Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общежития

Общежития для учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений


Общежития для учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений

Проектированию и строительству общежитий для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений в нашей стране уделяется большое внимание, что связано с требованиями научно-технической революции и задачами неуклонного повышения культурно-технического и образовательного уровня трудящихся. В стране осуществляется широкое развитие системы народного образования, в том числе профессионально-технического и среднего специального, растет количество учебных заведений, расширяется их материальная база, совершенствуются методы обучения.

Повышение требований к уровню подготовки молодых кадров и связанная с этим интенсификация процесса обучения вызвали необходимость совершенствования организации самостоятельной работы учащихся в общежитии.

Реформой и перестройкой общеобразовательной и профессиональной школы определено дальнейшее развитие учебных заведений на базе восьми- и десятилетних школ. В общежитиях проживают 1,7 млн учащихся ПТУ и 1,3 млн учащихся техникумов, т.е. всего 3 млн учащихся. При этом значительное число учащихся (свыше 0,7 млн человек) проживает на частных квартирах, поскольку они не обеспечены местами в общежитиях.

Объемы строительства общежитий для учащихся ПТУ особенно резко возросли после 1969 г., когда строительство общежитий было приравнено к созданию учебно-материальной базы и стало осуществляться за счет средств отраслей народного хозяйства, для которых производится подготовка рабочих кадров.

Перестройкой профессионального образования намечается устранить имеющиеся недостатки в обучении и воспитании учащихся, добиться органического единства учебного и воспитательного процессов, ввести педагогически обоснованный режим работы средних профессионально-технических училищ, обеспечивающий рациональную организацию учебы, труда и отдыха учащихся. Намечается развитие технического и художественного творчества учащихся, улучшение их быта и отдыха, обеспечение регулярных внеучебных занятий по физической культуре и спорту, улучшение условий для оздоровительной работы с учащимися, создание сети профилакториев.

Большое значение для оптимизации труда и отдыха учащихся приобретает проблема совершенствования бытовых условий учащихся. Если в учебном заведении учащиеся заняты около 30% времени и это время полностью регламентировано, заполнено теоретическими и практическими занятиями в приспособленных для этого помещениях, то в здании общежития учащиеся проводят большую часть суток и оно должно быть спроектировано в соответствии с требованиями учебно-воспитательного процесса.

Общежития для ПТУ и техникумов предназначены для проживания учащихся-подростков 14-18 лет. Это возраст физического, морального, интеллектуального и профессионального формирования человека, становления его личности.

Подростки, проживающие в общежитии, на период обучения (3-4 года) оторваны от дома и семьи. Содержание и воспитание их берет на себя учебное заведение. Учебно-воспитательным процессом в общежитиях руководят воспитатели, преподаватели, общественные организации. Общежитие в течение нескольких лет, подобно родительскому дому, создает обстановку коллективного проживания, работы и отдыха. Среда общежития является существенным фактором воспитания.

Общежитие должно предоставить учащимся возможность проживания на современном уровне комфорта. В нем должны быть созданы условия для занятий, предусмотрены организация досуга учащихся, создание учебно-бытового коллектива учащихся, их социальное развитие, проведение с ними разнообразной общественно-воспитательной работы, обеспечены контроль и управление.

Особенности организации быта и учебно-воспитательного процесса выделяют общежития для учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений в особый тип, отличный от общежитий для взрослых — рабочих, служащих, студентов вузов и семейной молодежи.

Как показывают исследования ЦНИИЭП учебных зданий, состав помещений в общежитиях должен учитывать структуру коллектива ПТУ и техникумов. Это означает, что каждая структурная единица ученического коллектива должна иметь свой пространственно отдельный комплекс жилых, бытовых и общественных помещений, что обеспечит стабильность учебных групп, значительно облегчит работу педагогического персонала, позволит практически реализовать коллективную и индивидуальную ответственность за санитарное состояние помещений общежития, за сохранность имущества и оборудования. Условия проживания в общежитии должны стимулировать развитие положительных гражданских качеств. Пространственное решение общежития должно обеспечивать проведение тактичного, ненавязчивого и в то же время предельно эффективного контроля за поведением проживающих усилиями незначительного числа педагогических работников.

Организационные принципы учебно-бытового коллектива учащихся общежитий ПТУ и техникумов складываются на основе учета физиолого-анатомических и социальных особенностей возраста подростков, специфики обучения в средних ПТУ и техникумах и особенностей воспитательного процесса и контроля.

Анатомо-физиологические особенности данного возрастного периода характеризуются интенсивным ростом и развитием организма. Эти процессы протекают настолько активно, что в ряде случаев нарушается пропорциональность развития. Требуется разработка мероприятий в области личной гигиены, а также охраны и укрепления здоровья учащихся (создание медпунктов, профилакториев). Потребность в физической активности, в движении требует создания помещений для спортивных занятий.

Социальные особенности подросткового возраста связаны с формированием самосознания личности и социальной направленности человека, что выражается в потребности в личных неформальных контактах, в коллективе, что обычно обеспечивается расселением по учебным группам, созданием учебно-бытового коллектива, включением в состав жилья мест для общения — крупных общественных помещений.

Социальное становление подростка связано со всесторонним развитием, духовным ростом, для чего в общежитии предусматриваются условия для творческой внеучебной деятельности: организуются кружки, клубы по интересам и другие организованные формы досуга. В здании общежития предусматриваются кружковые комнаты, библиотека, зал-аудитория для лекций и собраний и другие помещения культурно-массового назначения. Рекомендуемый ВНИИпрофтехоб-разования бюджет времени учащегося отводит около 5 ч в неделю на внеучебную работу. Около половины этого времени учащиеся должны проводить. в кружковых и других общественных помещениях общежития.

Отличительная особенность современного профессионального образования — непосредственное соединение в учебном процессе теоретического и производственного обучения, что создает большую загруженность учащихся. Производственное обучение основывается на выпуске готовой продукции, проводится в специальных мастерских и требует значительного времени. В ПТУ оно занимает два дня в неделю, в техникумах — один. В связи с этим в общежитии появляются помещения для сушки и хранения рабочей одежды и обуви.

Теоретическое обучение учащихся, включающее общеобразовательный и профессионально-технический курс, проводится в учебном корпусе. Для закрепления полученных знаний учащимся в общежитии предоставляется возможность для самоподготовки: в жилых комнатах создаются индивидуальные рабочие места. Вместимость жилых комнат ограничивается (комнаты на 2-3 человека), предусматриваются комнаты для занятий, библиотека. Если на учебные занятия отводится 33 ч в неделю, то на приготовление уроков в общежитии г- 20 ч.

Особенности воспитательного процесса и контроля в общежитии связаны с тем, что контингент общежития делится на более мелкие группы, величина которых связана с возможностью организации досуга учащихся и контроля со стороны воспитателей. В настоящее время штатным расписанием предусматривается в общежитии один воспитатель на 50 учащихся. В будущем это число возможно уменьшится. Воспитатель осуществляет контроль за своей группой учащихся, отвечает за состояние жилых, подсобных и обслуживающих помещений. У него есть возможность проводить с учащимися культурно-массовые мероприятия, он должен помочь им организовать свои самостоятельные занятия. Специфическая особенность общежитий для учащихся ПТУ и техникумов — общественный характер протекающих в них процессов, осуществляемых под контролем воспитателей и дежурных преподавателей. Это требует широкого состава общественных помещений.

Особенности организации быта и учебно-воспитательного процесса учащихся средних профессионально-технических и специальных учебных заведений определяют специфику состава помещений, функциональной структуры и объемно-планировочных решений общежитий.

Помещения общежитий для учащихся ПТУ и техникумов по своему функциональному назначению объединяются в две основные группы — жилую часть и общественную часть. За счет взаиморасположения и решения этих частей создаются различные объемно-пространственные структуры общежитий.

Жилая часть общежития формируется из жилых групп, рассчитанных, как правило, на 50 проживающих. На этаже могут располагаться 1-3 жилые группы.

В жилой группе проводится повседневная учебно-воспитательная работа. Здесь же удовлетворяются основные бытовые потребности учащихся.

Подсобные и обслуживающие помещения повседневного пользования желательно располагать компактно при входе в жилую группу. Возможно также планировочное разделение обслуживающих и подсобных помещений.

Жилые группы необходимо проектировать изолированными и непроходными с обеспечением' их удобной связи с общественной частью. Они не должны иметь проходных помещений. Вход в жилую группу должен быть контролируемым.

Одна из особенностей общежитий для учащихся — требование организации на жилых этажах мест для проведения традиционной линейки, физической зарядки и др. Для этого могут использоваться световые карманы (рис. 58) или отрезки коридоров шириной более 2,6 м.

В современной практике проектирования и строительства применяются общежития коридорные, галерейные, секционные и галерейно-секционные. Это определяется типом связи между жилыми и обслуживающими помещениями, которая может быть вертикальной, горизонтальной и смешанной, сочетающей оба эти типа. Горизонтальные связи преобладают в коридорных и галерейных общежитиях, вертикальные — в секционных и смешанные — в коридорно-секционных и галерейно-секционных.

Жилые комнаты — основные помещения общежитий. Они совмещают ряд функций: их используют для сна, отдыха, хранения личных вещей, а также для самостоятельных занятий учащихся.

Комнаты проектируют на 2-3 человека, площадь их определяется из расчета 6 м2 на одного человека без учета площади встроенных шкафов. По мнению администрации учебных заведений, предпочтительны трехместные жилые комнаты, так как они более соответствуют коллективному образу жизни учащихся, кроме того, их применение дает экономические Преимущества: увеличивается глубина корпуса и сокращаются теплопотери.



Рис. 1. Обслуживающие помещения повседневного использования (входят в состав жилой группы)
а — комнаты для занятий: 1 — рабочий стол; 2 — доска меловая настенная; 3 — стеллаж; 4 — подставка для проекционных аппаратов; б — комната воспитателя; в - комната отдыха; г — кухня: 1 — электроплита; 2 — стол рабочий; 3 — раковина; 4 — титан; 5 — стол обеденный; 6 — холодильник; д — бытовая комната (стирка, сушка, глажение и чистка одежды): 1 — стол; 2 стиральная машина; 3 — ванна; 4 — подставка для обуви; 5 — доска для глажения; 6 — вешалка; 7 — сушильный шкаф; 8 — шкаф для уборочного инвентаря; е — помещение для сушки и хранения рабочей одежды и обуви: 1 — шкафная секция; 2 — сушильный шкаф; 3 — раковина




Рис. 2. Крестообразное планировочное решение жилой группы с короткими = (до 13 м) коридорами. Размещение обслуживающих помещений повседневного пользования компактно при входе в жилую группу. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. И. Маслов, Е. П. Купцов. А. Б. Романцев. Общий вид, план первого этажа (а), фрагменты планов второго (б) и третьего (в) этажей




Рис. 3. Коридорное планировочное решение. Размещение обслуживающих помещений повседневного пользования в центре жилой группы при лестнич-но-лифтовом узле. Общежитие на 400 человек для Москвы. Заказной конкурс 1983 г. МНИИТЭП. Архитекторы Н. Д. Суслика, O. K. Рычкова, Л. А. Мо-росанова. План типового этажа
1 — жилая комната на 2 человека; 2 — жилая комната на 3 человека; 3 — комната отдыха; 4 — комната для занятий; 5 — комната воспитателя; 6 — бытовая комната; 7 — помещение для сушки и хранения рабочей одежды; 8 -кухня; 9 — кабина личной гигиены женщины; 10 — туалет, умывальная


Для каждого учащегося следует предусмотреть спальное место, встроенный шкаф, индивидуальное рабочее место со столом, стулом и полкой для книг.

Жилые комнаты в общежитиях для учащихся оборудуются встроенными шкафами для хранения яичных вещей из расчета 0,5 м2 на человека. Встроенный шкаф состоит из двух отделений: одно для верхней одежды, другое с полками для белья и других личных вещей. Спальное место оборудуется кроватью длиной 200 и шириной 80 см. Индивидуальное рабочее место включает стол письменный однотумбовый и книжную полку.



Рис. 4. Коридорное планировочное решение жилой группы. Размещение в отдельных зонах общественных и бытовых помещений жилых групп. Общественная часть общежития размещается в пристраиваемом объеме. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. И. Маслов, А. Н. Алексеев. Схема блокировки двух общежитий по 400 человек (а), план первого (б) и типового этажей (в), фрагмент плана второго этажа (г) 1 — жилая комната на 3 человека; 2 — комната воспитателя; 3 — комната отдыха; 4 — комната для занятий; 5 — кухня; 6 — бытовая комната; 7 — помещение для сушки и хранения рабочей одежды; 8 — душевая; 9 — кладовая уборочного инвентаря; 10 — вестибюль; 11 — буфет; 12 — комната коменданта; 13 — комната завхоза и обслуживающего персонала; 14 — комната общественных организаций; 15 — кружковые; 16 — изолятор; 17 — помещение для лекций и собраний; 18 — библиотека; 19 — кладовая грязного белья; 20 — кладовая чистого белья; 21 — туалет; 22 — кладовая хозинвентаря; 23 — кладовая личных вещей; 24 — кладовая спортинвентаря; 25 — игровой зал; 26 — радиоузел; 27 — фотолаборатория; 28 — мастерская слесаря и электрика


В планировочном решении жилой комнаты следует по возможности создавать индивидуальные жилые зоны, т.е. компоновать индивидуальное рабочее место учащегося с его шкафом для хранения личных вещей и спальным местом. На рис. 6 показаны жилые комнаты на 2 и 3 человека с планировочным выделением индивидуальных жилых зон. Здесь же приведено решение общей для всех проживающих в комнате зоны занятий вдоль светового фронта комнаты.



Рис. 5. Использование светового кармана. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. И. Маслов, Е. П. Купцов, А. В. Романцев. Аолл активного отдыха


Несколько жилых комнат, санитарный узел и передняя образуют жилую ячейку. В отечественной практике строительства общежитий жилые ячейки впервые появились в конце 1960-х годов в унифицированных проектах общежитий.

Отсутствие научных требований к организации обслуживания в общежитиях и обоснованных принципов расселения учащихся привели к возникновению самых разнообразных решений жилых ячеек с колебанием вместимости от 5 до 30 человек. По разному решились и санитарно-гигиенические помещения. Как показывает практика проектирования и эксплуатации, в общежитиях ПТУ, где учащиеся находятся На полном государственном обеспечении и обеспечиваются трехразовым питанием в учебном заведении, кухни в составе Жилых ячеек не требуются.

В общежитиях для учащихся желательно проводить растление проживающих по жилым ячейкам на 5-10 или 12-25 Человек.

Жилые ячейки на 5-10 человек включают 2-4 жилые комнаты, уборную, умывальную и переднюю. Ячейки данной вместимости применяются обычно в коридорных общежитиях. Передняя изолирует жилые комнаты от шумов коридора. Душевые в жилых ячейках на 5-10 человек не предусматриваются, предусматривается общая душевая на всю жилую группу на 50 учащихся. Возможно также создание общих душевых на первом этаже для всех проживающих в общежитии. Душевые в этом случае делятся на мужские и женские. В индивидуальных проектах общежитий при соответствующем обосновании возможно включение душевых в состав жилых ячеек на 5-10 человек.

Жилые ячейки на 12-25 человек состоят из 5-9 жилых комнат, уборной, душевой и умывальной. Жилые ячейки на 12-25 человек применяются в секционных и сложных коридорных общежитиях с короткими коридорами.



Рис. 6. Жилые комнаты
а, б — выделение индивидуальных жилых зон, включающих место для сна, рабочее место и шкаф для хранения личных вещей; в - выделение индивидуальных жилых зон, включающих место для сна и шкаф для хранения личных вещей


Она должна предоставить учащимся условия для проведения культурно-массовых мероприятий, внеучебной творческой деятельности (клубной и кружковой работы), для занятий спортом. Здесь же размещаются административные, складские и хозяйственные помещения общежития.

Вестибюль — одно из главных помещений общественной части, основное коммуникационное помещение общежития, связывающее общественную и жилую часть. Здесь располагается единый контролируемый вход в общежитие, предусматривается место вахтера, информационной службы администрации, а также полка-распределитель для почты, выделяется и соответственно оборудуется зона встреч и отдыха. При вестибюле размещаются административные помещения — комнаты коменданта, завхоза и обслуживающего персонала, помещение совета общежития.



Рис. 7. Размещение общих душевых на первом этаже. Создание встроенно-пристроенной части, включающей столовую. Общежитие на 400 человек для Москвы. Заказной конкурс 1983 г. ОПЖР. Архитекторы А. Шапиро, Э. Озол, Б. Уборевич-Боровский. Общий вид и планы типового (а) и первого (б) этажей
1 — жилая комната на 2 человека; 2 — жилая комната на 3 человека; 3 — комната воспитателя; 4 — комната для занятий; 5 — комната отдыха; 6 — кухня; 7 — бытовая комната; 8 — комната сушки рабочей одежды; 9 — кладовая уборочного инвентаря; 10 — вестибюль; 11 — библиотека; 12 — кружковые; 13 фотолаборатория; 14 — радиоузел; 15 — комната завхоза; 16 — комната коменданта; 17 — кладовые; 18- изолятор; 19- душевые; 20- обеденный зал столовой; 21 — производственные помещения столовой




Рис. 8. Применение жилых ячеек на в человек, включающих душевую, туалет, умывальную. Общежитие ПТУ, пос. Козе Эстонской ССР. Эстгипросель-строй, архит. Н. Э. Устал. План типового этажа
1 — жилая комната на 3 человека; 2 — комната для занятий; 3 — комната отдыха; 4 — комната воспитателя; 5 — кухня; 6 — бытовое помещение; 7 -кладовая


Помещения для культурно-массовых мероприятий включают зал-аудиторию, библиотеку-передвижку, кружковые помещения.

Зал-аудитория используется для проведения лекций, собраний и работы кружков, требующих большого помещения: хорового, драматического, музыкального и др. Такое помещение рассчитывается на 1/5-1/8 контингента учащихся, проживающих в общежитии.

В общежитии возможна организация следующих видов кружковой работы: художественного творчества (музыкального и сценического), изобразительного искусства, фото- и кинолюбителей; рукоделия, кройки и шитья, краеведения и туризма. Здесь же в общежитии возможна организация разнообразных видов клубной деятельности: клубов интернациональной дружбы, друзей книги, филателистов, шахматистов и др.

Работа кружков, как правило, проводится в специализированных помещениях. Кружковые комнаты предназначаются для проведения тех видов кружковой деятельности, которые требуют наличия помещений со специальным оборудованием и мебелью. В кружковых комнатах необходимо предусмотреть встроенные шкафы для хранения материалов и работ учащихся. Площади кружковых комнат целесообразно принимать не менее 16-20 м2.

Библиотека-передвижка проектируется не менее чем на 15 учащихся и оборудуется стеллажами для книг и столами для читателей. Здесь учащиеся могут ознакомиться с газетами, журналами и получить заказанную литературу.

В административные помещения входят комнаты коменданта, завхоза и обслуживающего персонала.

Хозяйственно-складские помещения включают различные кладовые, а также мастерские слесаря, электрика и столяра. Данные помещения могут размещаться в цокольном этаже или подвале, они могут не освещаться прямым естественным светом. Кладовые для хранения личных вещей проживающих обычно предусматриваются с двумя (для хранения чемоданов и верхней одежды). Кроме того, проектируются кладовые для хранения спортивного инвентаря (лыж, коньков, мячей и др.), чистого и грязного белья, хозяйственного инвентаря. Кладовая хозяйственного инвентаря может быть разделена на два помещения: для хранения красок, лаков и других строительных материалов и отдельная кладовая завхоза. Кладовая чистого белья оборудуется стеллажами. Помещения мастерских слесаря и электрика оснащается верстаками и стеллажами для хранения материалов и оборудования.

Буфет проектируется в общежитиях исходя из нормы: 6 посадочных мест на 100 проживающих. Буфет состоит из зала с раздаточной, подсобного помещения и моечной столовой посуды. Буфет должен иметь свой вход. В общежитиях на 600 мест и более, строящихся на участках, удаленных от учебных заведений, а также при размещении их при учебных заведениях, не обеспечивающих учащихся трехразовым питанием в столовой учебного заведения, вместо буфета следует предусмотреть молодежное кафе. Его можно использовать для проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Помещение медицинского обслуживания — изолятор состоит из палат одноместных площадью 9 м2 или двухместных площадью 14 м2. При каждой палате предусматривается передняя, душевая и уборная. Изолятор должен иметь отдельный выход наружу. В индивидуальных проектах комплексов учебных заведений в общежитии при изоляторе может располагаться медпункт учебного заведения.

Помещение для спортивных занятий предназначается для укрепления здоровья учащихся, оно дополняет спортивный зал учебного заведения, где занятиями специализированными видами спорта во внеучебное время охватывается не более 30% учащихся. Это небольшое помещение площадью 36 или 72 м2 для игры в настольный теннис (1-2 стола).

При необходимом обосновании в индивидуальных проектах в состав общественной части могут включаться дополнительные обслуживающие помещения: столовая вместо буфета и молодежного кафе, медпункт, игровой зал, помещение общественных организаций и др.

В основном общежития профессионально-технических училищ строятся по типовым проектам. Разработанные в 1970-е годы унифицированные проекты общежитий были непригодны для расселения учащихся ПТУ и техникумов. Количество комнат для учащихся занятий и комнат воспитателей было недостаточным, в то же время в проектах предусматривалось излишнее число кухонь, что не требовалось для учащихся, обеспеченных трехразовым питанием в учебном заведении.

Помещения бытового обслуживания (постирочная с сушильной, комната сушки рабочей одежды и обуви) рассчитывались на весь контингент проживающих в общежитии и размещались обычно на первом этаже или в подвале в отрыве от жилых комнат, что затрудняло их эксплуатацию.

Норма площади группы помещений для культурно-массо-вой работы была недостаточна: обычно проектировали или зал для лекций и собраний, или спортивное помещение, или кружковые комнаты и библиотеку.

В 1970-е годы наиболее часто применялись типовые проекты общежитий, разработанные ЦНИИЭП учебных зданий; 164-80-1 и 164-80-2 на 216 человек, 164-80-3 на 408 человек, 164-80-4 на 537-1074 человек; и типовые проекты общежитий, разработанные ЦНИИЭП жилища: 1-447с-53 на 360 и 1-447с-54 на 640 человек.

Существующая сеть учебных заведений системы профессионально-технического и среднего специального образования состоит в основном из учебных заведений на 540, 720, 960 учащихся. Более крупные учебные заведения на 1440 и 1920 учащихся строят редко.

Для массовых типов городских учебных заведений разрабатываются типовые проекты общежитий На 200, 400, 600 и 800 человек, а для сельских условий строительства — на 200 и 400 человек. Большинство общежитий для учащихся имеют небольшую этажность: от 3 до 5 этажей. В общежитии небольшой этажности обеспечиваются кратчайшие связи жилых этажей с общественными помещениями, к тому же упрощается контроль за учащимися со стороны воспитателей и дежурных воспитателей.

Из-за отсутствия специальных типов проектов общежитий для учащихся ПТУ и техникумов в практике строительства нередко применялись типовые проекты девятиэтажных унифицированных общежитий, но, как показывает опыт эксплуатации, общежития такого типа получили отрицательную оценку со стороны персонала общежитий и администрации учебных заведений. Негативность отношения вызвана наличием вертикальных связей и ослаблением контроля за учащимися, а также другими причинами. При этажности свыше пяти этажей в здании общежития появляется лифтовый узел. Правила пользования лифтами не всегда соблюдаются подростками, проживающими в общежитиях. Лифты быстро выходят из строя и часто простаивают. Для обслуживания лифтов требуется штат лифтеров и механик, что увеличивает эксплуатационные расходы по общежитию.

Отмеченные моменты подчеркивают нецелесообразность применения зданий повышенной этажности для типовых проектов общежитий массовых типов. Их этажность в городских условиях желательно ограничить пятью этажами. При индивидуальном проектировании этажность более пяти этажей допустима в случае большой вместимости общежития, затесненности участка или особых градостроительных условий. При проектировании общежитий для сельских районов этажность зданий желательно ограничивать двумя этажами.

Госгражданстроем (ныне Госкомархитектуры) совместно с Союзом архитекторов СССР, в 1982 г. был проведен открытый всесоюзный конкурс на разработку проектов общежитий на 400 мест для учащихся ПТУ. Цель конкурса — выявление лучших проектных предложений как основы для разработки типовых проектов общежитий для строительства при городских и сельских ПТУ на территориях с обычными геологическими условиями II и III климатических районов и IB климатического подрайона. Учитывая сложность эксплуатации общежитий повышенной этажности, здания разрабатывались высотой не более пяти этажей.

Итоги конкурса показали возможность создания общежитий на 400 человек с расширенным составом общественных помещений и игровым залом. При этой же этажности возможно также проектирование и более крупных общежитий на 800 человек, что достигается путем блокирования двух общежитий на 400 человек или несколько жилых блок-секций по 200 человек.

На основе конкурсного проектного предложения, получившего первую премию, ЦНИИЭП учебных заведений в 1987 г. разработаны типовые проекты общежитий на 200, 400 и 600 человек для учащихся ПТУ, состоящие из жилых блок-секций на 200 человек и трех общественных блоков разной вместимости. Блокировка общежитий, совместное использование игрового зала и общественных помещений обеспечивают экономичность решения общежитий большой вместимости.

Игровой зал впервые использовался в комплексе общежития. Были предложены различные варианты размещения зала: в отдельном объеме, на первом этаже жилого корпуса и др. Как показал конкурс, наиболее удобно размещение зала в общественном блоке.

Была проверена возможность создания жилой группы на 50 человек. Проектные решения предусматривали как компактное размещение обслуживающих помещений, так и разделение их на группы помещений общественных и бытовых. Обслуживающие помещения в большинстве проектов удобно размещались при входе в жилую группу, но были решения с неудачным расположением всех помещений, в том числе комнаты воспитателя в торце здания, при этом вход в жилую группу становился неконтролируемым.



Рис. 9. Создание комплексов общежитий на 200, 400, 600 и 800 человек путем компоновки жилых блок-секций с общественными блоками различной вместимости. Конкурсный проект 1982 г. 1 премия. Архитекторы В. И. Маслов, Е. П. Купцов, А. Б. Роман-цев. Варианты блокировки.

В конкурсных проектах применялись следующие планировочные схемы решения жилого этажа: коридорная — с центральным коридором, с двумя параллельными коридорами, с Г-образным в плане коридором и сложное коридорное общежитие с несколькими короткими коридорами; секционная, а также коридорно-секционная с решением жилой группы в два уровня. Планировка с двумя параллельными коридорами и расположенными между ними санитарными и бытовыми помещениями не получила одобрения.



Рис. 10. Типовой проект общежития на 400 человек с двумя жилыми блоками по 200 человек. ЦНИИЭП учебных зданий 1987 г. Архитекторы В. И. Маслов, М. В. Леонтьев, Е. В. Дедюля, Т. В. Акимова, инженеры В. И. Олейник, И. Н. Мирецкая, Т. Н. Ольховская. Фасад, план первого этажа
1 — жилой блок на 200 человек; 2 — общественный блок на 400 человек

В представленных на конкурс проектах по-разному решено размещение санитарно-гигиенических помещений. Во многих проектах уборные и умывальные предусматриваются при небольших ячейках на 5-6 человек, что повышает комфорт, но затрудняет эксплуатацию и уборку. Есть и удачные решения с размещением санитарных узлов на 15-17 и 25 человек.



Рис. 11. Г-образное, угловое планировочное решение жилой части. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. Л. Пашковский, А. В. Пашковский. Общий вид и план первого этажа




Рис. 12. Угловое планировочное решение. Санитарно-технические помещения, общие на жилую группу. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архит. Е. В. Дворак. План первого (а) и типового (б) этажей
1 — жилая комната на 2 человека; 2 — жилая комната на 3 человека; 3 — комната воспитателя; 4 — комната для занятий; 5 — комната отдыха; 6 — кухня; 7 — бытовая комната; 8 — помещение для сушки и хранения рабочей одежды; 9 — умывальник, душевая, туалет; 10 — вестибюль; 11 — комната коменданта; 12 — комната общественных организаций; 13 — комната завхоза; 14 помещение для лекций и собраний; 15 — кружковые; 16 — фотолаборатория; 17 — библиотека; 18 — игровой зал; 19 — тренерская; 20 — кладовая спортинвентаря; 21 — кладовые; 22 — изолятор; 23 — буфет




Рис. 13. Секционная планировка жилого этажа. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. А. Тирский, Е. В. Тирская. Общий вид и план типового этажа
1 — жилая комната на 2 человека; 2 — жилая комната на 3 человека; 3 — комната воспитателя; 4 — комната отдыха; 5 — комната для занятий; 6 — кухня; 7 — бытовая комната; 8 — помещение для сушки и хранения рабочей одежды


В 1983 г. ГлавАПУ г. Москвы совместно с Московским отделением Союза архитекторов РСФСР был проведен заказной конкурс на проектные предложения общежитий на 400 человек для профессионально-технических училищ Москвы.



Рис. 14. Корндорно-секционное планировочное решение. Размещение жилой группы в двух уровнях, связанных внутренней лестницей. Общежитие на 400 человек. Конкурсный проект 1982 г. Архитекторы В. И. Магидин, А. И. Бороз-нов, В. Д. Замерен. Общий вид, разрез, планы типовых этажей — первого (а) и второго (б) уровней жилых групп
1 — жилая комната на 2 человека; 2 — жилая комната на 3 человека; 3 — комната отдыха; 4 — комната сушки и хранения рабочей одежды; 5 — комната воспитателя; 6 — комната для занятий; 7 — кухня; 8 — бытовая комната


Данный конкурс был ограничен разработкой отдельно стоящих общежитий, которые могут быть включены в городскую застройку. Потребность в общежитиях такого типа обусловлена особенностями развития сети ПТУ в Москве, за-тесненностью участков реконструируемых ПТУ, необходимостью вывода общежитий из зданий другого назначения.

Основное требование к планировочному решению общежития для учащихся ПТУ, заложенное в программу конкурса, — создание жилых групп на 50 учащихся. Учитывая существующую практику эксплуатации общежитий, в программе конкурса предлагалось душевые располагать на первом этаже. В состав общежития включена столовая-доготовочная полузакрытого типа на 100 посадочных мест, что учитывает особенности функционирования отдельно стоящих общежитий. Этажность зданий не ограничивалась.

На основе конкурсного проектного предложения архитектурной мастерской N 4 МНИИТЭП разработан типовой проект общежития для учащихся из панельно-блочных конструкций (см. рис. 56). Первый этаж девятиэтажного здания занимают общественные помещения, а остальные этажи  — жилые. На каждом этаже размещается жилая группа на 50 учащихся. Столовая размещена в отдельном объеме и связана с общежитием переходом. Она имеет самостоятельный вестибюль для посторонних посетителей. Жилая группа состоит из двух подгрупп по 25 человек, объединенных общественной частью, помещениями повседневного пользования. Вынесение столовой в отдельный блок оправдано и позволяет в конкретных случаях привязывать общежитие и без столовой.

Таким образом, в стране началось проектирование специализированных общежитий для учащихся ПТУ и техникумов, в значительной степени учитывающих специфику организации быта и учебно-воспитательного процесса.

Размещение общежитий ПТУ и техникумов непосредственно связано с формированием сети учебных заведений. Как показывает практика проектирования, общежития, как правило, располагаются в комплексе с учебными заведениями.

Размещение общежитий — один из основных вопросов при рациональном построении сети учебных заведений. Стоимость общежитий оказывает значительное влияние на общую стоимость учебного комплекса. В настоящее время стоимость одного места в общежитии приблизительно равна стоимости одного места в учебном заведении. И если отнести стоимость одного места в общежитии к учебному месту, то общежитие заметно увеличит объем единовременных затрат на возведение комплекса без сколько-нибудь заметного улучшения его основной учебно-материальной базы (учебных, зальных помещений, мастерских).

Рациональное размещение учебных заведений снижает потребность в строительстве общежитий, чем достигается значительная экономия средств. Это происходит при размещении учебных заведений в непосредственной близости от крупных жилых массивов, по крайней мере, они должны быть связаны с ними надежным транспортом. Чрезмерное укрупнение учебных заведений, а также отрыв их от жилья, вынесение в производственную или загородную зону приводит к отрыву от местной молодежи и затрудняет организацию набора учащихся.

В средних специальных учебных заведениях местами в общежитиях необходимо обеспечивать в среднем 70% контингента учащихся дневного отделения. В городских ПТУ местами в общежитиях обеспечивается в среднем до 50% учащихся, за исключением строительных ПТУ, в которых необходимо предусматривать общежития на 100% учащихся. В сельских ПТУ вместимость общежитий составляет 80-100%.

Общежития ПТУ и техникумов обычно строятся в комплексе с учебными заведениями на единой территории. При невозможности размещения в комплексе их располагают на ближайших участках в радиусе удобной пешеходной доступности или с учетом кратчайшей транспортной связи.

Площадь участка для общежитий на 200 человек равна 0,6 га, на 400 человек — 1 га, на 600 человек — 1,2 га, на 1000 человек — 1,7 га (по СНиП 2.07.01-86). В табл. 5 показана зависимость площади участков общежитий от вместимости учебных заведений и числа проживающих в общежитии.

При изолированном размещении общежития участок обычно имеет зоны отдыха и спортивную, которая включает различные спортивные площадки: волейбольную, баскетбольную (или комбинированную), а также площадку для настольного тенниса и гимнастики.

При размещении общежития в комплексе с учебным заведением его участок может быть сокращен на 0,15-0,3 га за счет исключения спортивных площадок. В этом случае учащиеся, проживающие в общежитии, пользуются открытыми спортивными сооружениями учебного заведения.



Рис. 15. Комплекс сельского ПТУ на 480 учащихся (около 6 га с резервной территорией для расширения ПТУ). Схема генерального плана
а — учебная зона; б — спортивная зона; в - хозяйственная зона; г — жилая зона; 1 — учебный корпус; 2 — общественно-бытовой корпус; 3 — мастерские; 4 — объекты хозяйственного назначения; 5 — общежития; 6 -жилой дом; 7 — спортивное ядро; 8 — тир


Участки учебных заведений обычно зондируются. Они состоят из учебной зоны, включающей учебный и общественно-бытовой корпус учебного заведения, а также учебно-производственные мастерские и учебные полигоны; спортивной зоны, включающей спортивное ядро, широкий набор спортивных площадок, тир; сооружений для прохождения начальной военной подготовки; хозяйственной зоны и жилой зоны, которая помимо общежитий может также включать и жилые дома для преподавателей (рис. 69). Жилая зона обычно составляет около 20% площади участка комплекса. Жилую зону рекомендуется отделять от хозяйственной и приближать к учебной и спортивной зонам.



Рис. 16. Размещение общежития отдельно от учебного заведения. Общежитие на 400 человек со столовой для Москвы (1 га). МНИИТЭП. Схема генерального плана
1 — общежитие; 2 — столовая; 3 гимнастическая площадка; 4 — площадка для настольного тенниса; 5 — комбинированная площадка (волейбол, баскетбол); 6 — площадка для отдыха




Рис. 17. Совместное использование




Рис. 18. Связь общежитий со столовой и актовым залом укрупненного комплекса ПТУ. Комплекс ПТУ на 3600 учащихся с общежитиями на весь контингент. ЛенНИИпроект. Архитекторы B. C. Маслов, О. И. Клипиков, В. А. Орлов. Общий вид
1 — общежития; 2 — учебные заведения; 3 — столовая; 4 — актовый зал


При размещении общежитий в комплексе возникает возможность кооперированного использования обслуживающих помещений учебного заведения и общежития.

Похожие статьи:
Технико-экономическая эффективность общежитий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общежития

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум