной области и возрастает с увеличением загрязнения покрытия. Зная, что рН вытяжки из загрязнений покрытия находится в слабощелочной области, а рН применяемых растворов – в слабокислой, можно предположить, что здесь имеет место реакция нейтрализации, что снижает воздействие на почвы прилегающей местности.

При обработке образцов дорожной пыли различными обеспыливающими материалами происходит изменение удельной площади поверхности. Это обстоятельство было установлено путем испытания образцов, обработанных 5%-ным раствором ЛСТ, на приборе Т-3. В результате опытов получено, что удельная площадь поверхности образца до обработки раствором ЛСТ была 298, а после – 245 см2/г, т.е. уменьшилась на 17,8%. Известно, что с уменьшением удельной площади поверхности увеличивается размер частиц, создавая более крупные агрегаты. Отрыв таких частиц от поверхности покрытия требует больших усилий, а это в свою очередь резко уменьшает количество поднятых частиц в воздух и его запыленность.

Для изучения влияния ЛСТ на запыленность воздуха были проведены опыты на приборе „Автомобильный аспиратор”, выпускаемом экспериментально-техническим производством МНИИГ им. Ф. Ф. Эрис-мана с использованием специальной камеры для испытания образцов пыли. Запыленность воздуха в камере определялась по привесу фильтров АФА-В-18, установленных в специальные фильтродержатели.

Опыты проводили с образцами пыли, взятыми с покрытия при разной степени загрязнения: 5, 10, 30 и 50 г/м2. Для оценки влияния обеспыливающих материалов одну серию образцов обрабатывали 5%-ным раствором J1CT, другую дистиллированной водой. Затем образцы высушивали и образовавшуюся корочку разрушали. Только после этого образцы испытывали на приборе. Разрушение поверхности образца позволило провести эксперимент в наиболее неблагоприятных условиях, весьма близких к натурным испытаниям. Результаты опыта показывают, что воздух в камере при испытаниии образцов, обработанных 5%-ным раствором ЛСТ, загрязнялся пылью в 2,5-2,7 раза меньше, чем при обработке их водой.

Таким образом, первые полученные результаты свидетельствуют о том, что на асфальтобетонных покрытиях капитального типа можно применять не только механические способы борьбы с пылью, но и химико-механический. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят разработать технологию и организацию работ, определить область применения и нормы расхода химических материалов для этой цели.





Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум