Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Бостон


Бостон

Район Бостона*, избранный для исследования, — это средняя часть полуострова, ограниченная Массачусетс Авеню. Это район нетипичный для американских городов в силу его старости, исторической судьбы и несколько европейского духа. Он включает коммерческое ядро всей агломерации и несколько жилых районов высокой плотности — от трущоб до первоклассных жилых групп. На рис. 1 представлен общий вид района с воздуха, на рис. 2 — его схематическая карта, на рис. 3 — диаграмма, на которую нанесены основные визуальные элементы, выявленные полевым исследованием.

Почти для всех опрошенных Бостон — город четко определенных районов и кривых, запутанных путей. Это грязный город с краснокирпичной застройкой, а его символами служат площадь Бостон Коммон, здание Капитолия штата с его золоченым куполом и вид через Чарлз-ривер со стороны Кембриджа. Большинство добавляет, что это старое, историческое место, полное ветхих зданий, среди которых, однако, есть и новые сооружения. Его узкие улицы забиты людьми и машинами, нет автостоянок, широкие главные улицы резко контрастируют с узкими боковыми. Центр города — полуостров. Помимо Коммон, Чарлз-рнвер и Капитолия есть еще несколько запоминающихся элементов: Б и кон Хнлл, Коммонуэлс Авеню, район магазинов и театров по Вашингтон-стрит, Копли Скуэр, Бэк Бей, Луисбург Скуэр, Норг-энд, район рынка и Атлантик Авеню, вдоль которой тянутся причалы. Значительная часть опрошенных добавляла, что в Бостоне недостает открытых пространств и рекреации, что это своеобразный, небольшой или средней величины город, что в нем есть крупные зоны смешанного использования или что для него характерны эркеры, кованые ограды и фасады бурого камня.



Рис. 1. Бостон, полуостров, вид с севера




Рис. 2. Бостон, схема планировки




Рис. 3. Диаграмма визуальной формы Бостона, полученная в ходе исследований




Рис. 4. Вид Бостона с другого берега




Рис. 5. Бостон, каким его знают все


Предпочитаемые виды — в основном дальние панорамы, дающие ощущение воды и свободного пространства. Наряду с частыми упоминаниями панорамы из-за Чарлз-ривер опрашиваемые называли В11Д на реку вниз по Пинкни-стрит, панораму с вершины холма l Брайтоне, вид Бостона с залива. Другое любимое огни ночыо — издали и с близкого расстояния, когда город, кажется, обогащается волнующей ноткой, которой ему обычно недостает.

Тремонт-стрит доходит до Сколли Скуэр, а от — этого сустава или узла поворачивает обратно Кембридж-стрит, доходящая до перекрестка с Чарлз-стрит и круговой развязки — узла, в котором вся система снова связывается с рекой. Эта петля охватывает Бикон Хилл. Дальше от реки появляется другая сильная граница. Атлантик Авеню и набережная залива, которая, однако, не слишком определенным образом связана со всем остальным. И хотя многие из опрошенных имеют представление о Бостоне как о полуострове, никто из них не мог установить визуальную связь между рекой и заливом. В ТГ известном смысле Бостон можно представить как «односторонний» город, теряющий ясность

очертаний по мере удаления от границы, образованной Чарлз-ривер. Если наша выборка достаточно представительна, почти любой бретонец может сказать о городе вышеуказанное. И точно так же почти никто не в состоянии описать ряд других вещей — треугольную территорию между Бэк Бей и Саут-энд, «ничью землю» к югу от Норт-стейшн, то, как Бойлстон-стрнт вливается в Тремонт-стрит или каков рисунок дорог внутри банковского района.

Один из самых любопытных участков — треугольник между Бэк Бей и Саут-энд — даже не может быть здесь показан: для всех опрошенных, даже для тех, кто здесь родился и вырос, это белое пятно на карте. Хотя в этом крупном районе есть известные детали вроде Хантингтон Авеню и некоторые ориентиры вроде комплекса крупных зданий штаб-квартиры церкви христианской науки, но нет системы, которая бы их объединяла. По всей видимости, и ограничивающий железнодорожный путь, и своего рода сжатие территории вследствие кажущейся параллельности главных улиц Бэк-Бей и Саут-энд приводят к такого рода «исчезновению» района.

Напротив, Коммон для многих оказывается ядром образного представления о городе: Коммон, равно как и Бикон Хилл, Чарлз-ривер и Коммонуэлс Авеню, чаще всего упоминаются как особенно яркие места. Нередко, пересекая город, люди специально сворачивают сюда, словно прикасаясь к опорному пункту. Коммон — большое озелененное открытое пространство, соприкасающееся с наиболее оживленным районом Бостона, вызывающее множество ассоциаций, доступное каждому, — ни с чем нельзя спутать. Коммон расположен так, что открывает границы трех важных зон: Бикон Хилл, Бэк Бей и торгового района даунтауна, поэтому это та клеточка, с которой всякий может начать углубление своего знания окрестностей. Более того, он и сам по себе сложно организован, включая маленькую площадь перед входом в метро, фонтан, Лягушачий пруд, эстраду, кладбище, Лебединый пруд и т. п.

тому же это открытое пространство имеет весьма своеобразтрудно запоминающуюся форму — пятигранник, у которого; углы прямые. Поскольку Коммон слишком велик и имеет ГЛЯВ шчо густую зелень, он не просматривается насквозь и люди (0 путаются при попытке его пересечь. Поскольку же две из гоаничивающих его улиц — Бойлстон и Тремонт — тянутся через 0 про рода, сложности ориентации нарастают. Здесь они пересе — под прямым углом, однако дальше кажутся параллельными, небе отходят под прямым углом от общей опорной линии Массачусетс Авеню. Кроме того, главная торговая улица делает нескладный прямой поворот на том же перекрестке Бойлстон — Тремонт, суживается, заворачивается и вновь возникает выше по Бойлстон-стрит. Все это усиливает критическую неясность формы в сердце города, образуя основной порок системы ориентации.

Бостон — город с четко определенными районами, и местонахождение большинства точек центра легко определить по одному лишь общему характеру окружения. В одном из сечений мы сталкиваемся с непрерывной мозаикой различающихся частей в последовательности Бэк Бей — Коммон — Бикон Хилл — торговый район. Однако тематическая живость и разнообразие теснейшим образом связаны с бесформенностью или запутанностью окружения. Если бы районы Бостона имели наряду с определенностью характера еще и структурную ясность, производимое ими впечатление было бы значительно сильнее. В таком соотношении характеристик Бостон резко отличается от многих американских городов, где, напротив, формально упорядоченные зоны почти лишены характерности.

Если районы обладают яркой характерностью, то система путей в Бостоне совершенно запутана. Тем не менее функция связи столь важна, что пути занимают доминирующую позицию в общем образе — так же, как и в других исследуемых городах. В совокупности этих путей не удается усмотреть какого-либо порядка, за исключением исторически сложившегося преобладания радиальных улиц, сходящихся к центру от основания полуострова. В целом через центральную часть города легче двигаться в широтном направлении от Массачусетс Авешо и к ней, чем передвигаться под прямым углом к этому направлению. В связи с этим у ткани города есть как бы направления волокон, что отражается в отклонениях, сопутствующих воображаемым прогулкам. О трудности, сопряженной с пересечением «параллельных» Бойлстон-стрит и Тремонт-стрит под прямым углом, мы уже упоминали, и регулярная сетка улиц Бэк Бей, банальная для большинства американских городов, приобретает в Бостоне ценность по контрасту к рисунку в целом.



Рис. 6 — Бостон. Коммон




Рис. 7. Магистраль Сенграл Артери


Район центра пересечен двумя скоростными магистралями — Сторроу Драйв и Сентрал Артери. Обе воспринимаются или как барьеры для движения по старым улицам, или как пути, если вообразить себя движущимся по одному из них. Это совершенно разные картины: осмысляемая снизу Артери — это возникающая в определенных местах массивная стена, выкрашенная в зеленый цвет; как путь — это лента, вздымающаяся, спадающая, поворачивающая, усеянная знаками. Любопытно, что обе дороги ощущаются как «внешние» по отношению к городу, едва соотнесенные с ним, хотя они пронизывают его. При этом Сторроу Драйв четко соотнесена с Чарлз-ривер и уже этим вписана в общий рисунок города, тогда как Сентрал Артери непонятным образом врезается в центр и рвет ориентационную связь с Норт-энд, так как перегораживает Ганновер-стрит.

Некоторым частям системы путей свойственна сильная характерность. Но эта крайне иррегулярная система составлена из отдельных элементов, которые только нанизаны один за другим, если вообще связаны. В этой системе трудно вести автомобиль, ее трудно представить как единое целое, и с ней удается совладать, лишь внимательно следя за последовательностью развязок. Эти развязки, или узлы, имеют в Бостоне исключительное значение, и нередко маловыразительные районы вроде Парк Скуэр определяют по перекресткам, служащим для них организующими фокусами.

На рис. 8 продемонстрирован способ обобщения при анализе образа Бостона, обобщения, пригодного как первый шаг к подготовке проектной модели. Это графическое сведение воедино основных недостатков образа города: невнятности, «плавающих» точек, слабо выраженных границ, отрезанности, провалов последовательности, двусмысленности, размельченности, отсутствия характера или распознаваемости. В соединении с выявленностыо силы и потенциальных возможностей образа такая схема соответствует подготовительной, аналитической стадии проектирования в меньших масштабах. Как и анализ подосновы, эта схема не предопределяет существо проекта, но образует фундамент для выработки творческого решения. Поскольку схема отражает всеобъемлющий уровень аналитической работы, она, вполне естественно, предполагает больший объем интерпретации, чем предыдущие диаграммы.



Рис. 8. Трудности формирования образа Бостона




Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум