Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Машинист котельных

Предохранительные клапаны, их устройство и работа


Предохранительные клапаны, их устройство и работа

Предохранительные клапаны служат для автоматического выпуска избытка пара из котла и пароперегревателя или воды из водяного экономайзера и предохранения их, таким образом, от взрыва при превышении предельного (максимально допустимого) давления.

Шум вырывающегося из предохранительных клапанов пара или воды сигнализирует об опасном повышении давления в котлоагрегате и о необходимости принятия срочных мер для снижения давления. С этой целью усиливают питание котлоагрегата водой, прекращают подачу топлива в топку, сокращают или даже прекращают подачу воздуха в топку и уменьшают тягу, прикрыв дымовую заслонку. Следует помнить, что если не принять необходимых мер, то котел может взорваться.

По правилам Госгортехнадзора СССР, на каждом паровом котле паропроизводительностью более 100 кг/ч устанавливают не менее двух не зависящих друг от друга предохранительных клапанов, сообщающихся с паровым пространством котла. Предохранительный клапан должен приводиться в действие непосредственно давлением пара на его тарелку или импульсом от вспомогательного клапана. Один клапан — рабочий, другой — контрольный. Последний закрывают футляром и запирают на замок. Таким образом, в контрольном предохранительном клапане отсутствует возможность изменять регулировку клапана; в то же время применяемое устройство не должно препятствовать проверке состояния клапана.

На котлах паропроизодительностью до 100 кг/ч допускается установка одного предохранительного клапана. Обязательна установка предохранительных клапанов (но не менее одного) на выходном коллекторе неотключаемого пароперегревателя котлоагрегата (за исключением локомобильных и паровозных котлов, вертикальных котлов с дымогарными трубками).

Предохранительные клапаны также применяют на отключаемом по воде водяном экономайзере как на входе воды (после запорного органа), так и на выходе воды из него (до запорного органа — по ходу воды). Не обязательно устанавливать предохранительный клапан на входе воды в экономайзер при наличии его на питательной линии. Водоотводящую трубу присоединяют к линии свободного слива воды.

На водогрейных котлах устанавливают не менее двух предохранительных клапанов. Если запорные устройства на линии воды от котла до расширительного сосуда, соединенного с атмосферой, имеют обводы с диаметром труб не менее 50 мм с расположенными на них обратными клапанами для пропуска воды из котла, то допускается устанавливать один предохранительный клапан.

Предохранительные клапаны могут быть прямого действия — рычажно-грузовые и пружинные, и непрямого действия — импульсные. Последние обязательно следует применять на котлах с избыточным давлением 3,8 МПа (39 кгс/см2) и более. Вспомогательный клапан у импульсного клапана — прямого действия и снабжается электромагнитным приводом.

Предохранительные клапаны располагают на патрубках, непосредственно присоединенных к барабану котла или коллектору пароперегревателя; от этих патрубков запрещается брать пар.

На рис. 1 изображен широко применяемый в котельных установках рычажный предохранительный клапан. Клапан левым фланцем прикрепляется к фланцу патрубка парового котла. Выход пара из котла закрывается тарелкой, садящейся на плотно впрессованное седло.

Перегружать клапан увеличением нагрузки или передвижением груза, а тем более заклинивать клапан запрещается, так как это может привести к недопустимо высокому давлению в котле и к его взрыву.

Рис. 1. Рычажный предохранительный клапан:
1 — корпус клапана; 2 — седло клапана; 3 — тарелка; 4 — шток клана, на; 5 — направляющая вилка; 6 — рычаг; 7 — груз; 8 — цепочка для подъема клапана; 9 — кожух для контрольного клапана; 10 — замок

Применяемый на передвижных котлах пружинный клапан отличается от рычажного в основном тем, что его тарелку к седлу прижимает сила натяжения пружины. Конструкция клапана исключает возможность затяжки пружины сверх установленной. Пружина клапана защищена от прямого действия выходящей струи пара.

На рис. 3 изображен импульсный предохранительный клапан, состоящий из основного клапана, тарелка которого паром из котла (или пароперегревателя) прижимается сверху к седлу, и из вспомогательного рычажного клапана. Пар при давлении, превышающем допускаемое, на которое установлен груз клапана, приподнимает его и направляется по пароперепускной трубке под поршень, связанный с тарелкой основного клапана, и приподнимает ее. Этим обеспечивается выход пара из предохранительного клапана. При понижении давления в барабане котла закрывается вспомогательный рычажный клапан, прекращается поступление пара под поршень, и под воздействием давления пара из котла (или пароперегревателя) тарелка основного клапана 4 прижимается к седлу.

Рис. 2. Пружинный предохранительный клапап:
1 — тарелка с направляющими; 2 — пружина; 3 — футляр; 4 — ручка для опробования клапана

Рис. 3. Импульсный предохранительный клапан

В работе предохранительных клапанов могут быть следующие неполадки.
1. Клапан не открывается своевременно при переходе стрелки исправного манометра за черту, соответствующую давлению начала его открытия. Это можно наблюдать в том случае, если на рычаге клапана подвешен лишний груз или он сдвинут к концу рычага, рычаг заедает в вилке или он заржавел в шарнире. Клапан совсем не открывается в тех случаях, когда его тарелка прикипает к седлу или же в вилку над рычагом вложен клин.
2. Клапан открывается до перехода стрелкой исправного манометра черты, соответствующей давлению начала его открытия. Это возможно в тех случаях, когда груз меньше нормального (часть груза снята) или груз передвинут ближе к клапану.
3. Имеются пропуски пара при опущенной тарелке (пропаривание клапана). Это наблюдается при плохой притирке клапанов к седлам, или когда клапаны перекошены, или между тарелкой и седлом попали накипь, грязь, песок. Пропаривание клапана может привести к его при-кипанию к седлу.

При любых неполадках в работе предохранительного клапана кочегару необходимо принять меры к их ликвидации, так как с неисправными предохранительными клапанами котлоагрегат не может быть допущен к работе.

Во время приема вахты кочегар обязан тщательно осмотреть и продуть предохранительные клапаны, чтобы убедиться в их исправном состоянии. При осмотре клапанов проверяют отсутствие пропусков пара, правильность закрепления на рычаге грузов, отсутствие клиньев в вилках клапанов, а также каких-либо предметов на обмуровке котла, которые могут быть случайно положены на рычаги клапанов.

Для продувки рычажного предохранительного клапана надо двумя руками взяться за конец рычага, а затем осторожно его приподнять; клапан при этом должен легко открываться и выпускать пар по всей своей окружности. По окончании продувки следует посадить клапан на седло; пропуск пара после этого должен прекратиться. При продувке контрольного клапана.^используют цепочку, при помощи которой приподнимают его тарелку.

Продувать предохранительные клапаны кочегар должен при приеме вахты не менее одного раза в вахту и, кроме того, во всех случаях, когда наблюдается запаздывание открытия или пропаривание клапана.

О всех неполадках в работе предохранительных клапанов кочегар должен немедленно ставить в известность администрацию котельной.

Категорически воспрещается открывать прикипевший клапан при помощи рычага или ударами молотка, так как внезапное открытие клапана может вызвать его разрушение и взрыв котла.

Предохранительные клапаны должны иметь отводные трубы, предохраняющие персонал котельной от ожогов при срабатывании клапанов и проверке их действия, а контрольные клапаны, кроме того, должны быть снабжены сигнальными устройствами (например, свистком), ее ни выход пара из клапанов не слышен с рабочего места кочегара. Отводные трубы от предохранительных клапанов должны выводить пар из котельной, не создавая за клапаном противодавления, и иметь устройство для слива скапливающегося в них конденсата.





Похожие статьи:
Оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и поражениях электрическим током

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Машинист котельных

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум