Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Чувство живого


Чувство живого

Значимость любого места заключается в ощущении его связанности с жизнью человека и со всем живым. Многие из перечисленных выше качеств относятся именно к этому, например когда речь идет о том, что обстановка зримо поддерживает осуществление биологических и социальных функций, когда она обладает опознаваемостью места и ясной временной структурой или когда она насыщена информацией. Но место соотносится с тем же ощущением и по-иному и нередко столь незаметно, что ускользает от поверхностного внимания общества: несомненно, что одни места производят впечатление чего-то холодного, тогда как в других кипит жизнь.

На живость места влияет множество причин: «прозрачность» окружения (то, как оно дает ощутить характер происходящего здесь); то, как люди оставляют здесь следы своего присутствия; манера, в которой предметы отражают свое назначение и способ действия; система владений, всегда находящая внешнее выражение, и сами по себе плотность и сложность происходящих здесь действии Эти факторы относительно легко выявляются. Другие более трудны для определения в конкретных понятиях, — скажем, способ, которым место выражает представления и ценности своих обитателей. Во всяком случае, можно счесть очевидным, что и «живость» места, и его способность выражать человеческие ценности возрастают вместе с ростом местного контроля над его развитием.

Жизнь как целое служит источником удовлетворения, создавая природный контекст нашему существованию. Тот, кто занимается анализом региона, должен отметить возможность наблюдать жизнь животных и растений, земли и скал, воды, огня и даже неба. Играет ли ветер струями дыма и флагами? Можно ли познать естественную историю места нашего жительства? Можно ли следить за сменой времен года? Можно ли ощутить ритм роста и поведения живого? Все это существенно, так как немалая доля неудовлетворенности городами проистекает из того, что они чувственно отгораживают нас и от других людей, и от всего живого в целом.

Чтобы исправить эту трагическую оплошность, планировочное агентство должно разрабатывать нормы относительно следующего:
-- желательное разнообразие и плотность деятельности внутри общественного пространства и у его границ;
-- «прозрачность» окружения относительно происходящих в нем процессов и наличие видимых следов человеческой деятельности;
-- наличие мест для прогулок и отдыха, откуда можно наблюдать за деятельностью других;
-- возможность для групп и индивидов зримо предъявлять жение их системы ценностей (скажем, разрешая и поощряя декорирование улиц или заботясь о выгодном размещении общественных зданий, обладающих символическим значением);
-- частая возможность видеть воду, зелень, камни, землю и открытое небо;
-- сохранение и усиление существующего рельефа и природных элементов или по крайней мере их зримое выявление и т. д. Планировочное агентство могло бы также: разрабатывать проектные прототипы повышения «прозрачности» среды;
-- способствовать появлению средств, дающих человеку возможность обратить внимание на природные процессы и элементы окружения;
-- проектировать оформление празднеств и создавать их сценарии и т. п.

Кратко охарактеризованные четыре темы (чувство и действие, образ места и времени, ландшафт и информация, чувство живого) заключают в себе главные основания необходимости планирования и управления чувственными качествами региона. Они же способны служить разумным основанием аналитических исследовании и программы действий. Как бы ни казались они абстрактными в кратком изложении, они могут быть прямо связаны с действием. Региональные учреждения должны заняться этими аспектами, поскольку они имеют фундаментальное значение для человеческого существования. В то время как критерии ценности восходят к основным исследованиям, установление очередности действий исходит уже от конкретных условий времени и места. Оно может вытекать из более детальных тематических исследований или рождаться в политических конфликтах и соглашениях, или вырастать из соучастия пользователей в формировании своего окружения. Я еще вернусь к некоторым из процессов установления критериев.

Наша тема включает зрительное и эстетическое восприятие, но в целом она значительно шире. Она возникла из представления о том, что благополучие индивидов и малых групп зависит от их взаимодействия с окружением и отнюдь не обеспечивается их ролью пассивных наблюдателей. Более привычные представления о качестве окружения, на которые делается сегодня такой нажим, трудно связать с фундаментальными человеческими ценностями, да и трудно реализовать.

Вопросы проектирования чувственной формы в масштабе крупных территорий по сей день ограничиваются приблизительными описаниями. Методика нашего действия должна выйти за рамки печальных размышлений, — «художественных концепций», проповедей, раздутых и совершенно лишенных реальности генеральных планов, на которые столь часто пытаются полагаться. Опираясь на конкретный свод задач, подобный представленному выше, можно выразить их. в предельно очевидной форме, так, чтобы было действительно ясно, как предлагаемые действия должны встроиться в общую программу будущих дел. Можно и должно определить стоимость этих действий и утвердить распределение ответственности и расписание осуществления программы. Совокупность таких планов необходимо перевести на язык социальной программы и включить в финансовую программу «сенсорной модернизации» региона.

Нет принципиальных препятствий тому, чтобы выявить все элементы окружения, которые ниже- установленных нормативных требований. Предполагаемые, результаты можно представить на фотомонтажах и чертежах, демонстрирующих последовательный процесс реализации программы. Можно разработать проектные системы и образцы их воплощения, построить специальные вербальные и графические программы «сенсорной модернизации» избранных конкретных мест, разработать «структурные проекты» для региона в целом.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум