|
Навигация: ![]()
![]() В условиях строительства крупных промышленных комплексов обязательным требованием является создание архитектурных ансамблей. Под ансамблем понимают художественно согласованное расположение группы зданий и сооружений, созданное с учетом функциональных требований, практической целесообразности на основе определенного идей-но-художественного замысла и обеспечивающее единство зрительного восприятия.
Рис. 1. Композиции промышленных комплексов: Основными композиционными принципами построения промышленного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов застройки путем гармоничного согласования архитектурных объемов с помощью пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д. Только при умелом использовании этих композиционных средств и художественных традиций, можно создать целостный архитектурный ансамбль, объединяющий застройку комплекса предприятий. У большинства промышленных предприятий имеются предзаводские площади, застраиваемые заводскими административно-общественными зданиями, инженерно-лабораторными корпусами, объектами культурно-бытового назначения и т. д. Архитектура этих зданий должна способствовать переходу от характера и масштаба архитектуры жилого района к композиции и масштабу производственных зданий. При низких распластанных объемах промышленных зданий многоэтажные здания предзаводской площади (особенно башенного типа), обогащая силуэт застройки, в значительной мере определяют архитектурно-художественный облик всего предприятия со стороны предзаводской площади; иногда эти здания служат главным композиционным элементом ансамбля. Помимо придания выразительности промышленному ансамблю, включенные в композицию высокие здания предзаводской застройки ритмично членят протяженные одноэтажные производственные корпуса.
Рис. 2. Примеры архитектурных ансамблей: Поэтому на эстетическую сторону архитектуры предзаводскоих зданий следует обращать особое внимание. Главным композиционным элементом ансамбля могут быть больше-размерные здания и здания с наиболее активным силуэтом, имеющие наибольшую художественную или технологическую значимость. Так, главным композиционным акцентом на металлургическом комбинате может стать мартеновский или конвертерный цех, на машиностроительном заводе — крупный сборочный или прессовый цех. Являясь самыми высокими и объемными и, следовательно, доминирующими в композиции предприятия, такие здания хорошо обозреваются с основных заводских магистралей и улиц и при удачном архитектурно-композиционном решении в значительной степени определяют художественный облик всего комплекса.
Рис. 3. Застройка Волжского автозавода в г. Тольятти Единство архитектурного ансамбля предприятия, хотя каждое его здание и сооружение выполняет свои функции, достигается различными средствами и приемами: применением во всех или нескольких объектах комплекса повторяющихся элементов или мотивов, единого ритма на основе общего модуля. В качестве повторных элементов используют, в частности, одинаковые формы оконных проемов, фактуру и цвет стеновых панелей, входные и въездные узлы, пристройки административно-бытовых помещений и т. д. При проектировании необходимо художественно обогащать архитектуру предприятия массивами озеленения и-рядовой посадкой деревьев, включать в панорамы комплексов искусственные водоемы. Художественный контраст между строгими геометрическими объемами промышленного предприятия и раскрытым живописным природным окружением повышает выразительность всего ансамбля. В частности, монументальная архитектурная композиция зданий подчеркивает красоту окружающего ландшафта, а декоративные элементы природы, наоборот, оживляют строгую панораму предприятия. В качестве дополнительных композиционных средств следует использовать конструкции зданий, обусловленные климатом района строительства. Так, применение в южных районах шедовых покрытий может обогатить архитектуру предприятия. Устройство солнцезащитных элементов помимо функционального назначения может иметь также эстетическое значение, если они (пластины) создают богатую игру света и тени на фасадах зданий или вносят разнообразие в композицию.
Рис. 4. Пример архитектурного решения гаража в Новгороде Архитектурная форма в значительной мере является производной статического расчета, так как характер использования пространственных конструкций и пластических свойств материалов подчинен в первую очередь задаче выражения логики работы системы. Колоссальные дуги арок, сводов-оболочек, висячих систем, ломаный профиль складчатых покрытий оставляют хорошее впечатление, подчеркивают единство архитектурного и конструктивного решения покрытий. Большие композиционно-художественные возможности заложены в ар-моцементе, элементам из которого можно придать любую форму, удовлетворяющую требованиям как статики, так и эстетики. Архитектура отдельных зданий и сооружений предприятия помимо учета требований технологии должна исходить из композиционно-худо-жественного замысла всего архитектурного ансамбля. Качество архитектуры отдельных объектов оказывает влияние не только на общую композицию промышленного комплекса, но часто и на облик целого городского района. Одним из средств архитектурной композиции является ритмическое членение фасадов зданий, основанное на многократном повторении какого-либо архитектурного мотива. С помощью ритма достигается гармоничная соразмерность, стройность и выразительность зданий. В условиях индустриального строительства с преобладанием типовых элементов для композиции зданий характерен ритм простенков и оконных проемов, междуэтажных поясов, элементов покрытия, фонарных надстроек, архитектурно обработанных входов, выступающих и западающих участков стены и т. п.
Рис. 5. Примеры использования ритма в архитектуре: Четко выраженный ритм горизонтальных и вертикальных членений на плоскости фасадов вносит в архитектуру своеобразный характер, подчеркивая современность промышленных зданий. Архитектурную композицию промышленных зданий, располагаемых в южных районах, обогащает ритмическое размещение солнцезащитных устройств (жалюзи, козырьки, соты, маркизы и т. п.). В тех случаях,
Рис. 6. Архитектура зданий Волжского автозавода в г. Тольятти: когда в условиях мягкого климата часть технологического оборудования выносят на открытые и полуоткрытые площадки, целесообразно использовать древесные насаждения для его скрытия и обеспечения большей связи застройки с окружающей природой. Существенные трудности возникают при архитектурном проектировании фасадов протяженных промышленных зданий. Хорошие результаты в этих случаях дает ритмическое членение фасада вертикальными элементами и целыми объемами. Для этой цели за плоскость фасада выносят входы и въезды, вентиляционные шахты, лестничные клетки, встройки административно-бытовых помещений и т. д. Создаваемые при этом приеме архитектурные акценты оживляют монотонность протяженных фасадов, обогащают композицию и выявляют масштаб здания. Архитектурный облик протяженных зданий разнообразится приемом постановки перед ними объемов инженерно-лабораторных и административно-бытовых корпусов, высотных композиций различных сооружений (водонапорных башен, дымовых труб, открытых технологических установок, вышек, опор энергетических линий), а также включением в композицию здания ритмичной посадки перед фасадом высоких деревьев. Примером удачного архитектурного решения является композиция зданий Волжского автомобильного завода. Наличие выступающих объемов бытовых встроек и лестничных клеток, ритмично членящих фасады очень большой протяженности (до 2000 м) и небольшой высоты (около 11м), создает разнообразие в композиции. Пластичность фасадов зданий достигнута здесь контрастным сочетанием почти глухих стен цеха с вертикальными витражами бытовых встроек и ленточного остекления цехов с вертикалями глухих стен лестничных клеток. На архитектуру зданий большое влияние оказывают форма и размеры окон, сочетание глухих и остекленных поверхностей. Ленточные окна зрительно увеличивают длину зданий, а узкие вертикальные — создают впечатление большой высоты. Глухие участки стен большой площади находятся в художественном контрасте со щелевидным проемом. Различные соотношения глухих стен и световых проемов используют в качестве элементов вертикального и горизонтального членения фасадов, для выявления тектоники здания. Иногда применяемые на фасаде различные виды остекления (отдельные проемы, ленточное, сплошное) указывают на различное функциональное назначение помещений здания согласно требованиям освещенности. Вместе с тем этот прием вносит разнообразие в композицию здания. В последние годы применяют раскрытие художественно обработанных интерьеров здания через сплошные остекленные поверхности. Сплошное остекление позволяет видеть в здании композицию интерьеров (окраску строительных конструкций и технологического оборудования), а при соответствующем освещении — отражение природного окружения. При проектировании промышленных зданий необходимо шире использовать красивую фактуру и цвет поверхностей стен и других элементов, введение красочных пятен.
Рис. 7. Пример архитектурной композиции машиностроительного завода (США)
Рис. 8. Разноцветные стеновые панели здания чулочной фабрики (ФРГ) Стены могут иметь одноцветное или полихромное решение. В последнем случае цветом выделяют отдельные конструктивные детали, иногда конструктивную структуру здания или технические устройства перед фасадом. Вертикальные и горизонтальные цветные полосы используют в качестве элементов членения фасадов. Цвет может как бы растворить те или иные сооружения в окружающем пейзаже или, наоборот, подчеркнуть и повысить их. Иногда применяют разноцветные стеновые панели или вводят в стены декоративный орнамент. Особенно велико значение цвета в формировании архитектурного облика зданий, возводимых на севере, где обеднены природные краски. В промышленных зданиях, имеющих большие размеры, можно придать красивый вид даже неоштукатуренным кирпичным стенам при хорошем качестве работ и с тщательной расшивкой швов. Однако больший художественный эффект дает сочетание различного цвета и фактуры строительных материалов (например, комбинированная кладка из красного и силикатного кирпича, цветовое сочетание красного кирпича с асбестоцементными волнистыми листами или панелями). Рекомендуется также использование облицовочного кирпича, фигурной кладки. При разработке архитектурной композиции всегда необходимо активно использовать декоративные качества материалов. Декоративные качества бетонных и железобетонных элементов иногда обогащают созданием на поверхности рельефа при формовании, раскрытием заполнителя бетона, красивого по цвету и форме. В этих целях, например, обрабатывают затвердевший бетон фрезами, щетками или пескоструйными аппаратами; добавляют цветной цемент в лицевой слой; применяют цветные заполнители (граниты разных пород); делают «присыпку» бетонной поверхности со втапливанием в незатвердевший бетон стекла, щебня, гравия и т. д.
Рис. 9. Художественно обработанная кладка стен сборочного корпуса
Рис. 10. Пример архитектуры входа в здание приборостроительного завода в Москве Значительно обогащается архитектура фасадов зданий путем введения таких акцентов, как, например, композиционно обработанные входы или въезды (рис. VII-10). Повысить эстетические качества застройки можно, как говорилось выше, использованием природного ландшафта местности (зелени, водоемов, гор и других элементов), сохраненного и удачно включенного в композицию здания. При расположении на крутом рельефе архитектура зданий обогащается входами и въездами на разных уровнях, пандусами и подпорными стенками. В местах перепада высот целесообразно устраивать цокольные этажи для подсобных и вспомогательных помещений. Такие здания, имея привлекательный вид, позволяют сократить площадь застройки, уменьшить стоимость земляных работ и экономить плоские участки земли. Большие возможности повышения качества промышленной архитектуры таятся в более тщательной общей и художественной отработке конструктивных элементов заводского изготовления: колонн, ферм, балок, настилов и стеновых панелей, а также в применении лучших декоративно-отделочных материалов и красителей. В целом при проектировании промышленных зданий и сооружений необходимо добиваться, чтобы художественная композиция комплексов образно и ярко выражала сущность нашей социалистической эпохи, ее высокие общественные и эстетические идеалы. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|