Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Контроль качества и приемка земляного полотна


Контроль качества и приемка земляного полотна

Срок службы дорожных одежд на реконструируемых дорогах значительной степени зависит от качества земляного полотна, которое необходимо уплотнять только при оптимальной влажности. Чтобы в процессе реконструкции земляного полотна не допустить превышения влажности, прежде всего должен быть обеспечен поверхностный сток. Водоотводные или нагорные канавы, кюветы или лотки всегда начинают устраивать в наиболее низких участках местности. Но работы, связанные с уширением или исправлением поперечного профиля земляного полотна, наоборот, начинают с водораздельных участков, что облегчает сброс поверхностных вод.

Если стоимость сооружения нового земляного полотна автомобильной дороги III категории с асфальтобетонным покрытием в условиях II дорожно-климатической зоны составляет 12—16% от полной сметной стоимости, то его реконструкция применительно уже к нормам для автомобильных дорог II категории обходится не менее, чем в 2,5 раза дороже. Именно поэтому при реконструкции земляного полотна должен быть организован исключительно строгий контроль за правильностью выбора и расположения грунтов в земляном полотне, за толщиной отсыпаемых слоев, их влажностью и плотностью, а также за соблюдением проектного поперечного профиля.

Для контроля влажности и степени уплотнения грунта предложены различные полевые методы:
— отбор образцов грунта ненарушенной структуры режущими кольцами-пробобрателями;
— использование серийно изготавливаемых промышленностью радиоизотопных приборов — гамма-плотномера и нейтронного индикатора влажности;
— статическое и динамическое зондирование (вдавливание металлического конуса);
— измерение скорости прохождения в грунте ультразвуковых волн. При использовании радиоизотопных и ультразвуковых приборов, а также различных динамических и статических плотномеров отсутствует необходимость в предварительном отборе образцов грунта, но требуется тщательная предварительная тарировка приборов.

Ультразвуковой метод пока применяется только в опытном порядке.

В СССР для оценки плотности грунтов чаще всего используют приоор инж. В. П. Ковалева.

Чтобы достигнуть однородности уплотнения, нужно проверять плотность грунта для каждых 500 м3 выполненных земляных работ.

В последние годы для оценки плотности и влажности получили распространение радиоизотопные методы определения. Метод применим для всех грунтов, кроме торфа, независимо от их минералогического и петрографического состава.

Глубинный гамма-плотномер ГГП-2 состоит из зонда с источником ионизирующего излучения, блока детектирования, пересчетного устройства и обсадной трубы. О плотности грунтов судят по интенсивности отражения гамма-квантов. После опускания зонда до глубины определения плотности уф, гамма-кванты рассеиваются и поглощаются атомами грунта. Чем выше плотность грунта, тем меньше рассеянных гамма-квантов поступает на счетчики.

Рис. 1. Схема глубинного гамма-плотномера (ГГП):
а — разрез контрольно-транспортного устройства (КТУ); б— зонд и регистрирующий прибор;
1 — кабель; 2 — полый цилиндр; 3— свинцовые прокладки; 4 — кожух; 5 — обсадная труба; 6 — испытуемый грунт; 7 — зонд; 8 — источник гамма-излучения радиоактивного изотопа (Цезия-137); 9 — свинцовый экран; 10— детектор; 11 —миллиамперметр; 12 — электромеханический счетчик; 13 — тумблер включения батарей; 14 — тумблер измерения скорости счета гамма-квантов

Рис. 2. График для определения

В грунт погружают трубку с находящимся в ней датчиком и источником излучения тепловых нейтронов. Показания датчика пропорциональны влажности грунта. Вырабатываемые электрические импульсы поступают на пересчетное устройство. Скорость счета импульсов, вырабатываемых датчиком, определяют по шкале прибора.

В настоящее время осваивается применение радиоизотопного комбинированного прибора «Технолог-К», предназначенного для измерения плотности грунтов в поверхностном слое глубиной до 30 см.

Рис. 3. Схема нейтронного индикатора влажности НИВ-2: а — контрольно-транспортное устройство; б — зонд с источником быстрых нейтронов (плутониево-бериллиевых): 1 — кабель; 2— парафин; 3 — бур; 4—полый цилиндр для выдвижного зонда; 5 — обсадная труба; 6 — испытуемый грунт; 7 — зонд; 8 — источник нейтронного излучения; 9 — счетчик СТС-5 в кадмиевом экране; 10 — разделительный экран

Следует отметить, что еще в 1960—1962 гг. в МАДИ была сконструирована установка в виде своеобразной лыжи с радиоизотопом, прицепляемой к легковому автомобилю, оборудованному соответствующей аппаратурой.

Плотность грунта измерялась непрерывно при движении автомобиля.

Эта установка не нашла широкого применения, так как она не изготовлялась промышленно.

В настоящее время во Франции в опытно-производственном масштабе внедряется аналогичная аппаратура, позволяющая в процессе движения автомобиля определять плотность грунта с автоматической записью на магнитную ленту. Несомненно, что в дальнейшем будет уделяться все больше внимания автоматизированному радиоизотопному измерению влажности и плотности грунтов.

При контроле качества земляных работ необходимо определять модуль упругости как вновь уложенных грунтов, так и грунтов используемой части существующего земляного полотна. Испытания следует проводить при влажности грунтов, близкой к оптимальной.

Поскольку исключительно большое влияние на прочностные свойства земляного полотна оказывает его однородность, то правильно оценить свойства грунтов можно только при достаточном количестве контрольных измерений, зависящем от требуемой степени надежности.

При текущем контроле качества работ длину контрольного участка уплотнения, согласно СНиП Ш-Д.5-73, принимают равной 200 м. Количество испытаний влажности и плотности грунта для оценки уплотнения статистически однородного участка земляного полотна с надежностью 0,9 и 0,95 соответственно должно составлять.

При систематическом измерении влажности и плотности грунта контрольные измерения надлежит производить на трех поперечниках, расположенных через каждые 50 м.





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум