Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Рекомендации по производству работ


Рекомендации по производству работ

Органические вяжущие материалы могут применяться для обеспыливания автомобильных дорог и аэродромов с гравийными, шлаковыми, щебеночными и другими каменными покрытиями переходного типа методом поверхностных обработок, пропиток или смешения (смешение материала покрытия с вяжущим производится по общим правилам устройства покрытий облегченного типа).

Для получения разжиженных битумов классов А и СГ в качестве разжижителей применяют керосин, лигроин и др., а для битумов классов Б и МГ – мазут, нефть, каменноугольное и сланцевое масла. Соотношение между битумом и разжижителем устанавливают лабораторным путем.

Составленные высокотемпературные дегти Д-1 и Д-2 могут быть получены смешением пека с каменноугольным маслом или обезвоженными сырыми каменноугольными дегтями.

Сырые тяжелые нефти, как правило, близки по свойствам к мед-ленногустеющим жидким битумам класса Б. Для уменьшения их вязкости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое и каменноугольное масла, керосин и др.

Органические вяжущие используют в холодном состоянии или нагретыми до температуры, обеспечивающей требуемую вязкость и хорошее проникание в покрытие. При использовании жидких битумов классов А, СГ, Б и МГ в холодном состоянии их разжижают до вязкости Cj5 = 20 с. При отсутствии разжижителей эти битумы применяют нагретыми до температуры 60-70 °С. Сланцевый жидкий деготь С-1 можно, разливать в холодном, а деготь С-2 в нагретом – до 60 °С состоянии.

Дегти марок Д-2, ДС-2 и ДС-3 следует нагревать. Необходимо учитывать, что длительный нагрев дегтей может привести к увеличению вязкости. Поэтому сразу же после достижения заданной температуры (60 °С) дегти должны употребляться в дело.

Тяжелые нефти применяют в холодном состоянии при вязкости С5 = 20 с или подогретыми до 60-70 °С. Для понижения вязкости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое масло, керосин и т.п. Легкие нефти, мазуты, каменноугольные и сланцевые смолы используются в холодном состоянии.

Эмульсии разливают в холодном виде. При низких температурах допускается их подогревание до 30-40 °С. Необходимые рабочие концентрации вяжущего в эмульсии получают разбавлением водой.

При перевозке на большие расстояния экономически наиболее целесообразны высококонцентрированные эмульсии с содержанием вяжущего 90% и выше. При этом устойчивость эмульсии, возможность слива и перекачки без подогрева (при температуре от 5 до 10 °С), способность легко разводиться водой являются важнейшими технологическими характеристиками.

При приеме вяжущих материалов отбирают пробы для лабораторных исследований и испытаний.

При обработке покрытий органическими вяжущими материалами путем поверхностных розливов выполняют следующие технологические операции: выравнивание поверхности проезжей части; удаление пыли с поверхности покрытия, грязи и рыхлого несвязанного материала; распределение вяжущих; присыпка полосы обработки песком, мелким гравием и другими подобными материалами (после впитывания вяжущего). В зависимости от вида материала покрытия и его плотности в состав работ дополнительно могут включаться: рыхление верхнего слоя на глубину от 3 до 5 см (для лучшего проникания вяжущего) с последующим уплотнением этого слоя (после впитывания вяжущего), а также розлив воды для обеспечения оптимальной влажности покрытия.

Для устранения прилипания вяжущего к колесам автомобилей, а также для более быстрого формирования защитного слоя, особенно при небольшой или неравномерной скорости впитывания органических вяжущих в минеральный материал, по обработанному покрытию производят россыпь песка, мелкого гравия, мелкого шлака и других подобных материалов из расчета 0,5-0,6 м3 на 100 м2 покрытия с последующей практикой. Обработанное покрытие уплотняют для впитывания вяжущего и россыпи минерального материала движением автомобилей или самоходных пневмоколесных катков или с гладкими вальцами. При уплотнении покрытия под воздействием движения автомобилей необходимо обеспечить равномерность их проходов по всей ширине проезжей части.

Комплексную обработку грунтов на полевых аэродромах малыми дозами сланцевой смолы и извести рекомендуется применять при наличии глинистых грунтов и эксплуатации самолетов с тягой до 5 т. Обработке могут подвергаться грунтовые летные полосы, рулежные дорожки и места стоянок самолетов аэродромов, расположенных во II- IV дорожно-климатических зонах.

Грунты, обработанные малыми дозами извести и сланцевой смолы на глубину 8-12 см, вследствие разупрочнения после зимнего промораживания грунтового основания и частично обработанного слоя не

пригодны для эксплуатации в весеннюю распутицу. После подсыхания грунта до оптимальной влажности обработанные грунты для восстановления связности и прочности, а следовательно, и обеспыливающего эффекта следует уплотнять катками до плотности 0,95 стандартной.

Обработка грунтов сланцевой смолой и известью производится методом смешения на месте на глубину 8-12 см. Известь вносится в грунт в виде известкового молока в соотношении 1:10 – 1:12. Для приготовления молока может применяться негашеная или гашеная, комковая или молотая известь с высоким содержанием СаО и Са(ОН)2, карбонатная известь для обработки грунтов не пригодна. Расход извести назначается в зависимости от типа грунта, его влажности и состава извести. Практически доза извести (при расчете на СаО) составляет 1,5-2,5% от массы грунта. Расход сланцевой смолы составляет 2% от массы грунта.

Производственный процесс обработки грунта включает следующие последовательно выполняемые технологические операции: приготовление известкового молока, розлив молока и перемешивание его с грунтом, подсушивание смеси, розлив сланцевой смолы и перемешивание ее с грунтом, предварительное обжатие смеси, планировку поверхности грунта.

Известковое молоко разливают с помощью КИМ в три приема с перемешиванием грунта после каждого розлива. После этого грунт просушивается до влажности (0,35 – 0,50)WT. Для ускорения просушивания грунт может периодически разрыхляться автогрейдерами или фрезами. Сланцевая смола разливается автогудронаторами без подогрева в три приема.

Смесь можно перемешивать автогрейдерами, фрезами или дисковыми боронами. Основное уплотнение должно выполняться самоходными пневмоколесными катками за пять-семь проходов по одному следу до плотности не менее 0,98 стандартной.

После тщательной планировки поверхность покрытия выглаживается за два-три прохода самоходным катком, с тем чтобы она была ровной, блестящей и глянцеватой.

Эксплуатация участка с обработанным грунтом может начинаться сразу после завершения выглаживания поверхности. Если расчетный срок эксплуатации укрепляемой площади более 1 года, необходимо устраивать защитный слой в виде поверхностной обработки. Дефектные места, выделяемые в процессе производства работ или в период эксплуатации, должны немедленно ликвидироваться путем заполнения выбоин и просадок каменной мелочью с битумом и обязательным уплотнением катками. Участки с площадью разрушения более 10 м2 исправляются рыхлением грунта с добавкой сланцевой смолы по норме 1-2 кг/м2, последующим перемешиванием и уплотнением смеси катками.

Норма расхода обеспыливающих материалов принимается в каждом конкретном случае на основании опытной проверки. Она зависит от типа покрытия и вида обеспыливающего материала.

Применение органических вяжущих для обеспыливания предопределяет учет возможности распространения их за пределами дорожной полосы и нанесения возможного ущерба растительности, фауне, водоемам, качеству питьевой воды.

Многие из рассмотренных в гл. 4 органических вяжущих обладают в различной степени токсичными свойствами. Некоторые из них, например нефтяные вяжущие, содержат канцерогенное вещество бензопирен (сырая нефть содержит его в количестве до 500 мкг/кг). Канцерогенные вещества содержат сланцевые и каменноугольные вяжущие, поэтому их применение в городских условиях запрещается. Использование Жидких нефтепродуктов для обеспыливания дорог вблизи водоемов нецелесообразно, а при использовании на загородных дорогах необходимо соблюдение правил техники безопасности. Токсичность вяжущих можно понизить путем использования их в виде эмульсий.

Расположение складов обеспыливающих веществ следует выбирать с учетом охраны окружающей среды – на расстоянии не менее 200 м от природоохранных объектов.





Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум