Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Сбор данных по обеспечению строительства местными каменными материалами


Сбор данных по обеспечению строительства местными каменными материалами

Для строительства дорожных одежд необходимы щебень, гравий, песок. Доставка их на большие расстояния требует большого количества транспорта и обходится дорого, поэтому строительство экономично снабжать из ближайших притрассовых месторождений.

Поиски месторождений производятся на основе изучения литературных материалов о геологическом строении местности, геологических карт коренных пород и современных отложений материалов ранее выполненных изысканий в районе проложения трассы и указаний местных жителей.

В местах, где по материалам о геологическом строении местности поиски тех или иных материалов бесперспективны, необходимо собрать сведения о существующих действующих карьерах камня, щебня, гравия, песка, из которых возможно получение нужных материалов. При этом должны быть выяснены возможные пути доставки материалов тем или иным (железнодорожным, водным, смешанным) видом транспорта. Одновременно должно быть установлено, на какую станцию или пристань возможно организовать доставку материала, получение -необходимой площади для разгрузки и склада материалов, состояние подъездного пути от склада до трассы и другие вопросы, связанные с возможностью получения того или иного количества материалов, подвижного состава для перевозки материалов, условий организации перегрузочных работ и т. п. .

В местах, где по литературным данным возможны розыски месторождений каменных материалов для организации притрассовых разработок, по опросу местных жителей и на основе изучения геологических карт выясняются места возможного залегания материалов в условиях доступной их разработки — малая мощность вскрыши, возможность отвода участка земли, удобство подходов, возможность получения электроэнергии, условия снабжения водой и т. п.

В местах возможного залегания дорожно-строительных материалов закладывают шурфы и бурят скважины. На основании данных разведки составляют эскизы месторождений и определяют их запасы.

При двухстадийном проектировании на стадии предварительных рекогносцировочных изысканий разведку производят по категории С: устанавливают наличие месторождения, ориентировочно определяют запас и качество материала в месторождении.. При двухстадийном проектировании и при технических подробных изысканиях разведку производят по категории В — обоснованные и оконтуренные горными выработками запасы, качественная характеристика которых установлена по данным лабораторных испытаний.

При предпоетроечных изысканиях на стадии составления рабочих чертежей разведку доводят до катерогии А, дающей возможность составления проекта разработки месторождения.

При проектировании автомагистралей в I, II и III климатических зонах в сырых местах при пылеватых грунтах насыпи в верхней части на толщину 1 м должны быть возведены из песчаных и супесчаных скелетных грунтов. В этих случаях должны быть найдены места для заложения сосредоточенных резервов в объемах, определяемых потребностью строительства.

Сосредоточенные резервы могут быть также необходимы в местах, где получить грунт в требуемом объеме из боковых резервов не представляется возможным (в населенных местах, на пересечении болот и т. п.).

В намеченных для сосредоточенных резервов местах шурфами или бурением определяется возможная глубина разработки, необходимая площадь и условия разработки и транспортирования грунта на трассу. Горные выработки в процессе разведочных работ выполняют в виде шурфов, дудок и скважин.

Шурф — вертикальная горная выработка прямоугольного сечения 1X1, 25 м или 1,5X1,5 м. В шурфах большой глубины, закладываемых в рыхлых грунтах, стенки укрепляют сплошными венцами или отдельными венцами с обшивкой досками. Дудка — вертикальная горная выработка, имеющая в отличие от шурфа круглое сечение.

Скважиной называется вертикальная горная выработка круглого сечения, имеющая диаметр 10—30 см, которая проходится буровым инструментом. Работы по бурению выполняют ручным или механическим способом, с помощью специальных станков вращательного или ударного действия. При разведочных изысканиях очень удобны буровые установки на автомобилях, например типа КА-2М-300, УКБ-100, СБУ-150-ЗИВ и т. п. Данные разведки заносят в разведочный журнал.

Для всех месторождений материалов и сосредоточенных резервов составляются паспорта, включающие:
— план месторождения, привязанный к местности, с указанием пурфов или скважин и их нумерацией;
— колонки резервов по шурфам или скважинам с обозначением вскрыши и слоев породы; разрез пород изображается в виде развернутой зарисовки всех стенок шурфа или дудки;
— геологические разрезы месторождения в двух взаимно перпендикулярных направлениях через 50—100 м;
— таблицы анализов гранулометрического состава рыхлых пород по слоям месторождения;
— таблицы результатов испытаний прочности каменных и гравийных материалов;
— описание месторождения, характеристику породы с привязкой к местности (ближайшему населенному пункту, реке, дороге и т. п.) с рекомендациями по организации разработки: снятию вскрыши, методу разработки, условиям отвода поверхностных и грунтовых вод, путям транспортирования породы, их состоянию и т. п.

Рис. 1. План месторождения гравия

Приводятся также соображения о целесообразных методах переработки материала, обогащения, если требуется, и т. п.

Рис. 2. Геологический разрез месторождения гравия

Геологические разрезы месторождения позволяют правильно выбрать место для начала разработки и ее направления.

Из шурфов отбирают пробы материала месторождения для исследования в лаборатории. Образцы камня берут из слоев, не подвергшихся выветриванию, определяют их предел прочности при сжатии, исследуют сопротивление истиранию на полочном барабане, а также выявляют их морозостойкость. Если камень предназначен для постройки щебеночных покрытий, его испытывают на цементирующую способность и взаимодействие поверхности щебенок с вяжущими материалами.

Проба должна весить не менее 20 кг. Образцы гравия должны содержать средний состав материала в месторождении. Для этого по всей глубине разреза залежи гравия срезают слой глубиной 0,2 м и шириной 0,5 м. Полученный материал перемешивают и из него берут пробу для определения гранулометрического состава, содержания пылеватых и глинистых частиц, петрографического состава, окатанности и износа. Для песков определяют примесь глины, гранулометрический состав частиц и коэффициент фильтрации.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум