Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Генеральные планы промышленных предприятий


Генеральные планы промышленных предприятий

Планировка и застройка промышленной площадки. Площадка предприятия по ее функциональному использованию, как правило, разделена на зоны предзаводскую, производственную, подсобную и складскую.

Составляя проект планировки заводской территории, полезно разрабатывать несколько вариантов, анализируя для каждого из них степень компактности и художественный облик застройки, длину инженерных сетей, относительную площадь озеленения, показатели планировки и др.

Придавая особое значение решению генерального плана, проектировщик и архитектор должны учитывать особенности и специфику будущего предприятия и его отдельных Цехов, изучить технологический процесс, особенности людских и грузовых потоков, мероприятия по охране окружающей среды, а также архитектурно-художественные и градостроительные требования. Важное значение имеют характеризующие качество проекта генерального плана промышленного предприятия его технико-экономические показатели (плотность, коэффициент озеленения и др.).

При решении генеральных планов предприятий проектировщики обязаны учитывать, что строительство и ввод предприятий в эксплуатацию необходимо осуществлять пусковыми комплексами или очередями.

Промышленное предприятие независимо от типа производства и его структуры состоит из группы объектов основного производства, обслуживания производства и обслуживания трудящихся.

Объекты основного производства включают в себя цехи заготовительные, обрабатывающие и сборочные. Объекты обслуживания производства состоят из группы зданий, входящих в систему технического обслуживания производства (обеспечение транспортом, складами, ремонтом оборудования, энергоснабжением) и управления производством (техническая подготовка, развитие и пр.), осуществляемого в зданиях административного назначения, инженерных и других корпусах. Объекты обслуживания трудящихся включают в себя группу зданий санитарно-гигиенического и коммунального, учебно-образовательного и культурно-бытового назначения.

Здания основного производства, запроектированные в соответствии с технологическим процессом, т. е. по фазам производства (например, цехи машиностроительных предприятий), обычно включают в себя цехи заготовительные — литейные (чугунного, стального и цветного литья), кузнечные и кузнечно-прессовые, обрабатывающие (механические, холодной штамповки, термические), сборочные (монтажно-сборочные, сварочные, цехи металлических конструкций), отделочные (малярный, цех покрытий и др.).

В зависимости от характера и направления технологического потока различают структурные схемы решения генерального плана: с продольным потоком, запроектированным вдоль большей оси, поперечным, организованным перпендикулярно к большей оси, и комбинированным.

Рис. 1. Учет производственных факторов при благоустройстве территорий:
а — схема распространения производственных вредностей на территории предприятия; 1— линия пешеходного движения; 2 — автомобильные трассы, 3 — территория железной дороги; 4 — источники шума; 5 — то же, газов; 6 — то же, пыли; 7 — зона шумов, превышающих норму; 8 —зо нас загрязнением воздуха; б — проектные предложения по благоустройству территории; 1— заводоуправление со столовой; 2— проходная; 3—производственное здание с бытовыми помещениями; 4—склад готовой продукции; 5 — литейный цех; 6 — котельная; 7—складское хозяйство; 8 — железнодорожное депо; 9— насосная; 10— бункер; 11— кузница; 12 — трансформаторная; 13 — компрессорная; 14 — проходная; 15 — вспомогательный корпус; 16 — спортивные площадки; 17 — зона отдыха; 18 — существующий фруктовый сад; 19—водоем; 20 — стенды информации; 21—защитная зеленая полоса

В практике проектирования промышленных предприятий как новых, так и построенных относительно давно обычно принято цехи на площадке предприятия объединять в группы, родственные по своему назначению, например цехи основного производства: заготовительные, обрабатывающие, сборочные; вспомогательного производства: инструментальные, модельные, ремонтные и др.; обслуживающего производства: энергетические, транспортные, складские и др.

В процессе проектирования, строительства, эксплуатации, а также реконструкции промышленных предприятий сложилась проверенная многолетним опытом система, при которой здания цехов, входящих по технологическим условиям в ту или иную группу, целесообразно располагать компактно в одной зоне с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей. Санитарный разрыв между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий. Противопожарные разрывы между производственными зданиями и сооружениями устанавливают в зависимости от степени огнестойкости противостоящих зданий согласно СНиПу.

Правильное взаимное расположение зон и группировка зданий — основа целесообразного построения генерального плана предприятия. Зонирование территории позволяет достигать наиболее рационального решения планировки промышленного предприятия как по условиям четкой организации производственного процесса, так и по санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Здания с производствами повышенной пожароопасности следует располагать с подветренной стороны заводской территории; складские сооружения предпочтительнее размещать около внешних ее границ с учетом эффективного использования фронта железнодорожных путей.

Механические цехи машиностроительных заводов, как правило, группируют с заготовительными зданиями цехов (литейные, кузнечные).

Группу заготовительных цехов машиностроительных заводов, включая стале- и чугунолитейные и кузнечные, целесообразно располагать с подветренной стороны по отношению к механическим. Цехи этой группы потребляют большое количество металла, формовочных материалов, топлива, поэтому они имеют обычно развитую сеть путей железнодорожного транспорта, следовательно, группу заготовительных цехов машиностроительных заводов целесообразно располагать ближе к местам ввода на площадку путей железнодорожного транспорта. Кроме того, эти цехи потребляют много энергии и поэтому должны быть ближе к группе энергетических сооружений (ТЭЦ) завода (промышленного узла).

Группу вспомогательных цехов (инструментальные и ремонтные — ремонтно-меха-нический, ремонтно-литейный, ремонтно-строительный и др.) следует размещать примерно на стыке зон обрабатывающих и заготовительных цехов или блокировать с соответствующими основными производственными цехами. В отдельную зону можно также выделить группу деревообрабатывающих цехов, обладающих повышенной пожароопасностью. Поэтому их следует располагать по возможности с наветренной стороны от группы горячих цехов.

Рис. 2. Варианты структурных схем решения генерального плана:
а — с поперечным потоком; б — то же, с продольным потоком; в — то же, с комбинированным; I — склад сырья; II, III—заготовительный и обрабатывающий цехи; IV—сборочные цехи и склад готовой продукции; V—железнодорожные пути; 1 — заводоуправление; 2 — лаборатория; 3— чугунолитейный цех; 4—то же, сталелитейный 5— то же. кузнечный; б — то же, железокотельный; 7— тоже, ремонтный; 8— тоже, механосборочный; 9 — склад готовой продукции

В группу энергетических сооружений входят тепловая энергетическая станция, склады топлива, распределительные устройства, открытая понизительная подстанция и т. п., которые располагают обычно по соседству с группой заготовительных цехов вблизи ввода железнодорожных путей. Тепловую энергетическую станцию, выделяющую пыль, копоть и газы, целесообразно размещать за пределами завода, в зоне общезаводского или узлового обслуживания.

К группе зданий обслуживания трудящихся относят такие здания, как столовая, заводская поликлиника, школа, проходная, ГПТУ и другие административно-хозяйственные здания. Эти здания располагают, как правило, по пути следования к месту работы, у главного входа на завод, на главной пред-заводской площади, причем часть этих зданий размещают за пределами территории предприятия.

Главный вход на предприятие следует располагать со стороны основного подъезда или подхода трудящихся. Если запланировано несколько проходных пунктов, то их размещают обычно на расстоянии не более 1,5 км друг от друга и не более 800 м от входа в бытовые помещения. Перед входами должны предусматриваться площадки для пользующихся проходными, бытовыми и административными зданиями из расчета не более 0,15 м2 на одного человека наиболее многочисленной смены. В местах пересечения пешеходных путей с железнодорожными или автомобильными дорогами при потоке пешеходов более 300 чел/ч следует предусматривать пешеходные мосты, туннели или галереи.

Входы в бытовые помещения не рекомендуется располагать со стороны железнодорожных путей, проходящих вблизи промышленного здания. Общие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, а также объекты научно-технического обслуживания предприятий желательно размещать в составе общественного центра промышленного узла.

Пожарное депо, обслуживающее группу предприятий, целесообразно располагать на изолированных участках с выездами на дороги общественного пользования.

Особое внимание следует уделять плотности застройки площадки предприятий, которая установлена в приложении СНиП II-89—80. Плотность застройки площадки промышленного предприятия определяется в процентах как отношение площади застройки к площади предприятия в ограде (или при отсутствии ограды в соответствующих ей условных границах) с включением площади, занятой веером железнодорожных путей.

Площадь застройки определяют как сумму площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузочно-разгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, туннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения, при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимают по нормам технологического проектирования предприятий.

В площадь застройки могут быть включены резервные участки на площадке предприятия, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и других сооружений. Площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками и др., в площадь застройки не включают.

Приемы планировки и застройки территории промышленных предприятий могут быть весьма разнообразными, так как они зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. В зависимости от принятой схемы и структуры генерального плана в практике проектирования могут быть приняты различные системы застройки промышленных площадок: рядовая панельно-квартальная, блочно-панельная квартальная и многоквартальная, периметрально-прямоугольная, смешанная и др. Как уже говорилось, наиболее распространены так называемые панельные застройки, при которых производственные здания располагают по всей территории предприятия по прямоугольной сетке улиц и проездов.

Рис. 3. Системы и приемы застройки территории промышленного предприятия:
а — рядовая панельно-квартальная; б — блочно-панельная квартальная и нногоквартальная; е — пери-метрально-прямоугольная

Под панелью подразумевается полоса застройки, как правило, ограниченная с двух сторон проездами. Такая панель застроена по ширине одним или иногда двумя зданиями. При панельной системе застройки расстановка зданий в пределах панели должна быть четкой и организованной; желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 м.

На машиностроительных заводах в ближайших к входу панелях чаще всего располагают механические цехи: механосборочный, инструментальный, ремонтно-механи-ческий и другие цехи холодной обработки металлов (эти цехи весьма целесообразно блокировать и укрупнять). В следующих панелях (по мере удаления от входа) обычно размещают заготовительные горячие цехи (кузнечные, литейные, сталелитейные и др.).

Правильная планировка и застройка панелей является основой компактного и экономичного решения генерального плана завода в целом. Особое внимание как по условиям архитектурного решения застройки, так и по условиям экономии следует уделять планировке первой панели производственных зданий. При панельной застройке форма заводской площадки оказывает большое влияние на экономичность застройки территории и размещение путей железнодорожного внутризаводского транспорта. Поэтому форму заводской площадки необходимо выбирать особенно тщательно.

Если в пределах заводской территории используют железнодорожный транспорт, то целесообразна трапециевидная форма площадки, образующаяся в результате наличия веера входных железнодорожных путей. Если же на площадке нет развитой железнодорожной сети или она вынесена за пределы заводской территории, то более приемлема прямоугольная форма. Из опыта проектирования установлено, что наиболее рациональна площадка в виде прямоугольника с соотношением сторон 1 :2 (при входе с длинной стороны). Такая площадка имеет наименьшую длину пути движения рабочих к цехам, так как главный вход и главная магистраль расположены примерно по середине ее длинной стороны.

Конечно, при расположении главного входа с торцовой стороны (что является обычным при тупиковой схеме решения железнодорожных путей) такое соотношение сторон прямоугольника не является оптимальным, и более рациональна форма площадки, приближающаяся к квадрату. Стороны заводской площадки в зависимости от их ориентации (на жилой район, другое промышленное предприятие или на складские сооружения) имеют различное архитектурное значение. Наиболее важна та из сторон, на которой расположен главный вход на завод с предзаводской площадью и общественными зданиями завода. Эта сторона обычно бывает обращена к жилому району, поэтому архитектурному решению зданий, образующих эту сторону площадки, следует уделять особенно большое внимание.

Боковые стороны заводской площадки имеют подчиненное значение, поскольку они большей частью ориентированы на соседние промышленные предприятия.

Второстепенное архитектурное значение имеет также тыльная сторона площадки завода, ориентированная в сторону ввода железнодорожных путей или складских сооружений. Однако в практике строительства иногда трудно четко разграничить стороны территории по их архитектурному значению: например, часто главная сторона ориентирована на один населенный пункт или район города, а боковая или даже тыльная — на другой.

Сблокированные цехи. Как уже отмечалось, повышению плотности застройки территории промышленного предприятия в наибольшей мере способствует блокирование цехов в крупные здания. Этот прием не только сокращает площадь территории предприятия, но и значительно уменьшает протяженность инженерных коммуникаций и транспортных устройств, длину наружных ограждений зданий. Поэтому объекты основного производства и технического обслуживания ппоизводства следует объединять в более крупные здания, если это экономически обосновано и обусловлено производственными, строительными, санитарно-техническими и противопожарными требованиями, а также условиями безопасности. Трансформаторные подстанции и распределительные пункты (6…10 кВ), вентиляционные установки, насосные по перекачке негорючих жидкостей и газов, промежуточные и расходные склады следует проектировать не отдельно стоящими, а размещать в производственных зданиях.

Блокировать цехи легче на предприятиях текстильной и машиностроительной промышленности, в металлургии и других отраслях промышленности значительно сложнее. Необходимо, однако, отметить и недостатки, присущие крупным сблокированным предприятиям. Анализ, проведенный Пром-стройпроектом, показывает, что при широком здании, которое невозможно ориентировать вдоль горизонталей, уклон поверхности земли должен быть уменьшен примерно в 2,5…3 раза по сравнению с прежними решениями, т. е. должен быть не более 1%. Отсюда возникает один из существенных недостатков блокирования — нежелательность расположения промышленных зданий значительной площади на односкатном уклоне местности.

Размещение на небольшой площади нескольких производств приводит к чрезмерному сосредоточению рабочих, т. е. сгущает людские потоки в часы пик и перегружает общественный транспорт. На таких предприятиях необходимо уделять особое внимание организации скоростных видов транспорта: автобусов, троллейбусов, электрических железных дорог и др.

В случае блокирования вредных производств необходимо иметь в виду, что вместе с концентрацией производств будет увеличиваться степень выделяемых вредностей.

В качестве примера блокирования цехов на рис. 4 показаны два варианта проекта генерального плана литейного завода: до блокирования и после него.

Генеральный план предусматривает блокирование основных производственных, вспомогательных и обслуживающих цехов

Рис. 4. Схема генерального плана литейного завода:
а — до блокирования; б — после блокирования; J — проходные; 2 — корпус вспомогательных цехов; 3 — корпус мелкосерийного литья; 4,5 — склады моделей; б — склад леса; 7 — ацетиленовая станция; 8 — скрапно-раздаточная база; 9 — копровый цех; 10 — склад светлых нефтепродуктов; 11 — склад углекислоты; 12 — склад строительных материалов; 13 — склад огнеупоров; 14 — главный магазин; 15 — склад крепителей; 16 — склад масел и химикатов; 17 — компрессорная станция; 18 — склад песка; 19 — склад глины; 20 — галерея для кокса и известняка; 21 — склад кокса; 22 — литейный цех серого чугуна; 23 — литейный цех ковкого чугуна; 24 — водопроводная насосная станция с резервуарами; 25 — трансформаторная подстанция; 26 — сталелитейный цех; 27—корпус цветного литья; 28 — обрубная корпуса цветного литья; 29, 30 — склады готового литья; 31—открытые площадки; 32 — заводоуправление; 33 — автоматические весы

Завод запроектирован в составе литейных цехов серого и ковкого чугуна, сталеплавильного цеха, цеха мелкосерийного (ремонтного) литья, ремонтно-инструментальных цехов и скрапоразделочного цеха с копровой установкой. Предусмотрено складское хозяйство, включающее склады готовой продукции, чугуна, формовочных материалов, кокса, огнеупоров, плакировочного песка, химикатов, масел, крепителей, углекислоты, нефтепродуктов, пиломатериалов, материального склада и др.; запроектированы объекты административно-бытового и конторского назначения.

Сталеплавильный цех и литейные цехи серого и ковкого чугуна размещены в двухэтажных корпусах длиной около 300 м и шириной 54 м, в которых сблокированы шихтарники, плавильные и заливочные отделения, формовочное, стержневое и очистное отделения. В первом этаже размещены некоторые склады, окрасочное отделение, мастерская ремонта оборудования, бытовые помещения и др.

Почти все производственные и складские объекты сблокированы в одном корпусе, где запроектированы литейный цех мелкосерийного литья, склад формовочных материалов и огнеупоров, склад готовой продукции и материальный склад, а также ремонтные и инструментальные цехи.

Рис. 5. Вариант решения блокирования в одном корпусе двух предприятий с различным технологическим процессом — завода газоразрядных ламп и ткацкой фабрики:
а, б—решение генерального плана двух предприятий без учета блокирования; в—то же, с учетом

На генеральном плане в сблокированном варианте сохранилось только 8 зданий вместо намеченных ранее 19, что позволило значительно улучшить технико-экономические показатели генерального плана.

На рис. 5,а,б показаны схемы генерального плана двух специализированных предприятий. В процессе проектирования были рассмотрены различные варианты размещения промышленных объектов на отдельных участках и в сблокированном здании. В результате был принят вариант, предусматривающий блокирование двух производств в одном корпусе.

Сопоставление основных показателей генерального плана этих двух предприятий в сблокированном варианте с аналогичными Показателями генеральных планов предприятий при их раздельном размещении приводит к следующим выводам: размещение двух предприятий в одном корпусе дает возможность резко сократить площадь территории и обойтись без заводского двора и ограждения территории, что улучшает санитарно-гигиенические условия предприятия; имеющиеся наружные инженерные коммуникации и подъездные дороги, а также зона отдыха работающих используются одновременно двумя предприятиями; в результате сокращения заводской территории и повышения плотности застройки снижаются объемы работ по дорожному строительству и сетям инженерных коммуникаций.

Сравнение технико-экономических показателей по вариантам генеральных планов ткацкой фабрики и специального цеха выявляет большие преимущества сблокированного варианта: число зданий сокращено с 11 до 1, территория предприятия уменьшена на 6,58 га, или на 54%, плотность застройки достигла 50,2 вместо 29%, протяженность коммуникаций уменьшена (особенно сетей теплофикации) с 1,01 до 0,03 км. Общеплощадочные затраты, отнесенные к общей строительной стоимости по сблокированному варианту, сократились в 2,4 раза по сравнению с вариантом без блокирования.

Показательной в этом отношении является сложившаяся в СССР практика проектирования текстильных предприятий, что видно на примере камвольно-суконного комбината в Черногорске (по данным А. А. Дубсона). В результате принятия блокированного решения с размещением всех объектов в одном блоке-корпусе площадью 152 тыс. м2 территория уменьшилась с 33,9 га до 20,0, т. е. на 40% по сравнению с павильонным решением. Как показывает зарубежный опыт, большинство текстильных предприятий также проектируется в виде единого блока.

Примеры проектирования генеральных планов промышленных предприятий. Рассмотрим отдельные примеры из практики проектирования генеральных планов предприятий машиностроения и черной металлургии.

Заводы машиностроения. В большинстве случаев площадки крупных машиностроительных заводов выбирают прямоугольной формы с целью органической увязки с аналогичной структурой промышленного узла, построенного по панельно-квартальному принципу. При проектировании автомобильных, тракторных и некоторых других машиностроительных заводов чаще всего применяют тре



Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум