Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Планировочная структура производственных зон


Планировочная структура производственных зон

Системам агропромышленных комплексов придается ведущее значение в выполнении Продовольственной программы страны главным направлением ее реализации (постановление майского 1982 года Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе страны на период до 1990 г.). Это может быть выполнено только при создании хорошо организованной материально-технической базы агропромышленных комплексов, отвечающей современному уровню научно-технического прогресса, когда архитектурно-строительные решения специализированных зданий обеспечивают оптимальные функционально-технологические условия содержания и переработки сельскохозяйственной продукции в строго заданном температурно-влажност-ном режиме. Необходима научно обоснованная разработка размещения и определения мощностей этих предприятий с учетом максимального сокращения транспортных операций, всегда пагубно влияющих на качество продукции.

В решениях XXVI съезда КПСС отмечено, что необходимо улучшить размещение производительных сил, территориальное разделение труда, увеличивать вклад каждой союзной республики в решение общегосударственных задач; обеспечивать эффективное вовлечение в хозяйственный оборот топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов восточных и северных районов; последовательно проводить линию на ограничение роста крупных городов, развивать малые и средние города, размещая в них специализированные высокопроизводительные производства.



Рис. 1. Планировочная структура крупного территориального производственного комплекса:
1 — промышленные узлы; 2 — железные дороги; 3 — зоны отдыха; 4 — зона интенсивного хозяйственного развития; 5— ГЭС


Научно-технический прогресс постоянно вносит свои коррективы в формирование территориально-производственных комплексов на основе «Групповых систем населенных мест» (ГСНМ), которые дополнили и расширили организующее начало районной планировки.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — это форма пространственной организации производительных сил социалистического общества, наиболее полно отвечающая задачам их развития в условиях научно-технической революции. Формируется ТПК на базе объединения крупных промышленных узлов, включая агропромышленные комплексы, представляющие единое целое системы про-мышленно развитого района, имеющего специализацию в масштабе отрасли и страны.

Создание промышленных узлов на основе объединения отдельных предприятий резко повышает коэффициент застройки и позволяет сократить территорию, отчуждаемую от сельскохозяйственного землепользования, на 25...40%. Следует учитывать при этом, что эффективность укрупненных строительных баз для ТПК или группы промышленных узлов позволяет сокращать стоимость строительства на 10...15%.



Рис. 2. Планировочная структура ТПК линейного типа:
1 — селитебная территория; 2 — промышленные предприятие 3 — основные транспортные магистрали; 4— коммунально-складская зона; 5 — железные дороги; 6—резервы селитебной территории; 7 — резервы промышленко-коммунальной зоны




Рис. 3. Планировочная структура ТПК линейно-радиального типа:
1 — селитебная территория; 2 — металлургический комплекс; 3 — база строительной индустрии; 4 — зона предприятия горно-добывающей промышленности; 5 — промышленно-коммунальная зона; 6 — линии скоростного транспорта; 7 — резерв селитебной территории


Формирование групповых систем населенных мест происходит на базе тесной взаимосвязи городов, поселков и сельских населенных пунктов различной величины с учетом их производственного потенциала и народнохозяйственного профиля на основе широкой кооперации основных и подсобно-вспомогательных производств, инженерно-техни-ческих и транспортных коммуникаций и объединения энергетической системы всего экономического района.

Организационным центром системы является наиболее крупный город с высокой степенью промышленного развития и развитой сетью культурно-бытового обслуживания, которая благотворно влияет на совершенствование архитектурно-планировочных решений населенных мест, входящих в данный экономический район, с учетом его производственно-технического развития и оздоровления окружающей среды.

Образование ГСНМ способствует упорядочению развития малых и средних городов, смягчая излишнюю концентрацию мест приложения труда в крупных городах-центрах. Особенно это относится к европейской части — основному сосредоточению промышленного потенциала страны. Планомерное и своевременное формирование ГСНМ во вновь осваиваемых районах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии на базе территориально-производственных комплексов даст стране экономический эффект до 15% за счет глубокой кооперации и укрупнения народнохозяйственных структур и повысит качество объемно-пространственной организации комплексной застройки населенных мест и промышленных территорий.

Формирование крупных промышленных территорий в развитой структуре территориально-производственных комплексов на основе рационально организованной групповой системы населенных мест и с соблюдением нормативных документов (СНиП 11-60 — 75, СНиП 11-89 — 80 и др.) обеспечивает органичную связь вновь создаваемого с существующим природным окружением, обращая особое внимание на локализацию производственных выбросов, на недопущение загрязнения почв, водоемов и атмосферы. Значительные изменения в характере производственных процессов действующих предприятий, увеличение их мощностей часто отражается на изменении окружающей среды, охрана которой определяется научно обоснованными мероприятиями с учетом местных специфических природно-клима-тических условий — сохранения существующих рек, водоемов, рельефа местности и зеленых насаждений, оздоровления их созданием новых зеленых массивов при тщательном выборе места отвалов производственных отходов с последующей эффективной рекультивацией занимаемых ими площадей.

Проблема защиты воздушного бассейна от загрязнения не ограничивается организацией санитарно-защйтных зон и соблюдением санитарных разрывов. Используются резервы, в том числе переход на замкнутые технологические процессы, на создание безотходного промышленного производства, на применение эффективных газоочистных и пылеулавливающих установок, создание производственных зданий наиболее рациональных по форме, учитывающих направление ветра, характер рельефа местности и особенности микроклимата в местах расположения промышленных объектов.

Современный уровень многих технологических процессов позволяет полностью или почти полностью локализовать производственные вредности и ряд промышленных предприятий и их комплексов располагать непосредственно в селитебной зоне. Огромна при этом роль дифференцированного размещения производственных комплексов в городе, их градоформирующее значение в создании городских ансамблей, придающих своим масштабом и силуэтом своеобразие композиций и архитектурную выразительность. Это особенно проявляется на стыках производственной и селитебной зон.

Комплексное решение вопросов градостроительства, следовательно, теснейшим образом связано с формированием, застройки производственных территорий города, которые часто занимают 40...60% городской земли и играют не только народнохозяйственную, но и важную архитектурно-композиционную роль.



Рис. 4. Принцип размещения промышленных территорий в городской структуре:
а — лучевая рхема; б — продольная; в — поперечная; 1 —промышленные предприятия; 2 — селитебная застройка; 3— зеленые насаждения; 4— административно-общественный центр; 5 — направление промышленного развития


Городскую планировочную структуру по видам ее функционального использования составляют: селитебная, промышленная, коммунально-складская зоны и зона внешнего транспорта. Три последние и составляют производственную зону города, в которую может входить несколько промышленных районов, промышленных узлов, отдельных предприятий и научно-исследовательских учреждений с опытно-эксперйменталь-ными производствами, а также складских и транспортных сооружений (базы, склады, гаражи, трамвайные депо, автобусные и троллейбусные парки, пассажирские и грузовые станции, порты и портовые сооружения). Таким образом город формируется по двум основным функциональным зонам — селитебной и производственной. Их структурная взаимосвязь в планировке города характеризуется тремя основными схемами размещения: 1 — лучевой 2 — продольной, 3 — поперечной, развитие и совершенствование которых зависит от конкретных градостроительных и природно-климатических условий, а в старых городах еще и историческим наследием.

В зависимости от условий осуществления технолягических процессов, характера и количества выделяемых производственных вредностей в атмосферу, создания шума и вибраций, электромагнитных волн радиочастот, ультразвука и других вредных факторов промышленные предприятия по санитарной характеристике делят на пять классов: I — ширина санитарно-защитной зоны не менее 1000 м, II—500 м, III—300 м, IV—100 м, V —50 м.

Санитарно-защитная зона — это территория между границей промышленного узла или предприятия и границей селитебной территории. Санитарный разрыв — это расстояние от источника вредных выбросов в атмосферу до границы селитебной территории или другого предприятия. Принятая санитарная классификация предприятий предусматривает соблюдение санитарных разрывов и санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СН 245—71, которыми регламентируется также и предельно допустимая концентрация вредных выбросов в атмосферу. В настоящее время санитарно-защит-ные зоны занимают довольно большие территории, их необходимо по возможности рационально использовать, где озеленение древесно-кустарниковыми породами должно быть 40...60%; автодороги, тротуары, велосипедные дорожки — 10...30%; застройка объектами в соответствии с СН 245—71, инженерными коммуникациями и др. — 30...50%. Пересекающие ее транспортные пути и пешеходные дорожки от жилой застройки к местам приложения труда должны быть рационально трассированы и благоустроены. Большое значение для города имеет благоустройство санитарно-защитной зоны в целом, так как кроме основной функции она служит связующим композиционным элементом архитектурно-планировочной структуры промышленной и селитебной территорий.

Формирование промышленных территорий города. Планировочная структура города построена на комплексной объемно-пространственной организации взаимоувязанных функционально-зонированных территорий. Промышленные образования при этом по условиям размещения делят на три градостроительные категории, каждая из которых характеризуется своими технологическими особенностями и архитектурно-планировочными приемами застройки.

К первой градостроительной категории относят промышленные районы, предназначенные для размещения предприятий, выделяющих большое количество вредностей и имеющих большой грузооборот по железнодорожному и автомобильному транспорту, а также предприятия с особыми условиями производства (взрывоопасные, пожароопасные и др.). Располагать такие предприятия вблизи селитебных территорий нельзя, их вынос за черту города регламентирован санитарными и специальными нормами, и в особых случаях при значительной концентрации производственных вредностей их удаление от селитебных территорий может достигать 10 км. К предприятиям, размещаемым в этой группе, относят крупные заводы черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающие и химические заводы, предприятия добывающей промышленности, а также энергетические.



Рис. 5. Промышленные территории в городской структуре с учетом класса выделяемых производственных вредностей в атмосферу: I, II, III—градостроительные категории; 1 — промышленные территории; 2— селитебные территории; 3 — зеленые насаждения; 4 — железная дорога; 5 ч— автомобильные дороги




Рис. 6. Формирование химических производств по квартальному принципу:
1 — складская зона; 2 — произвсэдство бутиловых спиртов; 3 — газобензиновый завод; 4 — производство полистирола; 5 — производство этилбензола и стирола; 6 — производство этилена и пропилена; / — здания; II — открытые площадки для размещения этажерок, легких зданий и установок открытого оборудования; III — автомобильные дороги; IV — эстакада; V — линия электропередачи; V/ — железные дороги; VII — группы высокой зелени перед зданиями бытовых помещений, КИП и главного въезда на промышленный узел


Для предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности характерен квартальный прием архитектурно-планировочной организации территорий (разработанный ЦНИИпромзданий Госстроя СССР), в котором заложен принцип универсального решения генерального плана. Определена система зонирования, трассировка коммуникаций, типизация и структура кварталов. Это обеспечивает наиболее рациональное использование территории и оптимальные условия для развития отдельных систем. Система централизованного и совмещенного расположения инженерных сетей значительно упрощает обслуживающие их строительные сооружения. Эта система позволяет широко применить открытое оборудование и здания облегченного типа. Упрощается модернизация производственных процессов в период эксплуатации. Значительно сокращаются территории заводов и общая сметная стоимость строительства— на 20...29%.

Принцип системного метода формирования генерального плана обеспечивает четкую планировочную структуру и создает условия для повышения архитектурно-художественной выразительности комплекса (узла) в целом. При этом важным фактором является максимально возможное блокирование мелких объектов в крупные объемы, учитывая необходимую гибкость технологических взаимосвязей и функциональное зонирование. Однако архитектурно-планировочные решения зоны предприятий, выделяющих значительное количество вредных веществ, не ограничиваются одним этим приемом и зависят от характера функционально-пространственных взаимосвязей внутри промышленного района и с городом, от природно-климатических и топографических условий местности, комплексного учета технологических и архитектурно-строительных вопросов, предусматривающих унификацию и оптимальность объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений комплекса. Большое внимание уделяют рациональному решению транспортно-пассажирской связи с городской застройкой и учреждениями культурно-бытового назначения.

Архитектурные решения предприятий химии, нефтехимии и металлургии характеризуются специфичностью формирования комплекса сооружений открытого оборудования и производственных зданий различного назначения в едином ансамбле. Контраст, масштабность и силуэт при этом играют важную роль в обогащении и выразительности композиции. Применение в архитектурных решениях цвета (в том числе и функционального) выявляет пространственную структуру комплекса, улучшает технологическую информативность и способствует композиционному единству застройки промышленного узла и его гармонии с окружающей средой.

Архитектурно-планировочные решения предприятий добывающей промышленности носят ярко выраженный контрастно-силуэтный характер наземного комплекса производственно-вспомогательного и инженерно-технического назначения зданий и сооружений (вентиляционных и клетевых башен, транспортных галерей, копров и др.), часто размещаемых на сложном рельефе, и систем подземных шахт или открытых карьеров. С целью создания наиболее благоприятных условий проживания и наилучшего культурно-бытового обслуживания трудящихся селитебная часть решается коопериро-ванно на несколько шахт и предприятий. Размещение города (поселка) определяется санитарно-гигиеническими условиями необходимых разрывов от мест выделяемых вредностей при разработке природных материалов и их первичной переработке, рационального транспортного сообщения, комфортности обслуживания трудящихся и подтверждения технико-экономического использования капитальных вложений при комплексном учете производственных и градостроительных затрат. Часто экономически целесообразно вблизи добычи сырья размещать предприятия последующей обработки материалов в виде готовой продукции или полуфабрикатов, например предприятия цветной металлургии и редких металлов, что позволяет подойти к комплексному решению производственно-технологических, социально-бытовых и архитектурно-строительных вопросов.

Энергетические предприятия — гидроэлектростанции, тепловые электростанции и атомные электростанции и их разновидности занимают особое место в развитии народного хозяйства и формировании окружающей среды. Энергетические комплексы сосредоточиваются в местах наибольшей концентрации производительных сил страны с непременным учетом перспективы их размещения на основе районной планировки, рациональным формированием территориально-производственных комплексов. Сравнительно малоосвоенные в промышленно-сырьевом отношении районы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Закавказья с богатейшими возможностями водных ресурсов определили целесообразность строительства там гидроэлектростанций.

Формирование населенного пункта начинается с гидрокомплекса, градообразующим центром которого и в дальнейшем является архитектурная композиция гидроэлектростанции, образуемое ею водное пространство, архитектурное своеобразие инженерных сооружений, сложного переплетения путей железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, что характерно для низконапорных гидроузлов, располагаемых на многоводных широких реках.

Преобразующее влияние оказывают гидроузлы на природные факторы — рельеф местности и климат, водную и воздушную среду, растительный и животный мир. Гидроузлы, вписываясь в природный ландшафт, изменяют его на значительной площади, достигающей тысячи квадратных километров и более. Так, например, возведение Богучанской ГЭС в таежном ландшафте вызвало возникновение водохранилища с зеркалом площадью 2230 км', а его влияние на климат охватит площадь около 1500 км2. Высоконапорные гидроузлы располагают в узких горных и предгорных створах. Возникает новая интегрированная природно-искусственная среда, обеспечивающая благоприятные условия для труда, быта и отдыха трудящихся территориально-промышленных комплексов, формируемых на базе гидроузла или целого каскада гидроэлектростанций.



Рис. 6. Типовой проект ТЭЦ (общий вид)


Характер застройки тепловых электростанций зависит от размещения их в градостроительной структуре и комплексного учета функционально-технологических особенностей и взаимоувязанных с ними объемно-простран» ственных решений всего комплекса. На композицию архитектурно-планировочных решений тепловых станций большое значение оказывает используемый ею вид топлива (рис. 91). Как правило, теплоэлектростанции размещают в крупных промышленных узлах (районах) города или в центре потребления энергии целого региона. Развитие экономического потенциала страны, научно-технический прогресс во всех областях народнохозяйственной деятельности вызвали необходимость создания новых энергетических мощностей за счет строительства атомных электростанций (АЭС), особенно в европейской части СССР, где проживает две трети населения страны и наиболее развиты производительные силы, в том числе научно-исследовательские институты, их экспериментальные базы и наиболее квалифицированные научные кадры.

Характерной чертой атомных электростанций является создание большой единичной мощности (1,0... 1,8 млн. кВт и более) и четкая много-, очередность в строительстве каждой АЭС. Сложные отношения АЭС с окружающей средой должны находить св.ое отражение в строгом соблюдении санитарно-защитных зон в соответствии с розой ветров, расположением водохранилищ и направлением дальнейшего расширения АЭС. АЭС и АТЭЦ являются специфическими градообразующими композиционно-акцентными объектами, в зоне которых возникают крупные населенные пункты и промышленность. На рис. 92 показано типовое решение АТЭЦ.

Ко второй градостроительной категории относят промышленные районы (узлы), в которых размещаются предприятия наиболее массовых групп промыш-ленностей, выделяющие сравнительно небольшое количество вредностей, выбрасываемых в атмосферу, или те, технологические процессы которых достигли оптимальной локализации производственных вредностей в местах их выделения. Предприятия имеют большой грузооборот (более 10 условных вагонов в сутки) и нуждаются в железнодорожном транспорте, наличие которого определяет часто планировочную структуру промышленного узла и целесообразность размещения их на окраине города. Сравнительно малые пределы санитарно-защитных зон (500...1000 м) позволяют размещать их вблизи селитебных территорий, обогащая своим выразительным силуэтом и масштабом городские ансамбли на стыке про-мышленно-селитебных зон и город в целом, придавая ему индивидуальное своеобразие.



Рис. 7. Однорядное размещение промышленных предприятий (от реки):
1 — зона внешнего транспорта; 2 — промышленная зона; 3 — санитарно-защитная зона; 4— селитебная зона; 5 — зона отдыха и спорта; 6 — развитие застройки




Рис. 8. Трехрядное размещение промышленных предприятий (вдоль реки):
1 — промышленные предприятия; 2 — селитебная зона; 3 — зеленые насаждения; 4— железная дорога; 5 — автомобильная дорога




Рис. 9. Трехрядное размещение промышленных предприятий (вдоль реки):
1 — промышленные предприятия; 2 — селитебная зона; 3 — зеленые насаждения; 4— железная дорога;-5— автомобильная дорога


Характерной чертой атомных электростанций является создание большой единичной мощности (1,0... 1,8 млн. кВт и более) и четкая много-очередность в строительстве каждой АЭС.

Ко второй градостроительной категории относят промышленные районы (узлы), в которых размещаются предприятия наиболее массовых групп промыш-ленностей, выделяющие сравнительно небольшое количество вредностей, выбрасываемых в атмосферу, или те, технологические процессы которых достигли оптимальной локализации производственных вредностей в местах их выделения. Предприятия имеют большой грузооборот (более 10 условных вагонов в сутки) и нуждаются в железнодорожном транспорте, наличие которого определяет часто планировочную структуру промышленного узла и целесообразность размещения их на окраине города. Сравнительно малые пределы санитарно-защитных зон (500...1000 м) позволяют размещать их вблизи селитебных территорий, обогащая своим выразительным силуэтом и масштабом городские ансамбли на стыке про-мышленно-селитебных зон и город в целом, придавая ему индивидуальное своеобразие. На рис. 93, 94 представлены примеры архитектурно-планировочных решений размещения производственных зон в однорядном, трехрядном (а возможно и двухрядном) исполнении, с четким зонированием зон городской структуры и различной ориентацией промышленных территорий в отношении водного пространства — от реки и вдоль реки на границе селитебной территории. На рис. 95 дана схема глубинной планировки промышленного узла с несколькими грузовыми и пассажирскими вводами, позволяющими наиболее органично увязать транспортные пути производственной и селитебной зон.



Рис. 10. Однорядное размещение промышленных предприятий (от реки): 1 — зона внешнего транспорта; 2 — промышленная зона; 3 — санитарно-защитная зона; 4 — селитебная зона; 5 — зона отдыха и спорта; 6 — развитие застройки


В группу промышленных предприятий втррой .градостроительной категории входят: машиностроение и станкостроение, текстильные и ряд предприятий легкой и пищевой промышленности, комплексы строительной индустрии, крупные комплексы точной механики и др. Архитектурно-планировочные решения промышленных узлов, районов или предприятий этой категории строятся на размещении производственных процессов в крупных зданиях, объединяя основные и вспомогательные производства в непрерывные технологические циклы, а иногда и несколько разных производств под одной «крышей».



Рис. 11. Глубинная планировка промышленного узла с несколькими грузовыми и пассажирскими вводами:
I — зона осносных цехов; II— зона вспомогательных цехов; III — глубокий ввод пассажирского транспорта; IV — кольцо; 1 — пассажирская магистраль; 2 — грузовая магистраль; 3— селитебные территории


К третьей градостроительной категории относят промышленные районы (узлы), предназначенные для размещения предприятий с незначительным выделением производственных вредностей в атмосферу, с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта, занимающие сравнительно небольшие территории и в целом не оказывающие вредного влияния на окружающую среду, так как их санитарно-гигиенические характеристики требуют минимальных разрывов 50...100 м. Роль са-нитарно-защитной зоны принимает на себя озелененная магистраль или благоустроенная предзаводская территория. Часовые заводы и типографии, предприятия приборостроения разных направлений, оптики и ряд предприятий легкой и пи-щевой промышленности могут размещаться в жилой среде на основе кооперации культурно-бытового обслуживания и инженерных сетей с городом, а также системы производствен-но-селитебного комплекса. Объемно - планировочная структура, как правило, многоэтажных зданий этих отраслей промышленности отражает функциональное многообразие и характер взаимосвязей автоматизированных производственных процессов. Их архитек-турно-композиционный масштаб соразмерен жилой застройке, что позволяет находить гармоничные решения градостроительных образований, обогащая палитру их архитектурной выразительности за счет разнообразия форм производственных зданий. Например, на рис. 12 показан комплекс предприятия точной механики, расположенный в селитебной зоне с пешеходной доступностью трудящихся. Композиция комплекса построена на четком функциональном зонировании и последовательности технологических процессов.



Рис. 12. Предприятие точной механики (общий вид)


Приемы застройки предприятий данной категории не укладываются в какой-то один определенный прием и в каждом конкретном случае во многом зависят от местных градостроительных условий и разнообразия функционально-пространственных решений, выдвигая часто их на градоформирующие позиции. Их архитектурная выразительность, композиционная вариантность повышает общий уровень городской застройки в целом. Тем более, что номенклатура й разновидность предприятий городского типа расширяется за счет формирования научно-исследовательских и производственно-лабораторных комплексов с опытно-экспериментальными производствами. На таких предприятиях коренным образом изменены условия труда и быта, существенные коррективы вносятся во взаимоотношения и преемственность между наукой и производством. Качество научных исследований оценивается не только современным уровнем изобретения, но и быстрейшим его внедрением в основные производственные процессы. Рождаются новые предприятия-комплексы, специфичные не только функциональной организацией, но и архитектурно-композиционНыми решениями. Место расположения их в городской структуре определяется характером размещения основных фондов данной промышленности и градостроительными условиями. Поэтому эта категория комплексов (с научными подразделениями) может размещаться в промышленных узлах любой градостроительной категории, в непосредственной близости от жилой застройки и в комплексе с ней, масштабно и органично вписываясь в городской ансамбль.



Рис. 13. Пабораторно-производственный корпус


Производственно-селитебные районы. Возможности комплексной градостроительной организации промышленных и жилых объектов до конца еще не раскрыты. Целесообразно создание промышленно-селитебных районов в относительно обособленных, преимущественно периферийных районах крупных городов, с замкнутым трудовым балансом. Перспективной возможности организации комплексных производственно - селитебных районов, возможности органичного слияния производственной и селитебной зон в градостроительной практике уделяется большое внимание, но необходима научно-практическая разработка принципов их формирования с учетом глубокого анализа народнохозяйственных, градостроительных и социальных аспектов. Примером положительного эксперимента может служить г. Зеленоград (город-спутник Москвы), где предприятия размещены в нескольких районах города в непосредственном соприкосновении с жилой застройкой, имеют оптимальную пешеходную доступность следования на работу, кооперированное с городом общественно-культурное и социальное обслуживание и целостное архитектурно-композиционное решение. На рис. 14 дана простейшая схема организации производственно-селитебного комплекса с объединенным общественным центром, инженерными и транспортными коммуникациями. В конкретных градостроительных условиях решения многовариант-ны. Например, возможно размещение комплекса предприятий с чистым производством в городской среде, где протяженная композиция производственных зданий расчленяется в пространство вертикальным ритмом жилых домов, раскрывая их взаимодействие в общем решении ансамбля.



Рис. 14. Производственно-селитебный район:
1 — промышленные предприятия; 2 — объединенный промышленный центр; 3 — селитебная территория


Размеры производстводст-венно-селитебных районов могут быть различны и зависят от характера мест приложения труда, их конкретной, определенной местными климатическими и топографическими условиями взаимосвязи с жилой застройкой, транспортными коммуникациями и зоной отдыха трудящихся. Возможность организации схем городских структур на основе производственно-селитебных комплексов как система применима для нового и реконструируемого города. Система может быть построена на многоэтажном строительстве с многоцелевым назначением наземного и подземного пространства с целью возможно более рационального использования непригодных для сельского хозяйства земель, что требует дальнейшей разработки объемно-пространственных и планировочных структур промышленно-селитебных районов в различных градостроительных условиях.



Рис. 15. Уровни формирования промышленных территорий:
а — групповая система населенного места; б — город; в — промышленный район; г — промышленный узел; д — предприятие; 1 — промышленные территории; 2 — селитебные территории; 3 — зеленые насаждения; 4 — автомобильные дороги; 5 — реки и водоемы


Классификация промышленных узлов. Формирование промышленных территорий города на современном этапе развития научно-технического прогресса во всех областях жизнедеятельности общества — процесс сложный и многообразный, требующий учета социальных, экологических, технологических, экономических и градостроительных факторов. На рис. 15 даны уровни формирования промышленных территорий города. Наряду с промышленными объектами в едином комплексе могут размещаться научно-исследовательские институты, имеющие опытно-экспериментальные производства: объекты транспортного и коммунально-складского хозяйства и др., составляющие, таким образом, зону комплексной застройки производственного назначения. Таких зон в крупных городах может быть несколько. В своей основе они образуются промышленными районами, промышленными узлами и отдельными предприятиями с учетом отраслевых признаков и специфических особенностей производства, возможного рационального объединения и кооперирования их транспортно-технологических и складских операций, а также предприятий бытового обслуживания населения.

Промышленный район города — это конкретная территория, занятая промышленными предприятиями и ограниченная другими функциональными зонами города. Планировочная структура промышленного района может строиться на объединении нескольких промышленных узлов или крупных предприятий, чаще разно-отраслевого направления.

Формирование промышленных узлов следует проводить с учетом возможности специализации предприятий, их хозяйственной и производственной кооперации, а также класса вредностей производственных выбросов. Следует избегать размещения в одном промышленном узле предприятий с различными санитарно-гигиеническими особенностями, оказывающих вредное влияние друг на друга и на прилегающую жилую застройку. Промышленный узел, следовательно, — это специально отведенная территория города, предназначенная для размещения предприятий, как правило, на основе отраслевой, а иногда и межотраслевой кооперации вспомо-гательно-складских и транспортных служб, эффективного блокирования основных, заготовительных и подсобных корпусов, с комплексным решением инженерно-технического и культурно-бытового обслуживания. В крупном промышленном узле (районе) размещаются также научно-технические, учебные и административно-общественные центры централизованного обслуживания и другие объекты. Промышленные узлы по размерам занимаемых территорий подразделяются на малые (до 100 га), средние (100...500 га), большие (500...1000 га), уникальные (>1000 га).

Современная практика показывает довольно широкую тенденцию к укрупнению промышленных узлов: в металлургии — до 2000 га, в машиностроении — 2000...3500 га, химического и нефтеперерабатывающего профиля — до 4000 га, что усложняет в целом планировочную структуру городских промышленных образований, пути их взаимосвязей с селитебной территорией. С ростом мощностей предприятий увеличивается численность кадров, достигая иногда 60...100 тыс. чел. вместо оптимальных 25...30 тыс. чел. Это существенно влияет на архитектурно-планировочную структуру промышленного узла и его транспортных взаимосвязей с селитебной территорией. Малые и средние промышленные узлы используют земли с небольшим экономическим эффектом, однако обладают наибольшими возможностями дифференцированного размещения в малых и средних городах и в наименьшей степени вызывают нарушение окружающей среды.

Промышленные узлы могут быть многоотраслевыми, формируемыми из предприятий различного профиля и размещаемыми преимущественно в малых городах, и специализированными, формируемыми из предприятий одной или нескольких однородных отраслей промышленности.

Особо следует выделить про-мышленно-коммунальные зоны, в которые входят объекты торговли (склады и хранилища), предприятия бытового и коммунального обслуживания, автохозяйства, предприятия пищевой промышленности. Объединенные в единый промышленный узел, они дают большой экономический эффект. Благодаря блокированию производств, объединению их на одной площадке, централизации вспомогательных служб производственные здания приобретают новый масштаб, новое формообразование, новое архитектурно-строительное содержание, а формируемый комплекс — целостный городской ансамбль. Такое объединение раскрывает широкие возможности по более эффективному использованию капитальных вложений.



Похожие статьи:
Основные технико-экономические показатели генеральных планов промышленных узлов, комплексов и предприятий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум