Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Организация дальнего видения


Организация дальнего видения

Начнем со знакомых вещей — сохранения существующих панорам и полей глубинного видения и создания новых. Наличие таких видовых возможностей. как правило, считается одной из наиболее характерных (и наиболее привлекательных) черт региона, поэтому общественная поддержка здесь гарантирована. Отдельные панорамы могут обладать глубоким символическим значением, удостоверенным учебниками, романами, мемуарами, живописью кинематографом. Соответственно региональное планировочное агентство может в первую очередь соотнести свою деятельность с баталиями, возникавшими ввиду угрозы этим панорамам, с экономическим отражением их ценности в варьируемых ценах на землю и в арендной плате. Можно также соотнести задачи с физиологией глаза, который «отдыхает» на далеких видах, с психологическим удовлетворением, которое нам доставляют ясность ориентации, опознаваемость, охватность панорам. Агентство может использовать выборочные интервью, чтобы измерить силу и устойчивость отношения к избранным видам, исследовать частоту посещения видовых точек местными жителями и приезжими.

Естественным следующим шагом будет составление обзора главных панорам, включая те, что воспринимаются с ключевых видовых точек, и те, что видны с основных общественно доступных «коридоров» в ткани региона. На план необходимо нанести масштаб и характер этих видов вместе с визуальными доминантами — все это необходимо описать с помощью фотографий или рисунков. Следует специально отметить объекты, которые уже блокируют элементы панорамы или могут их заблокировать. Необходимо также выявить ценные потенциальные виды с обозначением необходимых для реализации, расчистки или путей доступа к ним. Перечень видовых точек должен включить главные интерьеры, доступные широкой публике. Желательно попытаться выйти за рамки фиксации основных видов на плане, чтобы измерить или по крайней мере описать, Насколько часты открытые панорамы в разных зонах региона. Если сравнить частоту далеких (при возможности — и средней глубины) панорам, можно попытаться классифицировать зоны региона по «визуальной глубине». При этом необходимо изучить недавнюю историю места, чтобы понять, каким именно образом нынешние правила землепользования и современный процесс строительства закрепляют или разрушают панорамы, являющиеся общественной ценностью.

Необходимо также провести параллельное изучение степени, в какой жители разных типов отдают себе отсчет в существовании панорам, выяснить, ценят ли они их и, скажем, делают ли «петлю» по пути, чтобы любоваться открывающимся видом. Существенно выяснить, какие конкретно панорамы ценятся особенно высоко и при каких обстоятельствах: по дороге, на досуге, дома или на работе. Полезно провести также контрольное обследование частоты и полноты упоминаний о местных панорамах в газетах, журналах, путеводителях, прозе, живописи, политических дискуссиях и т. п. "

Накопленная таким образом информация превращается в основание для множества общественных инициатив. Не будучи здесь связан сдерживающей силой конкретной ситуации, я их просто перечислю. Общественное агентство может предпринять'осЬбые! «видовые мероприятия» или путем разрабо т-ки рсобьц правил застройки, или выкупая земли. Эти мероприятия могут концентрироваться на какой-то избранной точке или осуществляться вдоль важной транспортной артерии или естественной границы вроде береговой линии. Они могут получить обобщенное выражение в нормах., относящихся к высоте, массе сооружении, и характеру озеленения, обеспечивающих, полноту перспектив вдоль дороги, берега или с холмов. Возможна градуировка норм высотности начиная с берега или в направлении водоразделов, чтобы сооружения заднего ряда могли «выглядывать» из-за близстоящих. Возможно также введение правил, регулирующих «визуальную глубину», чтобы обеспечить периодическое раскрытие вида на море или с вершин холмов, включающих определенную частоту просветов в застройке, озеленении и оградах;

В то же время нужны специальные правила, относящиеся к тому, что видимо: предотвращение сооружения зданий (или только высоких здании) на зрительно важных выступающих точках, например высотах. Можно также определить ключевые силуэты, ориентиры, фронты или визуальные «мешки» (в которых большая часть ключевых точек сохраняет взаимные зрительные связи) и учредить их особую охрану.

Есть смысл рассмотреть специально и более конструктивные нормы: скажем, требование создания визуальных «пустот» или видовых площадок при сооружении любого крупного здания в плотно застроенной зоне или, например, требование, согласно которому любое блокирование существующего вида должно быть компенсировано раскрытием нового. С помощью правил, регулирующих частное строительство, или путем общественного строительства можно предпринять общую программу: каждое значимое общественное пространство или дорога должны иметь по крайней мере один раскрытый вид на какую-то ключевую ландшафтную доминанту символического значения. Сенсорные программы нового строительства или реконструкции в зонах ключевого значения должны непременно включать в свой состав точно названные перспективные виды, которые нужно сохранить и создать заново. Весьма полезным может оказаться введение льгот, гарантированных в случае строительства или расчистки застройки, улучшающих существующие панорамы или глубинные перспективы.

Региональное планировочное агентство должно также тщательно рассмотреть возможные юридические средства утверждения «видовых прав» владельцев или сообществ: — может ли существующий район, обладающий хорошим видом вовне, требовать компенсации of застройщика, блокирующего этот вид, делать этот вид объектом судебного иска или обязывающих переговоров с за* с-тройшикам. Разумеется, требуется тщательная разработка дефиниции такого юридического права, форм его взаимодействия с существующими правами собственности и социальных последствий его широкого применения.

При вынужденной ограниченности масштабов деятельности агентство может разрабатывать и издавать методические указания для проектирования или пособия застройщикам, демонстрирующие способы строительства без блокирования вида или даже способы улучшений панорамы за счет нового строительства. Весьма эффективным может оказаться консультативное проектирование и дизайн- обзор критически важных зон с широким распространением эскизов, показывающих результаты внедрения какого-то проектного предложения в существующую панораму. При более драматической ситуации агентство может потребовать обозначения в полных габаритах на месте контуров значимого нового сооружения — или с помощью легкого каркаса, или с помощью канатов, удерживаемых на заданной высоте воздушными шарами, эаанкеренными по будущим углам здания.

Подобные действия могут приобрести широкую поддержку, и их целенаправленность очевидна — они пробуждают некие предвидимые конфликты, Это может быть острое столкновение с застройщиками, чье право строить в формах и о плотностью, которые желательны для них, окажется под угрозой. Нередко бывает так, что зданием блокируется вид именно с целью извлечения из него максимальных финансовых преимуществ в интересах владельцев. Здесь неизбежна открытая борьба между частным и общественным пользованием теми ресурсами, собствлшость на которые не была ясно определена, но которые ранее использовались бесконфликтно только потому, что было неясно, кто, что и у кого отбирает.

По и кроме таких прямых столкновений очевидно, что введение регулирующих «видовых» правил способно вызвать затяжки и осложнения в процессе одобрения проектного решения и иной раз можно сделать крайне затруднительным проектирование любого здания солидных габаритов и регулярной формы. Открытие общественного доступа к новой видовой точке может оказаться существенным вторжением в права собственников или даже своего рода приглашением к злоупотреблениям. Следует предвидеть эти дополнительные обстоятельства и найти путь их учета.

Возможно возникновение и других проблем. Защита панорам и улучшение перспектив способны увеличить неравенство восприятия региона, поскольку все это будет чаще производиться на тех территориях, которые потенциально обладают наивысшими визуальными качествами, а они в свою очередь, как правило, уже заняты наиболее состоятельной публикой. Именно это заставляет сосредоточить внимание на наиболее посещаемых видовых точках и «коридорах» и на стремлении к относительному выравниванию «визуальной глубины» различных зон региона. Наконец, отнюдь не исключено, что при раскрытии какого-то вида то, что видно, находится пне контроля и быстро идет к упадку. Несомненно, гораздо легче удержать под контролем компактное общественное пространство видовой точки, чем обширные участки видимой территории. К счастью, однако, то, что видимо, часто представляет собой «вечные» объекты подобно горе или морю или столь сложно и воспринимается со столь значительной дистанции (центра города вдали), что сохраняет привлекательность и при множестве неподконтрольных изменений.

В целом же сохранение значимых панорам или перспектив почти безусловно окажется целью, встречающей широкое понимание и общественное согласие, и главным препятствием к осуществлению программы оказываются частнособственнические интересы застройщиков. Как показывает практика, общественная поддержка необходимым мерам чаще всего оказывается плохо организованной, распыленной и не слишком бдительной. Однако, если этой поддержкой умело руководить, раскрывая со всей очевидностью существо риска, она может приобретать реш;!тощее значение. Буря вокруг строительства сверхвысоких зданий в деловом центре Сан-Франциско или жесткие нормы высотности, утвержденные референдумом в Сан: Диего, — лишь несколько характерных примеров скрытой мощи направляемого общественного мнения.

Денежные средства, в которых нуждается защита видов, относительно невелики, за исключением тех случаев, когда меры защиты вторгаются в сферу интересов частного строительства или когда необходимо выкупать землю. Прямые общественные затраты можно включать в налогообложение недвижимости или включаться в расходы на сооружение, например, общественной автомагистрали. «Видовые побуждения» могут вызывать увеличение косвенных общественных затрат в связи с повышением плотности в привилегированных зонах. Так, весьма сомнительным оказалось бы увеличение общественных фондов за счет дополнительного налогового обложения использования видовых точек; разрешение застройщикам блокировать существующие видовые оси при условии выплаты штрафа, который в свою очередь пошел бы в фонд обеспечения новых панорам, было бы по меньшей мере странным.

Исследование и программы контроля над общественно ценными видами требуют множества новых (и старых) технических средств. Среди них составление планов «визуальных платформ» и «визуальных полей»; графическое описание видов и симулирование изменений; использование комбинированных панорамных фотографий, объективов типа «рыбий глаз»; компьютерные системы обозначения «видовых полей»; решетки «визуального вторжения» в зону видения; диаграммы взаимовидимости точек визуального поля; относительная «визуальная глубина» различных зон; интервью, раскрывающие меру знания и оценки визуального восприятия окружения; эксперименты симулирования на месте в натуральную величину планируемых перемен и т. п.

Все это не столь уж ново — достаточно процитировать одну из статей Юстинианова кодекса (538 г. н.э.):

«Статья 63. В нашем царственном городе вид На море является одним из его достоинств. Чтобы сохранить его, мы повелели, чтобы ни одно здание не было сооружено в полосе 100 футов ширины вдоль берега. Этот закон был обойден теми, кто вначале поставил здания в соответствии с законом; Затем поставил перед ними навесы, отрезавшие вид на море без нарушения буквы закона; затем возвел здание под навесами и, наконец, снял навес. Каждый, кто наносит ущерб подобным образом, должен разрушить поставленное им здание и уплатить штраф в 10 фунтов золота».

Через- несколько лет к закону было сделано добавление: «165. Закон (ст. 63), согласно которому ни одно здание не может быть поставлено в полосе 100 футов от берега моря во имя сохранения вида на море, имеет полноту применения относительно вида влево и вправо точно так же, как и вида вперед».

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум