Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общежития

Общежития для студентов высших учебных заведений (одиночек)


Общежития для студентов высших учебных заведений (одиночек)

В подготовке квалифицированных специалистов большую роль играет не только расширение сети вузов и совершенствование методов обучения, но также и улучшение жилищных условий студентов.

Студенческие общежития должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечить студентов жильем на современном уровне комфорта: создавать условия для учебы (выполнения домашних заданий, проведения консультаций, дискуссий, докладов и др.), воспитательной работы, участия в общественной жизни; обеспечивать студентов культурно-бытовым и медицинским обслуживанием; предоставлять возможности для проведения культурно-массовых мероприятий и занятий спортом и т.д...

Их строят в основном по типовым проектам, которые входят в состав многих массовых серий типовых проектов жилых домов. В проектах используются конструктивные схемы и параметры, свойственные каждой серии.

Наряду с типовыми проектами в Москве, Ленинграде, Кишиневе, Новополоцке, Львове и других городах осуществляется строительство общежитий по индивидуальным проектам. Эти проекты по уровню комфорта значительно превосходят унифицированные проекты. В зданиях повышенной этажности часто применяют каркасно-панельные конструкции.

Вместимость общежитий тесно связана с числом студентов, обучающихся в вузах различной специализации. По данным ЦНИИЭП учебных заведений, оптимальный контингент учащихся современных вузов колеблется: от 500 до 2000 человек в институтах культуры, искусства и физкультурных; от 2000 до 6000 в медицинских, экономических, педагогических и сельскохозяйственных; от 3000 до 14000 человек в технических и университетах. Жильем должны быть обеспечены 70% студентов дневного отделения. Действующие строительные нормы распространяются на проектирование отдельных зданий общежитий, включающих до 1500 мест, а общежития-комплексы от 1500 до нескольких тысяч мест проектируются по специальной программе.

В практике строительства СССР наиболее распространены общежития средней и большой вместимости, на 400-800 человек.

В больших городах, где находятся университеты или имеется большое число вузов, есть потребность в строительстве более крупных общежитий. Поэтому, например, в Москве, где градостроительные условия (ограниченные размеры участков и требования высокой плотности застройки) обусловливают применение проектов общежитий большой вместимости и с компактным планом, получили распространение общежития на 600-1000 мест, а также комплексы, включающие учебные здания, общежития и блоки обслуживания.

При выборе этажности студенческих общежитий учитывают вместимость, градостроительные, композиционные, строительно-технологические, технико-экономические, противопожарные и другие требования. Этажность общежитий, построенных в последние несколько лет в Москве, колеблется от 4 до 20.

На выбор планировочной структуры общежития оказывают влияние особенности участка, на котором строится общежитие (его размеры, форма, рельеф), число студентов, которые должны быть размещены в общежитии, специализация вуза, строительные конструкции, материалы и др.

Студенческое общежитие имеет сложную функциональную структуру (рис. 1). Оно состоит из следующих основных функциональных зон: жилая зона, включающая жилые комнаты с подсобными помещениями и поэтажные обслуживающие помещения; общественная зона (вестибюль, группа помещений общественного питания, культурно-бытового и медицинского обслуживания, спортивных занятий); административно-хозяйственная зона, объединяющая комнаты администрации и персонала, а также служебные помещения (подсобные и складские) и помещения инженерного оборудования.

Жилая зона — основная часть студенческого общежития, она занимает, как правило, все этажи, за исключением первого или двух нижних. Реже встречаются общежития с чередованием жилых и общественных этажей. Жилые этажи обычно имеют одинаковую планировку или различаются незначительно. Они соединяются с общественной частью лестницами и лифтами. На жилом этаже общежития размещаются жилые комнаты с подсобными помещениями, а также некоторые общественные помещения повседневного пользования: комнаты для занятий и отдыха, кухни, гостиные, комнаты чистки и глажения одежды, холлы и др. В последние 10-15 лет в СССР получила распространение такая планировочная структура жилой части общежития, при которой типовой этаж формируется не из отдельных жилых комнат, а из нескольких жилых ячеек и обслуживающих помещений. В состав жилой ячейки входят жилые комнаты, санитарно-гигиенические помещения, передняя, а иногда кухня, комната для занятий. Таким образом, кухня в студенческом общежитии не является обязательным элементом жилой ячейки в отличие от жилой ячейки рабочего общежития, в состав которой обязательно должна входить кухня. Это объясняется особенностями быта студентов: в связи с дефицитом времени они больше пользуются общественным питанием и реже, чем рабочие, готовят пищу сами.



Рис. 1. Функциональная структура общежитии для студентов вузов, рабочих и служащих (одиночек)




Рис. 2. Жилые ячейки общежитий для студентов вузов (одиночек)
а — для студентов младших курсов; б — для старшекурсников; в - для аспирантов; г — на 5 человек; д — на 4 человека; е — нижний уровень жилых ячеек на 12 человек: 1 — общая комната; 2 — кухня; 3 — кладовая; ж — верхний уровень жилых ячеек на 12 человек: 1 — спальная комната; 2 — гардеробная;


Применение таких планировочных решений объясняется стремлением архитекторов создать вместо безликой коридорной системы более уютную среду для малой группы студентов. Обособленная жилая ячейка способствует повышению комфорта проживания в общежитии: в жилых комнатах меньше ощущается шум из коридора, санитарно-гигиенические помещения содержатся в большей чистоте, чем в обычных коридорных общежитиях, реже требуют ремонта санитарно-технические приборы; кухни, в тех случаях, когда они входят в состав жилой ячейки, используются не только для приготовления, но и для принятия пищи и хранения продуктов.

Вместимость жилых ячеек в отечественной практике строительства 1970-1980-х годов колеблется в широких пределах — от 2 до 20 человек. Ее определяют многие факторы: психофизиологические особенности молодежи, пожелания студентов, выявленные в процессе социологических обследований; технико-экономические соображения и др. В типовых и индивидуальных проектах встречаются разнообразные решения жилых ячеек, отличающихся не только по вместимости, но также и по составу помещений, их площадям и оборудованию.

Опыт строительства студенческих общежитий по индивидуальным проектам показал, что современным требованиям к комфорту отвечают жилые ячейки на 4-6 человек, включающие следующие помещения: две жилые комнаты на 2-3 человека, раздельный санитарный узел (ванная или душевая и уборная с умывальником) и передняя. Встроенные шкафы размещаются, как правило, в жилых комнатах и редко в передней. Такие жилые ячейки наиболее характерны для студенческих общежитий, построенных в конце 1970-х — начале 1980-х гг. (рис. 2, в).

Интересной разновидностью является жилая ячейка общежития Московского автомобильно-дорожного института, в состав которой входит и комната для занятий (рис. 2, г).

Для московских общежитий с жилыми ячейками на 4-6 человек характерно устройство общих кухонь, рассчитанных на обслуживание студентов, проживающих на всем жилом этаже или в нескольких жилых ячейках. Эти кухни, как правило, используются студентами только для приготовления пищи. Комнаты отдыха, а также чистки и глажения одежды размещаются на каждом этаже или через этаж.

По данным Минвуза СССР и материалам обследований общежитий, проведенных ЦНИИЭП жилища, перспективным типом является жилая ячейка с кухней-нишей в передней (рис. 2, а). Этот тип ячейки отвечает потребностям как студентов, так и рабочих и может быть использован при решении вопросов унификации планировочных решений различных типов специализированных жилых зданий, обусловленной требованиями индустриального строительства.

Следует отметить, что комфорт жилой ячейки определяют не только ее вместимость, состав, площадь и взаимосвязь помещений, но и уровень инженерного оборудования (обеспечение хорошей вентиляцией, наличие местной радиосети, возможность подключения телевизоров, радиоприемников, достаточная звукоизоляция жилых комнат, возможность установки холодильников), а также пропорции комнат, обеспечивающие возможность удобной расстановки мебели; естественное и искусственное освещение, ориентация, учет особенностей климата и другие факторы.

Жилые комнаты по действующим строительным нормам предусматриваются на 2 и 3 человека. Площадь жилых комнат определяется из расчета 6 м2 на одного человека без площади встроенных шкафов. Они должны быть непроходными, шириной не менее 2,2 м. Жилая комната используется не только для сна и отдыха, но и для индивидуальных занятий. Непрерывно растущее количество информации, которую должны усвоить студенты, приводит к увеличению роли самостоятельных занятий, научно-исследовательской работы. Студенты нуждаются в постоянном рабочем месте в жилой комнате. Студенты младших курсов на время приспособления к жизни в коллективе обычно расселяются по 3 человека в комнате, студенты старших курсов — по 2 человека в комнате. Обследования показали, что подавляющее большинство студентов считают норму жилой площади 6 м2 на одного человека достаточной.

При проектировании жилых комнат студентов применяется принттип функционального зонирования. Жилая комната разделяется на зону для занятий и зону сна. В двух- и трехместных комнатах иногда шкафами или занавеской выделяют зону для каждого студента. Особое внимание уделяется размещению и оборудованию места для занятий. Оно обычно находится около окна и оборудуется письменным столом и полками для книг. Размещение рабочих и спальных мест в жилой комнате иногда ведет к чрезмерной затесненно-сти мебелью. Поэтому встречаются в общежитиях комнаты с двухъярусными кроватями. Например, в общежитии Львовского политехнического института такие кровати, а также другая мебель изготовлена по проектам самих студентов. В жилых комнатах предусматриваются встроенные шкафы для хранения одежды, обуви, белья и других, личных вещей. Иногда они размещаются в передних при жилых комнатах, встречаются также примеры устройства шкафов-перегородок.

Кухня используется в студенческом общежитии главным образом для приготовления завтраков и ужинов, обедают студенты, как правило, в столовой при институте или общежитии (рис. 3). В общежитиях коридорного типа, где кухни обслуживают большое количество студентов (50-60 и более), они используются только для приготовления пищи, а хранение продуктов и прием пищи осуществляется в жилых комнатах. В общежитиях секционного типа кухни, оборудованные в соответствии с нормами, используются как кухни-столовые.

В строительных нормах, действовавших в 1970-е годы, количество человек, пользующихся кухней, не было ограничено, что создало большую пестроту проектных решений по уровню комфорта: есть проекты, где кухни рассчитаны на обслуживание 12, 20, 60 и более человек.

Обследования ЦНИИЭП жилища привели к выводу о необходимости увеличения нормы площади кухни, чтобы создать возможности для ограничения числа студентов, пользующихся одной кухней, а также для использования кухни не только для приготовления, но и для приема пищи, хранения продуктов, а иногда и для отдыха студентов. Это было учтено при разработке действующих в настоящее время строительных норм.



Рис. 3. Кухня общежития Московского института электронной техники


Как было сказано, в современных проектах общежитий санитарные узлы входят в состав жилой ячейки. В некоторых случаях архитекторы исходя из экономических соображений и стремления избежать протечек проектируют общие душевые, умывальные и уборные на жилых этажах (рис. 4). иногда общие душевые размещаются в цокольном этаже, в подвале или на первом этаже. Однако такие планировочные решения приводят к снижению уровня комфорта общежитий. Устройство общих санитарно-гигиенических помещений способствует созданию очереди в часы пик и быстрому распространению инфекции. Размещение санитарных узлов при двух жилых комнатах (на 4-6 человек) обеспечивает большие удобства для проживающих. Ликвидировать же протечки можно с помощью технических средств (применения глубоких душевых поддонов, трапов, облицовки стен керамическими плитками и др.).



Рис. 4. Общежитие Львовского политехнического института на ул. Гайдара. С АКБ института. Архитекторы М. И. Трач, И. П. Гнесь. В. И. Блосюк
а — планы первого и второго этажей: 1 — чертежный зал; 2 — помещение для воспитательной работы; 3 — помещение для работы с вычислительной техникой; 4 — читальный зал; 5 — библиотека; 6 — мусорокамера; 7 — кладовая уборочного инвентаря; 8 — холл; б — план типового этажа; 1 — жилая комната на 3 человека; 2 — душевая; 3 — умывальная; 4 — комната отдыха


На жилых этажах общежитий помимо жилых и подсобных помещений размещаются также комнаты для занятий и отдыха, иногда также помещение для чистки и глажения одежды.

Комнаты для занятий предназначаются для индивидуальных и групповых занятий студентов (консультаций, семинаров, лекций и т.д.). Их площади и оборудование должны учитывать особенности обучения в вузе, его специализацию. Например, в общежитиях технических вузов предусматриваются комнаты, оборудованные чертежными столами и вычислительной техникой; языковых вузов — лингафонные кабинеты, музыкальных — репетитории и залы для концертов, художественных — студии для занятий графикой, живописью, скульптурой и т.д. (рис. 5). Комнаты для занятий обычно предусматриваются на каждом этаже или через этаж.

Комнаты отдыха используются для просмотра телевизионных передач, любительских фильмов, настольных игр, прослушивания звукозаписей, а также для занятий кружков, если в общежитии недостаточно специальных помещений для этих целей. Они также обычно размещаются на каждом жилом этаже или через этаж.

В практике проектирования и строительства студенческих общежитий применяются следующие основные планировочные схемы жилой части общежитий: коридорная, галерейная и секционная, а также их сочетания (коридорно-секционная и галерейно-секционная).

Широкое распространение в СССР получили коридорные общежития. Наиболее часто применяется планировочный прием, при котором жилые комнаты размещаются по обе стороны коридора, а поэтажные обслуживающие помещения чередуются с ними. Иногда в торцах также размещают жилые комнаты для увеличения вместимости общежития, но кори дор при этом теряет естественное освещение.



Рис. 5. Общежитие Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Моспроект-1. Коллектив авторов, руководитель С. Е. Вахтангов, архит. Д. Л. Ильиш и др. Общий вид и планы 2-11-го этажей (а) и 12-го этажа (б)
1 — комната для занятий графикой; 2 — комната для занятий скульптурой; 3 — комната для занятий живописью; 4 — гостиная; 5 — комната воспитателя; б — комната персонала




Рис. 6. Общежитие Московского института управления им. С. Орджоникидзе. Моспроект-1. Коллектив авторов, руководитель Ю. В. Юров, архит. С. С. Гужев и др. Общий вид и планы первого (а), второго (б) и типового (в) этажей
1 — вестибюль; 2 — буфет; 3 — подсобное помещение буфета; 4 — кладовая; 5 -изолятор; 6 — электрощитовая; 7 — комнаты для занятий


В некоторых случаях с каждой стороны коридора размещаются комнаты разной вместимости и глубины или с одной стороны коридора располагаются жилые комнаты, а с другой — обслуживающие помещения. Второй вариант дает возможность приблизить обслуживание к жилой зоне, однако он менее экономичен (рис. 6).

При схеме с двумя параллельными коридорами в центральной части здания, лишенной естественного освещения, располагаются лестничные клетки и лифты, санитарные узлы, кладовые, иногда кухни и т.д. Эта схема позволяет увеличить ширину корпуса, сократить периметр наружных стен и уменьшить эксплуатационные расходы.

При коридорной схеме получается четкая конструктивно-планировочная структура здания, что особенно важно при индустриальных методах строительства. В большинстве типовых проектов общежитий предусмотрена коридорная структура.

Многие общежития, построенные по индивидуальным проектам, разработанным Моспроектом-1, Гипровузом и ЦНИИЭП учебных зданий, также имеют коридорную структуру жилого этажа, в частности общежития Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Консерватории, Высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, МАДИ, Института общественных наук, МАрхИ, текстильного и горного институтов, Института стали и сплавов, Университета Дружбы Народов им. П. Лумумбы и др. Коридорная структура свойственна также общежитиям студентов Ленинградского и Новосибирского университетов. -

В общежитии студентов Музыкально-педагогического института им. Гнесиных по обе стороны коридора размещаются трехместные жилые комнаты. Поэтажные обслуживающие помещения (кухня, четыре уборные, две душевые кабины, умывальная) рассчитаны на 36 человек. Репетйтории вынесены в отдельное крыло (5 комнат на каждом этаже).

В 70-х годах в Москве наметилась тенденция более комфортабельного решения коридорных общежитий. Основной структурной единицей жилого корпуса становится не отдельная комната, а жилая ячейка на 4-5 человек, состоящая из двух комнат, уборной, ванной или душевой и передней. В состав поэтажных обслуживающих помещений входят кухни, комнаты отдыха и занятий, чистки и глажения одежды. По такому принципу решено получившее наиболее широкое распространение в московской практике строительства общежитие, разработанное в Моспроекте-1 архит. Е. П. Вулых: это коридорное общежитие со сдвигом частей корпуса, жилые ячейки рассчитаны на проживание 5 человек. Комнаты отдыха и занятий, чистки и глажения одежды общие для всех студентов, проживающих на этаже, а кухни запроектированы на несколько жилых ячеек. При привязке проекта изменялись состав и площади обслуживающих помещений первого и второго этажей и подвала в зависимости от специализации вуза и конкретных условий строительства. Практика эксплуатации показала, что в общежитиях этого типа созданы хорошие условия для отдыха и самостоятельных занятий в жилых ячейках. Однако необходимо отметить, что состав, площадь и оборудование общественных и административно-хозяйственных помещений в них не соответствуют современным требованиям к комфорту общежитий.



Рис. 7. Типовой проект общежития для Москвы. План типового этажа. Моспроект-1.


На рис. 7 приведен типовой проект 16-этажного коридорного общежития на 960 мест, разработанный Моспроектом-1. Это характерный пример общежития для крупных городов. Здание имеет компактный план, большие этажность и вместимость. Планировка жилого этажа типична для многих московских общежитий: по обе стороны коридора расположены жилые ячейки вместимостью 5 человек, а две кухни, помещение для чистки и глажения одежды предусмотрены общие для всех проживающих на этаже студентов, комнаты отдыха и занятий расположены через этаж.

В Новополоцке построено коридорное общежитие с жилыми ячейками в двух уровнях; на нижнем расположены кухня, общая комната, уборная, гардеробная, а на верхнем — спальные комнаты, гардеробная, уборная и душевая. На жилых этажах устроены также комнаты отдыха, остальные обслуживающие помещения находятся на нижних этажах здания (рис. 8).

При коридорной структуре плана легко организовать удобную связь жилых комнат с обслуживающими помещениями, а также создать благоприятные условия администрации и общественным организациям для проведения воспитательной работы и поддержания порядка в общежитии. Лестнично-лифтовые узлы обслуживают большое количество студентов. На этаже коридорного общежития могут быть размещены от 60 до 150 студентов. При такой вместимости этажа при существующих нормах возможно устройство на жилых этажах комнат для отдыха и занятий, что повышает комфорт общежития.

Коридорные общежития особенно при длине более 60 м имеют следующие существенные недостатки: коридор является источником шума, что особенно ощутимо, если жилые комнаты выходят непосредственно в коридор; возможность возникновения так называемого "порхающего эха" при длине коридора более 15 м; при устройстве общих на этаж санитарно-гигиенических помещений и кухонь, а также жилых комнат с непосредственным выходом в коридор увеличивается опасность быстрого распространения инфекционных заболеваний (эта опасность в зданиях коридорного типа в 3-4 раза больше, чем в секционных); осложняется решение интерьера общежития; общие поэтажные душевые, уборные и умывальные, как показал опыт эксплуатации, находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии и т.д.



Рис. 8. Общежитие в Новополоцке. Белнииградостроительства.
а — план 1-го этажа: 1 — вестибюль; 2 — лифтовый холл; 3 — изолятор; 4 -кладовая грязного белья; 5 — кладовая чистого белья; 6 — хозяйственная кладовая; 7 — кладовая спортинвентаря; 8 — камера хранения; 9 — диспетчерская лифтов; 10 — кабинет врача; 11 — зубоврачебный кабинет; 12 — гладильная; 13 — сушильная; 14 — постирочная; 15 — фотолаборатория; 16 — радиоузел; 17- электрощитовая; 18- комендант; 19- мужской зал парикмахерской; 20 — сушка волос; 21 — подсобное помещение; 22 — женский зал парикмахерской; 23 — приемный пункт химчистки; 24 — приемный пункт ремонта обуви; 25 — подсобное помещение; 26 — комната для занятий кружков; 27 — загрузочная; 28 — подсобное помещение буфета; 29 — моечная тары; 30 — зал буфета; 31 — холл; б — план 2, 5, 8 и 11-го этажей: 1 — комната для занятий; 2 спальная комната; 3 — гардеробная; в - план 3, 6, 9 и 12-го этажей: 1 - лифтовый холл; 2 — комната для занятий и отдыха; 3 — кухня; 4 — гардеробная; 5 — холл-гостиная; 6 — бытовая комната


В наибольшей степени современным требованиям к комфорту жилого этажа отвечают общежития, состоящие из жилых ячеек вместимостью 4-6 человек (жилые комнаты, кухня или кухня-ниша, передняя) со следующими общими поэтажными обслуживающими помещениями: комнаты для занятий и отдыха и помещения для чистки и глажения одежды.

При проектировании коридорных общежитий рекомендуется применять следующие приемы для смягчения недостатков этого типа зданий: сокращение длины коридора, расчленение его на короткие отрезки и устройство открытых гостиных и холлов, устройство перегородок с дверями, отделяющими группы жилых и подсобных помещений; сдвиг частей здания таким образом; чтобы коридор имел изгибы, замыкающие перспективу.

В галерейных общежитиях жилые комнаты (или жилые ячейки) связаны с обслуживающими помещениями и вертикальными коммуникациями галереей, открытой или закрытой в зависимости от климатических условий. Как правило, жилые комнаты размещаются с одной стороны галереи. Такая планировочная структура общежития позволяет организовать сквозное проветривание комнат и обеспечивает естественное освещение горизонтальных коммуникаций по всей их длине. Галерейная структура общежитий применяется также в тех случаях, когда архитекторы стремятся ориентировать все жилые комнаты в сторону живописного парка, леса, реки и т.д.

Однако таким общежитиям свойственны все недостатки коридорных зданий. Кроме того, они менее экономичны, чем коридорные общежития, так как в них увеличивается протяженность горизонтальных коммуникаций на одну жилую единицу и уменьшается ширина корпуса, что ведет к повышению эксплуатационных расходов.

В начале 70-х годов получают распространение секционные общежития, состоящие из одной, двух, трех и более секций. В таких общежитиях жилые комнаты более изолированы, чем в коридорных и галерейных общежитиях, в них есть возможность создать уютную обстановку для студентов, приближающуюся к условиям жизни в квартире. Жилые комнаты в секционных общежитиях группируются с кухнями, санитарно-гигиеническими помещениями и передними. Этаж секции состоит из одной, двух и более таких жилых ячеек. На нем помимо жилых и подсобных помещений размещаются комнаты отдыха и занятий, гостиные, комнаты чистки и глажения одежды и некоторые другие обслуживающие помещения. Это позволяет преодолеть некоторую изолированность жилых ячеек в секционных общежитиях. Связь между секциями осуществляется, как правило, на первом этаже, где размещается большинство обслуживающих помещений, общежитие имеет единый контролируемый вход. Встречаются также проекты секционных общежитий, имеющих контролируемый вход в каждой секции. В Москве такие общежития построены, например, для студентов Высшей комсомольской школы при ЦК BIIKCM.

Построение жилого этажа в односекционном общежитии близко к планировке типового этажа коридорного общежития, но коридоры короче. Жилые комнаты располагаются чаще всего по обе стороны коридора, иногда по одной стороне, а по другой — подсобные и обслуживающие помещения. В некоторых общежитиях лестница и обслуживающие помещения размещены в центре здания. Такая планировочная структура применяется при проектировании общежитий повышенной этажности.

В крупных городах рекомендуется шире применять одно-секционные многоэтажные общежития с компактной формой плана ("трилистник", "крест", "круг" и т.д.), а также с ко-

тким коридором и встроенными или встроенно-пристроен-ными обслуживающими помещениями, так как для их строительства требуются земельные участки небольшой площади и, кроме того, они позволяют увеличить плотность застройки.

Своеобразное объемно-планировочное решение общежитий, отличающееся от архитектуры массовой застройки, применено Ленпроектом (архит. Корнилова А. И.). Здание круглое в плане, лестнично-лифтовой узел, подсобные и некоторые обслуживающие помещения расположены в центре. Здание стало активным элементом в формировании силуэта застройки в квартале N 38 района Купчино в Ленинграде. Треугольные эркеры обогащают пластическое решение здания. Круглая в плане столовая примыкает к цилиндру высотной части. Жилые комнаты имеют в плане форму трапеции, в каждой из них предусмотрен эркер. Жилые комнаты объединены попарно общей передней, в которую выходят также двери душевой, уборной и умывальной. На каждом этаже кухня, гостиная, хозяйственные помещения, а на верхнем этаже — читальный зал с библиотекой. Помимо основной лестницы и лифтов в общежитии запроектирована также неза-дымляемая лестница.

План в форме трилистника применен в проекте общежития МГИМО, крестообразная форма плана — в проекте общежития МГУ на проспекте Вернадского и МГРИ им. С. Орджоникидзе, 14-этажная жилая часть общежития МГРИ связана с учебным корпусом на уровне второго этажа {рис. 9, 10, 11).

В практике строительства встречаются также коридорно-секционные и галерейно-секционные общежития, сочетающие положительные черты секционных общежитий (изолированность жилых ячеек) и коридорных или галерейных (хорошая связь жилой и общественной части). Такое общежитие, например, разработано Гипровузом для студентов Одесского института народного хозяйства: на коридорных этажах расположены комната отдыха и подсобные помещения, а на секционных — жилая часть.

В общежитии Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в парке Дружбы типовой жилой этаж имеет секционную структуру. Жилая ячейка состоит из четырех трехместных комнат и раздельного санитарного узла. Кухня-столовая предусмотрена на две жилые ячейки. На общественных этажах помимо обслуживающих помещений (комната отдыха и занятий, буфет и т.п.) расположены также жилые ячейки (рис. 12).

Общежитие имеет неполный состав обслуживающих помещений. Это связано с тем, что оно должно было входить в состав комплекса с общественным центром. Однако до сих пор общественный центр не построен, и студенты испытывают большие затруднения из-за отсутствия многих необходимых помещений. Кроме того, усложненная планировочная структура общежитий затрудняет работу администрации по поддерживанию порядка.



Рис. 9. Общежитие Московского государственного института международных отношений на ул. Лобачевского


Там же построено секционное общежитие с жилыми ячейками в двух уровнях для студентов Московского института инженеров гражданской авиации. На нижнем уровне расположены жилые комнаты, комнаты для занятий и отдыха, кухня-столовая, кладовые белья и раздельные санузлы, на верхнем — жилые комнаты и санузлы (рис. 13).

Помимо поэтажных обслуживающих помещений в состав общежития входят несколько групп помещений, размещаемых на нижних этажах, в отдельном или пристроенном блоке: для культурно-массовых мероприятий, общественного питания, административно-хозяйственные, бытового и медицинского обслуживания студентов и для спортивных занятий, составляющие общественную зону общежития. Студенческий коллектив на время обучения заменяет студенту семью и оказывает большое влияние на формирование его личности. Следовательно, в общежитии должны быть созданы условия для общения студентов, проведения вечеров, концертов самодеятельности, занятий кружков и т.д. Это подтверждает необходимость устройства в общежитиях зала для культурно-мас-совых мероприятий, комнат для занятий кружков, кинофотолаборатории, а в общежитиях для студентов музыкальных и театральных вузов — небольшого зала для концертов, спектаклей и др. Опрос студентов и администрации показал нецелесообразность проектирования универсальных залов и для культурно-массовых мероприятий (проведения собраний, лекций, вечеров, концертов, просмотра телевизионных передач, устройства выставок и др.) и для занятий спортом. Для этих целей необходимо выделять отдельные помещения.



Рис. 10. Общежитие Московского государственного университета на проспекте Вернадского в Москве. Моспроект-1. Коллектив авторов. Руководитель Е. Н. Стамо, архит. Д. А. Розов, инж. Л. Б. Каган и др. План типового этажа
1 — комната отдыха; 2 — кухня; 3 — комната гигиены: 4 — комната чистки одежды; 5 — кладовая чистого белья; 6 — кладовая грязного белья; 7 служебная комната; 8 — кладовая инвентаря




Рис. 11. Общежитие Московского геологоразведочного института


Опрос студентов выявил потребность включения в состав общежития помещений для занятий настольным теннисом и бадминтоном. Эти виды спорта особенно популярны среди студентов.

В большинстве обследованных в Москве студенческих общежитий отсутствуют помещения для занятий в кружках. Однако в анкетах были отмечены пожелания организации кружков кино- и фотолюбителей, шитья и вязания, изостудий, музыкальных, технического творчества и др. Для этих целей в общежитии необходимо предусмотреть несколько комнат.

Буфет, столовая или молодежное кафе — необходимая составная часть студенческого общежития (рис. 14, 15). Почти все студенты пользуются ими. Эти помещения часто используются также для проведения вечеров, дискотек и т.п., поэтому они размещаются обычно вблизи зала для культурно-мас-совых мероприятий.



Рис. 12. Общежитие Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в парке Дружбы. Моспроект-1. Коллектив авторов, руководитель В. А. Нестеров, архит. Я. Д. Мухамедханов и др.
а — план первого этажа: 1 — вестибюль; 2 — гардероб; 3 — красный уголок; 4 -холл; 5 — камера хранения; 6 — комната коменданта; 7 — комната директора; 8 — комната паспортистки и бухгалтера; 9 — гладильная; 10 — постироч-ная; б — план 3, 7, 11, 15 и 19 этажей: 1 — комната отдыха; 2 — буфет: 3 подсобное помещение буфета; 4 — комната для занятий; 5 — комната персонала; 6 — кладовая белья; в - план типового жилого этажа: 1 — комната на 3 человека; 2 — кухня


При размещении общежития изолированно от учебных корпусов может возникнуть необходимость в размещении в здании общежития филиала институтской библиотеки учебной и художественной литературы, в состав которого входят книгохранилище и читальный зал (рис. 16).

Состав обслуживающих помещений общежитий необходимо также дополнить комнатой для общественных организаций, интерклубом, специальными мастерскими для слесаря и электрика, а в многоэтажных общежитиях — комнатой для лифтеров и механика.

Для временного размещения заболевших студентов в общежитии предусматривается изолятор с одно- и двухместными палатами, при каждой из них проектируют переднюю, душевую и уборную. Изолятор должен иметь отдельный выход наружу и обособленную вентиляцию.



Рис. 13. Общежитие Московского института инженеров гражданской авиации в Химках-Ховрино. Моспроект-1. Коллектив авторов, руководитель З. М. Ро-ленфельд, архит. И. Д. Бельман, инж. Т. Г. Шекрота и др. Общий вид
а — план первого этажа: 1 — вестибюль; 2 — процедурный кабинет; 3 — кабинет врача; 4 — кабинет стоматолога; 5 — подсобное помещение; 6 — кабинет физиотерапии; 7 — регистратура; 8 — изолятор; 9 — радиоузел; 10 — электро-Щитовая; 11 — мусорокамера; 12 — комната персонала; 13 — кладовая чистого белья; 14 — кладовая грязного белья; 15 — кладовая личных вещей; 16 — помещение щитов автоматики; 17 — постирочная; 18 — сушильная и гладильная;




Рис. 14. Буфет общежития Московского института электронной техники в Зеленограде




Рис. 15. Столовая общежития Московского государственного университета




Рис. 16. Библиотека общежития Московского государственного университета


Общежитие должно иметь контролируемый вход: в вестибюле обычно размещается огороженное место или комната для вахтера. В секционных общежитиях допускается проектирование нескольких контролируемых входов.

При проектировании общежитий необходимо уделять серьезное внимание организации удобной связи жилых ячеек и помещений обслуживания.

В практике строительства применяются следующие приемы размещения помещений культурно-бытового обслуживания. Обслуживающие помещения располагаются на первом, на двух нижних этажах или на специальных общественных этажах, чередующихся с жилыми, жилая и общественная части общежития размещаются в одном объеме и имеют единые размеры плана. Этому приему свойственна компактность объема, что особенно важно при строительстве общежитий в крупных городах, где земельные участки часто имеют ограниченные размеры. Подобные планировочные решения характерны для многих студенческих общежитий институтов Москвы: Народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, МАрхИ, Горного и Текстильного.

Обслуживающие помещения занимают нижние этажи здания и частично выходят за пределы площади застройки жилой части. Для этого приема также характерна компактность плана, что обусловило его широкое применение при строительстве в крупных городах, например общежитий Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, МАДИ и др.

Общественная часть размещается в отдельном здании, имеющем самостоятельный вход с улицы или соединенном с жилым корпусом теплым переходом. При таком приеме в блок обслуживания обычно выносятся наиболее крупные обслуживающие помещения, которые плохо вписываются в конструктивную сетку жилой части: столовая, кафе, буфет, зал для культурно-массовых мероприятий, комнаты для работы кружков, помещения для спортивных занятий, библиотека, помещение для стирки, сушки и глажения одежды и др. Этот прием обеспечивает четкое функциональное зонирование и ясную конструктивную схему общежития. Однако он возможен не во всех градостроительных условиях, так как требует большей площади участка по сравнению с предыдущими приемами. Применение блоков обслуживания нецелесообразно также в 1 климатическом районе, так как при этом значительно увеличиваются теплопотери зданий.

Блоки обслуживания построены в Москве при общежитиях МГРИ и Института стали и сплавов. В них размещаются столовая и магазин кулинарии. В общежитии Московской консерватории в отдельном здании, соединенном с жилой частью теплым переходом, расположены концертный и спортивный залы с подсобными помещениями.

Большая часть обслуживающих помещений обычно размещается в надземных этажах и имеет естественное освещение, а в цокольных этажах и подвалах — кладовые для хранения личных вещей, чистого и грязного белья, спортивного и уборочного инвентаря, хозяйственного инвентаря, пости-рочная с сушильной и гладильной, ремонтные мастерские, технические помещения. Следует отметить, что в СНиП] 2.08.02-85 "Общественные здания" перечень помещений, которые допускается проектировать без естественного освещения, значительно шире.

Жилая зона высших учебных заведений включает: группу общежитий для студентов и аспирантов, группу жилых зданий и сооружений для профессорско-преподавательского состава и служащих, здания культурно-бытового обслуживания и спортивно-тренировочные сооружения. При проектировании вузовских комплексов создаются условия для строительства рентабельных учреждений, где могут быть удовлетворены разносторонние потребности учащейся молодежи! и при необходимости обеспечена автономия комплекса от; города.

размещение студенческих общежитий — важная градостроительная задача, от правильного решения которой зависит комфорт проживания не только студентов, но и жителей ближайших районов. Исключение ежедневной миграции студентов к месту учебы или создание потоков, уравновешивающих транспортную нагрузку, значительно повышает комфорт района.

Крупные и крупнейшие вузы (более 5 тыс. студентов), университеты и технические вузы, а также вузы средней величины (от 2 до 5 тыс. студентов) — технические, сельскохозяйственные требуют для своего функционирования и развития основных зон участки от 40 до 200 га, которые трудно выделить и резервировать на территории города. Поэтому строительство новых крупных вузов, учитывая их специализацию, ведется на периферийных участках города, приближенных к производству, или на специально выделенных Учебных, учебно-научных территориях пригородных зон.

Для создания благоприятных условий учебы и активного отдыха совместное размещение учебных, жилых и спортивных сооружений на единой территории наиболее рационально. Кроме того, тесная планировочная связь основных подразделений вуза исключает перегрузки транспорта, экономит территорию и средства, позволяет избежать дублирования технических сооружений, помещений культурно-бытового и спортивного назначения. Так, запроектированы и строятся новые комплексы политехнического института в Набережных Челнах (4 тыс. студентов), университетов в Петрозаводске (6,3 тыс. студентов), Волгограде (6 тыс.), Запорожье (5 тыс.), Алма-Ате (10 тыс.), Туркменского сельскохозяйственного института (3,9 тыс. студентов) и др.

Особенно остро стоит проблема размещения и взаимосвязи основных зон в учебно-научных центрах. В настоящее время к ним отнесено более 70 крупнейших вузов страны и число их в будущем будет расти. Количество студентов, преподавателей и научных сотрудников в наиболее крупных учебно-научных центрах составляет несколько десятков тысяч человек. Представляя значительную градообразующую среду, учебно-научные центры вместе с жилой зоной студентов могут размещаться на значительном расстоянии от города при условии хорошей транспортной связи. Например, комплекс Новосибирского университета и Сибирское отделение Академии наук СССР расположены в 25 км от города и связаны с центром метрополитеном. Количество студентов и аспирантов, проживающих в общежитиях, составляет 4 тыс. человек. Ленинградский университет строится в районе Петродворца на расстоянии 30 км от Ленинграда по железной дороге. Студенческий городок запроектирован на 16 тыс. человек. В Иркутске на противоположном городу берегу реки Ангары построены университет (6 тыс. студентов) и академгородок. Красноярский университет (2 тыс. студентов) и академгородок в комплексе с другими институтами размещены вне города на Афонтовой горе.

Население такого города-спутника полностью обеспечивается культурно-бытовым обслуживанием на уровне жилого района. Удаление от крупнейшего города и уменьшение связей с общественными центрами возмещается высоким уровнем культурной жизни.

Однако вынесение вузов за город не является самоцелью. С точки зрения социологов, нежелательно нарушение контактов студентов с другими контингентами населения.

Вузы здравоохранения и педагогические относятся к категории городских, средних по величине (1,5-3 тыс. студентов). Местом непосредственной практики и учебы студентов являются школы и клиники. Территория такого вуза (вместе с жилой зоной)размещается, как правило, среди городской застройки, в селитебной зоне. Так построены медицинские вузы во Львове, Ленинграде, Москве, Челябинске и других го-подах — Запроектированы новый комплекс медицинского вуза в Ташкенте (рис. 17, а), педагогические вузы в Пятигорске, Бухаре (рис. 17, б), Мытищах Московской обл.

Вузы культуры и искусства готовят специалистов для сферы образования и культуры, поэтому они должны быть связаны с культурными центрами городов или районов города. Это вузы малой вместимости (до 2 тыс. студентов, кроме Ленинградского и Московского вузов культуры), и здесь не стоят столь остро вопросы величины участков (требуется лишь 5-8 га). Для нового строительства выделяются участки в составе формирующихся центров новых районов крупных городов. Так, построены институты культуры в Улан-Удэ и Киеве, сделан проект для строительства консерватории в Алма-Ате (рис. 18), развивается комплекс Института культуры в Москве.

Развитие материальной базы существующих вузов в условиях исторически сложившегося городского центра сопряжено с большими трудностями. Как правило, для них характерны некомплексность застройки, размещение жилой, спортивной и учебной зон на различных участках. Строительство общежитий за счет реконструируемых территорий с малоценной застройкой или повышение ее плотности — наиболее рациональный вариант. Так построены общежития в центре города при Ереванской консерватории (рис. 19) и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. Общежития связаны переходом с учебным корпусом, что способствует эффективной эксплуатации специализированных учебных помещений (репетиториев и залов).

На реконструируемых участках, находящихся в пешеходной доступности от основной территории вуза, ведется крупное строительство студенческих общежитий университетов в Тарту и во Львове, Одесского политехнического института, некоторых крупных московских вузов. Прекрасными примерами комплексного развития на реконструируемой территории являются Киевский политехнический институт, размещенный рядом с центральным районом города (рис. 20), и Киевский институт культуры.

При отсутствии резервной территории рядом с учебными корпусами дополнительное строительство студенческих общежитий в городе рекомендуется осуществлять самостоятельными комплексами вместимостью 2-3 тыс. студентов. На земельном участке студенческого города бывает целесообразно размещение комплекса учебно-тренировочных сооружений, что особенно важно при дефиците территории вузов в центральных районах городов. Такое решение можно считать оптимальным лишь в том случае, если комплекс студенческих общежитий или студенческий городок не удален от учебной зоны вуза более чем на 20-30 мин транспортно-пешеходной доступности, а потоки студентов не создают перегрузок городского транспорта. Удачным примером является комплекс студенческих общежитий (на 2 тыс. проживающих) со спортивными сооружениями Ленинградского института железнодорожного транспорта в г. Пушкине (рис. 21). Там же находятся жилые корпуса некоторых других ленинградских институтов. Пригородные поезда обеспечивают прямую связь между основными вузовскими зонами.



Рис. 17. Размещение студенческих общежитий вузов средней величины среди городской застройки
а — схема зонирования участка Ташкентского медицинского института. Гип-ропрос. Коллектив авторов, руководитель архит. А Голощапов




Рис. 18. Размещение общежитий малого вуза в составе нового культурного центра города. Проект Государственной консерватории в Алма-Ате. Гипро-вуз. Архит. А. Великанов
1 — учебный корпус; 2 — общежития; 3 — спортивный корпус; 4 — хозяйственный корпус; 5 — столовая; 6 — спортивные площадки


Интересен пример создания кооперированного жилья малых вузов искусств, так, общежитие на 360 мест в Риге предназначено для студентов Академии художеств и консерватории (рис. 22). Совместное проживание студентов театральных и музыкальных вузов со студентами других вузов культуры и искусства способствует повышению профессиональных навыков, обеспечивает благоприятную аудиторию на спектаклях ученических театров, решает вопрос рентабельности спортивных сооружений.



Рис. 22. Кооперированное общежитие для Академии художеств и консерватории в Риге. Архитекторы В. Валгуме, А. Рейнфельде. А. Бриедис
1 — репетитории на 1-м и 2-м этаже, жилые комнаты на 3, 4 и 5 человек; 2 — спортивные помещения; 3 — концертный зал; 4 — столовая; 5 — библиотека


Следует учитывать и значительное влияние вуза (и соответственно комплекса студенческих общежитий) на город. Чем меньше город, тем более важное значение имеет расположенный в нем вуз. Во вновь строящемся районе вуз быстро организует культурно-просветительный центр, к нему тяготеет молодое население; размещение учреждений обслуживания на территории его жилой зоны способствует органичной взаимосвязи студентов с постоянными городскими жителями.

Выбор оптимального варианта для размещения студенческих общежитий зависит прежде всего от размещения учебной базы вуза в городе, величины перспективного контингента вуза, а также величины самого города, его исторических традиций и перспективы развития.

Размеры участка жилой зоны вуза на 1000 студентов, проживающих в общежитиях, принимаются по действующим нормативным документам в зависимости от этажности застройки: — 5 этажей — 3 га, 9 этажей — 2 га, 12 этажей — 1,5 га.

В условиях реконструкции территории при "некомплектности" жилой зоны или при проектировании нового комплекса общежитий рядом с городской зоной отдыха норматив площади участка может быть уменьшен за счет сокращения количества спортивных площадок и озеленения при сохранении минимально допустимой величины — 11 м2 на одного проживающего.

Строительство студенческих общежитий ведется в селитебной зоне городов или в пригородах. Поэтому, учитывая высокую стоимость городских земель, при проектировании следует стремиться к сокращению площади участка жилой зоны следующими способами: повышением этажности и увеличением вместимости зданий; укрупнением комплексов общежитий; размещением общежитий в комплексе с учебными корпусами. службами культурно-бытового обеспечения и спорта.



Рис. 23. Организация межвузовских комплексов студенческих общежитий
а — генеральный план комплекса вузов в Харькове. Студенческие общежития на 11 тыс. человек. Гипровуз. Архит. В. Лифщиц и др.; б — генеральный план комплекса вузов в Томске. Студенческие общежития на 8 тыс. человек. Харь-ковпроект: 1 — учебные корпуса; 2 — студенческие общежития; 3 — межвузовский культурный центр; 4 — торгово-бытовой центр; 5 — административный центр; 6 — спортивные сооружения




Рис. 24. Организация системы обслуживания в центральном районе города. Генеральный план Белгородского технологического института. Студенческие общежития на 4 тыс. человек. Гипровуз. Архит. В. Алексеев и др.; инженеры В. Александров, Т. Борисовн
1 — учебные корпуса; 2 — общежития; 3 — научно-исследовательские корпуса; 4 — столовая; 5 — спортивный блок; 6 — спортивные площадки; 7 — актовый зал


Общежития семейных студентов размещаются, как правило, приближенно к домам сотрудников и преподавателей для обеспечения студентов детскими учреждениями, торговым и медицинским обслуживанием. Общежития несемейной молодежи функционально объединяются в группы учреждениями культурно-бытового и спортивного назначения. В крупнейших вузах общежития могут быть представлены несколькими группами вместимостью от 1,5 до 5 тыс. студентов и размещены на смежных участках с факультетскими корпусами.

В отечественной практике проектирование сферы услуг в жилой зоне ведется согласно нормативной документации в зависимости от числа проживающих. При размещении общежития на участке рядом с учебной зоной вуза, как правило, не возникает необходимости дублирования учреждений обслуживания. Таким образом решается система обслуживания в большинстве проектов, например, в комплексах Белгородского технологического института строительных материалов (рис. 24), Калмыцкого государственного университета в Элисте (рис. 25, а), Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве (рис. 25, б).



Рис. 25. Организация системы обслуживания студентов в периферийном районе города при вместимости комплекса общежитий до 5 тыс. человек
а — генеральный план Калмыцкого государственного университета в Элисте. Гипровуз. Архит. А Юмашев и др., инж. В. Любавин: 1 — учебные корпуса; 2 студенческие общежития; 3 — спортивный блок; 4 — актовый зал и библиотека; 5 — плавательный бассейн; 6 — легкоатлетический манеж; 7 — спортивные площадки; 8 — столовая; 9 — комбинат бытового обслуживания; 10 — хозяйственные сооружения; 11 — медсанчасть и профилакторий; б — университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве (4 тыс. студентов). Мосп-роект-1. Архит. В. Датюк и др., инж. А. Парфенон и др.; 1 — учебные корпуса; 2 — общежития; 3 — центр коммунально-бытового обслуживания со столовой; 4 — полигоны; 5 — актовый зал; 6 — библиотека; 7 — столовая на 1 ООО посадочных мест; 8 — культурно-спортивный центр; 9 — спортивные площадки

В систему культурно-бытового обслуживания в зависимости от контингента вуза и числа проживающих в общежитиях, учитывая связи с городом, рекомендуется включать: в вузах до 2 тыс. студентов — повседневное обслуживание; от 2 до тыс. студентов — повседневное и периодическое; от 5 до 10 тыс. студентов — повседневное, периодическое и частично эпизодическое; более 10 тыс. студентов — повседневное, периодическое и эпизодическое.

Однако организацию обслуживания в комплексе студенческих общежитий нельзя рассматривать как замкнутую автономную, это — часть городской системы, рассчитанная на определенный контингент потребителей, имеющая свою специфику и формирующаяся в зависимости от частоты спроса на услуги. Поэтому на территории жилой зоны вузовского комплекса часто проектируются элементы городского обслуживания. В нормативных документах нет дифференцированных расчетных показателей учреждений обслуживания между жилой и учебной зонами вуза. Степень развития сферы услуг для отдельно размещенных комплексов студенческих общежитий строго не определена.

Практика эксплуатации крупных общежитий и комплексов выявила необходимость размещения крупных пунктов питания (столовых) в зоне студенческих общежитий, а в некоторых случаях — замену кафе на столовую в блоке обслуживания при группе общежитий, как это сделано в комплексе общежитий при Ставропольском политехническом институте (рис. 26).

Для ориентировочных расчетов в Приложении приведены перечень и мощность объектов культурно-бытового назначения, размещаемых в жилой зоне вуза, в зависимости от величины комплекса и его дислокации относительно учебной зоны.

Спортивные площадки, размещаемые на территории жилой зоны, значительно повышают комфорт проживания студентов. Однако, учитывая погодные колебания и использование открытых сооружений в течение непродолжительного времени, их целесообразно проектировать универсальными, простыми в эксплуатации.

Площадки для волейбола и баскетбола допускается объединять в единые универсальные трансформируемые площадки ручных игр размером 60x45 м (две баскетбольные и три волейбольные) с учетом возможности их использования как площадок для ручного мяча, а в зимнее время — хоккея.

Рекомендуемый состав и количество площадок, крытых спортивных залов, размещаемых на участке зданий общежитий и комплексов, приведены в табл. 3 и Приложении.

При проектировании комплексов студенческих общежитий вместимостью более 3 тыс. человек небольшие спортивные площадки следует объединять в физкультурно-спортивную зону. В вузовском комплексе спортивные площадки при общежитиях, расположенных в непосредственной близости от спортивной зоны вуза, могут не предусматриваться.



Рис. 26. Группа общежитии с блоком питания. Ставропольский политехнический институт. Ставропольграждан-проект. Коллектив авторов, руководитель архит. Войцеховский
1 — жилой корпус на 520 мест; 2 — двухэтажный блок столовой


Анализ практики проектирования позволяет выявить очень большое разнообразие в составе обслуживающих учреждений, в приведенных показателях мощности и приемах размещения их в существующих комплексах студенческих общежитий. Во многом это разнообразие зависит от локализации студенческого жилья относительно учебной зоны и городского центра, а также от степени развития сферы услуг в ближайшем микрорайоне города.

При размещении комплекса в центральных районах города состав учреждений обслуживания студентов, как правило, ограничивается предприятиями общественного питания. Это в наибольшей степени касается комплексов на 1-3 тыс. человек. Например, жилая зона Белгородского технологического института, рассчитанная на 4 тыс. проживающих, размещается в центральной части города, поэтому состав культурно-бытовых учреждений на весь комплекс ограничивается столовой, актовым залом и спортивным центром.

Однако, если контингент проживающих превышает эту величину, то сфера услуг обычно расширяется, даже несмотря на близость городских учреждений, так как может быть обеспечена их рациональная загрузка. Но такая сеть культурно-бытовых предприятий зачастую становится излишне измельченной; учреждения дублируют функции как рядом расположенных городских, так и специализированных при отсутствии кооперирования подразделений близко расположенных вузов.

Характерная ситуация такой стихийной организации обслуживания сложилась в Одессе. Общежития группы вузов (Одесской государственной консерватории, институтов связи, водного, инженерно-строительного и педагогического) расположены в пределах пешеходной доступности друг от друга. В четырех вузах, занимающих этот участок, имеются столовые, еще одна столовая непосредственно встроена в здание общежития. На этой же территории находятся два предприятия общественного питания городской сети.

Если комплексы общежитий расположены в периферийных районах города, состав учреждений обслуживания, как правило, соответствует действующим нормативным документам с учетом предприятий торговли, бытового обслуживания и связи, которые допускается предусматривать исходя из нормативной обеспеченности микрорайона.

Так решена, например, жилая зона Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве, где обучаются 4200 студентов и аспирантов. Общежития расположены вдоль основных сооружений учебного комплекса. Они представляют собой пятиэтажные жилые корпуса, соединенные по два одноэтажной вставкой с вестибюлем, буфетом и залом для занятий. Кроме того, в жилом комплексе размещаются клуб интернациональной дружбы, центр торгово-бытового обслуживания со столовой, проектом предусмотрено создание на границе жилой и учебной зон культурно-спортивного центра.

В Калмыцком Государственном университете в Элисте, расположенном в периферийном районе, на контингент студентов дневного отделения лишь в 3 тыс. человек помимо столовой, актового зала и спортивного комплекса в жилой зоне предусматривается также комбинат бытового обслуживания, медсанчасть и профилакторий.

Если численность проживающих превосходит 5 тыс. человек, а удаленность городских предприятий обслуживания превышает нормативный радиус доступности, следует расширять состав культурно-бытовых учреждений на территории комплекса общежитий, как это сделано, например, в проекте многоцентровой композиции жилой зоны студенческих общежитий комплекса Ставропольского политехнического института. Наиболее удобным и экономичным вариантом является локальное размещение студенческих общежитий и создание многофункционального общественного центра, рассчитанного на обслуживание учащихся и в зависимости от градостроительной ситуации — преподавателей и жителей прилегающих микрорайонов. Так решена система обслуживания проживающих в общежитиях университетов в Волгограде (рис. 27), Алма-Ате и др. В состав композиционного центра вузовского комплекса входят актовый зал, столовая, библиотека, студенческий клуб.



Рис. 27. Организация системы обслуживания студентов в периферийном районе города при вместимости комплекса общежитий более 5 тыс. студентов. Локальное размещение студенческих общежитий в Волгоградском университете (в тыс. студентов). Гипровуз. Коллектив авторов, руководитель архит. В. Бондаренко
1 — учебные корпуса; 2 — студенческие общежития; 3 — библиотека; 4 — актовый зал; 5 — ректорат; 6 - общественно-торговый центр со столовой; 7 — спортивный корпус; 8 — спортивные площадки


При размещении общежитий за пределами селитебной зоны города культурно-бытовое обслуживание комплекса обычно увеличено по сравнению с нормируемым как за счет городских учреждений (торговые, бытовые, детские дошкольные), так и с учетом межвузовских объектов (дворцов культуры, профилакториев и т.д.).

Например, жилая зона вузовского городка в Харькове, включающего пять высших учебных заведений, рассчитана на 11 тыс. проживающих, в том числе семейных студентов и аспирантов. Развитая сеть культурно-бытового обслуживания, студенческий Дом культуры, столовые и торговые сооружения, детские ясли, благоустройство и озеленение территории, близость спортивного комплекса к парковой зоне создают комфортные условия для проживающих в общежитии. Спортивная зона, расположенная на стыке жилой и учебной зон, примыкает к водоему, где находятся яхтклуб, лодочная станция и гребной канал.

Рациональное размещение помещений и учреждений обслуживания в комплексе общежитий при условии соблюдения радиуса обслуживания зависит от: рентабельной мощности учреждений и рациональной вместимости помещений обслуживания; объемно-планировочного решения комплекса и его места размещения относительно учебной зоны; связи комплекса с транспортно-пешеходными коммуникациями (городскими или внутривузовскими).

Изучение опыта строительства студенческих общежитий позволяет выделить следующие прогрессивные тенденции развития планировочных решений студенческих общежитий: отказ от проектирования коридорных общежитий старого типа, в которых жилые комнаты выходят непосредственно в коридор, а общие санитарные узлы, душевые и кухни рассчитаны на обслуживание 40-60 человек; основной структурной единицей студенческого общежития становится жилая ячейка на 4-6 человек, состоящая из)двух жилых комнат, санитарного узла и передней; намечается тенденция включения кухни-ниши в состав жилой ячейки; расширяется состав и увеличиваются площади помещений культурно-бытового обслуживания с введением в действие новых строительных норм.

В то же время необходимо отметить ряд нерешенных проблем в этой области, одна из которых — внедрение индустриальных методов строительства общежитий. В связи с этим особое внимание необходимо уделять унификации строительных изделий, применяемых для возведения общежитий и обычных типов жилых домов. При этом важно иметь в виду, что есть возможности для унификации планировочных решений общежитий для студентов разных вузов. Различия между общежитиями для студентов технических и гуманитарных вузов проявляются главным образом в составе, площадях и оборудовании помещений для занятий. Что касается жилой части, административно-хозяйственных помещений, кафе, буфета, столовой, зала для культурно-массовых мероприятий, помещений для спортивных занятий, изолятора, кладовых, то на их планировочное решение специализация вуза не оказывает влияния. Общежития для вузов искусства имеют ряд особенностей, которые обусловливают необходимость их строительства по индивидуальным проектам, преимущественно в составе вузовского комплекса.

Важную роль в дальнейшем совершенствовании студенческих общежитий должно сыграть экспериментальное строительство и организация конкурсов на разработку проектов студенческих общежитий.

Серьезной проблемой является также выравнивание уровня комфорта новых и существующих зданий общежитий в соответствии с современными строительными нормами путем реконструкции и модернизации старых зданий, строительства блоков обслуживания, контроль за соблюдением нормы жилой площади в общежитиях и т.д. Госстроем СССР в 1988 г. утверждены новые нормы оборудования общежитий мебелью и инвентарем, намечается разработать проекты новой мебели для общежитий и освоить ее производство.



Похожие статьи:
Технико-экономическая эффективность общежитий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общежития

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум