Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Почвенно-грунтовые обследования вдоль трассы


Почвенно-грунтовые обследования вдоль трассы

Грунты верхних слоев земной поверхности — основной материал для постройки земляного полотна дороги; грунты более глубоких слоев являются основанием всех дорожных сооружений: насыпей земляного полотна, опор искусственных сооружений, фундаментов подпорных стенок, гражданских зданий и других сооружений, возводимых при постройке дороги. От устойчивости и прочности грунтов в естественных условиях их залегания зависят устойчивость и долговечность дорожных сооружений.

При почвенно-грунтовых и геологических обследованиях:
— составляют общую характеристику грунтов по трассе и определяют наименования и состав почв и грунтов в полосе трассы; составляют грунтовый профиль по трассе;
— выясняют физико-механические свойства грунтов и их залегание, влияющее на проектирование полотна дороги;
— изыскивают места, откуда возможно доставить грунт для постройки земляного полотна дороги в местах, где местные грунты по своим свойствам оказываются не пригодными для постройки устойчивого полотна:
— выясняют возможность укрепления местных грунтов вяжущими материалами с целью использования их в основании дорожных одежд в местах, где нет месторождений каменных материалов, а доставка их связана с большими затратами денежных средств и транспорта.

Успех полевых работ в значительной степени определяется предварительным камеральным изучением грунтов обследуемого района, изучением почвенно-грунтовых карт и литературы.

Грунтовые обследования заключаются в составлении почвенно-грунтовых разрезов вдоль трассы на основе изучения колонок буровых скважин, шурфов и прикопок и использования разных признаков на поверхности земли, позволяющих судить о свойствах и залегании грунтов (изменение форм рельефа и растительности). На основе обследований и зарисовки грунтовых разрезов в шурфах составляется описание почв и грунтов вдоль трассы и дается оценка сточки зрения пригодности грунтов разных горизонтов для отсыпки земляного полотна и рекомендаций по их размещению в насыпях, определяется их строительная категория.

Во всех пониженных местах закладывают скважины или шурфы для определения наличия грунтовых вод на глубине до 2 м от поверхности земли, чтобы правильно спроектировать и рассчитать основания опор малых искусственных сооружений.

В промежутках между шурфами для определения мощности верхнего горизонта и подтверждения того, что грунтовое строение не изменилось, закладывают прикопки глубиной 0,5—1,0 м.

Наиболее сильно меняется строение грунта при изменении рельефа. Обычно скважины или шурфы закладывают на характерных формах рельефа (на ровном склоне, на холме и т. д.) на расстоянии 0,5—2,0 км один от другого в зависимости от рельефа и растительности, а в промежутках между ними делают прикопки.

В скважине и шурфе отмечают глубину уровня стояния грунтовых вод (если они попадают в шурф), а также признаки верховодки или периодического подтопления его грунтовой водой по изменению цвета грунта и наличию оглеения (зеленовато-голубоватая окраска) и новообразований. Из основных почвенных горизонтов берут пробы для лабораторного анализа и исследования (размер образца 12ХЮХ7 см, вес около 1 кг).

Рис. 1. Схемы расположения шурфов и прикопок в разных формах рельефа:
а — на равнине; б—на склоне; в — на возвышенности; г — во впадине с пблогими склонами;
1 — шурф; 2 — прикопка

Первичный анализ для определения категории грунта по трудности разработки и определения наименования грунта по дорожной классификации, а также определения консистенции грунтов и их структуры в естественных условиях производится в полевых условиях в изыскательской партии.

Для более подробной характеристики грунтов и горных пород образцы, взятые из наиболее типичных залеганий, занимающих значительные по протяжению трассы участки, направляют в центральную лабораторию в плотной и прочной упаковке. Образцы грунтов, которые могут быть использованы в составе дорожной одежды после укрепления их вяжущими материалами, направляют в количестве не менее 20 кг.

Должна быть тщательно определена естественная влажность грунтов в разных условиях рельефа. Чем выше влажность грунта в естественных условиях, тем больше внимания должно быть обращено на выбор направления трассы и размещение ее на возвышенных формах микрорельефа в лучших грунтовых условиях с обеспеченным поверхностным водоотводом.

В обжитой застроенной или занятой ценными культурами местности необходимо ограничить ширину полосы отвода, отказавшись от заложения широких боковых резервов. Земляное полотно при этом необходимо возводить из привозного грунта, взятого из карьеров (сосредоточенных резервов). С целью удешевления и уменьшения трудоемкости строительства следует отыскивать карьеры песчаного и супесчаного грунта, что позволит обеспечить устойчивость дорожного полотна при меньших рабочих отметках, одновременно уменьшив толщину дорожной одежды за счет повышения прочности грунтового основания.

Положение шурфов и прикопок с границами горизонтов грунтов наносят на продольный профиль. Обнаруженные горизонты установившихся уровней грунтовых вод наносят линиями с указанием отметки и даты, когда эта отметка была установлена.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум