Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Архитектурно-художественный образ промышленного здания


Архитектурно-художественный образ промышленного здания

За последние годы возросло значение комплексного решения проблем промышленной архитектуры, связанное с социальным преобразованием общества, дальнейшим развитием технического прогресса и повышением значимости архитектурно-градостроительных задач. При проектировании усилилось внимание к эстетическому решению окружающей среды, активно влияющей на рост производительности труда. В результате такого комплексного понимания задач советской промышленной архитектуры существенно повысилось ее качество. Поэтому широко применяемые унификация и типизация в процессе проектирования должны сопровождаться усилением внимания к архитектурно-художественным вопросам промышленного строительства. Эта проблема приобретает большую значимость, так как архитектурно-планировочные и эстетические качества некоторых производственных зданий и предприятий до сих пор еще низки,

что является результатом чрезмерного подчинения творческих проблем архитектуры только техническим вопросам и прекращения поисков новых путей к достижению архитектурной выразительности.

Неумелое применение унифицированных типовых секций и пролетов в проектировании в ряде случаев приводило к обеднению и ограничению архитектурно-художественных замыслов архитекторов. Следовательно, при проектировании промышленных зданий необходимо научиться свободной разумно пользоваться достижениями унификации и типизации. Практика показывает, что наиболее удачны архитектурные решения предприятий, отдельных зданий и сооружений в тех случаях, когда при компоновке промышленных узлов и генеральных планов наиболее полно учитывают художественную-выразительность всего комплекса, отдельных производственных зданий и их градостроительное значение. Примеры таких решений — Волжский и Камский автомобильные заводы, горнообогатительные комбинаты в Кривом Роге и ряд предприятий в других городах.

Архитекторы, занимаясь планировкой заводской территории и компоновкой зданий и сооружений, при разработке общей композиции исходят, как правило, не только из особенностей производства и конкретного решения ансамбля, но и из условий обеспечения необходимой художественной связи архитектуры предприятия с градостроительным окружением. Архитектура промышленных предприятий, будучи крупномасштабной и выразительной по объемному решению, способна обогатить архитектуру города. Нередко бывало, что композиции промышленных зданий создавались без учета основных эстетических законов формообразования, что придавало производственным комплексам и городу в целом невыразительный архитектурный облик.

Важными художественными средствами, с помощью которых достигают высоких архитектурных качеств производственных объектов, являются гармоничные пропорциональные членения объемов основных зданий, использование интересных и разнообразных форм открытого оборудования и инженерных сооружений, а также художественное объединение всего пространства в единое целое.

В общей композиции промышленных предприятий важную роль могут играть такие выразительные элементы, как дымовые трубы, градирни, а иногда вентиляционные шахты, открытое оборудование. Эти сооружения в сочетании с другими объектами создают характерный индустриальный облик промышленного комплекса.

Здания и сооружения, входящие в комплекс промышленного предприятия, должны быть расположены не только в обусловленной технологическим процессом взаимосвязи, но и таким образом, чтобы они создавали композиционную структуру, сохраняющую целостность и художественное единство на любом этапе развития производственного комплекса.

Какой бы ни была градостроительная ситуация, проектируемый производственный комплекс должен органически входить в ансамбль, иметь характерный художественный облик, обусловливаемый его функционально-технологическим назначением, соответствующий вместе с тем художественно-эстетическому решению ансамбля данного города или района (или контрастирующий с ним). Очевидно, архитектурно-пространственное решение какого-либо конкретного производственного здания должно быть увязано с архитектурой других производственных зданий, но при этом оно не должно повторять архитектурного решения жилого или общественного здания.

Говоря об архитектуре производственных зданий, надо иметь в виду, что на организацию пространства производственных зданий определяющее влияние оказывает не только протекающий в них технологический процесс, но и характер конструктивного решения здания.

Рис. 1. Архитектурно-пространственное решение комплекса промышленного предприятия нефтехимии:
а — с дымовыми трубами и открытым технологиче-скин оборудованием; б — то же, с градирнями

Типичными чертами объемной композиции многих производственных зданий являются их целостный вид, крупные архитектурные членения. Современные производственные здания по своей внешней композиции в большинстве случаев представляют собой параллелепипеды, на внешней поверхности которых закономерно чередуются остекленные проемы и плоскости стен. В качестве основного художественного средства для обогащения композиции можно использовать многократно повторяющийся ритм типовых элементов архитектурной трактовки фасада, отвечающий ритму производства, и метрическую расстановку объемов бытовых и административных помещений (удачным примером использования многократно повторяющегося ритма может служить трактовка протяженного фасада главного корпуса Волжского автомобильного завода, имеющего длину около 1800 м).

Анализ архитектурных элементов фасадов наиболее удачных производственных зданий позволяет выявить функциональную обусловленность этих элементов. Так, оконные проемы значительной высоты обеспечивают на большую глубину нормативную освещенность помещений, крупноразмерные проемы ворот позволяют иногда вводить в цех железнодорожные составы и т. д.

Для современных многоэтажных производственных зданий в некоторых случаях могут быть оправданы приемы членения горизонтальными или вертикальными элементами стен и остекления, простота и лаконичность внешнего объема. Большое внутреннее пространство одноэтажных цехов должно иметь членения, соизмеримые с масштабами цехового оборудования.

Рис. 2. Приемы пленения объемов многоэтажных

Рис. 3. Общий вид комплекса фабрик легкой промышленности

В настоящее время, когда фасады производственных зданий во многих случаях выполняют из навесных панелей, листовых материалов или многослойных конструкций, существенное значение имеют правильные масштабные соотношения между шириной проемов и простенков. В результате такой структуры в современной практике иногда применяют горизонтальный строй фасада, отвечающий конструкции навесных стен. Пластика фасадов достигается подчеркиванием на фоне фасада выступающих или западающих элементов — входов в здания, выносных тамбуров, автомобильных или железнодорожных платформ, лестничных клеток, элементов технологического оборудования и т.д.

Для достижения архитектурной выразительности здания большой длины в ряде случаев используют контраст решений фронтальных и торцовых фасадов здания, глухих и остекленных участков и т. п.

В крупных промышленных комплексах, имеющих важное народнохозяйственное значение, на больших плоскостях отдельных протяженных зданий (например, на главном корпусе Волжского автомобильного завода) с успехом используют произведения монументально-декоративного искусства путем включения в композицию здания произведений монументальной живописи, барельефов или скульптур.

Ленинградский Промстройпроект спроектировал корпус мокрого размола Николаевского глиноземного завода, который представляет собой пример хорошо решенного в архитектурном отношении промышленного объекта, выполненного в сборном железобетоне с использованием унифицированных элементов заводского изготовления. В корпусе применены бункера оригинальной конструкции.

При лаконичном объемно-пространственном решении здания большое внимание должно быть уделено выбору стеновых материалов, их цвету и фактуре.

При разработке архитектурного комплекса промышленного предприятия приходится увязывать целый ряд противоречивых требований, диктуемых технологией производства, спецификой окружающей городской застройки, особенностями планировочного решения промышленной территории и характером ландшафта.

Рис. 4. Перспектива корпуса мокрого размола Николаевского глиноземного завода

Одним из возможных средств обеспечения композиционно-художественного единства зданий и окружающей застройки является использование озеленения как на территории предприятия, так и вне ее.

Повышение культуры труда и его эффективность во многом зависят от архитектурно-художественного качества промышленных предприятий, от эстетического уровня производственной среды. Интересно с изложенных позиций рассмотреть элементы объемной композиции металлургического завода, где основу составляют здания и сооружения доменного, сталеплавильного и прокатного цехов.

Пространственная композиция комплекса доменной печи складывается из здания печи и возвышающихся над ним загрузочной и монтажной площадок, лифта и скипового подъемника, а также вертикальных объемов воздухонагревателей, пылеуловителя и дымовой трубы (рис. 5., а). Домны имеют значительную высоту — 70…75 м, отличаются оригинальностью форм и включают в себя выразительные элементы конструкций, например трубопроводы и пр. На действующих предприятиях основные элементы комплекса доменной печи окружены сетью инженерных устройств и оборудования. Облик печи становится порой настолько дробным, что при обозрении с близкого расстояния лишается присущих ему достоинств. Проектировщикам следовало бы больше следить за расположением отдельных элементов, за четкостью и взаимной увязкой инженерных сетей и конструкций.

Рис. 5. Композиционные решения основных зданий и сооружений современного металлургического завода:
а — доменного цеха; 6 — то же, конвертерного; в — то же, прокатного

Масштабность печи придают расположенные на разных уровнях ограждения рабочих площадок, открытые лестницы, связывающие площадки, трубопроводы на опорах, а также и средства благоустройства, например зеленые насаждения, малые формы и пр. Таким образом, как уже упоминалось, для производственных зданий архитектурный масштаб создается в результате членения их архитектурного объема.

Размещение печей в глубине предприятия удовлетворяет как санитарно-гигиеническим, так и архитектурно-художественным требованиям. В этом случае дробные членения воспринимаются цельно, и архитектурный облик печи выигрывает.

По своим размерам и значимости одним из главных сооружений в ансамбле металлургического предприятия является конвертерный цех, и, следовательно, его архитектурное решение в значительной степени определяет художественно-эстетическую выразительность завода. В основу архитектурного решения фасада положен контраст между горизонтальными членениями нижней зоны стены здания и вертикальными формами основного объема. Конвертерный цех — композиционное ядро предприятия и виден со многих точек площадки завода, поэтому его решение в крупном масштабе обосновано. Эта крупномасштаб-ность достигается лаконичностью объема цеха, отказом от мелких членений здания, трактовкой в ряде решений вентиляционных шахт верхней части стены в виде пилонов.

Здания и сооружения прокатных, доменных и сталеплавильных цехов — важнейшие объекты металлургического предприятия. Прокатные цехи занимают площадь до нескольких десятков га при значительной протяженности (порядка 1 км). Такие цехи, как правило, представляют собой несколько вытянутых в длину отделений прокатных станов, соединенных между собой складами готовой продукции, отделением нагревательных колодцев, блюминга или слябинга. Для аэрации цехов между отделениями предусмотрены внутренние дворы.

При архитектурно-строительном проектировании прокатных цехов большое значение уделяется решению горизонтальной протяженности зданий, имеющих в ряде случаев отношение высоты к длине 1 :100 и более. В таких условиях очень сложно устранить монотонность и добиться художественной выразительности фасадов и привлекательности здания, а следовательно, достичь единства и целостности объемного решения. Причиной тому наличие, как правило, множества пристроек, поперечных и продольных пролетов, сложной системы фонарей, которые в большинстве случаев дробят объем прокатного цеха на отдельные, зрительно не связанные друг с другом элементы.

Приемы и методы архитектурно-композиционных решений производственных зданий. Как уже упоминалось, важнейшая задача проектирования современных промышленных предприятий — связать в целесообразно организованную и эстетически оправданную систему производственные здания и сооружения, окружающую их и человека природную среду и находящуюся в них машинную технику. Следовательно, промышленные здания и сооружения являются как бы элементами единой пространственной структуры, в которой их взаимное расположение, объемное решение и решение их внутреннего пространства подчинены единой композиционной идее архитектурной организации этой пространственной структуры, включающей все элементы окружающей среды. Такой подход к организации пространства в промышленной архитектуре создает необходимые предпосылки для объединения многочисленных, разнообразных по назначению и габаритам производственных зданий и инженерных сооружений в единый архитектурный ансамбль.

В наше время, когда размеры промышленных комплексов или некоторых предприятий достаточно велики, важным является вопрос о границах архитектурного ансамбля, т. е. о реальных пределах пространственной протяженности комплекса зданий и сооружений, составляющих этот ансамбль, за пределами которого последний теряет присущие ему качества, т. е. практически перестает быть архитектурным ансамблем.

В условиях развития современных видов общественного транспорта (автомобильные, монорельсовые и другие виды скоростного транспорта) созданы возможности быстрой связи относительно протяженных промышленных территорий с превращением их в единый архитектурный ансамбль, с реальной возможностью их восприятия в определенной, заранее задуманной последовательности. Таким образом, крупные, достаточно протяженные промышленные комплексы, которые не могут быть охвачены для обозрения одним взглядом и воспринимаются в пространстве и времени, могут при определенных условиях обладать композиционным единством архитектурного ансамбля. В качестве примера подобного архитектурного ансамбля, рассчитанного на восприятие его в движении, приведем комплекс Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина.

Частными случаями архитектурного ансамбля следует считать промышленные комплексы или их части, которые обозримы в целом и воспринимаются одновременно.

Композиция пространства промышленного комплекса в зависимости от характера воздействия на зрителя может строиться по принципу восприятия извне или изнутри территории. Архитектурные композиции, для которых преобладающим является восприятие изнутри, охватывают замкнутое пространство, внутри которого они находятся. От восприятия извне такие композиции почти полностью изолированы, поэтому они не имеют решающего значения. Этот принцип обычно применяют для композиций крупных промышленных комплексов с квартальной застройкой.

Часто композиции подобных комплексов, имеющих геометрически правильную прямоугольную схему с преобладанием прямых осей и прямых углов в структуре генерального плана, строят по принципу регулярности, В большинстве случаев примерами регулярных архитектурных композиций служат крупные промышленные комплексы с более или менее симметричным расположением относительно одной (или нескольких) планировочной оси однотипных зданий и сооружений, большинство которых имеет прямоугольную форму плана. Композиции многих машиностроительных предприятий построены по этому принципу, например Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева, Горьковский автомобильный завод и др. Композиции этих предприятий в основном воспринимаются зрителем, находящимся во внутреннем пространстве магистрали, на которую главными фасадами обращены важнейшие производственные здания заводов.

Композиции небольших и компактных промышленных комплексов строят по принципу восприятия извне,

При организации промышленного архитектурного ансамбля важным обстоятельством является выбор главного композиционного элемента — архитектурной доминанты.

В качестве ее в зависимости от общего замысла принимают здания и сооружения, имеющие большую функциональную или идейную значимость, большую высоту и пр. (например, теплоцентраль). В ряде случаев это может быть скульптура (например, памятник В. И. Ленину в композиции Северной площади главной магистрали автозавода им. И. А. Лихачева).

К числу наиболее распространенных средств подчинения второстепенных элементов ансамбля его архитектурной доминанте следует отнести активный силуэт, значительный архитектурный масштаб, наиболее статическую архитектурную форму, активное цветовое решение и другие приемы. В большинстве случаев в композиции ансамбля эти средства используют в сочетании.

При разработке архитектурных решений отдельных зданий и сооружений следует руководствоваться общей композиционной идеей комплекса, учитывать градостроительную значимость и выразительную функцию каждого отдельного здания и сооружения в общем архитектурном ансамбле.

В современной промышленной архитектуре объемы основных производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий имеют, как правило, простейшие прямоугольные формы, например параллелепипед для большинства одноэтажных зданий сплошной застройки или куб для многоэтажных зданий. Такие решения возникли в результате унификации архитектурно-строительных параметров зданий, определившей прямоугольную форму их плана, построенного на многократном повторении одинаковых пролетов и шагов. В некоторых случаях возможно и более сложное объемное решение зданий, например в виде комбинации различных прямоугольных объемов и др.

В современном промышленном строительстве в соответствии с функциональными или конструктивными требованиями архитектурные объемы сооружений почти всегда имеют внутренние членения. Используя их при проектировании, архитектор независимо от абсолютных размеров сооружения может придать ему крупный или мелкий архитектурный масштаб. Архитектурный объем может иметь членения по горизонтали и вертикали.

Важное значение имеет композиционная схема фасада производственного здания, которая должна соответствовать общей архитектурной идее ансамбля промышленного комплекса. В практике сложились три такие схемы: симметричная, асимметричная и нейтральная (ритмичная). Симметричная схема, как правило, не свойственна современным зданиям. По этой схеме решено, например, промышленное здание в Брежневском районе Москвы, разработанное Промстройпроектом для двух разнородных производств. Асимметричные решения применяют довольно часто, что обусловлено требованиями технологии (по такой схеме разработан фасад модельного и инструментального корпусов ЗИЛа в Москве). Но наиболее применимы нейтральные схемы. В большинстве случаев это метрические или ритмические решения, в основе которых лежит многократное повторение того или иного архитектурного мотива фасада, например торцов поперечных пролетов, оконных проемов, импостов и переплетов, остекления, стоек каркаса, элементов покрытия и др.

Следует подчеркнуть, что светопроемы различной формы и размеров — это та архитектурная основа решения производственных фасадов, развивая и варьируя которые архитектор может добиться различного зрительного восприятия здания — большого или малого.

Фасады с большими светопроемами или со сплошным остеклением (допускаемым в отдельных случаях с необходимым обоснованием) могут быть органически увязаны со значительными нерасчлененными помещениями внутри производственных зданий. Подобное решение фасада логически отражает внутреннюю структуру и в ряде случаев характерную особенность современного производственного здания и одновременно хорошо выявляет его крупный архитектурный масштаб. Поэтому иногда обстройка производственных зданий обслуживающими и вспомогательными (административно-бытовыми и др.) помещениями, с одной стороны, мешает выявлению имеющихся нерасчлененных пространств, С другой, как уже говорилось, — содействует общей масштабности. Все зависит от конкретного решения.

Современное производственное здание проектируют по рамно-каркасной схеме, в которой четко разделены и выявлены функции несущих и ограждающих конструктивных элементов, органически увязанных с архитектурным решением фасадов. Таким образом, при каркасной схеме композиционное решение архитектурно-пространственного объема здания, как правило, строится на выявлении на фасаде конструктивной сущности здания, т. е. системы стоек и рам несущего каркаса с трактовкой элементов внешнего ограждения как вертикальных заполнений. В архитектурном решении такая стена каркасного здания рассматривается как легкая оболочка, навешенная на несущий каркас или прислоненная к нему.

Рис. 5. Решение фасада, основанное на архитектурной теме единой легкой оболочки с мелкоразмерной структурой поверхности

Ряд исследователей архитектуры промышленных зданий намечают несколько вариантов наиболее характерных архитектурных решений подобного типа ограждений. К первому варианту относят прием решения, в котором на фасаде горизонтальные свето-проемы чередуются с глухими участками стены из навесных крупноразмерных панелей (многослойных с покрытием из асбестоцемента или профилированного металла). По своей структуре такое ограждение обеспечивает легкую замену светопроемов глухими участками панельной стены и наоборот. Такой прием нашел применение в ряде корпусов машиностроения, химии и металлургии. Второй предполагает решение зданий из легких, в большинстве случаев малоразмерных элементов стены, облицованных цветным стеклом, или окрашенных навесных панелей, чередующихся со светопроемами тех же размеров, заполненных обычным стеклом. В этом случае поверхность стены фасада получает мелкоразмерную архитектурную структуру (рис. 5), как это выполнено в корпусе, разработанном Промстрой-проектом. Третий вариант состоит в том, что наружные ограждения зданий выполнены из легких навесных панелей, облицованных стальными или алюминиевыми профилированными листами или волнистыми асбестоцементными листами, образующими плоскости с единой структурой. К четвертому относят прием решения зданий со сплошным остеклением на плоскости фасада (например, для взрывоопасных производств). При этом решении несущий каркас на фасаде остается невыявленным.

Большое значение в композиционном решении производственных зданий и сооружений отводится цвету. Его используют для выявления и подчеркивания архитектурного объема здания (или его части) в окружающей среде (связь с ландшафтом и пейзажем).

Примером удачного архитектурно-художественного решения панельных зданий в соответствии с их назначением и характером производства можно считать корпус завода по производству перлитового песка в Мытищах и корпус мокрой магнитной сепарации Соколово-Сарбайского ГОКа.

Интерьер. Значительную роль в создании оптимальных условий труда и увеличении работоспособности трудящихся играет эстетика помещений и всей производственной среды. Она достигается совершенствованием архитектуры интерьера, художественно-конструктивных решений оборудования, архитектурной композицией в целом и научной организацией труда. Технический прогресс в промышленном строительстве и архитектуре должен быть органически связан с созданием комфортных и эффективных условий труда.

Рациональный производственный интерьер создается в результате проработки комплекса вопросов и определяется: применением в решениях современных композиционных принципов; продуманным назначением строительного окружения, выражаемого в выборе прогрессивных несущих и ограждающих конструкций; правильной компоновкой технологического оборудования, рациональной системой транспорта, широким использованием механизации и автоматизации производства; соблюдением комфортных параметров физиологической среды, в том числе условий освещения, чистоты, температуры и влажности воздуха, уровня шумового фона; высоким качеством отделки поверхностей строительных конструкций и оборудования; рациональным применением цвета как в целях определенного психофизического и эмоционального воздействия на работающего, так и в интересах его безопасности; применением действенных средств наглядной агитации и информации.

Рис. 6. Перспективный вид производственного корпуса:
а — завода по производству перлитового гравия в г. Мытищи: б — обогащения горно-обогатительного комбината

В создании благоприятных рабочих условий количество и качество света тесно взаимосвязаны. Установлено, что недостаток освещенности приводит к постоянному зрительному напряжению, психологическому и физиологическому утомлению и, следовательно, снижению производительности труда.

В производственных интерьерах свет и цвет широко взаимосвязаны и в большинстве случаев решаются совместно. Цвет является средством информации, обеспечивающим необходимую ориентацию в рабочем оборудовании и производственной среде. Он позволяет создать оптимальный фон для обрабатываемых деталей, выделить необходимые объекты и предметы, создать безопасную обстановку, обозначить коммуникации.

Разработку цветового решения интерьеров предприятий следует вести, как правило, комплексно (для строительных конструкций, технологического и подъемно-транспортно-го оборудования, открытых коммуникаций), руководствуясь требованиями и указаниями по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий.

Рис. 7. Предупреждающая окраска:
а — двух и одноветвевых колонн; б — то же, средств напольного цехового транспорта

Основная функциональная задача цветовой отделки элементов строительных конструкций и оборудования — повысить общую освещенность за счет отраженного света, а также создания оптимальных цветовых и яркостных контрастов в поле зрения рабочего. Следовательно, существенное значение имеет правильный выбор светлоты окраски преобладающих поверхностей интерьера.

Как уже указывалось, цветовая отделка элементов строительных конструкций решается в строгом соответствии с объемно-пространственной и тектонической структурой интерьера. Границы применения отдельных цветов, как правило, принимают в соответствии с основными членениями конструкции. Часто для выявления тектоники помещения каркас окрашивают в более темные и насыщенные цвета, чем стены и потолки.

Рис. 8. Варианты интерьеров цехов машиностроительных и металлургических заводов:
а — со сборочными конвейерами; б, в — со станочным оборудованием

За последние годы в стране накоплен положительный опыт проектирования интерьеров производственных зданий, в том числе на Волжском и Камском автозаводах, Николаевском глиноземном, промышленных тракторов в Чебоксарах и многих других.

В настоящее время стремятся выполнять перспективное изображение интерьеров в цвете с выявлением характерных архитектурно-строительных решений конструкций, оборудования, инженерных сетей, а также встроенных архитектурно-художественных и строительных частей и элементов интерьера. Как показала практика, для проектирования крупных и ответственных объектов при архитектурном решении их интерьеров следует специально выполнять комплект рабочих чертежей «Интерьеры». Состав и правила выполнения их определены ГОСТ 21.507—81. К выполнению упомянутых работ в обязательном порядке нужно привлекать специалистов архитекторов, художников и дизайнеров.

Ниже рассмотрим отдельные примеры проектных решений промышленных предприятий.

Архитектурное решение предприятий машиностроения и приборостроения. В состав машиностроительных заводов входят литейные, кузнечные, кузнечно-прессовые, механические, механосборочные и другие цехи.

Литейные цехи отличаются разнообразием архитектурно-конструктивных решений.

При проектировании литейных производств применяют унифицированные типовые секции (УТС) одно- и двухэтажных многой ролетных зданий. В двухэтажных зданиях подземное хозяйство цеха переводят в помещения первого этажа. Двухэтажные здания обеспечивают более компактную планировку сложных поточных литейных процессов и предназначены для сталелитейных цехов, цехов серого и ковкого чугуна и др. Однако, как уже указывалось, необходимо иметь в виду, что УТС не во всех случаях могут удовлетворять технологическим требованиям производства, что в ряде случаев вызывает отступления от принятых параметров.

Пример архитектурно-строительного решения корпуса серого ковкого чугуна литейного завода (Промстройпроект, архит. В. А. Беркович). Линейный характер технологических процессов по изготовлению литья определяет взаимное расположение и число 24- и 30-метровых поперечных пролетов корпуса. Планировка корпусов предусматривает систему сквозных поперечных и соединяющих их продольных проездов. Принята высота первого этажа 8,4 м, второго— 10,8 м, в плавильных пролетах второго этажа — 18; 19,2 и 14,4 м. Сетка колонн первых этажей равна 6×12 м, вторых — 12 х 24 м. Здание решено в стальном каркасе и сборных железобетонных элементах.

Архитектурный облик корпуса отличается от других решений значительными высотами зданий, ритмом труб, перепадами высот. Проектировщики старались придать зданию индивидуальный характер. Удачно использован контраст между гладкими, облицованными стеклянной плиткой стенами и ленточным остеклением. Интересно решены на фасаде элементы воздухозабора вентиляционных систем в торцевых частях корпуса, обращенного в сторону общественного центра завода.

Кузнечные и кузнечно-прессовые цехи. Их располагают обычно в отдельном трех-четырехпролетном здании. Согласно габаритным схемам размер основных унифицированных типовых секций зданий принят равным 72 х 144 м при сетке колонн 24×12 м. Однако при необходимости по технологическим требованиям могут быть приняты и другие пролеты, диктуемые удобством размещения оборудования и поковок.

Пример архитектурно-строительного решения кузнечного цеха Волжского автомобильного завода. Объемно-планировочное решение этого цеха размером в плане 423 ×108 м обусловлено протекающими в нем технологическими процессами. Пролеты склада металла и заготовительного отделения, имеющие одинаковую высоту помещений, расположены перпендикулярно основному корпусу. Сетка колонн принята 12 х х 24 м; пролеты оборудованы подвесными кранами и кранами-штабелерами. Такое расположение позволяет хранить 50-дневный запас прокатного металла и обеспечивает удобство доставки и разгрузки железнодорожного транспорта, складирования пружин и транспортирования материала из склада в отделение резки заготовок, а также дает возможность рационально разместить оборудование заготовительного отделения.





Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум