Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Границы


Границы

Границы — линейные элементы, не воспринимаемые как пути, как правило, это рубеж между площадями двух типов, действующий как соотнесение по горизонтали. Границы сильно проявлены в Бостоне и Джерси-Сити, слабее в Лос-Анджелесе. Более сильными кажутся те границы, которые не только зрительно резко выделены, но и непрерывны и перекрывают движение поперек. Всеми названными качествами обладает, например, Чарлз-ривер в Бостоне.

Мы уже упоминали значение полуостровного положения Бостона. Оно было еще важнее в XVIII в., когда весь город помещался на резко очерченном полуострове. С тех пор береговая линия несколько стерлась или изменилась, но общая картина осталась прежней. По крайней мере одно изменение даже усилило образ: когда-то заболоченные берега Чарлз-ривер преобразованы в четко очерченные набережные. Каждый имеет в памяти широкое открытое пространство, изогнутую линию, окаймляющие автомагистрали, корабли, Эспланаду, Раковину.

Берег по другую сторону полуострова — фронт залива тоже общеизвестен. Его вспоминают подробно в связи с особой оживленностью. Но наличие воды здесь ощущается гораздо слабее, поскольку зеркало залива прикрыто множеством сооружений, и жизнь ушла из старой гавани. Любопытно, что большинство опрошенных были не в состоянии сколько-нибудь ясно соединить образы реки и залива. Возможно, что это происходит из-за того, что вода у оконечности полуострова не видна за железнодорожными депо, частью из-за того, что множество мостов и причалов при соединении Чарлз-ривер и Мистик-ривер с морем, создает впечатление хаоса. Отсутствие путей вдоль берега также способствует нарушению чувства последовательности, непрерывности. В западном направлении мало кто знает о наличии воды в Саут Бей и потому не способен увидеть в этом препятствие для дальнейшего разрастания застройки.

Сентрал Артери недоступна для пешехода, в ряде мест ее нельзя перейти, и пространственно она выделена достаточно сильно. Увидеть ее можно только местами, и этот случай можно определить как фрагментарную границу: в абстрактном представлении она непрерывна, зрительно же обнаруживается только в отдельных точках. Таковы здесь и железнодорожные линии. Артери — словно змея, ползущая по карте города: прижатая по концам и еще в нескольких точках, она вьется из стороны в сторону. Отсутствие связи с городом, ощущаемое при езде по Артери, полностью отражено в неопределенности ее локализации для пешеходов.

Сторроу Драйв, которую автомобилисты ощущают точно так же находящейся «вне» города, воспринимается иначе и ясно указывается на карте благодаря очевидной сопряженности с Чарлз-ривер. Именно-река вопреки тому, что она трактуется как главная граница в общем образе Бостона, странным образом оказалась изолированной от расположенного по соседству района Бэк Бей. Люди не могли ответить на вопрос о том, как пройти от одной к другому. Можно лишь предположить, что до того, как Сторроу. Драйв отсекла подходы пешком к поперечным улицам Бек Бей, это взаимоотношение воспринималось иначе.

Точно так же упорно не улавливалась взаимосвязь между ЧарлЗ-ривер и Бикон Хилл. Хотя местоположение холма, казалось бы, объясняет непонятную петлю реки, хотя с холма развертывается широкая панорама набережной, большинство опрошенных лишь в кольцевой развязке Чарлз-стрит могли усмотреть единственную твердо установленную связь реки и холма. Если бы холм круто поднимался прямо из воды, а не был бы замаскирован широкой набережной, занятой хозяйством, слабо ассоциируемым с Бикон Хилл, если бы он был плотнее связан с системой путей вдоль реки, взаимоотношение носило бы гораздо более ясный характер. J.

В Джерси-Сити берег тоже сильная граница, но из категории запрещающих. Это ничья земля, район за колючей проволокой. Границы — железнодорожные насыпи, уступы, тоннели или границы районов — типичны для здешнего окружения и разрезают его на фрагменты. При этом некоторые из самых неприятных границ вроде берега Хэкенсэк-ривер, где тлеют мусорные отвалы, даже не отпечатываются в сознании.

Следует учитывать разделяющую силу границы. В Бостоне изоляция Норт-энд за счет сооружения Сентрал Артери воспринята и местными жителями, и всеми остальными как ошибка. Если бы, например, оказалось возможно сохранить соединение Ганновер-стрит и Копли Скуэр, результат был бы менее разрушительным. В свое время расширение Кембридж-стрит сыграло такую же роль в разрушении последовательной связи Вест-энд-Бикон Хилл. Широкая «просека» бостонской железной дороги расчленяет город и способствует изоляции «забытого треугольника» между зонами Бэк Бей и Саут-энд.

Если последовательность и различимость принципиально необходимы для существования границы, непреодолимость вовсе не обязательна. Многие границы играют роль скорее связующих швов, чем разъединяющих барьеров. Сентрал Артери полностью расчленяет, изолирует; широкая Кембридж-стрит резко разделяет два района, но устанавливает между ними некоторую видимую взаимосвязь; Бикон-стрит, служа видимой границей Бикон Хилл вдоль Коммон, образует не барьер, а шов, скрепляющий два главных района. Чарлз-стрит у подножия Бикон Хилл и разделяет, и объединяет, сохраняя неопределенность визуального отношения нижнего города и холма. По Чарлз-стрит движутся грузовики, но вдоль нее же расположились местные магазины и места обслуживания. Улица сводит здешних обитателей друг с другом и вообще функционирует многозначно: линейный узел, граница, путь.

Границы нередко служат одновременно и путями. В таком случае (как, например, на Сентрал Артери) образ движения приобретает доминирующее значение. Тогда элемент обычно описывается как путь, усиленный характеристиками границы.

Фигероа-стрит, Сансет-стрит и в меньшей степени Лос-Анджелес-стрит и Олимпик-стрит, как правило, осознаются как границы делового центра Лос-Анджелеса. Любопытно, что благодаря этому они читаются сильнее, чем автомагистрали Голливуд и Харбор, которые тоже можно трактовать как главные границы, к тому же более существенные как пути и зрительно более внушительные. Тот факт, что Фигероа-стрит и другие хорошо знакомы и осознаются как звенья общей решетки улиц, а опущенные в выемки или прикрытые зелеными изгородями автомагистрали относительно невидимы, приводит к тому, что последние просто исчезли из образа центра. Многие с трудом находили мысленную связь между автомагистралью и всей структурой города. В воображаемой прогулке они даже переходили поперек автомагистрали Голливуд, забывая о ее существовании. Таким образом, скоростной путь совсем не обязательно становится наилучшим способом зрительного ограничения и выделения центрального района.

Скоростные дороги Джерси-Сити или Бостона можно было бы назвать границами над головой. Скоростная дорога, идущая над Вашингтон-стрит в Бостоне, видимая снизу, подчеркивает опознаваемость этого пути и закрепляет направление к деловому центру. Там, где она сворачивает в сторону (на Бродвей), путь теряет и направленность, и силу. Когда же несколько таких границ заворачивают и пересекаются над головой, как у Северного вокзала, возникает изрядная путаница. И все же высоко поднятые границы, не являющиеся барьерами в уровне земли, могли бы в будущем стать весьма эффективными элементами системы ориентации в городе.



Рис. 1. Чикаго. Застройка вдоль озера Мичиган


Границы подобно путям могут обладать качеством направленности. Берег Чарлз-ривер имеет ясно различные особенности концов, подчеркнутые Бикон Хилл. Однако у большинства границ этого качества нет.

Трудно представить себе Чикаго без очертаний берега озера Мичиган. Это яркий пример видимой границы, гигантской по масштабу, открывающей взгляду всю метрополию. Огромные здания и маленькие пляжи — все спускается к берегу, который в подавляющей части доступен всем и видим всеми. Контрасты, различие впечатлений по длине этой линии, ее развернутость по горизонтали — все это обладает значительной силой. Эффект умножен сосредоточением путей и видов активности параллельно берегу. Возможно, что масштаб здесь слишком грандиозен, брутален, что местами между городом и водой слишком много открытого пространства, как у «Петли»*, зато береговой фасад Чикаго представляет собой незабываемое зрелище.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум