Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дороги в пригородной зоне

Архитектурное оформление автомобильных дорог


Архитектурное оформление автомобильных дорог

Последовательное проведение градостроительных работ как в черте городской территории, так и за границей ее, в пределах пригородной зоны предопределяет те архитектурные требования, которые предъявляются каждому элементу, каждой составной части как города, так и примыкающего к нему района.

История градостроительства дает ряд примеров интересных архитектурных оформлений сооружений городского транспорта, городских транспортных магистралей и примыкающих к ним на периферии города автомобильных дорог. Каждый из видов подходящих к городу транспортных путей сообщения получает ту архитектуру, которая должна выражать основное содержание этого вида транспорта, например, железнодорожного вокзала, привокзальной площади, как в ее архитектурно-планировочном решении, так и соответствующие объемные архитектурные решения, оформляющие такую площадь. Но не только находящиеся внутри города транспортные сооружения получают необходимое архитектурно-пространственное решение, но и трассы железных дорог имеют своеобразный облик, получают определенное значение, как элемент широкого ландшафта.

В послереволюционный период, кроме строительства зданий железнодорожного транспорта, новой архитектуры вокзалов, площадей в городе, станций, мостов, путепроводов и т. п., новая архитектура создана также на подходах к городу водных путей сообщения. Большие достижения в области создания новой архитектуры внесло строительство канала имени Москвы, на котором возведены интересные архитектурные ансамбли шлюзов, мостов и акведуков. Архитектура этого сооружения значительно превосходит те архитектурные решения на водном транспорте, которые имеются в Западной Европе и Америке, где решаются значительно более скромные задачи по архитектурному оформлению инженерных сооружений.

Исключительные достижения в области архитектуры показало строительство московского метро, на котором созданы невиданные в истории строительства подземных железных дорог станции-дворцы. Ни берлинское метро с его станциями типа небольших железнодорожных станций, ни парижское метро с его открытыми железобетонными конструкциями перекрытий и гладкими стенами, облицованными керамическими плитками, ни лондонское метро с его открытыми металлическими конструкциями не дают представления о тех возможностях в области архитектуры подземных сооружений, которые были найдены и получили исключительное по своему архитектурно-художественному значению пространственное решение и живописное и скульптурное оформление в строительстве московского метро.

План строительства автомобильных дорог, который должен быть осуществлен в течение ближайших двух-трех пятилеток, предусматривающий развитие огромной сети автомобильных дорог, которая покроет территорию Советского Союза, выдвигает также новые проблемы в области архитектуры автодорожного строительства. Особое значение при этом приобретает архитектура как самой трассы автомобильной дороги, так и ее подходов к населенным пунктам, промышленным узлам, курортным районам и отдельным группам курортов. Эти проблемы необходимо решать в определенной последовательности, а также в зависимости от классификации автомобильных дорог. Для каждого класса дороги устанавливаются определенные технические требования, в соответствии с которыми принимаются технические нормативы и конструкция полотна дороги, ее поперечный профиль с необходимым и соответствующим ему архитектурным оформлением.

Автомобильная дорога, являющаяся составным элементом ландшафта, в отдельных географических районах должна в своем архитектурном оформлении учитывать особенности этого ландшафта и дополнять его той архитектурой, которая может быть внесена в природу строительством дороги. Архитектурное оформление автомобильной дороги начинается с посадки защитных полос, ограждающих дорогу от заносов снегом, пылью, песками, а также примыкающие к дороге населенные места, сады, парки, курорты от того шума, пыли и отходов газа, которые создаются при эксплуатации автомобильных дорог. В будущем усовершенствование конструкции автомашин и автомобильной дороги значительно снизит эти вредные явления, но зеленые насаждения вдоль дороги приобретут своеобразное архитектурное значение в окружащем пейзаже. При этом необходимо считаться с особенностями таких лашдшафтов, как приморские курорты, где необходимо зеленые защитные полосы вдоль дороги в определенных видовых точках разрывать с тем, чтобы были открыты широкие пространства расположенных в прибрежной полосе зеленых массивов с вкрапленными в них архитектурными сооружениями. Автомобильные дороги туристского значения должны получить для своего архитектурного оформления не только архитектуру зеленых насаждений и малых форм в виде фонтанов, бассейнов, павильонов, киосков и т. д., которые оформляют и подчеркивают небольшие изгибы трассы, но и создать архитектуру больших форм в виде целых архитектурных ансамблей как расположенных у основных вокзалов и станций автодорог в точках примыкания к городам и курортам, так и на трассе (автодорожные технические мастерские, депо, склады и пр.) и коммерческие сооружения (гостиницы, буфеты, рестораны^ и пр.). Перед проектными организациями, разрабатывающими проекты градостроительства и строительства автомобильных дорог, раскрываются широкие перспективы изысканий, исследований и большой творческой работы в области архитектуры автодорожного строительства.

Вопрос о расположении автовокзалов в плане города может найти рациональное решение как в случаях выбора места для расположения такого вокзала на периферии города, так и в тех случаях, когда структура плана города, схема транспортного узла, функциональное зонирование города предопределяют положение автовокзала вблизи центра города. Это бывает в некоторых случаях необходимо для лучшей организации работы самого вокзала и транспортных магистралей, примыкающих к этому вокзалу.

Интересные примеры расположения автовокзалов дают проекты приморских курортных районов, где скоростная магистраль подходит настолько близко к границам отдельных курортов, а также к городам-курортам, что в точках примыкания возможно организовать периферийную городскую площадь с расположенным на ней автовокзалом, в непосредственной близости от которого намечается сооружение пересечения в двух уровнях, что в ряде случаев стимулируется и благоприятным рельефом местности.

В этом случае получается своеобразное сочетание архитектуры городской площади с архитектурой моста, перекинутого через горную речку. Такие архитектурные ансамбли определяют также масштабы автодорожной архитектуры приморских и горных районов и пути дальнейшего изучения опыта строительства автомобильных дорог и их архитектурного оформления.

На основе материалов проектных организаций, разрабатывающих вопросы строительства городов и строительства автомобильных дорог, объединяя их в проекте районной планировки, необходимо в ближайшее время внести ряд конкретных предложений для учета в Технических условиях строительства автомобильных дорог архитектурных требований, которые ставятся задачами комплексной организации градостроительства и строительства автомобильных дорог. Архитектура города и внешних подходов к нему должна быть едина. Архитектура автомобильных дорог должна решаться в полном соответствии с теми задачами, которые ставятся партией и правительством в планах восстановления, реконструкции и нового строительства социалистических городов, промышленных комбинатов, курортных районов и сельских населенных пунктов.





Похожие статьи:
Районная планировка как метод построения схемы примыканий автомобильных дорог к городу

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дороги в пригородной зоне

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум