|
Навигация: Реконструкция магистралей, улиц и площадей
Реконструкция магистралей, улиц и площадей
Реконструкция магистралей, улиц и площадей является составной частью реконструкции города в целом. Необходимость реконструкции городских магистралей определяется прежде всего развитием транспорта. Возросшие потоки городского транспорта не в состоянии втиснуться в узкие улицы сложившейся застройки и требуют их расширения, пробивки новых улиц, устройства объездных путей для транзитного междугородного транспорта, устранения задержек на перекрестках, расширения площадей и упорядочения движения транспорта по ним. Одновременно с этим решаются и другие градостроительные задачи, связанные с улучшением существующей застройки улиц и площадей, их архитектурным оформлением, улучшением городского благоустройства и озеленения и приведением в порядок подземных коммуникаций. По характеру выполняемых работ реконструкция магистралей может быть сведена к трем видам: 1. Застройка магистралей новыми домами на месте сносимых ветхих зданий. 2. Реконструкция магистралей с сохранением значительной части существующих зданий. 3. Прокладка новых улиц внутри существующих застроенных кварталов. Примером первого вида реконструкции городской магистрали со сносом ветхих домов и застройкой улицы новыми домами может служить застройка в 1937-—1939 гг. Большой Калужской ул. в Москве. Все новые дома были запроектированы в едином архитектурном ансамбле, с применением унифицированных конструкций. Застройка магистрали производилась поточно-скоростным методом. Примером второго вида реконструкции магистралей в Москве может быть реконструкция ул. Горького. В отличие от Большой Калужской ул. (ныне Ленинский просп.), реконструкция ул. Горького производилась с сохранением значительной части ценных каменных зданий. Узкая с изгибами Тверская ул. после выпрямления и расширения превратилась в просторную ул. Горького шириной от 40 до 60 м (рис. 1). Рис. 1. План ул. Горького в Москве после ее реконструкции: 1 — надстройка 8 этажей над 5-этажным зданием гостиницы «Гранд-Отель»; 2 дом 24 (по старой нумерации), передвинутый на 49,8 м; 3 — новый жилой корпус «Б»- 4 — здание Моссовета, передвинутое на 13,6 м и надстроенное на 2 этажа; 5 — сквер на пл. Пушкина и памятник Пушкину, передвинутый в 1951 г.; 6 — кинотеатр «Россия»; 7 — дом N> 27 надстроенный двумя этажами с пристройкой; 8 — дом № 29, надстроенный с пристройкой- 9 — реконструированное здание кинотеатра «Москва» тельства была размещена на месте снесенных и передвинутых домов. Реконструкция отдельных зданий на улице Горького представляет значительный интерес. Так, здание гостиницы «Москва» в части, примыкающей к гостинице «Гранд-Отель», представляет собой надстройку в 8 этажей над пятиэтажным зданием «Гранд-Отель» (рис. 2). Со стороны Манежа надстройка выглядит как правая башенная выступающая часть фасада, симметричная такому же левому выступу, выходящему на угол просп. Карла Маркса и Манежной пл. Эта уникальная надстройка опирается не на здание гостиницы «Гранд-Отель», а основана на самостоятельных колоннах и фундаментах. Рис. 2. Гостиница «Москва». Правая часть ее — надстройка 8 этажей над пятиэтажным зданием гостиницы «Гранд-Отель» Интерес представляет также перемещение жилого дома № 24 по ул. Горького . Этот дом раньше стоял ближе к улице. По плану реконструкции магистрали красная линия пересекла здание посередине. В марте 1938 г. этот четырехэтажный жилой дом весом в 23 тыс. т без выселения жильцов был передвинут в глубь квартала на 49,8 м. Он освободил место для расширения улицы и для постройки большого жилого дома, оформившего улицу от проезда Художественного театра до Советской пл. Большие работы были проведены по реконструкции Советской пл. с расположенным на нем зданием Московского Городского Совета. Здание это было построено в 1782 г. известным русским зодчим М. Ф. Казаковым и до 1939 г. было четырехэтажным. В 1932 г. с тыловой его стороны была сделана пристройка, а в 1940 г. фасадная часть дома была передвинута в глубь квартала на 13,6 м для расширения ул. Горького. В 1946 г. здание было надстроено двумя этажами. Работы по передвижке и надстройке велись без прекращения работы Московского Совета. При этом усиление конструкций существующих внутренних стен для надстройки выполнялось в ночное время, а вся передвижка была произведена днем, в течение 45 мин. Рис. 3. Реконструкция части ул. Горького от пр. Художественного театра до Советской пл.: а — передвижка дома № 24 в глубь квартала на 49,8 м; 6 — новое жилое здание, построенное на месте одного передвинутого и нескольких разобранных домов Большие работы проведены при реконструкции пл. Пушкина. До 1935 г. она была очень тесной и не удовлетворяла ни транспортным, ни архитектурным требованиям, предъявляемым к застройке важного пересечения двух магистралей столицы. В 1935 г. площадь была расширена за счет сноса Страстного монастыря и других старых зданий, на месте которых в 1949 г. разбит сквер. В этот сквер передвинут в 1951 г. с противоположной стороны улицы памятник А. С. Пушкину. Изменился и архитектурный облик площади. С восточной стороны площади в 1935 г. надстроены все дома от ул. Горького до Пушкинской ул. С северной стороны на место снесенного Страстного м'онастыря построено здание панорамного кинотеатра «Россия». Реконструкция площади еще не завершена полностью. Участок ул. Горького между ул. Пушкина и пл. Маяковского претерпел также значительные изменения. Здесь улица была расширена с 20 до 40 м за счет левой стороны. При этом было передвинуто шесть домов, а по обеим сторонам произведены шесть надстроек и две пристройки. Наиболее интересной на этом участке была реконструкция двух угловых зданий, расположенных на пересечении ул. Горького и пер. Садовских (дома № 61 и 63 по старой нумерации). Первое из них — четырехэтажное угловое здание, в котором помещается театр Юного зрителя, было передвинуто в 1940 г. по прямой на 19 м, а затем надстроено двумя этажами. Второе здание на углу переулка Садовских — Глазная больница— тоже было передвинуто в 1940 г. После передвижки оно поставлено в переулок перпендикулярно своему первоначальному положению.. Эта сложная передвижка производилась в два приема. Сначала дом был повернут по кривой на 97°, а затем передвижкой по прямой был поставлен на заранее выстроенный первый этаж на красную линию в переулке. На этом же участке ул. Горького перед концертным залом им. Чайковского имеются два реконструированных здания. Это дом № 27, надстроенный двумя этажами с семиэтажной пристройкой и аналогично реконструированный дом № 29, примыкающий к залу. Оба здания реконструированы в 1947 г. Интересные работы по реконструкции проведены на пл. Маяковского. Здесь в 1957 г. было полностью перестроено здание кинотеатра «Москва», надстроены два этажа с полной реконструкцией и перепланировкой всех помещений. Рядом с ним была сделана встройка, а угловая часть, выходящая на ул. Горького, также надстроена двумя этажами. От пл. Маяковского до Белорусского вокзала надстроено несколько зданий, а всего на ул. Горького и ее площадях от просп. К. Маркса до вокзала за последние тридцать лет надстроено, передвинуто, построено более 30 новых зданий, сделано три пешеходных и один транспортный переход. Но реконструкция этой магистрали еще не закончена, о 1964 г. на ул. Горького закончено строительство девятиэтажного здания гостиницы «Минск» на 400 номеров. Рис. 4. Реконструкция Советской площади: а — здание Московского Совета после передвижки и надстройки; б— план реконструкции Советской пл.; 1—Моссовет; 2— институт Маркса — Энгельса — Ленина. Стрелками показаны передвинутые дома Рис. 5. Реконструкция лощади Пушкина: а — площадь до реконструкции; б — площадь после реконструкции. Рис. 6. Реконструкция двух зданий на углу улицы Горького и переулка Садовских:
а — здание театра Юного зрителя, состоящее из трех вплотную построенных домов, передвинутое и надстроенное двумя этажами; б — Глазная поликлиника, повернутая на 97°, а затем подвинутая под углом: 1 — положение здания до передвижки; 2 — положение после первого этапа передвижки; 3 — положение после окончания передвижки Ул. Горького в Москве представляет собой наиболее типичный случай реконструкции городской магистрали, имеющей значительное количество ценных зданий, которые нужно было сохранить и реконструировать при расширении улицы. Рис. 7. Реконструкция двух зданий, примыкающих к залу им. Чайковского: а — четырехэтажный дом № 27, надстроенный двумя этажами, и семиэтажная пристройка к нему; б — надстроенный дом N° 29 и встройка между ним и залом м. Чайковского В качестве примеров третьего вида реконструкции магистралей, прокладываемых внутри существующих застроенных кварталов, можно привести пробивку в Москве в 1958 г. Комсомольского проспекта и проводимые работы по прокладке Нового Арбата. Пробивка Комсомольского проспекта проводилась со сносом малоэтажных строений на всей ширине новой улицы и застройкой обеих ее сторон новыми домами. Здесь на середине нового проспекта оказалось два каркасных общественных здания. Эти дома, в которых размещаются институты Промстройпро-ект и ВОДГЕО, расположенные торцами к магистрали, были передвинуты на 40 и 50 м вдоль своей продольной оси. Впоследствии при застройке Комсомольского просп. они были закрыты новым корпусом, пристроенным к ним вплотную. Работы по пробивке Нового Арбата предусматривают создание широкой 80-метровой магистрали, соединяющей Можайское шоссе с центром столицы. По проекту реконструкции южная сторона магистрали, после очистки ее от снесенных существующих малоценных строений, будет застраиваться новыми двадцатидвухэтажными домами. Северная сторона Нового Арбата в средней своей части имеет ценные здания. Однако эти дома обращены к новой магистрали тыльной стороной, так как главными фасадами они выходят на параллельную улицу — Большую Молчановку. Реконструкция таких домов представляет собой особую сложность, так как требует объединения разнообъемных и разностильных зданий, обращенных к магистрали дворовыми фасадами и расположенными к ней под некоторым углом. Рассматривая три вида реконструкции магистралей, следует отметить, что первый и третий виды, заключающиеся в застройке новыми домами, являются технически более простой задачей, чем второй вид, когда реконструкция проводится с сохранением значительного количества зданий. В этом случае приходится решать вопрос о каждом из опорных зданий в отдельности, подчиняя эти решения общей задаче реконструкции магистрали в целом. Предстоящие работы по дальнейшей реконструкции столицы ставят новые задачи по переустройству ее магистралей и площадей. Реконструкция магистралей проводится и в других городах Советского Союза. В Минске работы по восстановлению города после Великой Отечественной войны проводились с одновременной надстройкой и восстановлением выгоревших коробок зданий. Такие работы выполнялись на ул. Карла Маркса, Комсомольском проспекте. В г. Горьком в послевоенные годы реконструкция центральной площади и радиально расходящихся от нее улиц сопровождалась надстройкой и реконструкцией большого количества зданий. В Рязани разработан проект реконструкции центра. По этому проекту отдельные группы хорошо сохранившихся зданий объединяются и надстраиваются с одновременным переустройством их внутренних помещений. Большинство из этих домов представляет собой бывшие купеческие особняки с торговыми помещениями в первых этажах. После такой реконструкции архитектурный облик ул. Революции, являющейся одной из центральных улиц города, станет вполне современным. Рис. 8. Реконструкция группы зданий в Москве при пробивке магистрали Новый Арбат. Справа, на южной стороне магистрали двадцатидвухэтажные новые дома, слева, в середине— группа реконструируемых зданий, выходящих на ул. Б. Молчановка и тыльной стороной обращенных к но вой магистрали (макет) При реконструкции магистралей, улиц и площадей должны соблюдаться следующие условия. 1. Реконструкция магистралей, улиц и площадей должна выполняться по единому проекту для всей магистрали или ее отдельной части, предусматривающему ее развитие в соответствии с генеральным планом реконструкции города. 2. Реконструкция магистрали может осуществляться по отдельным очередям в зависимости от значимости реконструируемой магистрали и общих ежегодных капиталовложений, вкладываемых в городское хозяйство города, а также с учетом технического состояния существующих зданий. 3. Проектирование реконструкции магистралей должно проводиться комплексно, с охватом вопросов транспортных (пропускная способность), градостроительных (ширина улицы, высота застройки), инженерно-строительных (основания, техническое состояние надстраиваемых зданий), развития подземных коммуникаций (реконструкция сетей, прокладка их в коллекторах), благоустройства (вертикальная планировка, дорожные покрытия), озеленения и внешнего архитектурного облика улицы (ремонт и реконструкция фасада). 4. После проведения всех работ по реконструкции магистраль или площадь должна представлять законченный комплекс с точки зрения' архитектурного оформления, правильности инженерных решений, правильной и безопасной организации движения городского транспорта и пешеходов, а также выполнения санитарных требований. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|