Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Знание и чувство


Знание и чувство

Есть интеллектуальные мотивы, не совсем независимые от вопросов политики, которые непременно всплывают на поверхность, как только речь заходит о качестве окружения. А\ажно ли работать с сенсорным качеством сугубо рационального или оно постигается исключительно интуитивно, чувством? Нужно ли здесь вообще научное подтверждение? Возможно и полезно ли приводить чувственное восприятие к измеримым данным? Наконец, какова здесь роль художника или проектировщика?

Наша позиция предпочтения децентрализации и демократических решений неизбежно обрекает нас на открытую демонстрацию всего хода работы. Цели, данные, решения — все это должно становиться предметом дискуссии. Художественная таинственность не более приемлема для утверждения сенсорной политики, чем для определения экономической или социальной политики (хотя профессионалы в этих областях творят собственные таинства). Но интуиция при этом отнюдь не изгоняется — она участвует в процессе творчества, результаты которого означают формирование предмета публичной дискуссии. Та же интуиция играет ключевую роль в научном открытии. Более того, решения на уровне малых групп могут оставаться интуитивными или неявными до тех пор, пока эта группа формирует собственное пространство и не испытывает нужды объяснять резоны своего поведения вовне. Однако настоящие публичные решения нуждаются в систематизации и открытости: «проектные соображения» не могут сохранить силу признаваемого бастиона чистой гениальности.

Уже в силу этого научного доказательства взаимосвязанности чувственно воспринимаемой формы и полноты человеческого существования приобретает значительную ценность. Однако научная точность нужна не всегда и тем более не всегда имеет решающее значение. Нам вовсе нет нужды устанавливать вечные истины по каждому случаю. Научное подтверждение полезно тогда, когда с его помощью некий пользователь может уяснить себе ту силу, с которой окружение воздействует на его жизнь, или когда посредством этого знания можно перевести характер этого воздействия в категорию процесса принятия решений. В то же время если раскрыть для пользователя ясную форму процесса принятия решения, в котором он играет определенную роль, то этот пользователь будет действовать правильно без всякой опоры на научные подтверждения.

Научное знание расширяет, естественно, содержание нашего представления о необходимом, но некоторое представление у нас уже есть — мы обладаем достаточным опытом в использовании данных нам чувств.

Более того, сведения, подлежащие использованию в нашей области, отнюдь не должны имитировать форму научных сведений, используемых в иных областях. Количественно выраженная информация полезна потому, что это информация в наиболее ясной форме, однако весьма опасно количественно измерять тонкие, ускользающие от точного формулирования феномены. Ужесточение формы анализа нередко приводит к тому, что его объект трещит и раскалывается и содержание вытекает через образовавшиеся трещины. Наиболее полезные для проектного процесса данные носят обычно прямой характер, без сложного опосредование: описательные рисунки и вербальный комментарий к ним, побуждающие воображение изображения, киносъемка поведения людей, графические модели мест, поэтические описания. Статистика уместна для записи простейших характеристик вроде температуры, силы звука, степени различимости, плотности функционального использования или обобщенных предпочтений. Если ее пытаются применять к комплексному содержанию преимуществ, значений, ценностей или характеристик, вся эта вычислительная механика стирает содержание в порошок.

В деле планировки среды проектирование — слово с совершенно путаным содержанием, колеблющимся между двумя иллюзиями. Согласно одной, это нечто, Имеющее отношение только к внешнему виду; согласно другой — это прежде всего проектирование сооружений. Однако в действительности у дизайна гораздо более общее значение — это творческое формирование возможной формы вместе со способом ее достижения во имя реализации некоторой сугубо человеческой цели. Можно проектировать и скульптуру, и механизм, и мебель для гостиной, оставаясь дизайнером, поскольку дизайнерское проектирование вовсе не сосредоточено на внешнем виде чего бы то ни было, на каком-то одном избранном функциональном содержании, испытывающем воздействие со стороны формы.

Чувство окружения — лишь одно из следствий его ранее спроектированной структуры (если ее форма сознательно проектировалась). В редких случаях сенсорное качество является доминантной характеристикой места (в Луна-парке, например), и в столь же редких случаях оно вообще может игнорироваться (в прокладке подземных инженерных коммуникаций или в планировке автоматизированного складского здания). Но везде, где присутствуют люди, везде, где они активны, обобщенная привлекательность места — по меньшей мере одно из ключевых последствий сложившейся формы окружения. Этот фактор вместе с другими ключевыми должен был включен в проектную задачу для любого места с самого начала.

Я высказываюсь, таким образом, в пользу такого типа сенсорного или средового планирования, который был бы теснейшим образом связан с повседневными решениями относительно общественного достояния, со всеми прочими формообразующими звеньями при создании пространственной формы. Критерии оценки такого процесса должны быть равно операциональными и поддающимися прямой проверке. Его осуществление должно иметь открытый характер и политическую направленность; оно должно быть подчинено вниманию к интересам пользователя, оказанию ему помощи в понимании его собственной взаимосвязанности с ландшафтом, в овладении средствами контроля над его окружением. В этом очерке сделана попытка наметить контуры подготовительной работы для организации такого политического по существу процесса. Нужно ли еще раз говорить о том, что само по себе техническое мастерство, не сопровождаемое социально-экономическими переменами, не способно привести к созданию заново «золотого века»?



Рис. 1. Диаграмма принципиальной структуры пространства центра Парижа: крупные открытые пространства и главные визуальные оси




Рис. 3. Детальный пространственный анализ центральной зоны города Лишшадт, ФРГ
1 — плотный фронт застройки; 2 — ряд отдельно стоящих здании с выявлением фасадов и формы кровель; 3- исторические памятники; 4 — под охраной закона; 5 — пространственное взаимодействие; 6 — пространство улицы, формируемое отдельно стоящими зданиями; 7 — отсутствие пространственной характеристики; 8 — откос к реке;.9 -плотина; 10 — мост; 11 — площадь, поверхность улиц; 12 — узкий газон; 13 — парк; 14 — недоступная территория; 15 — отдельно стоящее сооружение; 16 — здание, «выпадающее из масштаба»; 17 — башня, видимая на расстоянии; 18 — труба; 19 — деревокаменпые постройки XVII-XIX ее.; 20 — крытые шифером дома горожан классического периода; 21 — крытые шифером дома — строчная застройка классического периода; 22- крытые шифером сблокированные дома поздпеклассического периода; 23- поле; 24 — одинокое дерево, естественный ориентир; 25 — плотная купа деревьев; 20 — аллея; 27 — живые изгороди, кустарник




Рис. 4. Пространственный анализ фрагмента Миннеаполиса, отображающий как расположение физических объектов, так и субъективные впечатления
1-веселое; 2 — элегантное; 3- интимное. 4 — подвижное, 5 — скульптура; 6 — вод».: 7 -акцент; 8 — экран; 9 — выгородка; 10 — замощение; 11 — гул; 12 — нерегулярный стук; 13 — спокойный стук; 14 — ритмизованный стук; /5 — в экстерьере; 16 — в интерьере; 17 — непреодолимые; 18 — полупреодолимые: 19 — преодолимые; 20 — спуск; 2! — подъем; -22 — витрины; 23 — тротуары; 24 — игры; 25 — сидение. 26 — прогулки; 27 — общение; 28 — вид; 29 — здание; 30 — Капитолий; 31 — церковь; 32 — река; 33 — обрыв




Рис. 5. Структура Бруклина (штат Маееачуеетс), представленная через анализ главных узлов




Рис. 6. Город Бруклин подразделен на зрительно подобные районы




Рис. 7. Пейзажная карта дорог па острове «Мартин виноградник»: классификация по типам и пример одного типа. Для сравнения приведена карта предпочитаемых дорог, позволяющая заметить соответствие предпочтения и типа дорог
1 — узкая, извилистая, всхолмленный рельеф, густой лес, минимум застройки; 2 — узкая, извилистая, плоский рельеф, лес и луг, есть застройка; 3 — узкая, прямая, плоский рельеф, лес и луг, есть застройка; 4 — широкая, широкие обочины, прямая; равнина с лесом, есть застройка; 5 — узкая, извилистая, открытый холмистый пейзаж, есть застройка; 6 — прибрежная, извилистая, плоский или слаВЪвсхолмленный ландшафт, есть застройка; 7 — пляж вдоль обрыва; 8 — прямая, на плоском, плотная застройка




Рис. 10. Застройка, обладающая исторической ценностью, г. Саванна




Рис. 11. Восприятие различных частей города меняется в зависимости от времени суток
1-е 1 утра до 5 пополудни; 2 — с 7 утра до 4 пополудни; 3 -е 9 утра до 9 вечера; 4 — с 9 утра до 2 пополудни; 5 — в часы досуга; 0 — круглосуточно; 7 — сменная работа; 8 — по событиям





Рис. 13. Аппарат дли симуляцк-онного восприятия дает возможность «пройти» или «проехать» через макет города, следя за попутным ландшафтом на телевизионном экране




Рис. 15. Оценка «акустического ландшафта», фрагмент центра Бостона
1 — зона или элемент с высокой визуальной и акустической распознаваемостью; 2 — зона или элемент с высокой визуальной, но низкой акустической распознаваемостью: 3 — зона или элемент с низкой визуальной, но высокой акустической распознаваемостью; 4 — зона чувства утраты временной последовательности; 5 — отвлекающий и лишенный смысла звук; в - «отзывчивое» пространство, дающее возможность включения в звуковой ритм; 7 — скучный к.ак вмзлально, так и акустически участок; 8 — трудноразличимые источники звук а; 9 — район, характеризующийся акустической «вписанностью» в город




Рис. 16. Точная карта «визуального веера»: территория, обозримая с главной видовой точки в национальном лесу Титом (штат Вайоминг). Пользуясь такой картой, лесничие могут оценивать визуальные последствия предлагаемого плана вырубки




Рис. 17. Уточненная запись движения, продолжительности и пространственных форм на отрезке пути (по Тилю)




Рис. 18. Одна из серий фотопанорам Саи-Франциско а диаграмма, выявляющая и оценивающая главные ориентиры




Рис. 19. Нанесение ча гарту скальных гребней и берегов, наблюдаемых с общедоступных мест на острове «Мартин виноградник»




Рис. 20. Схема препятствий движению колясок через центральную часть Mir сачусетского технологического института детальную часть




Рис. 21. Систематическое обследование указующих знаков в бостонском районе Бэк Бей. Отметим их количество, переменную сгущенность, повторяемость и то, как они группируются в деловых районах и вдоль магистралей




Рис. 22. Сопоставление частотности, с которой жители пяти разных зон IIo Анджелеса рисовали различные элементы агломерации. Охват и частота по явления таких элементов (приведенные здесь к одному масштабу) отражаю! вероятно, меру знакомства с агломерацией и пользования ею




Рис. 25. Вествуд




Рис. 27. Эйвлон




Рис. 29. Бойль-Хаитс 300




Рис. 30. Вид с дороги; свод того, что успевали зарисовать люди, которых провозили по Северо-восточной магистрали Бостона




Рис. 31. Как жители ьруклина (штат Массачусетс) искажают или забывают о фрагментах по соседству и связях со всем городом




Рис. 32. Жителей Бруклина просили нарисовать «свой» район. Когдя границы избранных ими зон нанесли на точную карту, на ней проявилась некоторая информация о социальной структуре города и его визуальной форме




Рис. 33. Мечты обитателей Кембридж порта, близ Бостона, об идеальном окружении




Рис. 34. Эскиз ландшафта, иллюстрирующий критерии опенки пейзажных качеств автодорог штата Вашингтона. После качественного определения группой экспертов эти критерии преобразуются в систему измерении




Рис. 35. Визуальный потенциал города Бруклина: поле для действия в рамках общественной политики
1 — зона потенциального крупного изменения визуального характера; 2 — улучшить визуальный характер входа и выхода (въезда-выезда); 3 — улучшить визуальные качества Схода; 4 — необходимо раскрыть вид; центральной зоны (5) и учреждения или ориентира (6); 7 — потенциальная локализация нового сильного ориентира; 8 - потенциал для улучшения визуальной связи; 9 — улучшение подсоединения к остановке транзитного транспорта; 10 — потенциальный...панорамный вид

/div/div



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум