Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Зонирование территорий промышленных узлов и предприятий и их архитектурно-планировочная структура


Зонирование территорий промышленных узлов и предприятий и их архитектурно-планировочная структура

Зонирование городских территорий следует проводить на основе взаимоувязки архитектурно-планировочных решений промышленных и селитебных зон, в процессе которого устанавливается последовательность размещения предприятий в промышленном узле с учетом их технологических особенностей и санитарно-гигиенических характеристик.

Формирование архитектурно-планировочной структуры территорий промышленных узлов и предприятий основано на четком зонировании составляющих их четырех зон:
1) зона общественных центров, ориентированная к жилой застройке и организующая основные людские потоки, включает административно-бытовые здания (столовые, медицинские учреждения), научно-экспериментальные подразделения с кон-ференц-залом, общественно-куль-турные организации и др.
2) зона основного производства, расположенная в соответствии со спецификой технологического процесса, передвижением внутрицехового транспорта, грузов и людей;
3) зона подсобно-вспомогательных производств, энергетического хозяйства, водозаборные и другие сооружения;
4) зона объединенных складов и транспортных путей (железнодорожные и комбинированные внутризаводские станции и др.).



Рис. 1. Промышленно-коммунальная зона (общий вид)




Рис. 2. Структура зонирования территории промышленного узла и крупного предприятия:
а — функциональное зонирование; 1 — зона основного производства; 2 — зона вспомогательного производства; 3 -— зона складов и открытых площадок; 4 — административно-общественная зона; 6 — дорожно-транспортная сеть; 1 — основная транспортная магистраль; 2 — автомобильная магистраль; 3 — автомобильный проезд; 4 — железнодорожный путь; в — людские и грузовые потоки; 1 — грузовой поток по железным дорогам; 2— то же, по автомобильным дорогам; 3 — людской поток; г — социаль-но-бытовое обслуживание; 1—территория вне зоны обслуживания; .2 — зеленые насаждения, 3 — административно-общественный центр; 4 — подцентр; 5 — административно-бытовой корпус


Зонирование промышленного узла (предприятия) может быть продольным, поперечным, одно- или многорядным и островным. Структура зонирования определяется архитектурно-планировочным решением предприятия (или промышленного узла) с учетом возможности расширения и очередности строительства, конкретных градостроительных условий, санитарно-гигиени-ческих и пожарных требований, четкой организации грузовых и людских потоков и социально-бытового обслуживания. При решении зонирования обращают особое внимание на объекты, которые могут оказать вредное влияние на смежные производства и вблизи расположенные жилые районы. В связи с этим необходимо стремиться группировать объекты с учетом санитарной и пожарной однородности в блоки с сохранением нормативных разрывов между зданиями. При этом используют естественный рельеф местности, применяя террасный принцип застройки и здания разной этажности. Существующие зеленые массивы и водные пространства по возможности расширяют и благоустраивают. Территория, отведенная под промышленный узел, при оптимальных условиях функционального и архитектурно-планировочного зонирования должна быть рационально использована, без завышения нормативных разрывов, но, как правило, с возможностью перспективного расширения производства. Это позволяет получить экономический эффект за счет развития основного производственного корпуса предприятия (5...10%), архитектурно-строительных возможностей в пределах территории предприятия (18...20%) или за счет резерва территории целого промышленного района (10...20%). Принципы решения того или иного резерва для расширения производства закладываются в первоначальном проекте и являются качественным критерием принятых архитектурно-планировочных решений, отражающих качество объемно-пространственных структур комплекса и количественный показатель использования территории предприятия или промышленного узла в пределах отводимых земельных участков. При этом необходимо предусматривать очередность освоения территории и не удлинять транспортные и инженерные коммуникации. Планировочная структура промышленного узла или предприятия, построенная с учетом функционально-технологической специфики производственных процессов, характера сырья и готовой продукции и их перемещения, взаимосвязей отдельных подразделений комплекса — зон обслуживания, инженерно-технологических коммуникаций и сооружений составляют единый комплекс рационально зонированной территории. Оптимальность размещения зданий и сооружений на территории промышленного комплекса с учетом градостроительных и природно-климатических условий характеризуется рациональностью транспортно-технологических потоков, обеспеченностью техники безопасности и организации рабочих мест, передвижений людей и эффективностью землепользования.

Отметим только, что показатель Кг, характеризующий развернутую площадь размещаемых на территории предприятий зданий и сооружений, приходящуюся на 1 га промышленной площадки в зависимости от принимаемой этажности зданий, колеблется от 5 до 18 тыс. м2/га и более, что существенным образом отражается на застройке и планировочной структуре предприятия, на эффективности капитальных вложений и рациональном использовании земли, отводимой под промышленное строительство. Поэтому целесообразно строительство многоэтажных предприятий. Практика и научные иссследования подтверждают эффективность таких решений.

Важная роль при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных комплексов, отдельных производственных зданий и сооружений различных отраслей промышленности отводится возможности их объединения в крупные промышленные предприятия, промышленные узлы, комплексы с рациональным блокированием и широкой кооперацией подсобно-вспомогательных производств, транспортных и инженерных коммуникаций, приводя по возможности к универсальности многие архитектурно-строительные параметры.

Специфические особенности технологических процессов, характеризующиеся различными системами инженерного оснащения и видами транспортного и технического оборудования, обеспечивающие оптимальные режимы работ предприятий, определили функциональную типологию зданий, основанную на принципах максимальной отраслевой и межотраслевой унификации архитек-турно-конструктивных параметров зданий и широком использовании индустриальных методов строительства из сборных типовых элементов заводского изготовления, обеспечивающем блокирование различных зданий и предприятий. Это позволило ввести систему в определение строительных параметров производственных зданий и целых комплексов, подчиненных единой межотраслевой модульной системе, учитывающей вариантность архитектурных композиций, обусловленных конкретными градостроительными условиями. Так, например, предприятия машиностроения и станкостроения, а также текстильной и некоторые пищевой промышленности, характеризующиеся многоступенчатой пространственной организацией, большим разнообразием технологических процессов, часто оснащены крупногабаритным оборудованием, в том числе и тяжелым. Температурно-влажностные режимы различны — от цехов с нормальными параметрами до термоконстантных. Производственные процессы обладают неутили-зированными отходами и обслуживаются развитым железнодорожным транспортом. Этажность смешанная, однако преимущественно в один этаж. Производства многолюдны, по профессиональному уровню разнородны. Производственные здания крупномасштабные, с укрупненной сеткой колонн и большой высотой, часто с перепадами высот и фонарными надстройками, имеют четкую функционально-зонированную структуру объемно-пространственного решения.

Предприятия, состоящие из нескольких различных по функциональному назначению зданий, как правило, размещают на окраине города, в специально создаваемых промышленных узлах. Исключение составляют предприятия, получившие развитие в результате исторического наслоения в ранее сложившейся застройке, особенно в крупных городах. Однако, несмотря на сложные объемно-пространственные решения таких предприятий, специфику их технологических процессов, некоторые предприятия машиностроения с успехом занимают градоформирую-щее положение на городских магистралях крупных городов.

Предприятия точного приборостроения различного направления, как правило, многоэтажные или ограниченно смешанной этажности.

Технология практически безвредная, гибкая (меняется каждые 3...5 лет), характеризуется большой насыщенностью инженерного обеспечения, постоянным температурно-влаж-ностным и строгим пылевым режимом, который обеспечивается кондиционированием воздуха и применением специальных отделочных материалов. Это находит свое отражение и в формообразовании производственных зданий и их комплексов. Их структура подчинена рациональной системе многочисленных скрытых инженерных коммуникаций и категории точности выпускаемой продукции.

Наибольшее распространение для размещения этих производств получили здания с межферменными этажами, с выносом коммуникационных шахт за пределы основных его габаритов, а также широкие двухэтажные здания с различной сеткой колонн первого и второго этажей и устройством там, где это возможно, верхнего естественного освещения через зенитные фонари.

Архитектурно-композиционные возможности предприятий приборостроения почти неограничены и в большой степени зависят от конкретных градостроительных и природно-климатических условий. Предприятия могут размещаться на территории жилой и общественной застройки, на рельефе с большими перепадами,

что облегчает возможность рационального использования земель, непригодных для сельского хозяйства. Разнообразный характер объемно-пространственных решений и вариантность композиций позволяет зданиям точного приборостроения активно участвовать в формировании городских ансамблей.

Многие предприятия легкой и пищевой промышленности крупных городов располагаются вблизи или непосредственно в жилой застройке. Такое размещение их логично и определяется индивидуальными особенностями технологических процессов, безвредных для окружающей городской среды, с ограниченным грузооборотом, осуществляемым чаще всего автомобильным транспортом. Оптимальная этажность — 3...5 этажей.

Текстильный комбинат в Ленинграде при угловом размещении в селитебной зоне органично вписался в застройку жилого района с масштабным акцентом крупнообъемной композиции промышленной площадки.

Совершенствование технологических процессов и конструктивных решений с учетом научно-технического прогресса позволило за последние годы создать целый ряд широких двухэтажных производственных зданий с укрепленной сеткой колонн второго этажа, за счет чего повысилась их универсальность. Практика архитектурно-строительного проектирования выявила возможность размещения в этих зданиях ряда различных производств и предприятий и, как следствие, расширилась вариантность объемно-планировочных решений, позволяющих улучшить комфортные условия труда, эстетическую выразительность внутреннего пространства и внешнего облика зданий, предприятий и комплексов.

Применение двухэтажных зданий с разной сеткой колонн раскрывает возможности поиска гармоничных пропорций, архитектурного ритма' вертикальных и горизонтальных членений с выявлением глубокой пластики и новых целостных композиций.



Рис. 3. Текстильный комбинат, размещенный в жилом микрорайоне


Дальнейшее увеличение этажности производственных зданий с широким диапазоном статических и динамических нагрузок позволяют наиболее эффективно использовать городские земли и сложный рельеф, сократить инженерные коммуникации и получить разнообразные архитектурно-композиционные решения, активно участвуя в формировании городской застройки. Формируемые из них предприятия масштабны, органично вписываются в жилую и общественную зону застройки, часто принимая на себя градоформирую-щую, акцентную роль.

Применение многоэтажных зданий с укрупненной сеткой колонн еще больше увеличит их универсальность и конкурентоспособность с одноэтажными, повышая эффективность использования земельных ресурсов путем использования земель старых выработок и карьеров, а также с большими перепадами высот, как это принято в проекте промышленного узла в одном из районов Москвы.

Важным этапом в формировании промышленных предприятий является максимально возможное рациональное блокирование производств в укрупненных зданиях с учетом рационального функционального зонирования всей территории предприятия.

Эффективность блокирования подтверждается практикой на многих примерах предприятий различных отраслей промышленности.

Так, например, в Новосибирске осуществлен проект комбината, в котором пять заводов пищевой промышленности решены единым комплексом, с объединением основных производств и вспомогательных служб в одном здании при соблюдении четкого зонирования технологических процессов и территории, транспортных и людских потоков. Комплексы пищевых предприятий, построенные в Геленджике, Нижнекамске, включающие в себя различные производства, позволяют достигнуть высоких экономических показателей — по расходу земли, трудозатратам, материалоемкости и капитальным вложениям. Территория сокращена на 20%, количество отдельно стоящих зданий уменьшено в пять раз, снижена стоимость строительства на 15%, улучшилось качество архитектурно-композиционных решений предприятий.

Принцип секционного блокирования получил дальнейшее развитие в создании промышленно-коммунальных зон и других промышленных комплексов. Решение планировки и застройки промышленного предприятия или комплекса предприятий начинается с рассмотрения технологического задания, изучения особенностей производственного процесса и внешних транспортных взаимосвязей, характера выделяемых вредностей и градостроительных условий размещения, топографии рельефа и природно-климатических условий местности, возможности кооперации и блокирования с другими предприятиями, объединения культурно-бытового обслуживания с городскими инженерными коммуникациями. Принятие решения объекта сопровождается комплексной качественной оценкой на основе технико-экономических сравнений с объектами-аналогами, с учетом перспективного развития производств, обеспечения комфортных условий труда и прогрессивного технологического процесса, отвечающего уровню научно-технического прогресса, возможной модернизации действующего предприятия в процессе его эксплуатации.



Рис. 4. Компактный промышленный узел, расположенный в старом карьере (перепад рельефа до 40 м)


Приемы планировки и застройки промышленных предприятий различны при общей закономерности функционального зонирования территорий и модульной унификации строительных параметров зданий и типовых элементов заводского изготовления, обеспечивающих индустриальные методы строительства.

Одной из важнейших проблем современного промышленного строительства является реконструкция действующих предприятий, особенно в крупных городах, в сложившейся городской структуре. При этом индуст-риальность строительства, унификация (и по возможности универсальность) объемно-планировочных решений принимаются в основу реконструируемых объектов.

Один из путей реконструкции направлен на ограничение роста крупных городов и улучшения состояния их природной среды, связан с коренным изменением структуры городской промышленности. Это — организация на базе существующих непрофильных для города крупных предприятий и объединений специализированных заводов-филиалов в малых и средних городах, расположенных в радиусе экономически эффективного действия автомобильного транспорта. Благодаря созданию филиалов становятся возможными реконструкция и техническое перевооружение действующих головных заводов.

Другой путь основан на углублении подотраслевой специализации профильных для города предприятий с выделением ряда специализированных производств в самостоятельное предприятие и с последующей реконструкцией действующих городских предприятий отрасли. Характерным примером такого метода является формирование крупного промышленного узла, в котором размещены крупные специализированные предприятия. Обычно существующие предприятия длительное время развивались как комплексные, с замкнутым циклом производства. На каждом таком предприятии существуют мелкие цехи и участки, производящие для собственных потребностей изделия, широко применяемые на других предприятиях отрасли или во всей промышленности. За такую «самостоятельность» расплачиваются кустарностью этих производств, высокой трудоемкостью и себестоимостью, низким качеством их продукции. Такие производства целесообразно выносить с действующих заводов в каждой отрасли, объединять в специализированные, оснащенные современной техникой предприятия или комплексы, полностью удовлетворяющие своей продукцией одну, а иногда и несколько отраслей промышленности. С выносом этих производств предприятия получают возможность благоприятного развития основного производства за счет ликвидации ветхих, неприспособленных зданий и возведения новых, удовлетворяющих современным требованиям научно-технического прогресса.

Такой путь позволяет откорректировать исторически сложившиеся диспропорции между местами проживания и приложения труда, оптимизировать транспортную систему городов, эффективно использовать для нового промышленного строительства «неудобные» городские земли и подземное пространство. Появляются возможности для создания новых городских ансамблей, сокращения численности трудящихся и повышения производительности труда на реконструируемых предприятиях за счет комфортности условий труда и обслуживания.

Локальный путь реконструкции относится к небольшим исторически сложившимся группам мелких предприятий разных отраслей и основан на постепенном поэтапном сносе ветхого капитального фонда с заменой его новым с учетом современных санитарно-гигиенических и противопожарных требований, с одновременным улучшением архитектур-но-планировочной структуры и выразительности предприятия или целого промышленного узла и городского района. Эффективность решения задачи реконструкции промышленности, упорядочение застройки сложившихся предприятий обеспечивается комплексным учетом народнохозяйственных, социальных и градостроительных требований и определяется конкретными условиями района строительства.



Похожие статьи:
Основные технико-экономические показатели генеральных планов промышленных узлов, комплексов и предприятий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум