Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Система общественного и социально-бытового обслуживания


Система общественного и социально-бытового обслуживания

Все большее градоформирующее значение приобретают предзаводские комплексы, организующие застройку стыковой зоны между промышленной и селитебной территориями.

Научно-технический прогресс вызывает постоянное совершенствование процесса жизнедеятельности человека, совершенствуются общест-венно-трудовые взаимосвязи трудящихся, научные подразделения приближаются к производству, образуя научно-производственные объединения, повышается профессионально-техническое образование, повышаются требования к социально-бытовому обслуживанию. Все это создает предпосылки для организации в промышленных зонах общественно-технических центров. Их масштабы и состав зависят от уровня сферы обслуживания — отдельного промышленного предприятия или группы предприятий.

В зависимости от функцональной структуры и объемно-планировочного решения общественных центров в промышленной зоне может быть несколько. Чаще всего они размещаются на предзаводских территориях и от степени кооперации с городом условно разделяются на три группы: общий для промышленного узла и прилегающего жилого района; с частичной кооперацией социально-бытового обслуживания; раздельные для промышленных образований и селитебных территорий.

Развитие промышленного строительства на основе кооперации науки, техники и производства, совершенствования автоматизированных систем управления и вычислительной техники в производственных процессах, сетей медицинского, торгового и культурно-бытового обслуживания и транспортно-пешеходных взаимосвязей промышленных и селитебных территорий при развитых автостоянках индивидуального транспорта определяет архитектурно-планировочную структуру предзаводских комплексов. Предзаводские комплексы могут быть решены по компактной схеме группировки всех их подразделений для сравнительно небольших предприятий, по вытянутой структуре отдельных составляющих их учреждений вдоль всей застройки предприятия в крупных промышленных узлах или слиянием вдоль магистралей крупных городов многокилометровых образований, формирующих силуэт застройки за счет композиционных акцентов. Для современной практики проектирования и строительства предзаводских зон характерно усложнение функциональных структур и взаимосвязей отдельных элементов застройки и соответственно увеличение занимаемых ими площадей. Предзаводские Зоны занимают 8... 13% общей площади территории промышленных объектов и в балансе городских земель 0,3...1 % в старых крупных городах и 0,4...3,3% в новых городах. Территории предзаводских зон колеблются: 0,3...30 га — для предприятий площадью 5...200 га, 5...15 га — для промышленных узлов площадью до 100 га и 80...150 га — для промышленных районов площадью 800...1200 га.



Рис. 1. Завод объемной пряжи:
а— общий вид; б — схема генплана; в — детальная планировка предзаводской площади




Рис. 2. Центральное предприятие фирмы «Шлюмбергер», Франция:
а — общий вид; б — открытая автостоянка; в — схема генплана


Основным критерием для определения предзаводской зоны является численность работающих на предприятии из расчета 0,5 м2 на одного работающего, не считая проезжей части улицы.



Рис. 3. Четырехъярусный подземный гараж под улицей:
а — план первого яруса; б — продольный разрез; в — поперечный разрез; 1 — эскалатор; 2 — лестничная клетка; 3 — лифт; 4 — въездная рампа; 5 — выездная рампа; 6 — стоянка автомобилей; 7— спиральная рампа для подъема и спуска автомобилей; 8 — станция обслуживания автомобилей; 9 — подсобные помещения


Пример. На промышленной площадке работает 1000 чел. в двух смежных сменах, пользующихся проходной в этой зоне. На предзаводской зоне отсутствуют учреждения, обслуживающие город. Площадь стоянок автомобилей принимается по СНиП 11-60—75*— 100 машин на 1000 работающих (площадь стоянки 1-го автомобиля 25 м2); коэффициент резервирования на расширение предприятия—1,5. Площадь предзаводской территории: Апл=1,5 (0,5X1000+25X100)= =4500 м2.

При этом площадки автостоянок занимают 83%, проезды, подъезды, пешеходная зона, озеленение—17%.

Автостоянки иногда решаются многоярусными и в том числе подземными, хотя их стоимость в 1,5... 2 раза больше обычных наземных гаражей-стоянок. Это особенно важно в городских условиях вблизи жилой застройки.

Архитектурно-пространственное решение предзаводских комплексов прстроено на масштабной взаимоувязке промышленной и жилой застройки с акцентом, как правило, основной композиции на главные транспортные магистрали города и производственные зоны. Предзаводской комплекс в связи с этим требует тщательного благоустройства его территории, обогащения пространственной среды за счет наглядной информации, с гармоничным сочетанием монументально-декора-тивных элементов и существующим или искусственно созданным ландшафтом.

Уровень организации системы культурно-бытового обслуживания трудящихся характеризуется созданием общего положительного социального микроклимата на предприятии или группе предприятий. Это отражается на постоянстве кадров — росте их профессионального мастерства, на четкости режима работы предприятия и на производительности труда, на качестве выпускаемой продукции и общем производственном потенциале предприятия.

Современные производственные предприятия характеризуются постоянно совершенствуемыми технологическими процессами, улучшающими условия труда. Вредные производства локализуются или изолируются. Усиливается возможность естественного проветривания. Обеспечивается оптимальность естественного или комбинированного освещения, которое диктуется условиями зрительной работы (особо точная, точная, грубая). Усиливается борьба с инсоляцией, образующей перегрев помещения, и слепящим действием солнечных лучей. Эффективная борьба с производственными шумами оказывает благоприятное вдияние на нервную систему человека. Соблюдение санитарных и противопожарных норм обеспечивает безопасность условий работы. Выполнение этих мероприятий в соответствии с нормативными документами создает оптимальный режим производственной среды с учетом всего многообразия специфических особенностей различных производств. Поэтому к действующим нормативам общего СНиПа дополнительно выпускаются отраслевые нормативные материалы, учитывающие эту специфику режимов работы различных технологических процессов промышленных предприятий и их влияние на окружающую среду.



Рис. 5. Система культуры, здравоохранения и общественного питания в промышленном узле (структура обслуживания трудящихся на отдельном предприятии аналогична): 1 — 7 — производственные здания различного назначения; 8—11 —- предзаводской комплекс, включающий общественный центр, медицинские и клубные помещения, заготовочное предприятие общественного питания; I — здравпункт; II — столовая-доготовочная (или буфет); III — красный уголок


Система культурно-бытового обслуживания трудящихся рассматривается комплексно с учетом функциональных взаимосвязей между зданиями и сооружениями и обеспечения четкого зонирования транс-портно-грузовых и пешеходных коммуникаций на предприятии или промузле. При этом учитывается целесообразность корперирования всех компонентов системы обслуживания трудящихся на производстве с городом.

Рациональность систем социально-бытового и культурного обслуживания определяется оптимальностью их удаления от мест приложения труда и полнотой обеспечения различными услугами трудящихся.

В основу системы обслуживания трудящихся положено ступенчатое построение: I — местное обслуживание — помещения, которыми пользуются трудящиеся повседневно в рабочее время (туалетные, места отдыха, ручные ванны и умывальники и др.). К этой же категории следует отнести помещения мастеров и другого персонала и помещения, располагаемые вблизи рабочих мест непосредственно в производственных зданиях (радиус обслуживания 75...150 м); II—цеховое или межцеховое обслуживание (гардеробные, душевые, доготовочные, медпункты и другие помещения эпизодического пользования) размещается в специальных пристройках или отдельно стоящих зданиях, связанных с основным производством закрытыми теплыми переходами (радиус обслуживания 200...900 м); III—общезаводское обслуживание (столовые, поликлиники, клубные помещения и др.) с радиусом удаления от рабочих мест 800...1000 м, размещаются в зависимости от размеров предприятий в предзаврдском комплексе; IV — общеузловое обслуживание (промузел или промышленный район) учреждения и сооружения периодического пользования (спортивные сооружения, медико-санитарные части и др.) с радиусом удаления от входов на предприятие 1500... 2000 м); V — общерайонное обслуживание или обслуживание комплексного промышленно-селитебно-го района города; VI—общегородское обслуживание.

Объемно-пространственная структура объектов культурно-бытового и социального обслуживания трудящихся начинает формироваться на предзаводских территориях, организуя предзаводские комплексы, и часто занимает большие площади, так как в этой зоне происходит большое скопление приезжающих и уезжающих трудящихся, и характеризуется большой насыщенностью транспортных коммуникаций (автомобильных и пешеходных), рациональное решение которых предусматривается в архитектурно-планировочной структуре предприятия в целом.



Похожие статьи:
Основные технико-экономические показатели генеральных планов промышленных узлов, комплексов и предприятий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум