Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Проектирование


Проектирование

До сих пор, за исключением отсылок к абстрагированному инструментарию вроде схематического проектирования или уточнения характера будущего посредством аналогов, паттернов или пробных действий, мы не затрагивали проектирования как такового, т.е. непосредственного определения формы-деятельности, которую большинство автоматически связывает с заботой о сенсорном качестве окружения. Эта сдержанность не случайна, так как вообще вопрос о применимости традиционного проектного процесса к масштабу региона достаточно сомнителен. «Градостроительное проектирование» несет в себе опасную бациллу грандиозности: за концепцией большой архитектуры скрывается и желание тотального контроля. Это желание Особенно опасно сегодня еще и потому, что совпадает С сильной современной тенденцией крупномасштабных капиталовложений. Крупномасштабное проектирование требует значительного экономической и политической силы и большого чисто технического усилия, связанного с попыткой все предусмотреть и все обеспечить.

Особенно тревожно То, что оно заглушает «голое с мест» и всякую местную инициативу. Результат известен — «крупнозернистое», невыразительное, труднообживаемое обиталище.

Однако проектирование может быть использовано более разумным образом, н именно такой тип Проектной работы замыкает свод функций, приписываемых планировочному агентству региона. Один из элементов этой работы — «системное проектирование», вернее, дизайн систем, когда разрабатываются определенные формы (вместе с видами их использования) для элементов, широко применяемых в общественном благоустройстве: замощение, ограды, фонари, реклама или фонтаны; велосипедные дорожки, информационные центры, тоннели и проходы, световая реклама, укрытия; события и процессы в жанре фестивалей и всевозможных празднеств; крупные элементы вроде образцовой улицы, остановки транспорта, маленького парка. Системный дизайн проводится так, чтобы за счет перегруппировки элементов, выбора места, используемых материалов или изменения габаритов можно было легко вписаться в местные условия. Проектные программы такого рода следует разрабатывать в кооперации с общественной линейной службой (транспорт, освещение ит. п.) или промышленной фирмой.

Необходимы и некоторые особые услуги в области проектирования. Это и справочники, и образцы решений (витрина магазина, небольшой двухэтажный дом, сад на заднем дворе) как для общей ориентации застройщиков, так и для тех жителей, которые не могут позволить себе обратиться к профессионалам. Не исключено, что проектировщики могут воспринять общественную проектную службу как угрозу своему существованию, однако число ситуаций, в которых профессиональное проектирование вообще не участвует, или таких, где профессионализм полностью подчиняется узкопонимае-мым частнособственническим интересам, так велико, что использование штата общественного регионального агентства более чем рационально. При наличии достаточных средств такой штат может ставить и более сложные задачи, разрабатывая экспериментальные формы и испытывая варианты их применения. Однако необходимо считаться с тем, что при Добросовестном подходе это длительная, дорогостоящая и довольно рискованная деятельность. Имея отром-ное значение для увеличения наших знаний и опыта, она вряд ли способна привести к немедленно ощутимым результатам

Служба планирования могла бы также предлагать осуществление специальных проектных разработок непосредственно линейным общественным службам. Она могла бы предлагать свои проектные квалификации, равно как и знание настоящего и будущего территориального контекста, в обмен на умеренный гонорар и известное влияние на результат, не участвуя непосредственно в принятии решений. В ходе такого сотрудничества — что не менее важно — агентство постигает мотивировки и ограничения, предопределяющие работу линейных служб, и подобная обратная связь способна усовершенствовать централизованное планирование за счет ускоренного обмена информацией. Возможно также осуществлять «передачу взаймы» профессионалов агентства линейной службе для развития самостоятельной проектной группы

Одной из форм утверждения службы проектирования могло бы стать приписывание штатных проектировщиков к определенным зонам региона для работы на месте и обеспечения связи с центром. Со временем они приобретали бы детальное знание своей зоны и ее обитателей, подсказывая им определенные приемы воздействия на те решения частных и общественных сил, которые постоянно на них обрушиваются В круг их задач вошли бы также обучение местных жителей оценке и эксплуатации их непосредственного окружения и помощь им в организации общественного контроля Характеристики мест и обитателей внутри региона всегда столь различаются, что именно на локальном уровне можно добиться наивысшего эффекта в поддержании качеств окружения (за исключением тех вопросов, которые поддаются рассмотрению только на региональном уровне).

Квалифицированный и ответственный персонал регионального планировочного агентства может использовать службу дизайна и иным образом, сосредоточивая внимание на крупномасштабных решениях Он будет включаться в критическую стадию обсуждения ключевых решений, предлагаемых другими, со своими предложениями, критикой и информацией или появляться на сцене в момент накала дискуссии, когда решение должно быть вот-вот принято. Это тактика «противоогня»*, нуждающаяся в изрядных дипломатических качествах и способности к мгновенному реагированию. Эта тактика непродуктивна, если нет умения распознавать тот стратегический момент, когда решение еще не провозглашено и даже еще не сформулировано, но уже «висит в воздухе». Естественно, что подобная тактика игнорирует существование тех застройщиков, менеджеров или потребителей, которые не могут принимать ключевых решений или вообще никаких.



Рис. 1. Просветы, илгг «визуальные коридоры», которые надлежит оставить отестатыюи при лю&ых вариантах развития нижнего Манхаттана, наложенные на изображения существующей застройки


И еще одну форму проектирования необходимо иметь в виду — примерный проект, демонстрирующий, как может выглядеть и как функционировать данная территория, если ее реконструировать.

Не используя деталировки и не будучи обращен к одному адресату, примерный проект осуществим в кратчайшие сроки; он представляет собой фактически общественно значимую информацию относительно возможностей, заложенных в данном месте. Профессионалы не любят подобную работу, так как все это не предназначено к осуществлению и годится лишь на то, чтобы украсить какой-нибудь очередной отчет или доклад. И в самом деле, подобные картинки нередко выполняются при полном пренебрежении реальными ограничениями и функциональным характером места. Даже если они сделаны тщательно, изображенное не будет воплощено в той же форме, что может вызывать немотивированные страхи или надежды, сколько бы ни утверждалось, что это только иллюстрации.

Хуже того, картинки могут быть исполнены для того, чтобы сознательно ввести в заблуждение и выгодно «продать»: участок искажен, формы искажены или воспринимаются с невероятных точек, и фальшивая сцена наполняется счастливыми человечками, занятыми невероятными здесь действиями. И все же при учете всех названных опасностей следует отметить, что примерный проект способен выразить содержание предлагаемой программы так, как нельзя передать его иными способами: то, чем может стать место, — не менее ценная информация, чем то, что оно есть сейчас. С разумной осмотрительностью агентство может использовать примерный проект для исследования последствий применения норм и правил, которые оно разрабатывает, — во всяком случае для собственных внутренних задач.

Всякая прямая попытка регионального планировочного агентства непосредственно контролировать детальное проектирование крупных территорий или коммуникации, находящиеся под контролем другого общественного учреждения, окончилась бы непременной катастрофой. Опыт показывает, что общественные службы гораздо интенсивнее сопротивляются давлению общественности, чем большинство частных застройщиков. Проектные работы для территории или системы должны осуществляться тем учреждением или службой, которые будут нести полноту ответственности за работу. Однако периодически возникают идеи относительно особо значимых мест, где необходимо скоординированное проектирование при невозможности передать ответственность одной группе. Тогда множество общественных служб занято оборудованием и вводом в действие отдельных частей, а частные застройщики формируют окружающую «сцену». В этом случае центральное планировочное агентство может предпринять попытку осуществить «системное проектирование» во имя интеграции разрозненных общественных и частных усилий.

Рис. 70. Примерный проект для Сан-Диего (демонстрация возможного развития этого засушливого района — плотно собранные населенные пункты на плато и рекреация в каньонах)


Это характерно для размещения всех объектов-ориентиров, требующего значительных усилий: участников множество, у них нет общих интересов, и к ним нет доступа через формальные каналы. В подобных ситуациях проект неизбежно охватывает лишь те черты объекта, которые имеют принципиальное значение для обеспечения качества места, оставляя значительное число вопросов для разработки независимыми проектными группами. Тогда координирующее проектирование становится более сходным с рекомендованным выше составлением сенсорных программ, чем с традиционным градостроительным проектированием.

Успех зависит от хорошей организации неформального обмена информацией, умения персонала и таких рычагов, как специальное законодательство, политические связи или деньги. Опираясь на эти условия, квалифицированный проектировщик способен отыскать способ одновременно удовлетворить весьма различные требования, и р этом случае координирующий проект становится средством смягчения остроты социальных конфликтов или по крайней мере основой для переговоров. Конечно, более эффективный (но и более затруднительный) способ сводится к формированию общественной или частной организации, которая имела бы возможность освоить всю территорию. В целом же реконструкция окружения зависит от дееспособной организации, адаптирующейся к конкретному месту и нуждам пользователей.

Итак, четыре перечисленные функции: диагноз, программирование, регулирование и различные виды проектирования — образуют широкий веер потенциального действия регионального планировочного управления. Относительная важность той или иной функции непостоянна и зависит от обстоятельств, величины региона, наличия ресурсов, степени общей договоренности относительно качества среды и централизации или децентрализации контроля. Резонно ожидать, что при малых средствах, в условиях децентрализации и отсутствия единодушия, агентство должно сосредоточиться на диагнозе, воспитательных программах, работе местных проектных служб и модификации проектной методики, консультативных обзорах, введении налогов на «отходы» производства и обеспечении рыночной ценности качества среды. В прямо противоположных условиях агентство может сосредоточиться на разработке генеральных проектных схем и дизайне систем, проектировании и освоении общественных удобств, детализации систем правил и сенсорных программ налогах и стимулах, создании новых учреждений, ответственных за качество среды.

Некоторые из этих мер более известны, другие — менее: те, что по крайней мере в этой области являются новыми, кажутся весьма многообещающими и требуют испытания и развития. К этой категории можно отнести использование территориальной проектной службы; изменения в обычном проектном процессе с целью поощрения сенсорного программирования и соучастия пользователей; развитие методики сенсорного программирования; непосредственное использование диагноза на местах; общественную критику в адрес завершенных и осваиваемых объектов; введение платы или гарантии права пользователей на определенные сенсорные качества среды; улучшение способов управления общественным пространством; создание новых дееспособных учреждений, ответственных за качество среды.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум