Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Конструирование жестких дорожных одежд


Конструирование жестких дорожных одежд

К жестким дорожным одеждам относятся покрытия из цементного бетона и железобетона. Цементобетонные покрытия устраивают или из цементобетонной смеси, укладываемой на дороге, или из плит, изготавливаемых на заводах или полигонах. В первом случае покрытия называются монолитными и могут быть без арматуры и с арматурой обычно в виде сетки из стальных прутьев. Иногда применяют арматуру из стальных предварительно напряженных стержней или пучков проволоки из высокопрочной стали. Во втором случае покрытия называются сборными, и плиты могут быть различных размеров и веса, обычно со стальной арматурой. Их доставляют на дорогу, укладывают на проезжую часть и связывают между собой, сваривая концы выпущенной арматуры.

Рис. 1. Конструкция дорожной одежды из монолитного цементобетона:

Бетонное покрытие обладает высокой жесткостью, ровностью и обеспечивает хорошее сцепление поверхности с колесами подвижного состава.

Наибольшее распространение получили бетонные монолитные покрытия. Но поскольку бетон под действием изменяющейся температуры меняет свои размеры, а дорожная одежда имеет значительную длину и ширину, то во избежание образования трещин монолитное покрытие разделяют швами на отдельные плиты. Швы, дающие возможность плите расширяться при повышении температуры, называют швами расширения, а те, которые позволяют плите сжиматься при понижении температуры, — швами сжатия. Швы нарезают в покрытии после укладки и уплотнения бетонной смеси, а затем заполняют их мастикой.

При постройке дорог с бетонным покрытием особое внимание должно быть обращено на устройство прочного недеформируемого земляного полотна, так как даже незначительные просадки или местное пучение грунта изменяют положение плиты, в швах появляются уступы и движение автомобилей с высокой скоростью становится невозможным.

Основание устраивают из щебня, гравия, шлака, грунта, укрепленного вяжущими материалами. На дорогах III категории и на отдельных участках дорог II категории с пониженной интенсивностью движения и благоприятными природными условиями, исключающими переувлажнение основания, допускается устройство основания из песка. На поверхность основания укладывают выравнивающий слой 2 из обработанного органическими вяжущими песка толщиной 3 см или из необработанного песка толщиной 5 см с целью выравнивания поверхности и уменьшения напряжений в плитах при короблении или перемещении от воздействия температуры.

Основание устраивают шире цементобетонного покрытия не менее чем на 0,5 м с каждой стороны и не менее ширины краевых укрепительных полос.

Дополнительный 4-й слой основания устраивается на дорогах в I—III климатических зонах, а также в сырых местах IV и V зоны; он является также дренирующим и морозозащитным слоем.

В тех местах, где невозможно обеспечить неизменяемость земляного полотна, например на пересечении болот с использованием торфа в основании под земляным полотном, на высоких насыпях, над трубами и т. п., бетонные плиты армируют сварной сеткой из арматуры диаметром 6 и 4 мм, с клеткой 100X250 мм, располагая ее в 5 см от верхней поверхности плиты.

Для уменьшения температурных напряжений в покрытии устраивают продольные и поперечные швы. Продольный шов назначают при ширине покрытия более 4,5 м по типу шва сжатия. Швы расширения устраивают на расстоянии от 20 до 72 м в зависимости от толщины плиты, температуры воздуха во время бетонирования и типа основания под плитой. Ширину шва принимают 20 — 30 мм. Швы сжатия размещают между швами расширения на расстоянии 5-6 л.

Для обеспечения совместной работы плит при проходе колес с одной плиты на другую края плит соединяют при помощи стальных штырей. Диаметр штырей в продольном шве и швах сжатия принимают 18мм, в швах расширения — от 20 до 25 мм, в зависимости от толщины плиты. Длина штырей 50 см, а в продольном шве 75 см.

Штыри одним концом заделываются в бетон, другой конец Должен свободно скользить в плите при ее перемещении. Для предохранения от схватывания бетона со штырем поверхность последнего изолируют битумной пленкой толщиной не более 0,3 мм и на конец надевают металлический колпачок.

Остающийся в колпачке зазор заполняется на 20—30 мм войлоком или опилками. Штыри в продольных швах устанавливают без изоляции.

При устройстве покрытий на песчаных основаниях края плит армируют двумя стержнями периодического профиля диаметром 12 мм, располагая их на 5 см выше нижней поверхности ив 10 и 30 см от боковых граней плиты, примыкающих к обочинам.

Рис. 2. Конструкция швов:
а — расширения; б — сжатия; в — ложный шов сжатия; 1 — цементобетон; 2 — стальной стержень; 3 — битумная обмазка стержня; 4 — заделка шва мастикой; 5 — деревянная прокладка; 6 — колпачок; 7 —заполнение колпачка из войлока или опилок

Рис. 3. Размещение штырей в швах покрытия из монолитного бетона.
А и Б — детали размещения стержней у кромки проезжей части. L — расстояние между швами расширения, I — расстояние между швами сжатия; 1 — шов расширения; 2—шов сжатия; 3— продольный шов при ширине проезжей части более 6 м; 4 — штыри





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум