Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительное производство

Проектирование строительных генеральных планов


Проектирование строительных генеральных планов

Общие принципы проектирования являются одинаковыми как для составления общих строительных генеральных планов, так и для строительных планов отдельных объектов и заключаются в обеспечении: – минимальной стоимости и удобства перевозок на строительной площадке; – минимальной стоимости временных сооружений; – выполнения требовании охраны труда и техники безопасности; – выполнения требований пожарной охраны;
наиболее рационального обслуживания строительных рабочих при наименьших потерях времени на переходы по строительной площадке.

Низкая стоимость перевозок достигается рациональным размещением складов, подъемников, мастерских и механизированных установок на строительной площадке, а также рациональным выбором транспортных средств и размещением транспортных путей на строительной площадке.

Минимальная стоимость временных зданий и сооружений достигается сокращением их числа за счет использования постоянных устройств для нужд строительства и применения сборно-разборных и передвижных конструкций временных зданий. Протяжение сетей временного водопровода и электросети должно быть кратчайшим.

Удовлетворение требований техники безопасности и пожарной безопасности обеспечивается надлежащим размещением складов, устройством необходимых проездов и проходов, соблюдением установленных разрывов между зданиями, надлежащим содержанием территории постройки, организацией пожарной охраны и предоставлением ей необходимых помещений и устройств.

Удобное обслуживание рабочих достигается рациональным размещением необходимых административно-хозяйственных и бытовых сооружений.

Ввиду того что готовое решение строительного генерального плана дать невозможно, необходимо находить в каждом отдельном случае наилучшее решение, составляя несколько вариантов плана и сравнивая их между собой.

Основными показателями для строительной оценки вариантов являются наименьшее количество тонно-километров перемещения материалов и наименьшая стоимость временных сооружений на строительной площадке.

Дополнительными показателями является степень удобства работы транспорта на строительной площадке и обеспечения наиболее рационального обслуживания рабочих — наименьшее число тупиков и пересечений путей внутриплощадочного транспорта, наименьшие расстояния перехода рабочих по строительной площадке и т. п.

Проектирование стройгенплана отдельного здания.

Проектирование строительного генерального плана отдельного здания начинают с размещения монтажных кранов, число которых устанавливается при расчете необходимой интенсивности потока. Это объясняется тем, что от числа и расположения монтажных кранов во многом зависит и расположение других элементов строительного хозяйства, необходимых для строительства объекта.

При возведении многоэтажных жилых и общественных зданий число монтажных башенных кранов зависит от следующих факторов: – объемов строительно-монтажных работ и установленных сроков строительства; – размеров и конфигурации здания в плане, высоты его и наибольшей массы монтажных элементов; – основных параметров принятых для строительства кранов (вылет крюка, высота подъема крюка и грузоподъемность).

В тех случаях, когда строится многоэтажное здание простой конфигурации в плане, с объемом строительно-монтажных работ, который можно выполнить в заданный срок одним башенным краном, подкрановые пути располагаются с одной стороны здания параллельно его продольной оси (рис. 21. 1,а).

Если же для строительно-монтажных работ требуется один или два башенных крана (например, при поточно-скоростном строительстве), то подкрановые пути можно расположить с одной стороны или с двух сторон здания (рис. 21.1,6).

Расположение подкрановых путей для двух башенных кранов с одной стороны здания упрощает организацию приобъектных складов конструкций, деталей и материалов, а также путей доставки их на этот склад.

Возможны случаи расположения подкрановых путей для двух и более башенных кранов при возведении зданий сложной конфигурации в плане (рис. 21. 1,8—ж).

После того как решен вопрос о количестве кранов и расположении подкрановых путей, решается вопрос о размещении приобъектных складов конструкций, деталей и массовых материалов, необходимых для постройки данного объекта.

Рис. 21.1. Схемы расположения путей для башенных кранов
а — с одной стороны здания при двух кранах; б — с двух сторон здания при двух кранах; в—ж — при сложной конфигурации зданий в плане

Эти склады размещаются в зоне действия кранов при соответствующем вылете крюка, который, как известно, уменьшается по мере увеличения высоты подъема крюка. Поэтому ширина приобъектного склада конструкций, деталей и массовых материалов должна быть не более полезного вылета крюка, необходимого для монтажа данного объекта.

В тех случаях, когда монтаж здания ведут с транспортных средств, необходимость в приобъектных складах для сборных конструкций и деталей отпадает и на стройгенплане показывают лишь пути движения транспортных средств, по которым сборные конструкции и детали доставляют в зону действия монтажного крана.

Размещать сборные конструкции, детали и материалы в зоне действия крана необходимо с учетом обеспечения удобств работы крана с наибольшей производительностью. Для этого одноименные конструкции, детали и материалы необходимо складировать в нескольких местах зоны действия крана, так как в этом случае кран будет делать меньше горизонтальных передвижений, чем при сосредоточении этих конструкций, деталей и материалов в одном месте. Оптимальное решение данного вопроса будет в том случае, когда краном с одной позиции можно брать со склада или из штабеля и устанавливать в проектное положение все необходимые конструкции, детали и материалы для монтируемой с одной позиции крана части здания (рис. XXI.2). Материалы, детали и конструкции, которые требуются в большем количестве, располагают в зоне действия крана ближе к строящемуся зданию, чем материалы, детали и конструкции для укладки которых в проектное положение требуется меньшее число циклов монтажного крана. Это позволяет сократить продолжительность работы крана путем уменьшения угла поворота его стрелы.

Если монтаж здания ведут при наличии приобъектных складов, то после решения вопроса о расположении кранов и приобъектных складов при проектировании стройплана объекта решают вопрос о расположении временных и постоянных дорог на строительной площадке. Пути подвоза конструкций, деталей и материалов в зависимости от ширины склада можно располагать с одной или с обеих длинных сторон склада.

Ширина проезжей части дорог с односторонним движением должна быть не менее 3 м. Однако междубровкой проезжей части и расположенными вдоль дороги складами необходимо оставлять полосы для стоянки под разгрузкой транспортных средств и кранов. Ширина этой полосы должна быть не менее чем на 1,5 м шире габарита разгрузочного крана и не менее 3 м. По правилам противопожарной безопасности около возводимого здания должен быть обеспечен круговой проезд шириной не менее 6 м.

Если на строительстве объекта предполагается использовать приобъектные стационарные или передвижные бетонорастворные механизированные установки, то их нужно размещать в зоне действия башенного крана так, чтобы доставка бетонной смеси и раствора к месту укладки их в конструкции осуществлялась башенным краном непосредственно от раздаточного бункера бето-норастворной установки.

Проектирование строительного генерального плана комплексной застройки. Стройгенплан комплексной застройки характеризует состояние строительной площадки к началу основных работ и ее подготовленность для размещения на ней материально-технической базы, комплексной застройки, производство полуфабрикатов и подъездных путей, внутрипостроечных дорог, строительных машин, материалов, деталей и прочего хозяйства, необходимого для выполнения строительства в соответствии с календарным планом (рис. 21.3).

Для комплексной застройки, выполняемой в течение нескольких лет, стройгенпланы разрабатываются в виде общего плана всей застройки с включением прилегающих к ней территорий, используемых для нужд строительства, с обозначением на чертеже подземных коммуникаций и транспортных связей, с карьерами, заводами деталей, железнодорожной станцией и др., или в виде плана строительства объектов первого года или первой «череди работ с указанием решений, сохраняемых на последующие периоды строительства. Например, условия обеспечения строительства электроэнергией, водой, централизованное производство деталей и т. д. могут быть постоянными на весь период стройки.

При проектировании стройгенплана организация комплексной застройки, производство полуфабрикатов и деталей, а также оснащение строительными машинам» решаются с учетом мощности технической базы строительной организации (треста), возможного кооперирования застройки в части обеспечения ее сборными конструкциями, полуфабрикатами, строительными машинами и другими ресурсами с соседними строительными организациями.

На городских строительных площадках изготовляются только те полуфабрикаты и сборные детали, централизованное производство которых не организовано на предприятиях треста или города.

Расположение производственных предприятий, мастерских, общеплощадочных материалов и др. проектируется с учетом обеспечения наименьших затрат на транспортирование грузов к местам их использования.

Стройгенплан жилого массива состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянную, часть составляют объекты оборудования строительной площадки, не меняющие местололожения до завершения данной очереди строительства (контора участка строительства, центральные склады и т. п. ). К переменной части стройгенплана относят объекты оборудования строительной площадки, которые в течение периода строительства изменяют местоположение (башенные краны, передвижные временные здания и т. п.).

Стройгенплан жилого массива включает: – существующие и проектируемые здания и сооружения, постоянные и временные; – дороги, постоянные и временные; – инженерные коммуникации (водопровод, тепловые
сети, электрические сети и др.); – временные производственные здания и сооружения (склады, площадки для сборки конструкций и т. д.); – временные здания и сооружения административного и бытового назначения (конторы участка, душевые, умывальные, уборные и т. п.).

Требования, предъявляемые к рациональной организация строительного генерального плана. Временные здания, сооружения и коммуникации следует размещать таким образом, чтобы они при лучшем обслуживании основного производства не мешали строительству постоянных надземных и подземных сооружений. Затраты на возведение, эксплуатацию и последующее перемещение временных зданий и сооружений должны быть минимальными.

Рис. 21.3. Строительный генеральный план жилого массива
1—26, 32, 33— жилые дома: 27 — школа; 28, 30 — ясли; 29, 31 — детские сады; 34 — теплица; 35 — хозяйственная постройка; 36 — трансформаторная подстанция; 37 — передвижной вагончик для мастера в автофургоне; 38 — передвижной вагончик-душевая; 39 — туалет; 40 — склад; 41, 42 — контора; 43 —
блок-сушилка

Критическими должны быть также расстояние, на которое транспортируются грузы, число перегрузок и подъемов грузов.

Это в одинаковой степени относится к размещению производственных предприятий, складов, дорог и к про-ложению трасс временных сетей водо-, электро- и теплоснабжения, а также к размещению устройств, обслуживающих эти сети.

Производственные предприятия, мастерские, центральные склады, жилые поселки для строительных рабочих и прочие основные объекты материально-технической базы строительно-монтажных организаций следует располагать на участках вне строительных площадок.

Производственные предприятия целесообразно размещать на общем участке — это облегчает управление ими, упрощает снабжение, снижает затраты на устройство дорог, котельных, прокладку водопроводных и энергетических сетей. При размещении производственных предприятий необходимо стремиться к тому, чтобы пути, по которым сырье, материалы доставляют к предприятиям, и пути, по которым продукция предприятий поступает к строящимся сооружениям, имели наименьшую протяженность.

На строительных площадках располагают лишь те временные сооружения, которые связаны с данным строительством и подлежат эксплуатации в течение относительно короткого срока (временные сети и устройства энерго-, водо-, паро- и воздухоснабжения, участковые и приобъектные склады, механизированные установки, конторы участков и др.).

При проектировании строительного генерального плана жилого массива надлежит учитывать требования техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и противопожарной безопасности.

До начала строительства строительные площадки необходимо соединить с дорогами общего пользования. Кроме того, строительные площадки должны иметь дороги или свободные полосы шириной не менее б м, пригодные для проезда пожарных машин. Проезды на строительной площадке следует располагать так, чтобы каждое здание или подсобное сооружение находилось от главного или второстепенного проезда на расстоянии не более 25 м.

Складирование сгораемых строительных материалов-допускается только при соблюдении противопожарных разрывов.

Расположение временных зданий и сооружений относительно строящихся объектов, сторон света и направления господствующих ветров должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для естественного освещения, проветривания и борьбы с инсоляцией.

В целях сокращения затрат на оборудование строительных площадок необходимо предусматривать первоочередное строительство постоянных объектов, используемых для удовлетворения временных нужд строителей (например, сооружение постоянной трансформаторной подстанции для временного электроснабжения строительной площадки). Эти объекты следует вводить в эксплуатацию в подготовительный период строительства.

Проектирование строительного генерального плана жилого массива заключается: в подборе исходных и нормативных данных, определении-состава (перечня), расчете объемов (площадей) зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения, размещении временных зданий и сооружений; определении тех-нико экономических показателей стройгенплана.

Стройгенплан жилого массива разрабатывается на, основе материалов генерального плана, результатов геологических и гидрогеологических изысканий, данных инженерно-экономических изыскании и материалов сводного календарного плана строительства.

На генеральном плане жилого массива должны быть нанесены горизонтали, планировочные отметки, а также водно-энергетические и транспортные коммуникации. Если вычерчивание коммуникаций затрудняет чтение генерального плана, их показывают на отдельных чертежах или на одном совмещенном.

Данные о рельефе жилого массива и планировочные отметки постоянных зданий служат для обоснования рационального размещения объектов строительного хозяйства на строительном генеральном плане, выбора оптимальных направлений и отметок автомобильных дорог, а также для решения вопроса об отводе атмосферных вод с территории строительной площадки.





Похожие статьи:
Порядок сдачи законченных объектов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительное производство

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум