Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Техника безопасности при возведении инженерных высотных сооружений


Техника безопасности при возведении инженерных высотных сооружений

При строительстве высотных железобетонных сооружений необходимо соблюдать требования СНиП III-A. 11—70 «Техника безопасности в строительстве».

Техника безопасности на строительстве высотных железобетонных сооружений тесно связана с организацией территории строительной площадки. В проекте производства работ предусматривают ограждающие и защитные устройства вокруг строящихся сооружений. На стройгенпланах предусматривают защитные навесы над проходами и проездами к сооружениям, ограждения опасных зон, защитные козырьки и пр. Размеры и конструкции защитных и ограждающих устройств зависят от вида и размеров (главным образом высоты) строящихся сооружений.

Ограждение зоны от возможного падения сверху каких-либо предметов (опасной зоны) при строительстве высотных сооружений устраивают обычно на расстоянии, равном 1/10 их высоты.

На ограждении опасной зоны вывешивают предупредительные надписи, запрещающие проход и проезд в опасную зону.

Рабочие проезды и проходы к строящемуся сооружению в пределах опасной зоны оборудуют прочными навесами, а проходы, кроме того, ограждают боковыми перилами. Материалы, изделия и строительное оборудование размещают за пределами опасной зоны.

На подвесных подмостях и люльках при возведении высотных инженерных железобетонных сооружений выполняют многие основные работы. Их рассчитывают на максимальные производственные нагрузки, которые возможны в процессе строительства, и изготовляют строго по проекту. Металлические элементы подвесных лесов, подмостей и люлек являются инвентарными и изготавливаются только на заводах. Деревянные элементы должны быть из древесных хвойных пород не ниже II сорта и с влажностью не выше 25%. Для изготовления настилов применяют доски толщиной не менее 50 мм. Зазор между досками настила должен превышать 10 мм.

За состоянием всех элементов лесов, подмостей и люлек, в том числе соединений, креплений, настилов и ограждений, устанавливают систематическое наблюдение. Проверку производит мастер или производитель работ ежедневно перед началом каждой смены.

При производстве работ, выполняемых с подвесных лесов, подмостей и люлек, рабочие пользуются предохранительными поясами и защитными касками. Предохранительные пояса закрепляют за металлические элементы: подвески лесов и подмостей, каркас люльки.

На подвесных лесах и подмостях не допускается длительное хранение строительных материалов, оборудования и инвентаря; временное хранение допускается в количестве, не превышающем установленного проектом производства работ. Их располагают таким образом, чтобы они не мешали проходу по настилу.

Настилы не реже одного раза в сутки очищают от мусора и остатков строительных материалов. В зимнее время настилы лесов, подмостей и люлек, находящиеся на открытом воздухе, очищают от снега и льда и посыпают песком.

Не допускается скопление на настилах подвесных лесов, подмостей и люлек в одном месте людей в количестве, сверх установленного в проекте производства работ. На подвесных лесах при строительстве сооружений в скользящей опалубке должно находиться не более трех человек.

Всех рабочих обеспечивают соответствующей спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (предохранительными поясами, защитными касками и др.). Предохранительные пояса через каждые 6 месяцев испытывают на статическую нагрузку 300 кг в течение 5 мин, после чего на них наносят номер и дату испытания. Людей, работающих на высоте, снабжают сумками или ящиками для переноски и хранения инструмента, болтов и других мелких деталей.

Запрещается работать наверху при строительстве высотных железобетонных сооружений, а также подниматься на них при ветре силой 6 баллов и более и во время грозы.

К строительству высотных инженерных сооружений из монолитного железобетона допускаются лица не моложе 18 лет. Исключение составляют ученики строительных учебных заведений профессионально-технического образования в возрасте 17 лет, проходящие практику. Обязательным условием допуска их к работе является постоянное наблюдение за ними мастера-инструктора учебного заведения.

Все рабочие при поступлении проходят предварительный медицинский осмотр, а через каждые 12 месяцев — периодические осмотры. Главное внимание при осмотрам обращают на годность к работе на большой высоте. Рабочие, вновь принятые как на постоянную, так и на временную работу или прибывшие с других объектов, сначала проходят вводный инструктаж по технике безопасности и инструктаж непосредственно на рабочем месте, который затем проводят при каждом изменении вида или условий работы. Кроме того, рабочие обучаются безопасным методам работ по программе, рассчитанной на 12 ч. После проверки знаний им выдается удостоверение. Проверку знаний производят ежегодно с отметкой в удостоверении. На сложные и особо опасные работы выдается письменный допуск, в котором перечисляются мероприятия по технике безопасности.

На строительстве сооружений в скользящей опалубке безопасность работ обеспечивается прежде всего благодаря содержанию в исправности самой опалубки, подъемных устройств, рабочего пола, подвесных подмостей. В процессе подъема скользящей опалубки производят контроль за состоянием узлов, соединений и креплений элементов опалубки. Замеченные неисправности и повреждения немедленно устраняют.

Не допускается скопление людей на рабочем полу и подвесных подмостях, размещение на рабочем полу и подмостях не предусмотренных проектом производства работ оборудования, инвентаря, материалов, емкостей с бетонной смесью и раствором. Во время выгрузки бетонной смеси на настил рабочего пола бункер или бадья со смесью должны находиться над настилом на высоте не более 0,5 м во избежание разрушения рабочего пола от ударных нагрузок.

Настил рабочего пола и подвесных подмостей следует регулярно очищать от мусора и остатков бетонной смеси. Мусор (а также материалы, инструмент и др.) опускают только при помощи крана с использованием специально предназначенной тары и контейнеров. Сбрасывать их со строящегося сооружения запрещается.

Для подъема на рабочий пол монтируется лестница, которая ограждается с четырех сторон металлической сеткой. Устройство подвесных лестниц запрещается.

Ограждение подвесных подмостей на строительстве сооружений, возводимых в скользящей опалубке, выполняется на всю высоту подмостей.

При строительстве сооружений с размерами ячеек 6 м наружные и внутренние подмости ограждают арматурной сталью, а для сооружений с ячейками более 6 м ограждение подвесных подмостей выполняют из досок. Все деревянные ограждения прикрепляются к подвескам с внутренней стороны. Доски соединяют между собой внахлестку с длиной стыка не менее 0,5 м. Верхняя доска ограждения должна быть хорошо отстрогана. На настил подмостей с наружной стороны устанавливают бортовую доску высотой не менее 150 мм.

Для безопасного сообщения между рабочим полом и внутренними подмостями, а также между козырьком и наружными подмостями устанавливают лестницы с боковыми ограждениями.

Расположение лестниц не должно препятствовать свободному проходу по подмостям. Люки над лестницами, а также все другие проемы в рабочем полу снабжаются крышками. При необходимости оставлять эти отверстия открытыми (например, для освещения пространства под рабочим полом) их ограждают защитными решетками.

Не допускается доставлять раствор или другие грузы на подвесные подмости непосредственно через люки. Их подают с рабочего пола или козырька вручную, при этом используют веревки.

При устранении неисправностей скользящей опалубки во время строительства сооружений запрещается складывать на пол подвесных подмостей разбираемые элементы или сбрасывать их вниз.

При подъеме скользящая опалубка не должна цепляться за какие-либо неподвижные элементы (короба проемов, арматуру, домкратные стержни и др.). Запрещается опирать доски, домкратные стержни и другие материалы на ограждение козырька опалубки.

Во избежание перекоса опалубки при изгибе домкратных стержней подъем ее следует прекращать и возобновлять только после устранения причин, вызывающих изгиб.

К наиболее опасным работам относится демонтаж опалубки, поэтому разбирают ее элементы в последовательности, обеспечивающей устойчивость элементов, которые снимают позже.

При строительстве сооружений в скользящей опалубке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами на всех работах, выполняемых с подвесных подмостей, на демонтаже опалубки и при наращивании домкратных стержней.

При строительстве дымовых труб в подъемно-переставной опалубке одним из важных условий безопасного производства работ является правильная эксплуатация шахтного подъемника, несущего на себе все нагрузки от оборудования, а при возведении градирен — кранового агрегата, который перед пуском в работу подлежит сдаче Госгортехнадзору.

Шахтный подъемник после его монтажа подлежит техническому освидетельствованию, опробованию без нагрузки, статическому и динамическому испытаниям.

Во время эксплуатации шахтного подъемника пользуются световыми сигналами.

Запрещается оставлять грузовую клеть в подвешенном состоянии во время перерыва в работе, а также входить в грузовую шахту подъемника и находиться под клетью.

При подъеме длинномерных элементов их привязывают в клети к грузовому канату.

Не разрешается управлять лебедкой, кроме машиниста, другим лицам без разрешения мастера.

Управлять лебедкой разрешается только машинисту.

Во время подъема рабочей площадки на подвесных лесах не должны находиться рабочие. После каждого подъема площадки тщательно проверяют правильность расположения подвесок и щитов настила подвесных лесов. После каждого перемещения подвесных лесов к центру трубы соседние щиты настила лесов закрепляют между собой гвоздями и туго натягивают ограждение лесов.

Испытание подвесных лесов производят статической нагрузкой, превышающей в два раза рабочую.

При возведении труб на время подъема рабочей площадки вместе с наружной опалубкой и лесами прекращают все другие работы в стволе трубы. Рабочую площадку поднимают только тогда, когда сняты все укрепления, фиксирующие детали и устройства, а также полностью оторваны от бетонной поверхности щиты наружной опалубки.

Для переподъема щиты внутренней опалубки привязывают к элементам несущего кольца рабочей площадки, перед этим удаляют распорные стержни. При установке щиты привязываются к арматуре вязальной проволокой. После перестановки разрешается их отвязывать только тогда, когда установлены все распорные стержни.

Демонтаж инвентарной подъемно-переставной опалубки и подъемной головки начинают после устройства временного настила. Устройство последнего осуществляют по прогонам, которые опираются одним концом на обрез ствола трубы, а другим на ригели шахтного подъемника. Во время демонтажа опалубки и головки другие работы внутри трубы не производят. Перед началом отсоединения каждого наружного щита его подвешивают к радиальным прогонам рабочей площадки. Щиты подают на настил рабочей площадки и опускают в клети шахтоподъемника или в редких случаях опускают снаружи трубы с оттяжками (эта работа запрещается при силе ветра более 3 баллов).

Демонтаж щитов внутренней опалубки начинают с подвешивания их пеньковым канатом к радиальным направляющим несущих колец рабочей площадки. После этого снятые щиты подают на площадку для спуска в клеть шахтоподъемника. Подвесные леса начинают демонтировать со снятия щитов нижнего яруса с предварительным привязыванием к каждому щиту веревки.

Ограждение лесов разбирают по мере снятия щитов настила, а затем снимают подвески лесов. Перед демонтажом подвески подвешивают к радиальному прогону рабочей площадки. Детали и элементы опалубки, лесов, площадки и подъемной головки опускают вниз без скопления их на временном настиле.

При строительстве градирен в подъемно-переставной опалубке с применением агрегата все движения агрегата должны производиться плавно без рывков.

Запрещается подтаскивать грузы крюком грузоподъемной лебедки при косом натяжении каната, поднимать и опускать груз с находящимися на нем людьми.

При силе ветра в 6 баллов во избежание аварии агрегата его стрелы устанавливают по направлению ветра. Запрещается подращивание агрегата на высоту более одного пояса оболочки градирни. Наращивание башни агрегата в процессе строительства выполняют с соблюдением правильности и надежности установки и крепления секций.

Во время работы с люлек агрегата рабочим запрещается опираться или наступать на стенку оболочки градирни, арматуру или опалубку. При подъеме или опускании башни агрегата не разрешается находиться на нем.

Запрещается ставить на люльки агрегата бадьи с бетонной смесью, которые должны удерживаться крюком агрегата на весу. Для устранения зацепления люлек агрегата за элементы переставной опалубки не допускается, чтобы расстояние между люлькой и стенкой оболочки было менее 200 мм.

Правилами безопасной эксплуатации агрегата на строительстве градирен площадью орошения 4000 м2 допускаются следующие полезные нагрузки на люльки: на внутреннюю и наружную соответственно 1200 и 800 кг (в том числе рабочих не более 6 и 4 человек и различного груза не более 700 и 500 кг).

В процессе производства работ рабочие, находящиеся на люльках, и машинист агрегата обмениваются условными сигналами посредством оборудованной для этих целей телефонной связи. Во время включения механизма передвижения люлек по фронту работ (вдоль стенки оболочки градирни) машинист подает условные звуковые сигналы. Рабочие, услышав сигнал, в этот же момент углубляются в люльку и отходят от оболочки градирни.

При работе в зимнее время необходимо своевременно удалять наледь с нижней части подвесного брезентового покрытия (юбки) тепляка, а после каждой перестановки наружных панелей подъемно-переставной опалубки стягивать тепляк тросом, чтобы его не сорвало ветром. Подходы к сооружениям должны быть расчищены от снега и посыпаны песком.

При строительстве высотных железобетонных сооружений требуется устанавливать строжайший противопожарный режим. Помимо инструктажей по технике безопасности, с рабочими проводят инструктаж по пожарной безопасности. На каждой строительной площадке составляют план предупреждения и ликвидации пожаров.

При строительстве высотных сооружений в противопожарных целях предусматривают не менее двух лестниц, связывающих верхние рабочие места с землей. Например, при строительстве труб и градирен для безопасной эвакуации людей одна лестница должна размещаться внутри, а другая снаружи. На строительстве башенных копров, угольных башен, элеваторов, возводимых в скользящей опалубке, устраивают не менее двух лестниц, расположенных в разных частях сооружения.

Одним из требований пожарной безопасности является поддержание чистоты. Строительные отходы, порожняя-тара, материалы после разборки временных сооружений и устройств должны быть удалены со стройплощадки. Не допускается хранение огнеопасных и взрывоопасных материалов внутри строящихся сооружений. Все деревянные и брезентовые элементы тепляков, устройств и приспособлений внутри строящихся высотных сооружений обрабатывают специальными составами.

Особую требовательность к соблюдению противопожарного режима предъявляют при производстве антикоррозионных работ на строительстве труб. Внутри трубы в эгом случае запрещается выполнять сварочные работы, курить. При выполнении других работ сварка внутри трубы разрешается только с ведома пожарной охраны и при соблюдении мер предосторожности, указанных ее представителями.

Сварочные работы при наращивании домкратных стержней на строительстве сооружений в скользящей опалубке и при установке арматуры на строительстве градирен производят с соблюдением необходимых мер предосторожности. Не допускается попадания искр, брызг расплавленного металла и огарков электродов на деревянные и другие сгораемые предметы. Кроме того, рекомендуется поливать деревянные предметы и при ведении сварочных работ выставлять пожарные посты.

Все рабочие места при строительстве высотных железобетонных сооружений должны быть обеспечены средствами пожаротушения, на территории устанавливается звуковой сигнал, около которого вывешивается надпись: «Пожарный сигнал».



Похожие статьи:
Совершенствование методов работ при возведении высотных сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум