Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Изучение траектории движения автомобилей на кривых малых радиусов


Изучение траектории движения автомобилей на кривых малых радиусов

В ряде случаев хорошим дополнением к графику скоростей для уточнения проектных решений на участках кривых малых радиусов могут служить данные о траекториях движения автомобилей по проезжей части.

Траекторию движения каждого отдельного автомобиля можно достаточно точно записать при помощи установленной в нем испытательной аппаратуры — гироскопических приборов для регистрации углов поворота. Для исправления трассы дороги особое внимание следует обращать на сосредоточение проходов колес, следы которых бывают хорошо заметны на проезжей части по полосам наката на пыльной или просыхающей увлажненной поверхности покрытия, а также после небольшого снегопада. Траектории движения можно также установить, нанося на покрытие поперечные полосы извести или мела, которые колеса автомобилей размазывают, оставляя следы на покрытии.

При слишком малых радиусах поворота или несоответствии проезжей части на примыканиях дорог переходной траектории поворачивающегося автомобиля следы колес смещаются к краю покрытия или даже происходят заезды колес на обочины. Такие следы в первые годы эксплуатации можно было видеть на право-и левоповоротных съездах некоторых из построенных на Московской кольцевой автомобильной дороге пересечениях в разных уровнях. В дальнейшем в этих местах пришлось уширить покрытие за счет обочины.

Не следует считать такие заезды, как часто думают, проявлением только недисциплинированности водителей. Чаще всего они являются результатом недостаточности радиуса поворота или несоответствия очертания съезда переходной траектории автомобиля.

Наблюдения за траекториями движения могут оказаться особенно полезными при разработке проекта реконструкции пересечений в одном и разных уровнях, где особенно важна рациональная организация движения — пропуск автомобилей по надлежащей траектории с предотвращением возможности неправильного использования проезжей части недисциплинированными или малоопытными водителями.

Замечено, что излишне большая площадь покрытия на пересечении ухудшает условия движения, которое теряет четкость. Отдельные автомобили проезжают через пересечение по неправильным траекториям с выездом со своей полосы движения. Упорядочение движения по пересечениям в одном уровне проще всего достигается устройством «направляющих островков», выделяющих полосы движения по отдельным направлениям и способствующих удалению друг от друга «конфликтных точек»-—мест пересечения траектории разных потоков движения. Наблюдения за скоростями и траекториями движения дают обоснованный материал для установления местоположения и необходимого очертания островков путем фиксирования траекторий прохода колес.

Опыт показывает, что при проектировании плана пересечения редко удается сразу найти наиболее рациональное решение планировки канализированных пересечений. Движение транспортных потоков индивидуально по типажу и составу транспортных средств на каждой из примыкающих дорог, что должно учитываться в проектных решениях по реконструкции. Шаблонное применение при реконструкции дорог типовых проектов может в отдельных случаях приводить к неудобным для движения решениям.

Как показывает успешный опыт крымских дорожников, полезно до начала основных работ по реконструкции пересечений разметить на короткий период в летнее время островки на покрытии краской и окончательно уточнить их расположение по следам проходов колес. Подобный эксперимент полностью соответствует принципу — основные проектные решения в отношении плана и профиля дороги должны быть приняты еще на стадии полевых работ.

Случаи, когда проектировщики увидят трудность, а иногда и полную невозможность для автомобилей вписаться в намеченные ими за чертежной доской полосы движения, более поучительны, чем любые инструкции, статьи и доклады о проектировании пересечений в одном уровне. Нельзя считать всех водителей сознательными нарушителями правил движения. Большинство из них, срезая кривую, не считаются с полосой движения только потому, что из-за недостаточного поперечного уклона покрытия на вираже, отсутствия переходной кривой или малого радиуса основной кривой не может вписаться в кривую при скорости, развитой на предыдущем участке.

Грубой ошибкой планировки ряда построенных дорожно-эксплуатационными организациями автобусных остановок, стояночных площадок и островков регулирования движения было игнорирование обстоятельства, что автомобиль при встречающихся на практике скоростях маневрирования не может вписаться в сколь угодно крутой изгиб полосы движения. Случай смены автомобилем полосы движения на проезжей части дороги нельзя отождествлять с условиями его движения при постановке на место в гараже, когда водитель медленно описывает при пробуксовывающем сцеплении кривую минимального допустимого конструкцией автомобиля радиуса.

При повороте рулевого колеса с практически осуществимой наибольшей скоростью и движении автомобиля с допустимой по соображениям удобства управления величиной коэффициента поперечной силы водитель может съехать только по пологой, примыкающей под углом 5—7° к предыдущему направлению движения переходной траектории.

Поэтому анализ следов автомобилей на многих построенных за последние годы остановочных площадках («карманах») для автобусов показывает, что траектория движения автомобиля представляет собой как бы упругую нить, сглаживающую бесполезные углы асфальтированной поверхности, в которых скапливаются пыль, снег и грязь.

Учет этого обстоятельства дает возможность обеспечить более экономичные и лучше удовлетворяющие своему назначению проекты стояночных и остановочных площадок.

Рис. 1. Несоответствие очертания остановочных площадок для автобусов траекториям движения автомобилей:
а — автобусная остановка; б — въездная площадь перед населенным пунктом; 1 — неиспользуемая площадь; 2— островок автобусной остановки; 3 — траектория движения автомобилей; 4 — центральный островок





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум