|
Навигация: ![]()
![]() К торговым предприятиям относятся: универмаги на 50, 100, 150, 200 и более рабочих мест, магазины продовольственных товаров, магазины промышленных товаров, крытые рынки, могущие иметь до 500 рабочих мест, площади колхозных рынков, в настоящем параграфе рассматриваются вопросы проектирования магазинов продовольственных и промышленных товаров и универмагов. По композиционному решению магазины могут быть встроенными— тип, широко применявшийся до последнего времени, и размещаемыми в кооперированных и самостоятельных зданиях. Последние приемы в настоящее время являются ведущими в советской торговле. Размещение торговых предприятий Необходимое количество торговых предприятий определяется из расчета 6,6 рабочих мест на 1000 населения, в том числе: в продовольственных магазинах 3,2, в магазинах промышленных товаров 2,8, в универмагах 0,6 рабочих мест. Магазины продовольственных товаров должны размещаться в микрорайонах, жилых и городских районах с радиусом обслуживания не более 0,5 км. Магазины промышленных товаров в городских районах с радиусом обслуживания до 1 км. Для специализированных магазинов промышленных товаров радиусы обслуживания не устанавливаются и их обычно размещают на главных магистралях крупных городов. Композиция участка должна обеспечивать размещение надворных построек и сквозной проезд или разворот машин грузового автотранспорта. Проезды на хозяйственные дворы универмагов следует устраивать со стороны второстепенных улиц. Во встроенных магазинах и при невозможности выделения участка для двора все необходимые устройства должны предусматриваться в объеме здания. Здания магазинов размещают по красной линии или с небольшим отступом — 2—3 м, чем создаются оптимальные условия для обозрения витрин и устраняются помехи для движения пешеходов. Состав и нормы проектирования помещений В состав магазинов входят следующие группы помещений:
Рис. 1. Функциональная схема размещения основных групп помещений торгового предприятия Взаимное размещение этих групп должно соответствовать следующим требованиям: Кроме этих основных композиционных требований, проект должен обеспечивать: При определении площадей торговых залов, помещений для хранения и подготовки товаров к продаже исходят из количества рабочих мест продавцов. Площадь торгового зала на одно место продавца в нормах не приводится, так как зависит от вида товаров, а также от планировки и организации рабочих мест (см. ниже). Для предварительных наметок можно ориентировочно принять 12—15 м2]. Расчетное количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале (вместимость зала), определяется из расчета 1,35 м2 на человека, включая площадь, занятую рабочими местами. Поскольку площадь рабочих мест составляет в среднем 35—40% площади зала (не должна превышать45%), то часть площади зала, непосредственно используемая покупателями, составляет 0,8—0,9 м2 на одного человека. Площадь прочих торгово-оперативных помещений крупных торговых предприятий определяется специальными заданиями. Для подготовки товаров к продаже предусматриваются отдельные помещения или увеличивается площадь кладовых. При торговле скоропортящимися товарами проектируются помещения моечных, имеющие площадь при количестве рабочих мест до 4 — 4 м2 до 6 — 6м2, более 6 — 8 м2. При наличии в товарной группе только одного рабочего места продавца нормы помещений хранения товаров можно увеличивать в 1,5 раза. Двери и люки для загрузки товаров при размещении торговых предприятий в отдельных или кооперированных зданиях проектируют со стороны двора, во встроенных магазинах — со стороны торцов здания. При входах и люках необходимы приемочные площадью не менее 10 м2. Административно-бытовыё помещения должны быть обеспечены самостоятельным входом и иметь удобную связь с торговым залом, кладовыми и помещениями подготовки товаров к продаже. Площадь всей группы определяется в соответствии с нормой 3,0 м2 на одного продавца. Состав помещений этой группы меняется в зависимости от количества рабочих мест продавцов. Как минимум, проектируют совмещенное помещение конторы-комнаты отдыха и уборную с умывальником в шлюзе. При этом индивидуальные шкафчики для одежды сотрудников устанавливают в коридоре подсобно-складских помещений. раздевальная — мужская и женская (при незначительной численности продавцов объединенная). Площадь раздевален при наличии индивидуальных шкафчиков — 0,45 м2 на одно место; кабинет директора — 6—8 м2; хозяйственная кладовая — 4—6 м2; комната отдыха как самостоятельное помещение, не совмещенное с конторой — из расчета 0,15—0,20 м2 на одно рабочее место; душевая кабина с местом для раздевания — 2,5—3 м2. В крупных магазинах с количеством рабочих мест свыше 50 могут добавляться по специальным заданиям помещения: охраны, телефонного коммутатора, радиоузла, диспетчерской, медпункта, служебного буфета, комнаты декоратора, мастерские текущего ремонта и т. д. Высота этажа торговых залов для предприятий II и III классов принимается 3,30 м, для I класса — 4,20 ж. Отдельно стоящие здания магазинов проектируют на основе модульной сетки 6,00 (3,00) м. При проектировании зданий крупных торговых предприятий одним из самых сложных композиционных вопросов является обеспечение взаимосвязи торговых залов с подсобными помещениями, так как транспортировка товаров в пределах обширного этажа, в особенности через площадь, занимаемую покупателями, крайне нежелательна? Этот вопрос лучше всего решается при размещении торговых помещений над складскими с подъемниками, подающими товары непосредственно к месту их реализации. В многоэтажных универмагах могут устраиваться перемежающиеся торговые и подсобные этажи, в пределах которых, кроме складских, могут размещаться административно-бытовые помещения и даже некоторые дополнительные помещения по обслуживанию покупателей. При таком решении крупные грузовые лифты доставляют товары с дебаркадера в складские этажи. А отсюда по мере надобности легкие подъемные устройства передают их через люки в любые места торговых залов, причем эта передача может осуществляться не только вверх, но и вниз. Такая композиция создает много не только технологических, но и архитектурно-конструктивных возможностей: Проход большого количества покупателей может приводить к охлаждению прилегающих к входам-выходам помещений первого этажа. Поэтому в тамбурах крупных магазинов необходимо устраивать тепловые завесы. Планировка и организация рабочих мест В связи с внедрением новых прогрессивных методов торговли в планировке, типах оборудования и организации рабочих мест продавцов за последние годы наблюдаются значительные перемены. Новые методы имеют целью создать лучшие возможности для ознакомления с имеющимся ассортиментом товаров. Облегчают контакт покупателей с продавцом, дают возможность сделать правильный выбор. Процесс торговли ускоряется и создается возможность более эффективного использования площади торгового зала. В зависимости от площади и глубины зала, планировка оборудования может иметь ряд вариантов. Однолинейная планировка: оборудование размещается фронтом вдоль внутренней стены. Эта система обычно применяется в длинных и относительно узких (5,5—7,5 м) торговых залах. Для увеличения фронта торговли однолинейную планировку часто заменяют двухлинейной — Г-образной, или трехлинейной— П-образной. Однако эти приемы значительно сокращают площадь зала для покупателей. При очень малой ширине торгового зала и необходимости разобщить две группы товаров применима двухлинейная планировка с линиями рабочих мест, перпендикулярных к фасадной стене. В широких больших торговых залах возможна четырехлинейная (периметральная) система. Она применима при ширине и длине зала не менее 11 — 12 м. Наконец, при дальнейшем увеличении размеров зала возможно сочетание периметральной и островной планировки . Ширина проходов для публики между двумя фронтами торговли должна быть не менее 5 м. Рабочие места продавцов по размещению и форме оборудования бывают нескольких типов. Закрытые — со сплошными линиями прилавков и шкафов. При этом длина фронта одного рабочего места принимается: в продовольственных магазинах — 2 м; в промтоварных магазинах хлопчатобумажных тканей, обуви, галантереи, трикотажа и прочих некрупных предметов — 2 м; в промтоварных магазинах спортивных, музыкальных, радиотоваров, книг, игрушек, шерстяных и шелковых тканей — 2,5 м; в магазинах готового платья — 3,0 м. Глубина рабочих мест в зависимости от ширины пристенного оборудования, прилавков и прохода (0,9—1,3 м) колеблется в пределах от 2,20 до 2,60 м. Закрытая организация рабочих мест продавцов до последнего времени была господствующей. Однако она во многом противоречит современным прогрессивным методам торговли и постепенно уступает место другим приемам; например, при торговле овощами, фруктами, готовым платьем, обувью, спорттоварами и т. д. часто применяются полузакрытые рабочие места; при этом линия переднего оборудования разорвана и состоит из отдельных прилавков и упаковочных столиков, а часть пристенных шкафов доступна для покупателей. Вариантом этого решения является секционная планировка торгового зала боксами со шкафами П-образной расстановки и прилавком-тумбочкой. Рис. 2. Схемы планировки торгового зала Наконец, для вышеуказанных товарных групп, а также для торговли мебелью, коврами, обоями, игрушками (и в магазинах без продавцов) часто применяются открытые рабочие места — товар выставляется у стен и посреди зала в витринах, на горках, стендах и вешалках, доступных для покупателей; продавцы не имеют четко закрепленного места, и фактически нет границ между площадью для покупателей и продавцов. Рис. 3. Схемы организации рабочих мест продавцов Торговые залы при условии дополнительного оборудования мебелью гостиного типа для обслуживания покупателей и при наличии большого выбора товаров получают название салонов. Для удобства покупателей образцы всех товаров, имеющихся в продаже, выставляются в специальных демонстрационных витринах. Кассовые кабины обычно отсутствуют и кассовые аппараты устанавливаются у мест контроля и выдачи товаров. Экспозицию товаров в витринах между двумя плоскостями остекления в настоящее время заменяют экспозицией в самом зале — перед витринными окнами. При таком приеме выставляемые товары находятся в нормальных температурных условиях и одновременно просматриваются как снаружи, так и со стороны зала. Витрины часто располагаются во всю высоту стены с небольшим цоколем 40—50 см. При этом обычный коэффициент естественной освещенности залов (1:6) значительно повышается. При экспозиции товаров, могущих выгорать (ткани, готовое платье), над витринами необходимы устройства, препятствующие прямой освещенности (козырьки, маркизы). Наряду с витринами желательно широкое применение стеклоблоков, дающих возможность размещать торговое оборудование вблизи наружных стен. Искусственное освещение не должно искажать цвет товаров. Вторым и искусственным светом разрешается освещать только внутренние коридоры, гардеробы, кладовые, туалеты и машинные отделения охлаждаемых камер. Прогрессивными явлениями, прочно вошедшими в практику организации торговли, являются магазины ускоренного обслуживания без продавцов и широкое внедрение автоматов для продажи мелких товаров. В магазинах без продавцов торговый зал имеет точно зафиксированный вход и выход. Зал оборудуется пристенными, а иногда и островными горками со свободной выкладкой подготовленных к продаже и расфасованных товаров. При выходе из зала покупатели проходят мимо контролера-кассира и рассчитываются за отобранные товары. Здания торговых предприятий, в особенности крупных универмагов, должны проектироваться на основе самых прогрессивных конструктивных решений — каркасов с навесными панелями из легких эффективных материалов и перекрытиями из предварительно напряженных панелей, балок, ферм и балок-стенок. Решение фасадов в значительной степени предопределяется большими световыми поверхностями из стекла и стеклоблоков и наличием мест для вывесок и светореклам. Желательно, чтобы внешний облик здания отражал значимость и специализацию магазина. Интерьеры торговых помещений решаются в прямой зависимости от находящихся в них товарных групп, а также системы размещения оборудования. Необходимо при этом учитывать возможность применения реклам, демонстрационных витрин, тематических панно и осветительных эффектов. Оборудование должно иметь лаконичные формы и обеспечивать максимум удобств для покупателей и продавцов. В крупных зданиях торговых предприятий, кроме побудительной вентиляции, желательно предусматривать кондиционирование воздуха. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|