Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Промышленные и селитебно-промышленные районы, промышленные узлы и комплексы


Промышленные и селитебно-промышленные районы, промышленные узлы и комплексы

Промышленные предприятия целесообразно размещать не разрозненно, а концентрировать в большие группы, находящиеся на общей территории и образующие промышленные районы (рис. 1), которые занимают часть территории города или прилегающей к нему территории, причем на территории промышленного района могут размещаться одна или несколько таких групп.

Рис. 1. Примерный состав городского промышленного района:
1 — промышленное предприятие с особо вредными производствами; 2 — то же, с менее вредными производствами; 3 — кооперированная ТЭЦ; 4 — автохо-зя ист во; 5 — резервные территории; б, 7 — участок для отвалов; 8,9 — санитарно-защитная зона; 10 — районная сортировочная станция; подъездные железнодорожные пути; И — общественный центр; 12 — научно-технический центр; 13 — площадка для вертолетов; 14 — пожарное дело; 15 — предзаводские площадки; 16 — селитебная территория

В индустриальных городах промышленные районы с расположенными в них производственными предприятиями занимают до 50…60% территории (в среднем 25…35% при минимуме 15%), являясь основным градообразующим ядром. Промышленные районы существенно влияют на размеры городов, их планировочную структуру и условия жизни горожан. Их важнейшая особенность — кооперирование основных, вспомогательных и обслуживающих объектов в городе. При определении размера городского промышленного района исходят из наиболее рационального и экономичного использования городской территории, поэтому размеры района принимают минимально необходимыми с учетом наиболее высокой плотности застройки. Промышленные районы могут быть размещены и на удаленных от существующих городов территориях. Таковы, например, районы расположения предприятий в местах добычи угля, руды, нефти. Однако возникновение таких промышленных районов вызывает необходимость возведения вблизи них новых поселков, нередко развивающихся впоследствии в город.

При выборе территории для промышленного района необходимо учитывать природно-климатические и топографические условия (рельеф и уклон местности, направление, скорость и повторяемость ветров, влажность воздуха и др.), инженерно-геологическую характеристику территории (род грунта, его прочность, уровень грунтовых вод, вероятность затопления паводками, наличие оврагов, заболоченных мест и т. д.), возможность удаления обеззараженных сточных вод, для чего устанавливают максимальный уклон промышленных территорий в пределах 0,03…0,05, минимальный — 0,003, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. Особое внимание следует уделять вопросам охраны окружающей среды.

Для территории промышленного района предпочтительнее грунты однородного геологического строения с нормативным давлением на основание не менее 0,15 МПа. Желательно, чтобы среднее превышение поверхности промышленной территории над отметкой наивысшего уровня грунтовых вод было не менее 7 м с целью устранения возможности подтопления подземных сооружений (подвалов, туннелей и т. п.). Для исключения возможности затопления поверхности промышленных площадок паводковыми водами отметки поверхности этих площадок должны быть выше расчетного горизонта паводковых вод не менее чем на 0,5 м. За расчетный горизонт принимают наивысший уровень воды с вероятностью повторения 1 раз в 100 лет для предприятий крупного народнохозяйственного и оборонного значения, а для остальных предприятий 1 раз в 50 лет, кроме предприятий с коротким сроком эксплуатации (до 10…15 лет), для которых вероятность повторения допускается 1 раз в 10 лет.

При выборе территории промышленного района следует учитывать, что предприятия со значительным потреблением электроэнергии, например, производящей алюминий, элегстровыплавку стали и т. п., целесообразно размещать вблизи”- источников электроснабжения (ГЭС, ГРЭС) или линии электропередачи. Промышленные районы, в которых запланированы предприятия со значительным потреблением воды — теплоэлектроцентрали, комбинаты искусственного волокна и целлюлозно-бумажные, необходимо создавать вблизи крупных водоемов. Одновременно должны быть учтены требования к качеству воды в соответствии с характером производства и необходимость сброса сточных вод.

Сбрасывать сточные воды в водоем без предварительного их обезвреживания допускается только при условии, если они не снизят качество хозяйственно-питьевой и производственной воды и не окажут вредного влияния на рыбное хозяйство. Как правило, сточные воды должны быть подвергнуты тщательной очистке в соответствии с действующими санитарными нормами.

При выборе территории промышленного района, кроме того, необходимо учитывать требования, предъявляемые промышленным транспортом. На территории предприятий, имеющих железнодорожные пути, следует избегать больших продольных уклонов пути, малых радиусов закруглений, искусственных сооружений, что возможно лишь при соответствующем рельефе площадки, например в том случае, когда направление горизонталей примерно соответствует направлению железнодорожных путей. Наиболее грузоемкие предприятия желательно размещать на территории, имеющей связь с водной артерией. Несомненно, для предприятий, потребляющих большое количество леса (деревообрабатывающих), наиболее удобными для доставки древесины являются водные пути.

Городские промышленные районы с предприятиями, выделяющими производственные вредности (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи, шум), необходимо располагать с подветренной стороны по отношению к ближайшему району селитебной части города (селитебной называют территорию города, предназначенную для расположения жилых и общественных зданий, а также зеленых насаждений — садов, парков, скверов, бульваров, стадионов), с тем чтобы господствующие ветры уносили вредные выделения в сторону от селитебной территории. Территории предприятий целесообразно располагать продольной осью параллельно направлению господствующих ветров или под углом к ним не более 45° с целью обеспечения проветривания внутризаводских магистральных и других проездов.

Господствующее направление ветров принимают по так называемой розе ветров (рис. 2), которая представляет собой схему распределения ветров по направлению и повторяемости, а иногда и скорости. Для ее построения проводят из одной точки прямые по направлению 16 румбов и на каждой из них откладывают столько единиц, сколько раз в этом направлении за отдельный промежуток времени дул ветер; концы отрезков соединяют прямыми. Затем значение повторяемости каждого направления умножают на соответствующую среднюю скорость. Полученные значения выражают в процентах от общей суммы и откладывают в определенном масштабе по направлениям румбов. Розы ветров строят для годового периода или для различных времен года.

Рис. 2. Роза повторяемости и силы ветров

Кроме того, промышленные предприятия должны быть удалены от селитебной территории на некоторое расстояние в соответствии со степенью вредности предприятия. Полоса между источником производственных вредностей и границей селитебной территории называется санитарно-защитной зоной.

Промышленные предприятия в зависимости от вида производства, выделяемых вредностей и условий технологического процесса делят на пять классов: к I классу относят предприятия с особо вредными производствами, к V — предприятия с наименее вредными производствами (СН 245—71, разд. 8 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий»). Для предприятий I класса требуется устраивать санитарно-защитные зоны шириной 1000 м, для предприятий II, III, IV и V классов — соответственно 500, 300, 100 и 50 м. В этих зонах допускается размещать промышленные предприятия с менее вредными производствами, а также пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады, административно-служебные и торговые здания, столовые, амбулатории и т. п. В санитарно-защитной зоне со стороны селитебной тер-ритории-рекомендуется предусматривать полосу зеленых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м — не менее 20 м.

В зависимости от характера производства, степени выделения производственных вредностей и напряженности грузооборота рекомендуется размещать промышленные районы по отношению к селитебным территориям следующим образом. Районы, предназначенные для предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к I и II классам (независимо от грузооборота), располагают за пределами города, в удалении от селитебной территории. На окраине селитебной территории располагают промышленные районы для предприятий, относимых по производственным вредностям к III и IV, а также к V классам, но с грузооборотом, требующим устройства железнодорожных подъездных путей.

В пределах селитебной территории размещают предприятия, не выделяющие производственных вредностей; относящиеся к V классу, а также предприятия с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта.

Планировка городского промышленного района должна быть увязана с планировкой прилегающих районов города, с системой городских улиц и инженерных сетей. Наличие больших кооперированных производств привело к возникновению промышленных районов в городе. Однако такое кооперирование вызвало увеличение размеров промышленных районов, что значительно удалило многие предприятия от места жительства трудящихся. Это привело к росту затрат времени на транспортирование работающих. Учет неоправданных длительных транспортных перевозок привел к созданию объединенных компактных промышленно-селитебных районов (рис. 2.3), проектируемых чаще всего для предприятий IV и V классов по степени вредности.

По данным ЦНИИ градостроительства и ЦНИИпромзданий такое объединение существенно улучшает условия жизни городского населения и одновременно обеспечивает организацию современной архитектурно-планировочной структуры промышленных городов. В промышленно-селитебном районе целесообразно сочетаются три главных социальных требования рационально организованной взаимосвязи: производства, расселения трудящихся и комплексной системы общественного обслуживания.

Рис. 3. Пример организации производственно-селитебного района:
1 — производственная зона; 2 — основные проходные на предприятиях; 3 — общественные здания; 4 — селитебная территория

Рис. 4. Пример производственной зоны промыш-ленно-селитебного района:
1 — общественные центры; 2 — предприятия с наибольшим количеством трудящихся; 3 — вспомогательные и подсобные производства; 4 — склады; 5 — жилая застройка

По материалам ЦНИИ градостроительства, в ряде случаев для проектирования могут быть приняты следующие размеры промышленно-селитебных районов: для больших городов (50…100 тыс. чел.) — площадью 550… 1100 га, для крупных (65… …150 тыс. чел.) —650…1500 га.

Планировочная структура таких районов предусматривает наличие ряда основных зон—промышленной, селитебной и, как правило, расположенной между ними зоны, обеспечивающей требования санитарно-защитного, транспортного, административно-общественного и других видов обслуживания.

На промышленной территории (района, узла, завода) застройка во многих случаях размещена в лентах, называемых панелями, представляющих собой полосы, проходящие параллельно городской селитебной территории, в которых запроектированы промышленные здания. Эти ленты разделены по длине проездами или улицами на отдельные блоки, в которых будут расположены будущие заводы или цехи.

Для предприятий, относящихся по производственным вредностям к одному классу или близким классам, применяют однопанельное расположение зданий, для последовательного размещения предприятий, относящихся по производственным вредностям к различным классам, целесообразно двух или многопанельное.

Промышленные узлы и комплексы. В настоящее время в СССР и за рубежом часто осуществляют строительство промышленных предприятий, объединяя их в промышленные узлы с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и сетями, а при соответствующих условиях — с кооперированием основного производства.

Рис. 5. Ленточное расположение промышленной застройки:
а — одноланельное; б — двухпанельное

Предприятия, объединенные в промышленные узлы, должны размещаться на возможно близких, допускаемых нормами расстояниях друг от друга, с наименьшей протяженностью общих для группы предприятий коммуникаций. Образование между предприятиями участков земли, не используемых под застройку дороги, транспортные устройства и не предусмотренных под будущее расширение предприятий или объектов, общих для промышленного узла, не допускается.

Размещение предприятий должно учитывать и обеспечивать организацию внешних производственных, транспортных и других связей с окружающими предприятиями и инженерными сетями, а также с местами расселения трудящихся. В жилых районах не допускается размещать предприятия, требующие устройства железнодорожных подъездных путей или прокладки их через жилые районы, а также предприятия, имеющие грузооборот с интенсивностью движения более 40 автомобилей в сутки в одном направлении.

С целью сохранения пригодных земель для сельского хозяйства следует выбирать участки под строительство на землях несельскохозяйственного назначения.

Размещение групп или отдельных предприятий должно производиться с учетом наиболее рационального использования государственных земель.

Промышленный узел проектируют на территории, предусмотренной проектом районной планировки, генеральным планом города, проектом планировки и застройки промышленного района, а при их отсутствии— на территории, намечаемой исходя из технико-экономических обоснований строительства предприятий, включаемых в промышленный узел. В практике могут встречаться следующие системы планировки промышленных узлов: полосового типа — в виде полосы, проходящей параллельно жилой территории; глубинного типа — в глубину от жилой территории (рис. 6).

Планировка территории промышленных узлов, как и площадок предприятий, взаимное расположение зданий, сооружений и транспортных путей должны создавать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рационального и экономичного использования земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

Рис. 6. Варианты планировок промышленных узлов:
а — полосового типа: 6 — то же. глубинного

При решении генеральных планов промышленных узлов и отдельных предприятий разрабатывают основы организации промышленных территорий, для чего предусматривают: функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота, видов транспорта и очередности строительства; обеспечение рациональных производственных, транспортных и инженерных связей на предприятиях, между ними и с населенными пунктами; создание путей для пассажирского и пешеходного сообщения, обеспечивающих безопасное и с наименьшими затратами времени передвижение трудящихся; возможность расширения и реконструкции предприятий за счет использования свободных участков на промышленной площадке, повышения этажности, минимального использования резервных участков за пределами предприятия с учетом возможного развития прилегающей селитебной территории и обеспечения доступа к зеленым массивам и водоемам; организацию единой системы культурно-бытового и других видов обслуживания трудящихся; создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и населенного пункта.

Территория промышленных узлов по ее функциональному использованию обычно разделена на следующие зоны: площадок предприятий, общественных центров, общих объектов вспомогательных и подсобных производств, складов.

Проектируя промышленный узел, в его состав при соответствующем обосновании часто включают всю группу близлежащих предприятий независимо от характера их производства и ведомственной принадлежности. При этом промышленный узел по плану развития народного хозяйства может формироваться из вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий.

Промышленные узлы по аналогии с промышленными районами состоят из прямоугольных, параллельно расположенных лент панелей, которые проездами или улицами делятся на блоки-кварталы.

В настоящее время накоплен большой опыт проектирования промышленных узлов на территории СССР.

При разработке схем генеральных планов промышленных узлов должен осуществляться комплексный архитектурно-планировочный и композиционный замысел, предусматривающий целесообразное размещение промышленных предприятий на одной или нескольких смежных площадках; четкую планировочную организацию террито-рии с соответствующим зонированием; технологическое кооперирование по хранению и подготовке сырья, ремонту оборудования, складам; решение единых схем транспорта, коммуникаций; пересмотр генеральных планов предприятия и создание общеузловых объектов; блокирование цехов в пределах предприятий; унификацию строительных решений. Кроме того, при разработке генеральных планов промышленных узлов следует решить вопросы обслуживания (культурно-бытового, медицинского и др.) и благоустройства в увязке с детальной планировкой города, а также распределение долевого участия предприятий в сооружении общеузловых объектов. Очевидно, что наибольшая эффективность в решении генерального плана промышленного узла может быть достигнута при его формировании из вновь проектируемых предприятий. Однако в архитектурно-строительной практике решаются более трудные задачи, в частности, по созданию схем генеральных планов промышленных узлов из существующих, расширяемых и реконструируемых предприятий. В подобных случаях могут предусматриваться улучшение размещения проектируемых предприятий с учетом имеющейся застройки, упорядочение застройки с учетом начатого строительства, улучшение генеральных планов отдельных проектируемых предприятий, кооперирование вспомогательных служб и сетей.

Рис. 7. Варианты размещения промышленных узлов по отношению к селитебной территории:
а — в пределах селитебной территории; 6, в — на ее границах; г — в отдалении от нее

Задача по улучшению промышленных узлов со сложившейся застройкой трудна и менее результативна, но крайне важна, так как давно возникла необходимость в упорядочении существующих застроек, особенно в крупных промышленных центрах.

Опыт проектирования показывает, что промышленные узлы, встречающиеся в практике и размещаемые в производственной зоне промышленных и промышленно-селитебных районов, надлежит разделять на две группы:
1) предприятия разных отраслей промышленности — многоотраслевые промышленные узлы;
2) заводы или фабрики, главным образом, одной или нескольких родственных отраслей промышленности (например, предприятия химической и нефтехимической промышленности и др.). Промышленные узлы второй группы принято называть специализированными. При этом следует подчеркнуть, что в основе классификации промышленных узлов лежит различная степень кооперирования предприятий в них.

Рис. 8. Схема генерального плана промышленного узла (вариант), состоящего из предприятий машиностроения и химической промышленности:
а — ранее запроектированная застройка; б — проектное предложение; 1,2— заводы стекольный и бытовых холодильников; 3 — электромашиностроительный завод; 4,5,6 — объединенный завод; 7 — завод пластмасс; 8 — литейный завод; 9 — фабрика картонной тары

Рис: 9. Схема промышленного узла (вариант):
а — размещение предприятий до объединения в промышленный узел; б — проектное предложение; 1—4— предприятия; 5 — районная котельная; 6 — завод по ремонту электродвигателей; 7 — производ-ственно-ренонтная база; 8 — административно-бытовое здание

По данным ЦНИИпромзданий*, большинство текстильных предприятий, спроектированных за последние 10… 15 лет, объединены в промышленные узлы и размещены на границе селитебной территории города с удалением от жилой застройки в пределах требований санитарных норм (например, Брестский Восточный промышленный узел, Гродненский Северный), т. е. в составе про-мышленно-селитебных районов городов.

В порядке ознакомления с технико-эко-номической эффективностью проектирования промышленных узлов рассмотрим примеры размещения текстильных предприятий с относительно небольшой санитарной вредностью в специализированном и многоотрас-раслевом промышленных узлах.

Сказанное выше подтверждает анализ многочисленных проектов промышленных узлов, произведенный в Промстройпроекте и позволяющий привести более точные показатели. Установлено, что по сравнению с раздельным размещением предприятий территории, входящие в промышленный узел, уменьшаются за счет сокращения сетей, кооперированных объектов и других мероприятий в среднем на 5… 10%, а иногда и более.

Рис. 10. Примеры размещения текстильных предприятий в промышленном узле:
а — многоотраслевом; 6 — специализированном; 1 — ковровый комбинат; 2 — хлопкопрядильная фабрика; 3 — ниточная фабрика; 4 — тонкосуконный комбинат; 5 — предприятия легкой промышленности; 6 — резервные площадки; 7 — общеузловые объекты; 8 — предприятия других отраслей промышленности; 9 — предприятия машиностроения

На современном этапе проектирования в промышленном строительстве необходимо полнее использовать преимущества промышленных узлов и не только решать вопросы кооперации при осуществлении строительства, но и создавать для групп предприятий общие производства межотраслевого характера при условии, что это позволит обеспечить своевременный ввод в действие производственных мощностей и существенно повысить эффективность капитальных вложений. Однако в ряде случаев приходится пересматривать утвержденные схемы генеральных планов в связи с изменением состава и мощности предприятий, включенных в состав узла, или с изменением ранее принятых сроков строительства отдельных предприятий. При этом необходимо использовать такие приемы архитектурно-планировочных решений при разработке схем генеральных планов промышленных узлов, которые позволяют изменять их состав без существенного ухудшения технико-экономических показателей.

При изменении состава промышленного узла следует учитывать его планировочную структуру, которая полностью должна соответствовать градостроительным условиям, особенностям рельефа и ландшафта, предположительному развитию промышленного района на дальнюю перспективу и обеспечивать неизменность трассировки основных инженерных и транспортных коммуникаций, а также всего композиционного замысла при возможных частичных изменениях в составе промышленного узла или условиях строительства.

Ответственность за своевременное проектирование, сооружение и ввод в эксплуатацию объектов, общих для всех предприятий, возлагается на головного застройщика, например на исполком – горсовета.

На рис. 11 приведены варианты планировок промышленных узлов различных производственных Профилей. Очень важно добиться оптимального взаимного расположения промышленного узла и города. В про-а — машиностроения и стройиндустрии; 6 — электромашиностроения, металлообработки, черной металлургии и стройиндустрии; 1 — резерв для развития промузла; 2 — административно-общественный центр; 3 — предприятия стройиндустрии; 4 — завод редукторов; 5 — завод зубчатых колес; 6 — завод валов; 7 — общеузловые объекты; 8 — кузнечный завод; 9 — селитебная территория; 10 — завод по изготовлению проката; 11 — завод железобетонных конструкций; 12 — общеузловые объекты инженерного обеспечения; 13 — завод запчаствй; 14 — завод сварных конструкций

мышленном узле, изображенном на рис. 2.10, предприятия размещены группами по отраслевому признаку: каждая группа имеет свой архитектурный облик. Несмотря на ряд существенных преимуществ объединения в промышленные узлы перед обособленно расположенными предприятиями, на практике иногда бывает, что кооперирование общеузловых объектов подсобно-производствен-ного назначения по ряду причин происходит с большими трудностями, порой в ограниченных масштабах или не осуществляется вообще. То же происходит с общеузловыми инженерными сетями и коммуникациями. Высокая концентрация промышленности в промышленных узлах, отрыв ее от мест проживания приводит к большой перегрузке и неудобствам транспорта. Следовательно, должны быть более четко установлены целесообразные границы в области применения промышленных узлов.

Размеры промышленного узла неодинаковы. По данным В. М. Баранова и М. И. Лесовиченко, оптимальны размеры узла, в котором работают не более 25 тыс. чел., но возможны и более крупные промышленные узлы. На рис. 12 показан Минусинский промышленный комплекс в составе 12 заводов, размещаемых -в трех крупных блок-промзонах.

Рис. 2.11. Решения планировок промышленных узлов, состоящих из предприятий

Рис. 2.12. Комплекс предприятий электротехнической промышленности

В практике строительства бывают случаи корректирования или изменения ранее принятых отдельных градостроительных решений. При этом или жилые здания сооружаются вблизи производственных, или предприятия размещаются в селитебной зоне. В конкретных условиях производственная и жилая застройка одного, чаще всего крупного промышленного предприятия образует новый элемент городской среды, реализуемый в виде промышленно-селитебного комплекса (ПСК). В этом случае промышленная зона ПСК расположена поблизости от жилой.

Большую помощь при выборе оптимальных решений схем генеральных планов промышленных узлов может оказать использование электронно-вычислительных машин. В последние годы были разработаны и экспериментально проверены методики их использования, которые позволяют: по экономическим показателям выявить в заданном районе наиболее подходящие для застройки территории; выбрать наиболее экономичный вариант размещения головных сооружений промышленного узла и мест примыкания сетей и дорог к существующим коллекторам и магистралям с учетом единовременных затрат и ежегодных эксплуатационных расходов.



Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум