Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Основные этапы развития отечественной архитектурно-строительной школы проектирования промышленных зданий


Основные этапы развития отечественной архитектурно-строительной школы проектирования промышленных зданий

Большое значение в теории и практике промышленного строительства и проектирования имели работы по обобщению опыта, полученного в годы первой и последующих пятилеток, отраженные в учебной литературе. В первую очередь следует назвать учебник проф. А. Кузнецова «Архитектурные конструкции», представляющий собой основополагающий теоретический труд по синтезу архитектуры и строительного дела.

Были опубликованы капитальные научные труды по вопросам архитектурного проектирования промышленных зданий и сооружений: «Основы проектирования промышленных зданий» и «Фабрично-заводская архитектура» проф. В. Гофмана; «Промышленная архитектура» проф. Л. Серка; «Современная фабрично-заводская архитектура» проф. В. Цветаева. В последующие годы крупнейший специалист в области промышленного зодчества д-р архит., проф. И. Николаев опубликовал ряд трудов: «Размещение и планировка промышленных предприятий»; учебник «Архитектурное проектирование промышленных сооружений»; «Промышленные предприятия в городах» и др.

Значительный вклад в развитие промышленной архитектуры внес д-р архит., проф. А. Фисенко. Под его редакцией вышел в свет капитальный труд «Архитектура промышленных сооружений», а также «Основные этапы развития промышленной архитектуры в СССР».

В течение длительного времени в области промышленной архитектуры работает проф. В. Мыслин, автор многочисленных оригинальных научных трудов. Значительный вклад в развитие промышленного зодчества и архитектурной науки вносит д-р архит., проф. Н. Ким, являющийся автором монографии «Промышленная архитектура» и других работ.

Д-р архит., проф. В. Предтеченский вел большую педагогическую и научно-исследовательскую работу по промышленной архитектуре. Под его редакцией вышел в свет учебник «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в пяти томах, он разработал уникальную теорию проектирования зданий с учетом организации людских потоков.

В развитии промышленной архитектуры большую роль сыграли работы проф. С. Демидова, автора ряда трудов по архитектурно-планировочной структуре промышленных предприятий. Под редакцией проф. С. Демидова вышел в свет учебник «Архитектурное проектирование промышленных предприятий».

Развитию отечественной промышленной архитектуры способствовали капитальные труды д-ра архит., проф. А. Хорхота «Архитектура и благоустройство промышленных предприятий», работы проф. В. Лукьянова «Промышленные районы города» и др.; д-ра техн.наук, проф. Н. Гусева по проблемам освещенности промышленных зданий; д-ра техн. наук, проф. С. Ковригина по проблемам архитектурно-строительной акустики промышленных зданий; д-ра техн. наук, проф. В. Ильинского по вопросам строительной теплотехники и многих других видных специалистов.

Вся история развития народного хозяйства страны неразрывно связана с достижениями отечественного строительства, архитектуры и научных исследований в области строительства и архитектуры.

После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны восстановление хозяйства страны во многом зависело от капитального строительства. 9 мая 1918 г. был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении Комитета государственных сооружений ВСНХ. На Комитет возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое основывалось бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники, эксплуатации естественных богатств страны.

В первые же годы Советской Власти начинают создаваться новые направления научно-исследовательских работ. Так, до революции в России почти не было систематических исследований в области градостроительства, районной планировки, типологии промышленных, жилых и общественных зданий. Некоторые работы проводились кафедрами Института гражданских инженеров, Технологического института и Академии художеств в Петрограде. Исключение может составить только книга В. Н. Семенова «Благоустройство городов», изданная в 1912 г.

Крупнейшим организационным событием в области строительной науки следует считать создание в 1927 г. Государственного института сооружений (ГИС), в составе которого были все основные профилирующие направления теоретических и прикладных исследований в области методов и конструктивных форм строительства. К концу 20-х годов была создана довольно обширная сеть научных центров, работающих по основным направлениям капитального строительства: в области промышленных, жилищно-гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений, гидротехнического, энергетического и транспортного строительства, строительных материалов, конструкций и методов их расчета.

В годы первых пятилеток зарождается тесная связь науки со строительством и архитектурой, что привело к повышению их общего уровня. Одной из основных задач предвоенных пятилеток было создание мощной индустриальной базы как в центральных районах, так и на востоке страны. В стране с января 1929 по июнь 1941 г. было введено в действие более 9 тыс. новых крупных государственных предприятий. Были построены такие гиганты социалистической индустрии, как Днепрогэс, Магнитогорский и Макеевский металлургические комбинаты, Уральский завсд тяжелого машиностроения, Новокраматорский машиностроительный, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Ростовский завод сельскохозяйственных машин, Луганский паровозостроительный завод, нефтеперерабатывающие комбинаты в Уфе, Ишимбае, Горьком и введены десятки других мощностей предприятий в других областях народного хозяйства.

Придавая исключительное внимание подготовке архитектурно-строительных кадров высокой квалификации для проектных и научных организаций, ЦК ВКП(б) 14 октября 1933 г. принимает постановление «Об архитектурном образовании», которым была создана при президиуме ЦИК СССР Всесоюзная академия архитектуры. Она стала высшим учебным и научно-исследовательским центром в области архитектуры. В 1940 г. в составе академии создается научно-исследовательский институт промышленных зданий.

В годы первых пятилеток, в условиях бурного развития промышленного строительства, в том числе металлургических предприятий, заводов тяжелого машиностроения, автомобильных и тракторных заводов, возникает потребность в разработке научных основ решения генеральных планов промышленных предприятий.

Все эти работы выполнялись проектировщиками институтов Промстройпроект, Гипромез и др. Научно-исследовательских организаций этого профиля в то время не было.

В 1932 г. на базе ГИСа после нескольких его реорганизаций был образован Центральный научно-исследовательский институт промышленных сооружений (ЦНИИПС), который до 1956 г. являлся ведущей организацией страны в области промышленного строительства.

Достижения архитектурно-строительной науки в предвоенные годы подтвердили, что только при социализме создаются наиболее благоприятные условия для использования достижений науки. Это нашло подтверждение во время войны.

Несмотря на трудности военного времени, развитие прикладных исследований в области строительства подкрепляется организационными мероприятиями. Так, уже в 1942 г. создается специальная Контора типового и экспериментального проектирования и технических исследований (КТИС), а в 1943 г. — Контора по проектированию предприятий строительной индустрии.

Особенно интенсивное развитие получила строительная наука в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенных районов. Быстро растет сеть отраслевых и специализированных научно-исследовательских организаций, расширяется объем их работ.

В конце 40-х — начале 50-х годов заложен фундамент научно-исследовательских центров по основным видам промышленного строительства. Завершающим этапом в этом процессе можно считать создание в 1955 г. в системе Академии архитектуры СССР Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий), который с этого времени возглавляет работу по типологии и унификации промышленных зданий, формированию генеральных планов предприятий, а также по системам отопления, вентиляции и кондиционирования. В 1956 г. была создана Академия строительства и архитектуры СССР, на которую были возложены задачи разработки важнейших научных проблем в области строительства, архитектуры, производства и применения строительных материалов, изделий, конструкций, а также в области экономики строительства.

За годы существования Академии строительства и архитектуры СССР ее институтами была проделана значительная работа и получены существенные результаты в области новых типов зданий и сооружений различного назначения, эффективных конструкций и строительных материалов, модульной координации типоразмеров зданий и сооружений и их элементов, позволяющих значительно сократить число типоразмеров сборных конструкций заводского изготовления.

В создании отечественной школы проектирования промышленных зданий и в достижениях советской промышленной архитектуры видное место принадлежит Промстройпроекту. В начале 1932 г. Промстрой проект становится организатором и центром распространения оригинальных идей отечественной школы строительного проектирования. Постепенно проектные организации овладевали архитектурно-композиционными и инженерными приемами решения генеральных планов промышленных предприятий, успешно осуществляли поиск нового архитектурного облика социалистического предприятия.

Советская промышленная архитектура принципиально отличается от архитектуры капиталистических предприятий благоприятными санитарно-гигиеническими условиями для работающих в производственных зданиях, высоким уровнем благоустройства и озеленения территории, наличием хорошо оборудованных бытовых и других вспомогательных помещений. Большое внимание уделяется эстетическому качеству архитектурных решений производственных зданий, их идейно-художественной направленности и органической связи с общим градостроительным решением застраиваемой территории.

В 1933 г. были утверждены унифицированные размеры пролетов одноэтажных производственных зданий (кратные модулю 3 м) и единый шаг колонн (6 м). На этой основе были разработаны чертежи типовых конструкций: ферм и балок покрытия, фундаментных и обвязочных балок, подкрановых балок, фонарей, оконных и дверных проемов, ворот и др.

Важнейшей вехой в развитии проектирования стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного депа и об упорядочении финансирования строительства». На основании этого постановления Промстройпроект выполнил большую работу по типизации, которая способствовала повышению общей технической культуры строительного проектирования.

К концу 30-х годов в СССР, по существу, сформировалась отечественная школа строительного проектирования. Ее характерными особенностями стали широкая унификация объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, типизация и массовое внедрение сборных элементов и деталей.

В 1950 г. были разработаны типовые проекты зданий и сооружений для ряда отраслей промышленности (в том числе доменных и сталеплавильных печей, многоэтажных зданий химической промышленности, универсальных одноэтажных зданий механосборочных цехов и др.). Полученный опыт проектирования и строительства позволил в 1954 г. выпустить в свет «Строительные нормы и правила» (СНиП) — единый строительный кодекс по технической политике в области капитального строительства.

В 1957 г. впервые был составлен каталог унифицированных сборных железобетонных конструкций для массового промышленного строительства, ставший важнейшей предпосылкой для организации промышленного высокомеханизированного производства конструкций и деталей из сборного железобетона.

В 1960 г. на основе постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении проектного дела в строительстве» (1959) и «О повышении технического уровня и снижении сметной стоимости строительства промышленных предприятий, электростанций и транспортных сооружений» (1960) были разработаны основные направления повышения технического уровня и снижения сметной стоимости строительства зданий и сооружений промышленности и транспорта.

В 1961 г. были утверждены габаритные схемы одноэтажных зданий межотраслевого назначения и номенклатура сборных железобетонных конструкций для них, что позволило значительно сократить число типоразмеров сборных железобетонных конструкций и деталей.

В 1963—1964 гг. были разработаны унифицированные типовые секции (УТС) и пролеты (УТП) одноэтажных производственных зданий, создавшие новые возможности для перехода к наиболее экономичным крупным (блокированным) зданиям и более компактному решению генеральных планов предприятий.

Одним из важнейших направлений совершенствования методологии планирования промышленных районов является объединение проектируемых предприятий в промышленные узлы. Это объединение основано на создании единых объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций. При групповом размещении предприятий по-новому решаются архитектурно-планировочные и градостроительные задачи, обеспечивается организационная связь промышленной и селитебной застройки, а также одновременно решаются вопросы рационального использования земель и источников водоснабжения, очистки водных и воздушных бассейнов от загрязнений. Теоретические исследования по этой проблеме возглавил ЦНИИпромзданий, а практические разработки осуществляют московский Промстройпроект и другие проектные организации Госстроя СССР.

За последние годы много сделано для оснащения проектных организаций современной вычислительной техникой, оборудованием, широкое применение получает система автоматизированного проектирования.

Наиболее характерными особенностями советской школы проектирования являются: высокая и единая для всей страны нормативная база, соответствующая уровню научно-технического прогресса; высокий уровень унификации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений; широкая типизация, нормализация и стандартизация часто повторяющихся зданий, сооружений, конструкций, деталей и узлов, способствующих развитию их крупносерийного и массового промышленного производства и превращению строительства в процесс сборки и монтажа готовых конструкций заводского изготовления; объединение проектируемых предприятий в промышленные узлы с общими вспомогательными производствами и хозяйствами; высокий уровень культурно-бытового обслуживания трудящихся на предприятиях; комплексное решение градостроительных задач с учетом социальных условий развития советского общества.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела» (1981) проектным организациям предложено при проектировании широко использовать все новейшие достижения строительной науки и техники, с тем чтобы новые и реконструируемые предприятия к моменту ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, экономике и качеству продукции.

В современных условиях перед проектными организациями стоят большие задачи. Они вытекают из решений XXVI съезда КПСС по одиннадцатому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г. и последующих постановлений партии и правительства в свете ускорения научно-технического прогресса в промышленном строительстве и проектировании. В мае 1984 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством», которое должно быть учтено проектировщиками и архитекторами в своей практической работе. Следовательно, необходима высокая требовательность и творческий подход к проектированию и строительству, что предусмотрено решениями ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. Документы пленумов являются важной основой повышения качества подготовки проектов.

В настоящее время особое значение имеет правильный учет перспектив развития промышленного строительства, поэтому при создании архитектурно-строительных решений новых промышленных предприятий необходимо исходить из общих тенденций развития технологии, строительной техники и условий труда в их совокупности в СССР и за рубежом.

По мнению ряда специалистов промышленного строительства, значительная часть промышленных предприятий должна строиться, как правило, в виде крупных специализированных комбинатов, промышленных комплексов. Соответствующее распространение получат производственные здания, размещаемые ниже поверхности земли в 2…3 яруса.

При разработке генеральных планов промышленных предприятий решаются новые задачи, такие как модульность планировки, типизация элементов генерального плана и технологических компоновок, четкое зонирование и блочность застройки, а также развитие ряда предприятий технологически законченными пусковыми комплексами.

Применяемый в настоящее время принцип «универсальности» («гибкости») распространится в недалеком будущем с конструктивных решений на архитектурно-планировочные, на планировку территории предприятия, промышленного комплекса, а также общеплощадочных систем обслуживания. Одним из широко применяемых видов производственного здания массового строительства будет здание нового типа с крупноразмерной сеткой колонн производственного этажа и др. Большое применение должны получить здания из пневматических и пленочных конструкций. Унификация и типизация деталей на основе новой системы проектирования «Единый каталог унифицированных стройизделий для промышленного строительства» не будут ухудшать эстетические достоинства архитектурно-строительных решений производственных зданий, так как сохраняется возможность широкой модификации их сочетаний, создающая при ограниченном наборе изделий значительное разнообразие архитектурных решений. Конструктивные решения производственных зданий также подвергнутся существенным изменениям. Шире будут применяться сборные конструкции, монтируемые из унифицированных элементов с максимальной степенью заводской готовности, обеспечивающие поточное изготовление на специализированных заводах.

Производственные здания промышленных предприятий предназначены для организации процесса изготовления той или иной промышленной продукции с помощью соответствующих орудий производства и принятой технологии. При разработке проекта производственного здания., решений его объемно-планировочной композиции и выборе конструктивной схемы необходимо учитывать технологические, технические, экономические и архитектурно-художественные требования, а также обеспечивать возможность возведения проектируемого здания передовыми индустриальными методами. Экономичность решения производственного здания зависит не только от единовременных капитальных затрат на строительство, но и от расходов, связанных с эксплуатацией здания, что учитывается на всех этапах проектирования. Поэтому, разрабатывая проектные решения производственных зданий, следует заботиться о создании нормальных условий для осуществления прогрессивного технологического процесса, а также наибольших удобств и наилучшего внутреннего режима для работающих.

Создание совершенного архитектурно-художественного образа промышленного здания является ответственным творческим процессом, в ходе которого архитектурно-художественные вопросы необходимо органически увязывать с инженерно-конструктивными. Весьма важное значение имеет решение интерьеров производственных помещений (в частности, цветовая-отделка поверхностей и др.), подъемно-транспортного и технологического оборудования, а также решения, связанные с научной организацией труда и санитарно-гигиеническим режимом цехов и предприятий в целом. К ним относятся своевременное и полное удаление производственных вредностей, создание оптимального температурно-влажностного режима, обеспечение в рабочих зонах необходимых уровней освещенности, наличие специально оборудованных бытовых помещений, состав которых определяется СНиП II-92—76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий», борьба с производственным шумом, меры по оздоровлению производственной среды и благоустройству территорий промышленных предприятий, а также мероприятия по сооружению спортивных площадок и необходимых компонентов системы комплексного культурно-бытового обслуживания трудящихся. Следовательно, особое внимание должно быть уделено охране окружающей природной и производственной среды от различных вредных воздействий и созданию оптимальных условий работающим.

Проектируя промышленные предприятия, необходимо искать пути оздоровления окружающей человека среды различными методами, т. е. решать определенные экологические задачи в зависимости от степени и характера вредностей, на основе достижений научно-технического прогресса в технологическом, санитарно-гигиеническом и архитектурно-строительном проектировании.

Производственные здания промышленных предприятий существенно отличаются от жилых и общественных зданий как по внешнему облику, так и по конструктивному решению, что обусловливается производственно-технологическими требованиями. Характерными для этих зданий являются относительно крупные по площади помещения, наличие устройств и конструктивных элементов для крепления и движения подвесных или опорных кранов, надстроек на покрытиях в виде световых и аэрационных фонарей и ряд других особенностей (например, повышенная влажность, значительные тепловые выделения и др.).

Весьма существенное влияние на архитектурно-строительное решение производственных зданий оказывает их этажность. Различают два основных вида производственных зданий: одноэтажные и многоэтажные, причем в промышленном строительстве преобладают пока одноэтажные. Их, как правило, сооружают в том случае, если используется тяжелое технологическое оборудование, требующее значительных пролетов и вызывающее соответствующие динамические нагрузки при больших габаритах и массе выпускаемой продукции в производствах, основной технологический процесс которых протекает по горизонтали.

Одноэтажные производственные здания проектируют как с фонарями, так и без них. Они могут быть одно- и многопролетными, последние значительно чаще. Одноэтажные производственные здания строят чаще всего каркасными. Элементы каркаса выполняют обычно из сборного железобетона, реже из стали в зависимости от величины и характера крановой нагрузки, основных объемно-планировочных параметров и внутреннего режима помещений цеха, руководствуясь требованиями «Технических правил по экономному расходованию строительных материалов» (ТП 101—81). В них большое внимание уделено экономии строительных материалов, применению новых эффективных материалов и конструкций, снижению их материалоемкости. Установлены рациональные области применения сборного железобетона, который принят основным материалом конструкций производственных зданий.

Вопрос о целесообразности применения железобетонных, металлических и других строительных конструкций нужно решать с учетом эффективности их использования и наличия в районе строительства соответствующих производственных баз и материальных ресурсов. В настоящее время чаще применяют сборный железобетонный каркас.

Колонны каркаса здания располагают в плане в местах пересечения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных разбивочных осей, образующих сетку колонн. В одноэтажных производственных зданиях наиболее часто применяют сетку колонн 18×12 и 24 х 12 м. На чертежах разбивочные оси маркируют по длинной стороне здания цифрами (слева направо), а по короткой (торцовой) — прописными буквами русского алфавита.

Ранее уже указывалось, что основные объемно-планировочные параметры здания — шаг, пролет, высота. Шаг — расстояние между разбивочными осями, определяющими членение зданий на планировочные элементы или расположение вертикальных несущих конструкций зданий (стен и отдельных опор). Величину шага принимают обычно 6 или 12 м; при необходимости она может быть и большей, но обязательно кратной 6 м. Пропет — расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем пролету основных несущих конструкций покрытия (балок, ферм) или перекрытия (в многоэтажных зданиях). Величину пролетов одноэтажных производственных зданий принимают обычно в пределах от 12 до 36 м, но в крупнопролетных зданиях могут быть приняты пролеты большей величины. Размер пролетов следует назначать кратным 6 м; в некоторых случаях допускается применять пролеты, кратные 3 м. Высота — расстояние от уровня пола (от отметки + 0,000) до низа несущей конструкции покрытия на опоре. Высота помещений колеблется в значительных пределах (но не менее 3 м), и ее следует назначать кратной 0,6 м.

Требования современных технологических процессов обусловили укрупнение габаритных размеров одноэтажных производственных зданий и их основных объемно-планировочных параметров, что, в свою очередь, потребовало изменения и совершенствования конструктивных схем и конструктивных решений зданий, в частности перехода в ряде случаев от плоских систем к пространственным.

Многоэтажные здания возводят пока реже, главным образом для размещения предприятий, выпускающих продукцию сравнительно небольшой массы. Наибольшее распространение они получили в химической, электронной, электротехнической, радиотехнической, легкой, пищевой отраслях промышленности и других производствах, технологический процесс в которых протекает по вертикали. Особенно целесообразно их возводить в условиях плотной городской застройки и при реконструкции промышленных предприятий в крупных городах. Многоэтажные производственные здания, как и одноэтажные, проектируют и строят преимущественно сборными каркасными. В многоэтажных зданиях размеры следует назначать кратными: пролетов — 3 м, шага колонн — 6, высоту этажей — 0,6, но не менее 3 м. Сетку колонн часто принимают 6×6 или 6 х 9 м, а также 6 х 12, 6 х 18 и 6 х 24 м.

Прежде чем перейти к изучению основных вопросов архитектурного проектирования промышленных зданий предприятий, в том числе их архитектурно-планировочных и композиционных решений, необходимо детально рассмотреть вопросы охраны окружающей среды и связанные с ней требования организации промышленныхтерриторий: размещение промышленных и промышленно-селитебных районов, узлов и предприятий, принципы их проектирования, а также разработку генеральных планов предприятий. Только в процессе проектирования генерального плана промышленного предприятия могут быть со всей полнотой раскрыты производственно-технологические связи, диктующие то или иное расположение на площадке производственных зданий и сооружений и их комплексное архитектурное решение. Взаимодействие технологических процессов, происходящих на промышленном предприятии, является сущностью технологической схемы производства, диктующей требования к компоновке генерального плана предприятия в целом и составляющей ее основу, по которой разрабатывается комплексное архитектурное решение зданий завода с учетом требований экологии.





Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум