Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Досуг и клуб


Досуг и клуб

Исходной областью, в пределах которой можно различить клуб и клубную типологию, является досуг.

Чем досуг отличается от других сфер человеческого бытия? В чем его специфика?

Назначение досуга в составе системы труд — быт — досуг сводится обычно к идее компенсации: досуг как сфера свободного развития сущностных сил человека (свободного от рутинного труда консервативного быта и непреложных занятий) компенсирует несвободу труда и быта. Чем меньше издержки труда и быта, тем меньше, следовательно, общественная необходимость досуга.

Вместе с тем очевидный факт состоит в том, что по мере раскрепощения личности, по мере рационализации трудовых и бытовых процессов объем, разнообразие и само значение досуга не падает, а растет. Идея досуга-компенсации оказывается спорной.

Досуг можно понимать не как простой остаток свободного от труда и быта времени (подобно "личному времени" в составе армейского распорядка), а наоборот, как движущую силу развития трудовой и бытовой сферы жизни. Досуг, как можно предположить, "нужен" быту и труду. Он необходимо связан с тенденциями усовершенствования образа жизни, с динамизмом его развития, с ростом гибкости и активности его социально-экономических механизмов.

Обстоятельства нашего общественного развития после XXVII съезда КПСС, по-видимому, подтверждают этот тезис: налицо интенсивное формирование все новых видов досуговой деятельности — развитие новых форм общественной самоорганизации, неформальных молодежных объединений, клубов по интересам, театральных студий, рост объема любительских занятий, изобретательской деятельности, свободных дискуссий и т.д.

Является ли эта интенсификация досуговой сферы следствием становления новых хозяйственных механизмов и социальных отношений, или, наоборот, досуговая деятельность сама оказывается локусом и движущей силой, стимулом (или, по крайней мере, одним из условий) социально-экономической перестройки? Верным представляется второй вариант. Понимание досуга как особого культурного института, стимулирующего все общественное развитие, лишает досуг смысла приватного и необязательного времяпрепровождения, приятного отдыха после тяжелого рутинного труда. Досуг оказывается рычагом общественных трансформаций, поставщиком нововведений, естественным регулятором культурных и хозяйственных преобразований.

На примере клуба здесь будет показано, как работает этот досуговый механизм, как реализуется его функция. Очевидно, что все виды занятий, определяемых как искусство, философия, изобретательство, наука, исторически вышли из досуга, а частично и сейчас принадлежат ему, хотя бы в форме творческого любительства. Праздник также принадлежит досугу. Игра, размышление, сохранение обычаев и памятников старины, изобретение новых образов — досуговые занятия. Наглядно разнообразие досуговой деятельности. Но первоначально мы должны представить досуг как синкретичный тип °ораза жизни, взаимодействующий с равномощными ему типами — трудом и бытом. Рассмотрим базовые характеристики этой триады.

Полезной идеализацией сферы труда представляется ее условное разделение на труд интеллектуальный, умственный, продуктом которого является техническая или социальная идея, и труд физический, орудийный, предметный, продуктом которого является наш рукотворный мир, всякая товарная вещь. Ясно, что это взаимосвязанные полюса единого процесса трудовой метаморфозы, постоянного пересоздания мира.

В свою очередь, сферу быта отличает ее разделение на быт индивидуальный, мир внутренних состояний человека, образ среды, и быт коллективный, общественный, внешне вставляющий каждого в перипетии бытовых обстоятельств. Сфера быта проводит жизненные границы человека, группы, социума, культуры.

Оппонирующими свойствами идеального-материального и внешнего-внутреннего мы первоначально определили труд и быт. Очевидно, что эти свойства содержат потенцию разных типов труда и быта и их сращения в целое (интеллектуальный труд при внешней бытовой определенности, или при внутренней определенности личной сферы и т.д.). Но такие условные типологические ячейки еще лишены вектора развития. Они внешне напоминают традиционные варны древнеиндийского общества.

Именно сфера досуга вносит в этот застывший мир принцип изменчивости.

Идеализацией сферы досуга мы положим ее разделение на досуг институциональный, сохраняющий и транслирующий status quo, и, наоборот, досуг, обновляющий, изменяющий образ жизни как целое. Досуг сохраняет или изменяет не себя, а сферу труда и быта так же, как труд создает интеллектуальный или вещественный продукт не самоценно, а для быта и досуга, а быт -- оказывается внутренним или внешним в отношении опять-таки досуга и труда. Такова предпосылка типологического рассмотрения исходной целостности образа жизни.

В исходной картине разделения типологических свойств функция досуга выглядит очень обобщенно. Досуг позволяв перейти от интеллектуального труда к физическому (и наобо рот), от состояний внутренней бытовой определенности наеди не с собой к внешней бытовой упорядоченности (и наоборот) Досуг — это мир метафорических переходов между разными сферами образа жизни, локус возможного изменения, обновления или, наоборот, сохранения образа жизни (в нашей кар тине обновление есть просто переход к оппонирующему свой ству, или переход от "смазанного" различия свойств к их четкому противостоянию, или переход от акцентировани сферы труда к акцентированию быта, и наоборот, поскольку система замкнута исходными понятиями. Такое понятие досуга не совсем совпадает с общепринятым.

В этой картине сфера досуга регулирует все формы образа жизни, поддерживает общее равновесие системы. Материалом досуговой деятельности являются все те же элементы быта и труда. Так, любительские занятия вполне удерживаются в сфере обычных трудовых процессов, а содержание художественной литературы и театральных постановок вновь возвращает нас к тем же бытовым и трудовым коллизиям. (Саморефлексия досуга -- его непременный элемент, но досуг как материал досуга это все же частный случай).

Особенность досугового материала может быть усмотрена, пожалуй, лишь в его заведомой архаичности, в частом возврате к исторически старым, синкретичным формам и сюжетам, что вполне отвечает идее досугового выхода из актуальных состояний быта и труда, "зависанию" между ними с неосознаваемой, возможно, задачей выбора и перехода.

Досуг отличается от быта и труда не особым материалом, а способом обращения с ним.

Главным условием досугового действия является наглядно представленный разрыв между оппонирующими элементами и свойствами мира, их параллельное существование, и лучше всего, если этот разрыв закреплен и представлен пространственно.

Театр как элемент досуга дает очевидный пример этого пространственного противостояния: зрелище протекает в одном пространстве и времени, а зрители пребывают в другом. Отнестись к зрелищу — это значит внутренне согласиться с его особыми онтологическими свойствами, увидеть его в других измерениях, нежели "свое" зрительское пространство. Одновременное переживание такой оппозиции — особенность досуга. Философия, искусство, наука, возникшие (в Древней Греции около VI в. до н.э.) одновременно с театром (это тоже дети досуга), осуществляли ту же функцию разотождествле-ния с наличной реальностью и выхода в иные возможные миры, формирования и анализа новых парадигм.

Такие уже развитые институты досуга как театр, имеют свою синкретичную подоснову. Досуг запрограммирован в каждой архаической культуре в форме праздника, разнообразных инициаций и т.д., где тоже осуществлялось отторжение от обыденных правил жизни, игровое переворачивание ценностей и даже озарение новыми культурными формами. Праздник, например, есть самопредъявление культурой ее чистых ценностей и образцов, всех оппозиций культуры, а раз такое определение налицо (в отличие от условий нормативной погруженности в труд и быт), то возможен и критический пересмотр их состава, или (что чаще) подтверждение приверженности к ним.

Итак, досуг выявляет оппозиции установившимся формам общественной жизни, и именно в этой роли оппозиции он регулирует (подтверждает или обновляет) наличные институты, обеспечивая общественное развитие.

Досуг исподволь готовит новые ценности, нормы и образцы (или напоминает о забытых старых). Гибкость, реактивность общественных состояний, способность адаптироваться к смене обстоятельств — экономических, политических, социокультурных, способность к перестройке ради самосохранения обеспечивается и развивается досугом. Досуг позволяет сомневаться в старых истинах и прозревать новые, пробовать и отвергать. Это институция, корректирующая все другие институты общества.

Вовлекая в себя сферы быта и труда, делая их своим материалом, досуг обращается с ними единообразным способом: он расщепляет их единый образ на противолежащие свойства и готовит их тем самым к возможным досуговым переходам:
- быт предстает в досуге как наглядное противостояние внешней определенности, регламентированности человека и общества, дискретности внешне заданного быта, и, с другой стороны, внутреннего непрерывного освоения, изнутри переживаемых коллизий быта. Досуг демонстрирует эту оппозицию и использует возможности игры с ней;
- труд предстает в досуге как наглядное противостояние, с одной стороны, интеллектуального труда, идей и замыслов, аппелирующих к истине, к вечности, и, с другой стороны, труда вещественного, бренного в каждой вещи и полезного необходимыми вещами, орудиями, агрегатами, сооружениями;
- наконец, досуг предстает в себе самом как противостояние процессов "изменения -- сохранения". Именно это одновременное предъявление расщепленности всех онтологических свойств — специфическая черта и вклад досуга в образ жизни.

Далее мы должны специфицировать досуг всеми свойствами системы образа жизни, а затем специфицировать клуб как особый тип досуга.

Сохраняя полноту исходного поля свойств, мы должны увидеть клуб в составе досуга. У нас на руках три оппозиции: идеальное -- материальное (труд), внешнее -- внутреннее (быт), сохраняющее — изменяющее (досуг).

Эта система оппозиций оказывается более мощной и универсальной, чем сама исходная триада труд -- быт — досуг. Эти оппозиции проясняют не только данную триаду, но и множество других понятийных систем. Они являются, по-видимому, универсальными онтологическими координатами мироустройства, противопоставляя отношения существования: транзитивности — нетранзитивности (идея — вещь); определенности: рефлексивности — нерефлексивности (объект — среда); содержания: симметричности — несимметричности (форма — институт). На языке архитектурных категорий, например, эти же отношения воспроизводятся как противопоставление строения — расположения, величины — декора, пропорции — ритма. Можно полагать, что практически любая понятийная система глобального охвата может быть интерпретирована такими или созначными им оппозициями. В этом смысле они являются базовыми для нашей типологии, а триада труд -- быт -- досуг — дополнительной и интерпретирующей. Таким образом, клуб как тип досуга, попадает в состав онтологических свойств типологии.

Далее мы должны ввести общую структуру идеальной модели типа. Эта модель включает три элемента из состава указанных онтологических свойств. Эти элементы взаимодействуют, образуя синтез типа. Позиционной особенностью модели является то, что один из элементов выступает как типологическая доминанта, отчетливая экстенциональная характеристика типа, его форма, представляющая "тип как целое"; другой элемент выступает как посылка доминанты, как материал, отливаемый в форме доминанты; третий элемент является скрытой предпосылкой, средством, способом формирования доминанты на материале посылки. Аналогично можно представить это взаимодействием следствия (доминанты), причины (посылки) и условий (предпосылки).

Такой тип, в котором само досуговое противостояние выступает как доминанта и форма целого, посылкой и материалом является конфликт внутренней (личностной) и внешней (формальной) бытовой определенности, а оппозиция идеального — материального труда оказывается способом и латентной предпосылкой — такой тип досуга мы назовем клубом.

Клуб — это чистая репрезентация досуговой оппозиции на материале личностно-общественных отношений. Средством реализации клуба является труд в конфликте идеального — материального.

Здесь доминантой является конфликт внешнего — внутреннего в человеке и социуме, а посылкой (и материалом) этого конфликта — противостояние идей и вещей, замыслов и реализаций. Оппозиция сохранения — изменения здесь выведена на уровень латентной предпосылки, способа синтезирования целого.

Такой тип досуга мы назовем зрелищем. Зрелище -- это картина борьбы внешнего — внутреннего в человеке и обществе на материале противоречий идеального — материального. Способом оформления бытовой доминанты зрелища являются досуговые оппозиции.

Здесь доминанта типа — это конфликт идеального — материального на материале противоречия между изменением и сохранением. Конфликт внешнего — внутреннего отступает на третий план как латентный способ формирования этого типа. Этот тип досуга мы назовем творчеством.

Ясно, что это весьма обобщенные типы. Под понятие клубного типа досуга подпадают все формы деятельности, где сама идея досуга является головной и самоценной. Характерно, что именно коллизии быта, противоречия внешних и внутренних структур человеческого существования есть материал клубно-досугового поведения, противостояния постоянства и изменчивости, а оппозиция умственного и физического труда в клубной жизни — скрытый способ типообра-зования.

Понятием зрелищного типа охватываются все формы досуга, сосредоточенные на доминанте внешних — внутренних коллизий. Быт, т.е. субъект и общество, есть акцент зрелищного интереса, а материал, который проблематизируется этим бытом, есть противостояние идеального — материального (в наших терминах).

И наконец, понятие творческого типа досуга включает все формы занятий (искусством, ремеслом, философией, наукой), понимаемые как доминирующий конфликт идеального и вещественного труда, вечного и бренного. Противоречие сохранения — изменения есть носитель, субстрат этого конфликта, в то время как развернутые детали быта для творческого процесса типологически не значимы, опущены на уровень предпосылки и средства. В творчестве противостояние внешнего — внутреннего (формального — изнутри переживаемого) является средством, в зрелище — формой (доминантой), в клубе — материалом досуга.

Похожие статьи:
Развитие типов клуба

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум