Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Малые аэровокзалы и пассажирские павильоны


Малые аэровокзалы и пассажирские павильоны

Эта группа отличается тем, что аэровокзал и перрон построены по одноярусной схеме, планировка сооружений компактна.

Примером малого аэровокзала может служить пассажирское здание аэропорта местных авиалиний в г. Остин (Техас, США), население которого в 1950 г. составляло 134 тыс. человек. Пропускная способность аэровокзала невелика: в 1970 г. он будет обслуживать 162 пассажира в час, или одновременно два-три самолета.

Одноэтажное здание вокзала размерами в плане 105X45 м сблокировано с многоэтажной башней командно-диспетчерского пункта, в которой осуществляется управление полетами (рис. 100). По центру здания со стороны привокзальной площади расположен небольшой внутренний сад, над которым сделан проем в перекрытии; операционный зал — справа от этого сада; зал ожидания обращен в сторону перрона и летного поля. Для защиты пассажиров от дождя и солнца на перроне сооружен легкий навес, стойки которого одновременно являются мачтами освещения. Пункты приема и выдачи багажа, кафе-ресторан, детская комната и прочие пассажирские помещения размещены в левой (со стороны площади) части аэровокзала. В правой части, рядом с башней, находятся служебные помещения. Для посетителей в уровне кровли предусмотрена небольшая видовая терраса. Все пассажирские помещения имеют стеклянные стены, обеспечивающие хороший обзор площади и перрона.

Обращает на себя внимание покрытие здания, являющееся основным элементом архитектурно-художественного замысла: сплошная волнистая плита, консольно выступающая за стены здания, выполнена из металла и опирается на тонкие стальные колонны. Торцы кровли облицованы листами стали, защищенной от коррозии голубой эмалью. В некоторые участки покрытия вмонтирован стеклобетон, позволяющий осветить помещения, находящиеся в центре здания.

Другим примером аэровокзала этой группы может служить пассажирское здание аэропорта в г. Монтерей (Калифорния, США). Оно также предназначено для пассажиров местных линий (рис. 101).

Несмотря на то что здание имеет два этажа, принято одноярусное объемно-планировочное решение, так как основные помещения расположены на первом этаже — билетные кассы, залы ожидания, служебные помещения. На втором этаже размещены кафе-столовая с открытой террасой, кухня и видовая площадка. В архитектуре здания учтены климатические особенности района строительства: для защиты основных помещений второго этажа от перегрева применены солнцезащитные жалюзи, которые также выполняют важную композиционную роль. В этом небольшом здании удачно использованы сочетания местного камня, штукатурки, стекла и дерева.

В 1958—1959 гг. у озера Лугано, в Швейцарии, был построен аэропорт местных линий Лугано — Агно, предназначенный в основном для туристов и включающий комплекс сооружений для обслуживания пассажиров воздушного и автомобильного транспорта (рис. 102 103). Главное здание сблокировано с башнег командно-диспетчерского пункта, гостиницег на 60 мест, рестораном, кафе и баром. В отдельных корпусах размещена гостиница-пан сионат (мотель). По периметру участка распо ложены домики персонала, ангар для легки? самолетов, павильон спортивных игр, откры тый бассейн для плавания, теннисные корты детские игровые площадки.

Основные помещения вокзала обращены i сторону летного поля (при небольшой интен сивности движения самолетов это допустимо) На первом этаже вокруг кухонного блок; сгруппированы ресторан, кафе, коктейль-хол; и гостиная. Зал ресторана летом может бьт расширен за счет столиков на открытой терра се. На втором этаже с ориентацией на юг i юго-восток расположены комнаты отдыха, ; также небольшое количество служебных поме щений. Пассажирами и отдыхающими исполь зуются балконы-террасы, лоджии и плоска: кровля, на которой размещено летнее кафе Высокий уровень удобств и комфортабель ность достигнуты здесь скромными средствам) (использованы унифицированные планировоч ные элементы). В решении фасадов и интерье ров заметно влияние Корбюзье. В зданш наряду со стеклом использованы недороги материалы: белый офактуренный бетон с сини ми цветными вставками, камень, кирпич и де рево. Хорошее впечатление производит умело использование зелени, воды и органическа: связь зданий с природным окружением. Стро ительство аналогичных сооружений може иметь место и в нашей стране, например в рай оне труднодоступных горных курортов и тури стических центров.



Рис. 100. Аэровокзал местных линий в г. Остин, Техас (США, 1961 г.). Арх. Фер и Грейнджер
а —общий вид; б —план I Этажа: 1—билетные кассы; 2— открытый дворик-сад; 3—детские комнаты; 4—багажное отделение; 5 —ресторан; 6 —конкорс; 7 —зал ожидания; 8 — служебные помещения; 9 —лестницы на видовую террасу; 10 —навес на перроне



Рис. 101. Аэровокзал местных линий в г. Монте-рей, Калифорния (США). Общий вид при вечернем освещении



Рис. 102. Аэропорт-мо-тель Лугано-Агно (Швейцария, 1958 г.). Арх. Отто Глаус
а — общий вид; б — интерьер-главной лестницы



Рис. 103. Аэропорт-мотель Лугано-Агно
а —план II этажа; 1—комната персонала; 2— гости-лица; б —план I этажа: 1—подъезд автомобилей; 2—холл; 3 —главная лестница; 4 —ресторан; 5 —кафе; 6 —гостиная; 7 —кухня; 8 — бар; в —генплан: 1—пассажирское здание; 2 — одноэтажный корпус мотеля; 3 —плавательный бассейн; 4 — теннисные корты; 5 — ангар легких самолетов; в —спортивный павильон; 7—выход на летное поле



Рис. 104. Аэровокзал на 50 пассажиров (типовой проект Аэропроекта, 1962 г.)
а —фасад; б —план: 1—операционный зал; 2 — кассы, справочное бюро; 3— зал ожидания; 4 —прием и выдача багажа; 5— почта; 6 — буфет; 7 — подсобное помещение буфета; 8—комната матери и ребенка; 9--медпункт; 10 — комната персонала; 11—туалетные; 12—камера хранения; 13 —отдел перевозок; 14—комплектовка бортового питания; 15 — вентиляционная камера; 1 6 — помещение кондиционера; 1 7—бойлерная; 18 — буфет летного и обслуживающего персонала; 19—АДС (аэрод-ромно-диспетчерская служба); 20 — пилотская; 21—автоматическая телефонная станция; 22 — трансформаторная; 23—бюро информации; 24 — диспетчер службы перевозок



Рис. 105. Аэровокзал на 200 пассажиров (типовой проект Аэро-прректа, 1962 г.). Арх. С. Воробьев, В. Попова, инж. С. Алисова
а —фасад; б —план II этажа: 1—зал длительного пребывания пассажиров; 2 — зал ожидания транзитных пассажиров; 3 — комната депутатов; 4—парикмахерская; 5 — комната матери и ребенка; 6 — служебные помещения; 7 — туалетные; 8 — зал ожидания; 9 — ресторан; 10—кухня: в — план I этажа: 1—камера хранения; 2—помп лектовка багажа; 3 — почта, телеграф; 4—справочное бюро; 5 —дежурный службы перевозок; 6 — начальник аэропорта; 7 — медпункт; 8—-туалеты; 9 —междугородный телефон; 10 —подсобные помещения буфета и ресторана; 11—комплектовка бортового питания; 12 —туалетные; 13 —перронные бригады; 14 — холодильные камеры; 1 5—зал ожидания; 1 6— фронт приема и выдачи багажа; 1 7 —операционный зал

В условиях массового строительства все большее значение приобретает типовое проектирование аэровокзалов, так как только на его базе можно осуществить качественную и экономичную застройку аэропортов. В связи с этим значительный интерес представляют новые типовые проекты аэровокзалов на 50, 100, 200 и 400 пассажиров, разработанные институтом Аэропроект. Два из них приведены на рис. 104 и 105.

Аэровокзал на 50 пассажиров одноэтажный, сблокирован с командно-диспетчерским пунктом и цехом приготовления бортового питания. Операционный зал, в центре которого расположен фронт багажного обслуживания и зал ожидания, не разделен традиционными перегородками. Эти залы пространственно объединены, что удобно в эксплуатации. Однако конфигурация зала ожидания такова, что основная его часть занята проходами, а непроходная зона чрезвычайно мала. Многочисленные служебно-технические и вспомогательные помещения (вентиляционные камеры, камера кондиционеров и др.) занимают очень большую площадь этого вокзала.

Аэровокзалы на 200 и 400 пассажиров двухэтажные. Со стороны подъездов городского транспорта расположены двусветные операционные залы. Фронт регистрации билетов, взвешивания и приема багажа находится непосредственно против входов с площади, что облегчает ориентацию. Для пассажиров отправления и прибытия предусмотрены самостоятельные не пересекающиеся пути.

В обоих проектах залы ожидания раскрыты на летное поле и находятся на втором этаже. Это несколько противоречит организации перрона по одноярусному типу: пассажиры после подъема на второй этаж вновь вынуждены спускаться на первый, чтобы выйти на посадку. Новые типовые проекты решены в сборном железобетоне с сеткой каркаса 6X6 и 6X12 м.

Типовые технологические схемы разрабатываются также за рубежом, например во Франции. Используя эти типовые схемы аэровокзалов с малым, средним и большим пасса-жирооборотом, проектировщик, даже не имеющий большого опыта в данной области, может выполнить вполне удовлетворительный в технологическом отношении проект.

Типовая схема аэровокзала с малым пасса-жирооборотом состоит из двух основных элементов: вестибюля — операционного зала, обращенного в сторону привокзальной площади, и зала накапливания с рестораном, расположенными со стороны перрона (рис. 106). Аэровокзал может обслуживать как внутренних, так и международных пассажиров (график их движения показан пунктиром). Пути пассажиров и багажа через аэровокзал короткие и удобные, общая площадь его помещений не превышает 450 м2.



Рис. 106. Типовая схема малого аэровокзала (Франция, 1958 г.)
1—вестибюль — операционный зал; 2 —прием багажа: 3 —зал ожидания; 4— багажный коридор; 5 —помещение таможенной и полицейской службы; в —ресторан; 7 — кухня; 8 — служебно-админнстративные помещения

Непрерывный рост потоков пассажиров зачастую требует быстрого возведения легких временных сооружений для сезонной эксплуатации, которые могли бы восполнить недостаток в рабочих площадях.

В связи с этим представляет интерес временное пассажирское здание в аэропорту г. Ванкувер (Канада). Один этот порт за 1958 г. обслужил больше пассажиров, чем все аэропорты этой страны за 1948 г. В 1958 г", в течение нескольких месяцев рядом со старым аэровокзалом было выстроено новое пассажирское здание, которое в дальнейшем будет использовано как грузовой вокзал (рис. 107). Оно имеет операционную площадь 200 м2 с развитым фронтом пунктов регистрации билетов, оформления и сдачи багажа, к которым примыкают просторный зал ожидания площадью около 500 м2. Предусмотрено устройство кафе, парикмахерской, почты, справочного бюро. Основные помещения имеют большую высоту — около 7 м, оснащены современными системами вентиляции, освещения, звуковой, световой и телевизионной информации.

Несмотря на временный характер нового пассажирского здания, в нем созданы удовлетворительные условия обслуживания пассажиров. Вокзал эксплуатируется двумя авиакомпаниями — американской «Юнайтед Эрлайнз» и канадской «Транс Канадиен Эрлайнз». В результате— характерное для практики капиталистических стран дублирование ряда основных помещений в одном здании (например, багажных отделений), чрезмерное количество обслуживающего персонала и технологического оборудования.



Рис. 107. Аэровокзал в г. Ванкувере (Канада, 1958 г.). Арх. Мак Картер, Нейрн и др.
а — общий вид; б—интерьер; в—план I этажа: 1—служба перевозок; 2— багажное отделение; 3 — кафе; 4—цех бортового питания; 5 — бойлерная; 6—детская комната; 7 — парикмахерская; 8 — туалетные; 9 — зал-конкорс; 10 — пресса; 11 — диспетчер; 12 —кассовый зал

Конструктивная схема здания — каркасная, с крупной сеткой колонн 7X10,5 м. Наружные стены, не связанные с каркасом, — из прозрачных и полупрозрачных остекленных навесных панелей с деревянными переплетами. Из дерева выполнены также клееные несущие балки (склеенные из нескольких элементов), прогоны, потолки, лестницы и частично перегородки. В отделке помещений использованы глазурованные легкобетонные блоки, цветной пластик, терраццо. У входов и выходов предусмотрены тамбуры с двумя рядами дверей и перекрытием с консольно выступающими козырьками. На привокзальной площади устроен небольшой навес, под ним скамьи для пассажиров, ожидающих автобусы и такси.

В Советском Союзе за последние годы в целях быстрого восполнения недостающих площадей для обслуживания пассажиров также построен целый ряд сооружений павильонного типа. Так, в центре Баку, на площади имени Ленина, в 1962 г. построен павильон вертолетной станции — легкий, прозрачный, с большим выносом кровли, защищающим помещения от прямых солнечных лучей (рис. 108).

Другим примером может служить павильон, построенный в аэропорту Ленинграда. Павильон предназначен для проведения операций по регистрации билетов и оформления багажа и дополняет старый аэровокзал в наиболее напряженные (по наплыву пассажиров) летние месяцы. Это сооружение лаконично по форме, его внутреннее пространство едино (рис. 109). Около 60% площади отведено для пассажиров, остальная часть занята оборудованием, багажом и проездами для багажных тележек. Несущие конструкции выполнены в металле, стеновые ограждения — из болыиеразмерного стекла.

Отмечая экономичность подобных сооружений и легкость их возведения, необходимо подчеркнуть, что они не могут заменить вокзалы, так как не имеют всех помещений, необходимых для полноценного обслуживания пассажиров и работы персонала.



Рис. 108. Павильон вертолетной станции в Баку. Арх. Гюль-Ахмедов, инж. Гельфат, 1962 г. Общий вид



Похожие статьи:
О зданиях

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум