Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Нивелирование трассы


Нивелирование трассы

Вслед за пикетажем ведется нивелирование трассы. Желательно нивелирование начинать от постоянного репера, абсолютная отметка которого известна. Нивелирование ведут в абсолютных

отметках. Если вблизи от начала трассы нет постоянного репера, то приходится нивелировать в условных отметках до ближайшего постоянного, репера, после чего все отметки необходимо пересчитать на абсолютные.

Рис. 1. Поперечник в населенном пункте:
ab — линии застройки: 1 — тротуар; 2 — газон; 3 — проезжая часть

При изысканиях можно применять нивелир любого типа, но вполне исправный и не имеющий дефектов, которые не могли бы быть исправлены обычной юстировкой.

Нивелирование обычно ведут в два нивелира: первый — основной, второй — контрольный. Первый нивелировщик идет по основному ходу, по всем пикетажным и промежуточным плюсовым точкам, установленным на всех переломах продольного уклона. Если характерная точка пропущена пикетажистом, нивелировщик обязан выставить точку, установив ее пикетаж. Во избежание возможных ошибок при нивелировании следует, как правило, устанавливать нивелир на равных расстояниях до связующих точек. Предельное расстояние от нивелира до рейки на связующей точке обычно 100 м. Все реперы на трассе должны быть пронивелированы как связующие точки.

Второй нивелировщик ведет работу независимо от первого. Он нивелирует все связующие точки, принятые первым нивелировщиком, в том же порядке и с той же точностью. Он нивелирует также все поперечники как на косогорных местах, так и по тальвегам. При нивелировании поперечников по существующим автомобильным дорогам должны быть пронивелированы точки: по оси дороги, кромкам дорожной одежды, бровкам земляного полотна, бермам, дну резервов или кюветам и на обрезах на поверхности земли. Записи ведут в журнале специальной формы, в котором фиксируют расстояния от оси трассы до точек вправо и влево.

При большой крутизне склона при съемке поперечников производят ватерпасовку. Формы журналов технического нивелирова-йия, поперечного нивелирования и ватерпасовки приводятся в курсах геодезии и в инструкциях по топографо-геодезическим работам.

Километровые пикеты всегда должны быть связующими. Реперы, расположенные в стороне от трассы, нивелируют отдельным ходом от трассы с возвращением к той же связующей точке и обязательно двумя нивелирами.

При изысканиях автомобильных дорог разрешается производить одиночную нивелировку, если в начале, вдоль и в конце трассы имеются реперы, расположенные друг от друга на расстоянии не более 50 км, а также при замкнутом контуре. Последнее обстоятельство имеет место при назначении вариантов, когда один нивелировщик идет по одному варианту, а второй — по другому. Контроль нивелирования осуществляется сличением отметок общих точек.

Для предупреждения ошибок при одиночном нивелировании применяют следующие методы контроля: нивелирование с двусторонними рейками; нивелирование с контрольными точками; нивелирование с изменением высоты инструмента1. Расхождения в превышении между смежными точками не должны быть более 3 мм.

При пересечении трассой глубоких оврагов следует при нивелировании перекидывать отметку взглядом с одного края оврага на другой. К нивелировке самого оврага следует приступать после установления отметки пикета или плюса, лежащего за оврагом. Запись промежуточной нивелировки в журнале должна быть выделена.

При проведении трассы по недоступным или труднодоступным местам (скальные выступы, обрывы, крутые косогоры) разрешается применять тупиковые ходы, но с обязательной нивелировкой в обход препятствия. Отметки точек на труднодоступном участке определяют ватерпасовкой. Записи тупиковых ходов в журнале выделяют особой отметкой.

При нивелировании на болотах для устойчивости нивелира под концы треноги забивают колья. При невозможности обеспечить устойчивость нивелира, например на сплавинных болотах с зыбкой корой, отметки передают обходным нивелированием.

При необходимости установить дополнительные иксовые точки используют башмаки. Ставить рейки на грунт запрещается. При пересечении больших рек расстояние от нивелира до рейки можно увеличивать до 400 м. Однако при этом вследствие затрудненной видимости по сигналам нивелировщика по рейке передвигается целик (например, из цветного картона). Когда целик коснется горизонтального волоска трубы, нивелировщик дает сигнал и техник у рейки производит отсчет.

Передавать отметки по урезу воды можно лишь на прямых участках реки в тихую, безветренную погоду. Точки у уреза воды забивают по сигналу. Если нет подходящего участка реки и расстояние до рейки превышает 400 м, отметку передают теодолитом визированием на верх рейки и замеров вертикального угла при круге справа или слева. В обоих случаях передняя отметка должна быть проверена привязкой к реперу сети государственного нивелирования.

Нивелировщики работают независимо одни от другого. Одновременное нивелирование с отсчетами на одни и те же рейки запрещается.

Для повышения производительности труда целесообразно использовать новейшие, более совершенные геодезические инструменты, дающие возможность уменьшить состав партии и ускорить проходку.

Например, отказавшись по согласованию с заказчиком от традиционной разбивки трассы на пикеты, можно применить для измерения расстояний дифференциальную дальномерную насадку ДДЗ и произвести промер значительно быстрее с меньшим числом рабочих и с неменьшей точностью по точкам перелома рельефа и промежуточным через 90—120 м.

Значительно ускоряет нивелирование в пересеченной и горной местностях применение нивелиров с наклонной линией визирования. Например, нивелир НЛ-С системы проф. А. Ф. Лютца дает возможность менять наклон визирной оси в пределах ±30°.

В заболоченной местности ускоряет работы применение нивелира с самоустанавливающимся уровнем НС-3.

Замена 20-метровой стальной ленты 50-метровым стальным тросиком ускоряет промер трассы.

Снятие поперечников в горной местности значительно облегчается и ускоряется применением безреечного дальномера теле-топ-6 и телетоп БРТ-006 Цейса.

Применение совершенного оборудования позволяет уменьшить состав партии по количеству как инженеров и техников, так и рабочих. Например, проф. А. Ф. Лютц рекомендует следующие схемы.

1. Работа с дальномерной насадкой на теодолите и самостоятельное нивелирование. Первое звено — под руководством инженера или старшего техника производит вешение (один рабочий), измеряет горизонтальные углы, наклон визирной оси и расстояния дальномером. Записи в журнал производит техник при угло-мерщике. Одновременно второе звено работает под руководством техника-пикетажиста, который указывает, где ставить точки в местах переломов рельефа, разбивает поперечники, зарисовывает ситуацию; при пикетажисте работают Двое рабочих с рулеткой и один ставит точки и сторожки. Третье звено нивелировщика ведет нивелирование по точкам, в звене двое рабочих-реечников. Контроль нивелирования осуществляется сравнением отметок ни-

велировщика с отметками, вычисленными тахеометрически по журналу измерения углов и расстояний. Всего инженеров и техников четверо, рабочих семь.

2. Работа нивелиром с наклонным лучом и дальномерной насадкой. Первое звено под руководством инженера или старшего техника производит вешение, измерение расстояний, нивелирование. При этом техник при инструменте ведет записи в журнале и один рабочий ставит вехи, один устанавливает точки и сторожки, один с рейкой. Второе звено — техник с двумя рабочими измеряет углы методом равносекущей, разбивает кривые и зарисовывает ситуацию в пикетажный журнал. Всего инженеров и техников трое, рабочих пятеро.

3. Работа с дальномером на комбинированном, инструменте — теодолите-нивелире. Первое звено под руководством инженера или старшего техника производит вешение (один рабочий), измерение углов и расстояний и нивелирование (первый рабочий с рейкой, второй ставит точки и сторожки), техник при инструменте ведет журнал. Второе звено — пикетажист и двое рабочих — производит съемку ситуации и разбивку кривых и поперечников. Всего инженеров и техников трое, рабочих пятеро.

Доцент С. Я. Кулагин рекомендует комбинированный метод с комбинированным инструментом — теодолитом-нивелиром — и стальным 50—100-метровым тросиком. Работает одно звено: инженер у инструмента руководит вешением (один рабочий), измеряет углы, расстояния (при этом двое рабочих с тросиком отмеряют пикеты, ставят точки и сторожки) производит нивелирование (двое рабочих с рейками, из которых один на разбивке и нивелировке поперечников); техник при инструменте производит записи в журнале и зарисовывает ситуацию в пикетажный журнал. Всего инженеров и техников двое, рабочих пятеро.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум