Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Организация строительных работ

Составление организационной схемы управления работами.


Составление организационной схемы управления работами.

Успешность производства строительных работ зависит от многих факторов, среди которых особенное значение имеет правильная организация управления работами. Административно-технический аппарат, представляющий сложную социальную машину, только тогда будет успешно работать, когда он сконструирован по заранее обдуманному и детально разработанному плану, которым каждой части аппарата, каждому лицу отведено соответствующее место и точно определены его функции.

Между тем, вопрос о конструктивных формах административно-технического аппарата наиболее больной и спорный. При организации его слишком много зависит от индивидуальных качеств персонала, личного опыта организатора и особенностей данной постройки. Поэтому весьма трудно выработать какую-либо одну типовую организационную схему, пригодную для всякого рода работ, но можно лишь определенно сказать, что самое худшее, если нет никакой заранее разработанной схемы, и сотрудники, необходимые для исполнения разного рода производственных операций, включаются в административную цепь по мере выявления в них надобности, при чем зачастую в случайных комбинациях с уже существующими исполнительными органами.

Вопросу заблаговременной разработки структуры управления работами уделяется обычно слишком мало внимания, и во многих случаях ограничиваются лишь графическим изображением организационной схемы. Такая схема подобна календарному плану работ, без детальной проработки его с производственными планами. Не так важно изобразить на чертеже линиями взаимную связь частей и лиц, входящих в состав управления работами, как выявить их обязанности, права и определить взаимоотношения в письменных инструкциях; что это так, доказывают многочисленные примеры производившихся и производящихся работ. Даже такое исключительное по достигнутому успеху строительное предприятие, как постройка американцами Панамского канала, не представляет исключения.

Вот, что пишет проф. В. Е. Ляхницкий в своем описании работ по сооружению Панамского канала:

„Обеспечившая в последние годы постройки почти автоматическую правильность работ, быстроту их производства и согласованность различных их элементов, организация установилась не сразу; только опыты нескольких лет работ помогли исправить выяснившиеся на деле недостатки первоначальных организационных систем, внести в них коренные улучшения и изменения в соответствии с развитием фаз строительной деятельности на перешейке”.

В отношении же организации управления строительными работами в СССР можно определенно сказать, что каждое ведомство, каждый хозяйственник или руководитель работами организовывают управление работами на свой образец. Иногда эти организации сформировываются более или менее удачно, и достигается успех на работах; иногда же организация настолько плоха, громоздка, что с первых дней существования работы обрекаются на неудачу. Исходя из соображений невозможности указать типовую схему управления работами, мы подойдем к рассмотрению вопроса о структуре административно-технического аппарата с другой стороны. Попробуем выявить те операции, те функции, которые нужно аппарату выполнять при производстве строительных работ.

Основною целью, которая должна преследоваться при конструировании аппарата управления строительными работами, является создание такого аппарата, который позволил бы в кратчайший срок, с наименьшими затратами спроектировать и построить сооружение, соединив для его создания в одно целое надлежащие материалы, в полном соответствии с правилами строительного искусства и требуемой прочности, и дать полный отчет в правильности и целесообразности израсходования отпущенных средств.

При производстве крупных строительных работ организационная схема будет сложнее, чем на мелких работах, но основные элементы останутся те же, подобно тому, как простейшие живые организмы обладают основными органами, обеспечивающими их существование, подобными таким же органам сложных живых существ.

Операции, которые нужно выполнять при производстве строительных работ, можно разбить на шесть категорий:
1. Административные.
2. Технические.
3. Строительно-производственные.
4. Хозяйственно-снабженческие.
5. Учетно-отчетные и контрольные.
6. Коммерческие.

Из этих категорий пять первых всегда исполняются на строительных работах, тогда как шестая отсутствует на государственных работах, при производстве которых не преследуются коммерческие цели.

Исполнение всех этих функций, как бы мала работа не была, трудно сосредоточить в одном лице, и является необходимость разделить труд между несколькими лицами—помощниками производителя работ. Создается низшая строительная ячейка, в которой для каждого лица, входящего в ее состав, должны быть определены функции. Конечно, в зависимости от объема работ, имеющихся средств, личных качеств исполнителей не всегда является необходимым иметь для исполнения каждой из этих функций Отдельное лицо; некоторые функции могут исполняться самим производителем работ, а исполнение других—объединено.

Организационная схема первичной строительной ячейки может быть изображена так.

На небольших работах может быть возложено на десятника исполнение функций технических и строительно-производственных, а на конторщика—частично функции административные и учетно-отчетные. Тогда схема приобретает такой вид.

За производителем работ остается руководство работою и исполнение более сложных операций, относящихся ко всем категориям, как-то: снабжение работ денежными и материальными средствами, рабочей силой, составление проекта, сметы, введение общего учета и пр.

На работах более крупного масштаба объем всех операций настолько увеличивается, что не представляется возможным их выполнить небольшою строительной ячейкой и приходится создавать более крупные организации, образуя конторы при производителях работ и объединяя далее производителей работ в районные организации.

Прежде нежели перейти к рассмотрению вопроса о структуре более крупных строительных организаций, начиная с контор при производителях работ, необходимо остановиться на общих типах организаций, и выявить различные характерные их черты.

Керженцев в своем труде „Принципы организации” приводит нижеследующие организационные схемы:
1. Линейная организация (по Тэйлору „Военная организация”), в которой каждый участник организации имеет только одного руководителя и каждый из них не зависит один от другого.
2. Функциональная организация (система Тэйлора), при которой каждый участник организации, кроме высших руководителей, имеет несколько указа телей-инструкторов (или, как их называет Тэйлор, „мастеров со специальными обязанностями”), получая от каждого указания только в пределах его специальности.

Черт. 1.

3. Комбинированная организация, представляющая комбинацию линейной и функциональной системы.

Выбор той или другой схемы зависит от различных обстоятельств, но для управления строительными работами наиболее подходящими являются или первая схема — линейная, или еще лучше третья — комбинированная, при которой строительные рабочие, исполняющие сравнительно простые работы и простейшими инструментами, нуждаются в руководстве только одного лица— десятника, персонал же линейных контор, подчиненный в оперативном отношении производителю работ, в то же время подчинен в техническом отношении, по специальности, соответствующим начальникам отделов центрального управления. Например, работники по счетной части конторы производителя работ получают оперативные распоряжения о выплате сумм от производителя работ, а операции по ведению книг исполняются под руководством главного бухгалтера управления работами.

Черт. 2.

Черт. 3.

В отношении разделения исполнительных функций между центральными органами и организациями на местах можно различать три схемы: централизованную, децентрализованную и полуцентрализованную.

Централизованной схемой является схема, по которой все функции хозяйственные и учетно-контрольные сосредоточены в центральном управлении, а на производителя работ и промежуточные организации возложено исполнение лишь функций производственного характера и, частично, функции технические и административные. При этой схеме производитель работ освобожден от обязанностей по найму рабочих и по снабжению работ материалами и денежными средствами, а также по учету всех расходов. Он только строит и притом по готовым проектам, получаемым также от центрального управления. Все денежные расчеты и весь учет расходов также сосредоточены в центральном управлении, и на обязанности производителя работ лежит лишь составление ведомостей, кому и на что нужно платить, и дача указаний, на какие работы нужно отнести расход денежных средств и материалов.

Черт. 4.

Децентрализованная схема как раз обратная, т.е. все хозяйственные и учетно-отчетные функции сосредоточены в руках производителя работ: он самостоятельно заготовляет материалы, нанимает рабочую силу, ведет все денежные расчеты и учет расходов. В некоторых случаях он в то же время сам составляет проекты, сметы и пр. Центральные органы в таком случае играют роль лишь регулирующую и инспектирующую. Подобного рода организации существовали на фронте при производстве дорожных, мостовых и иногда фортификационных работ, а также по этому типу организовались обычно частные строительные предприятия в довоенное время. Наконец, полуиентрализованными системами будут те, в которых только часть хозяйственных, учетно-отчетных и технических функций сосредоточена в центральном управлении, а остальные передаются на места работ. Например, снабжение материалами и рабочей силой идет из центра, а расчеты с рабочими, учет расходов и материалов сосредоточены на местах работ. Под полуцентрализованной схемой можно разуметь также и такую, когда все хозяйственные и учетно-отчетные функции сосредоточены в районной конторе, объединяющей производителей работ, и изъяты из ведения центрального управления, при этом производители работ также освобождены от исполнения подобного рода функций.

Черт. 5.

Каждая из этих схем имеет свои выгоды и недостатки.

При первой схеме производитель работ, освобожденный от хозяйственных забот, может употребить все свои силы, все свое внимание на производство работ и на техническую сторону их выполнения. Но тогда он очень далек от хозяйства, он теряет масштаб стоимости работ, ему трудно следить за экономичностью их и соответствием расходов сметным назначениям. При организации подобного рода надо иметь очень хорошо слаженный и отлично функционирующий центральный аппарат и очень хорошо налаженную техническую и хозяйственную связь производителя работ с центральным управлением, иначе неизбежны заминки с получением материалов и рабочей силы в нужное время и постоянные взаимные обвинения в задержках. При такой схеме нужно наладить быстрое составление и сообщение производителю работ учетных данных о стоимости производимых ими работ, дабы он мог на основании этих данных исправить недочеты. Эта схема требует также очень четкой работы центрального аппарата по своевременному снабжению производителей работ чертежами и по увязке с ними всех вопросов, возникающих при выполнении работ по полученным чертежам.

Такая организация является более подходящей при работах, сосредоточенных в небольшом районе, при работах многолетних и при работах с большим количеством однотипных массовых работ, когда снабжение материалами и рабочей силой может производиться в больших количествах и заблаговременно.

Вторая схема — децентрализованная — дает большую оперативную свободу производителю работ: он—полный хозяин дела, и если он опытный строитель и организатор, то может вести работы с большим успехом, чем при централизованной схеме. Отвечая всецело за порученное ему дело в техническом и хозяйственном отношениях и имея в своих руках все данные о стоимости производимых им работ, он может легче вести их экономно.

Однако, в настоящее время невозможно возлагать на прораба обязанности по самоснабжению материалами, особенно дефицитными (фондируемыми).

Наконец, третья схема — полуцентрализованная,—являясь более гибкой, чем две другие, дает возможность сосредоточить исполнение тех или иных хозяйственных, учетно-отчетных и технических функций в тех местах, где это по условиям работы наиболее выгодно для достижения максимального успеха.

Обычно эта схема и применяется на деле, причем снабжение работ основными материалами чаще всего исполняется центральными органами, а приобретение мелких материалов допускается попечением прораба. Все расчеты и весь денежный учет по рабочей силе сосредоточен у прораба, а учет материалов ведется им только количественный, или если и денежный, то по номенклатурным ценам; конечно, это не касается тех материалов, которые покупаются прорабом самостоятельно.

На выбор той или иной организационной схемы влияют среди прочих обстоятельств и личные качества отдельных исполнителей.

Каждая из этих трех организационных схем может строиться с одной, с двумя, с тремя и даже большим числом ступеней подчиненности.

Наиболее простая схема—одноступенная, когда главному строителю непосредственно подчинены прорабы. Такую схему встречаем при организации работ в крепостях и при постройках гражданских зданий.

По двухступенной схеме, т.е. когда главному строителю подчинены районные начальники, а им уже—производители работ, строятся чаще всего административно – технические аппараты на работах линейно протяженных, например, при постройке железных и шоссейных дорог, каналов и пр. (начальник работ, начальник участка, начальник дистанции) или при постройке полевых укреплений (главный руководитель, старший руководитель, производитель работ). Эта схема более сложная, но необходимость применения ее вызывается затруднительностью организовать руководство из центра при большой разбросанности работ и при многочисленности прорабов.

Наконец, встречаются еще схемы и с большим числом ступеней подчинения, но при таких схемах аппарат получается очень сложный и все вопросы: технические, хозяйственные и административные, разрешаются очень замедленным темпом, что при производстве строительных работ, требующих быстроты решений, совершенно недопустимо.

В отношении структуры главного руководства строительными работами различаются две системы: с единоначальНым управлением и с коллегиальным.

Из опыта успешно проведенных работ следует признать, что во главе управления должно стоять одно лицо—строитель (называемый разно: главный инженер, главный руководитель, главный строитель, начальник работ, архитектор и т. п.). Только одно лицо может соединить в себе единую мысль, единую волю и единую ответственность. Этот принцип единоначалия, чрезвычайно важный и безусловно необходимый для успеха работ, иногда нарушается не только у нас, но и заграницей. Общее руководство строительными работами поручается нескольким лицам, коллегиальному органу, с различными названиями: правления, строительной комиссии, строительного или распорядительного комитета и т. п.

Стремление поставить во главе строительного управления коллегиальный орган объясняется, главным образом, недоверием к людям, а отчасти неправильно применяемой пословицей: „Ум — хорошо, а два — лучше”. Полагают, что всякий вопрос, всякое решение обсудится и обдумается в комиссии особенно тщательно и из всех возможных решений будет принято наилучшее. Но „наилучшее есть враг хорошего” и на строительных работах, где решение надо принимать быстро, подобно тому, как в военном деле, иначе работа может застопориться, — коллегиальность только вредит делу.

Характерным примером в этом отношении может служить организация работ по постройке Панамского канала.

В начале 28 июня 1902 г. была образована комиссия из семи членов под председательством одного из них. Постоянные разногласия и недоразумения между членами Комиссии мало способствовали успеху дела, и два первых строителя, Уоллес и Стивене, оставили свои посты, не будучи в состоянии ^побороть всех трений. Только в 1908 г., с назначением главным инженером полковника Готалса и с предоставлением ему всей полноты власти, почти диктаторской, с подчинением ему не только технической организации, но и гражданского управления в зоне канала и Правления Панамской железной дороги, — дело постройки пошло успешно и, несмотря на многочисленные и серьезные затруднения, было окончено в срок.

При единоличном управлении работами наилучшие результаты получаются, когда лицо, стоящее во главе управления, обладает не только административными способностями, но и техническими знаниями. Однако, в настоящее время очень часто, по условиям политическим, управление постройкою вручается хозяйственнику-администратору, а технические функции сосредоточены у главного инженера, подчиненного начальнику строительства. В этом случае высказанный ранее принцип соединения в одном лице единой мысли, единой воли и единой ответственности нарушается, и работы идут достаточно успешно, лишь только в том случае, если начальник строительства и главный инженер установят взаимное понимание и общий язык и ясно разделят между собою функции и ответственность.

Выбор ответственного руководителя весьма труден, так как редко кто обладает всеми качествами, необходимыми для руководства крупным делом, но раз выбор сделан, то лицо, стоящее во главе постройки, должно получить полное доверие и вести дело по своему разумению и умению за полной своей ответственностью.

Давая полную самостоятельность строителю, однако, не надо отбрасывать мудрую пословицу: „Ум—хорошо, а два—лучше”, но надо ее применять иначе.

Американец Эмерсон ‘) в числе двенадцати принципов производительности третьим ставит: „Компетентный совет”. Он говорит: „В производительной организации компетентный совет должен проникать всюду, а если встречаются препятствия к его применению, то это происходит от недостатка организации, от того, что нехватает какого-то органа, и этим органом является штаб специалистов по производительности”.

При главном строителе должен быть совет, состоящий из его помощников и ответственных руководителей отделов, а также нужных специалистов, но совет собирается по мере необходимости и является органом совещательным, разбирающем и освещающем все наиболее важные вопросы, но решения принимаются строителем самостоятельно и за полной своей ответственностью.

Рассмотрев общие данные об организационных схемах управления строительными работами, перейдем к выявлению структуры отдельных звеньев в зависимости от распределения между ними исполнения тех или иных операций.

А. Централизованная схема при одноступенном подчинении:
а) Контора производителя работ. В виду того, что производителем работ исполняются, главным образом, функции производственного характера, штат конторы может быть доведен до минимума.

Он может быть ограничен старшим конторщиком и подчиненными .ему: пом. конторщика, счетоводом, табельщиком и кладовщиком. Из них первые два составляют платежные ведомости для расчета с рабочими, табельщик ведет учет рабочих, и кладовщик хранит, выдает и учитывает материалы.

По производству работ при производителе работ имеется один или два техника, необходимое число десятников.

б) Центральное Управление.

I. Административный Отдел (Управление делами) выполняет нижеследующие административные функции, а именно:
а) По общему руководству:
— Составление и издание приказов, циркуляров и общих инструкций.
— Регистрация всех входящих и исходящих бумаг.
— Ведение переписки по вопросам общего и секретного характера.
— Систематизация и хранение дел. Архив.
— Наблюдение за исполнением и прохождением бумаг.
— Получение и отправка пакетов.
— Справочное бюро.

б) По учету личного состава:
— Ведение всех операций по приему, перемещению и увольнению служащих и по командировкам их.
— Ведение трудовых списков должностных лиц.
—Ведение всех дел о военнообязанных и мобилизационного характера.
в) По службе связи.
— Организация и эксплоатация внутриуправленской и общей построечной почты, телеграфа, телефона, а иногда и радиотелеграфа.

г) По хозяйственной части.
— Дела общекоммунального характера, которые обычно имеются в городском и поселковом управлении (в случае, если на постройке не имеется специального отдела коммунального хозяйства): содержание контор и квартир для служащих и рабочих, содержание в чистоте и исправности дорог и территории строительства и т. п.

II. Технический Отдел. К функциям технического отдела относятся:

По изыскательской части:
производство съемок и нивелировок, геологических, гидрологических изысканий и пр.

По проектной части:
составление проектов, смет, технических отчетов,, а также работы чертежные, типографские, светолитографские и фотографические. Иногда составление смет и ведение технической отчетности относится к функциям производственного отдела.

По инспекторской части: инспектирование и инструктирование производства работ в техническом отношении, наблюдение за изготовлением механического и электротехнического оборудования на заводах и приемка его.

По испытательской части: испытание материалов, оборудования и конструкций, выработка технических норм.

III. Производственный Отдел (или Планово-производственный Отдел), который ведает всеми операциями, связанными с плановым распределением работ. Иногда такого отдела в составе управления нет, но его заменяет помощник строителя, на которого и возлагается непосредственное руководство работами. В тех случаях, когда таковой отдел существует на работах, к функциям его относится нижеследующее.

Составление календарных и производственных планов работ и разделение района на строительные участки.

Распределение, какие из работ будут производиться хозяйственным способом и какие подрядным, и выдача производителям работ заданий (нарядов) на приступ к производству хозяйственных работ.

Производство вcex операций по сдаче работ, намеченных к производству подрядным способом, т.е. выработка кондиций и проектов договоров, согласование их с высшими инстанциями и ревизующими органами, заключение договоров.

Выдача нарядов подрядчикам с извещением об этом начальников участков (производителей работ).

Разработка проекта организации производства работ и их механизации с определением потребного числа типов к мощности рабочих машин, силовых и водоснабдительных станций, судовых средств, пловучих рабочих машин, механических путей сообщения, механизмов для горизонтального и вертикального перемещения грузов, ремонтных мастерских с оборудованием и пр.

Выдача заданий Отделу Снабжения на приобретение всех необходимых для производства работ машин и механизмов, запасных частей к ним и эксплоа-тационных материалов.

Выдача заданий Отделу Снабжения на заготовку и доставку к местам работ необходимых материалов, инструментов, приспособлений.

Выдача заданий Техническому Отделу на составление проектов вспомогательных сооружений, необходимых для производства работы (лесов, кружал, для бетонных и железнодорожных сооружений, эстакад, рабочих домов и т. п.); иногда проекты на эти вспомогательные сооружения составляются в производственном отделе.

Выдача заданий производителям работ на постройку помещений для жилья рабочих и служащих и для хозяйственных нужд.

Сообщение сведений Отделу Кадров о потребности в рабочей силе по* периодам и квалификациям.

Определение потребного для производства работ транспорта и выдача; заданий Отделу Снабжения на закупку лошадей, автогрузовиков, тракторов: и других транспортных средств и заготовку необходимого инвентаря-

Наблюдение за выполнением работ и принятие всех мер к выполнению их в сроки, намеченные планом работы. В случае невозможности исполнить работы в сроки, намеченные планом работ, изменение сроков, назначение новых сроков и дача, кому следует, новых заданий и нарядов.

По учетно-статистической части. Сбор и систематизация сведений, которые должны давать непрерывную картину хода производства работы, ее успешности и выгодности. Получение от производителей работ сведений о ходе paбот, о количествах рабочей силы, бывшей на работах, о количестве исполненной работы и израсходованных материалов, данные о погоде, температуре, уровне воды и пр.

Составление на основании полученных данных общих сводок и графиков о ходе работ. Составление по всему строительству годовых и окончательных технических отчетов.

Финансовый отдел с бухгалтерией.

а) По получению и распределению денежных средств. Составление финансовых планов о предстоящих по периодам работ расходах на основании данных, полученных из Технического, Производственного и других отделов.

Составление документов для испрошения кредитов на работы и для получения денежных средств. Распределение полученных денег по отделам, частям и участкам. Составление документов на получение разными лицами авансов. Учет полученных на работы денежных средств и выданных авансов. Систематизация сведений, получаемых с участков и от частей управления, и составление их денежных счетов.

б) По расчетам. Составление расчетов с подрядчиками и поставщиками, по договорам и подпискам, на основании данных, полученных из соответствующих отделов и частей.

Поверка и оформление счетов, подлежащих оплате распоряжением Управления работами.

Составление расчетов по выдаче служащим всякого рода денежных сумм (зарплаты, суточных, командировочных и пр.). Составление расчетов за работы, исполненные разными лицами для Центрального Управления постройки.

в) По отчетам. Поверка отчетов, представляемых подотчетными лицами и согласование произведенных расходов с ревизующим аппаратом, если таковое согласование требуется и не было произведено на местах производства работ.

Сводка вышеуказанных отчетов и составление общего отчета, оправдывающего произведенные расходы из кредитов, полученных на работы.

Распределение произведенных расходов По кредитам, параграфам и статьям сметы или отдельным сооружениям, на основании разметок производственного отдела и производителей работ.

г) По учету материалов. Учет денежных средств, израсходованных на покупку и заготовку материалов и всякого имущества, и распределение расходов по покупке или заготовке материалов и имущества по кредитам, параграфам сметы или сооружениям.

д) По кассовым операциям. Получение и хранение денежных сумм. Производство уплат по документам и выдача авансов должностным лицам.

е) По общему руководству и делопроизводству. Определение необходимого числа служащих по счетной части; составление инструкций, определяющих права а обязанности должностных лиц по счетной части. Выработка правил и инструкций по получению, хранению, расходованию денежных средств материальных ценностей и составлению денежной отчетности. Инструктирование и инспектирование должностных лиц по счетной части в Центральном Управлении и на местах работ.

Ведение всей переписки по счетной части, регистрация и хранение бумаг.

Отдел снабжения.

а) По заготовительным операциям. Выработка плана заготовки, покупки и доставки материалов и другого имущества, в соответствии с заданиями, полученными от Производственного Отдела.

Составление заявок годовых и квартальных на потребные материалы и оборудование и представление заявок в высшие органы.

Изучение рынка, т.-е. сбор сведений о том, где, по каким ценам, в какие •сроки и какого качества можно получить или заготовить необходимые для работ материалы и имущество.

Выбор способа производства заготовки материалов (наличной покупкой, приобретением через поставщиков, заготовкою хозяйственным способом и т. п.).

Составление кондиций и технических условий (совместно с Техническим и Производственным отделами) на поставку материалов и имущества. Производство всех операций по сдаче с торгов заготовки материалов.

Организация заготовки хозяйственным способом. Иногда операции по заготовке хозяйственным способом материалов (гравия, песка, лесоматериалов и пр.) поручаются отдельному производителю работ, который сдает заготовленные материалы Отделу Снабжения. Получение от трестов, заводов и других учреждений материалов и оборудования, согласно выделенным центром фондам.

Закупка имеющихся на рынке материалов и имущества при посредстве своих агентов.

Составление необходимых данных для производства счетной частью расчетов с поставщиками по исполненным ими поставкам.

Заготовка для всех отделов и участков бланков, конторских книг, канцелярских принадлежностей и другого инвентаря.

Заготовка топлива и осветительных материалов.

Выяснение условий и цен на транспортировку материалов и оборудования со складов поставщиков, со станций железных дорог или от пристаней к центральным и построечным складам. Выбор наиболее рационального, экономного способа транспортировок. Организация транспорта средствами строительства или через специальные транспортные учреждения.

б) По распорядительным операциям. Приемка материалов и имущества. Хранение их на складах и в кладовых.

Распределение и снабжение материалами и имуществом частей и участков, по заданиям Производственного Отдела.

Учет полученных, израсходованных и имеющихся в наличии на складах и в кладовых материалов и имущества.

в) По общему руководству и делопроизводству. Определение необходимого числа служащих и рабочих по материальной части, в Управлении и на местах работ; составление инструкций для должностных лиц, определяющих их права и обязанности.

Разработка правил и инструкций по получению, хранению и расходованию материалов и имущества и составлению материальной отчетности.

Определение потребного количества помещений и площадей для хранения материалов и имущества; выдача заданий на постройку необходимых помещений. Инструктирование и инспектирование должностных лиц по материальной части-

Регистрация и хранение документов по материальной части и хранение переписки.

Отдел труда.

а) По общим вопросам.

Подготовка материалов и разработка коллективных колдоговоров и тарифных соглашений.

Разработка материалов и систематическое изучение и анализ состояния и динамики производительности труда, заработной платы, трудовой дисциплины, движения рабочей силы и других показателей по труду. Выработка соответствующих мероприятий по борьбе с текучестью рабсилы и за повышение трудовой дисциплины.

Наблюдение за своевременной выдачей зарплаты и устранение задержек в выдаче таковой.

Наблюдение за проведением в жизнь действующих законоположений по труду.

Участие со стороны администрации постройки в работах расценочно-конфликтных комиссий и комиссий по охране труда.

Разработка правил внутреннего распорядка и наблюдение по проведением их в жизнь.

Разработка правил и норм по охране труда во исполнение постановлений НКТ, в частности по выдаче спецодежды, предохранительных приспособлений и нейтрализующих веществ, а также по разрешению дополнительных отпусков.

Определение норм оплаты труда, компенсаций, дополнительных вознаграждений и пр.

Выяснение вопросов о необходимости и объеме сверхурочных работ.

б) По технико-нормировочной работе.

Разработка и проведение правильных методов технического нормирования труда.

Наблюдение за правильным применением „Единых норм” и „Единых расценок” и установление норм сдельной выработки в случаях необходимости отступлений от „Единых норм” или неимения в них норм на данные работы.

Учет производительности труда.

Изучение трудовых процессов хронометражем и фотографией рабочего дня для выработки сдельных норм или для проверки существующих норм.

Разработка и установление рациональных систем оплаты труда и установление систем премирования рабочих и административно-технического персонала.

Установление квалификации работ и тарификации рабочих.

Руководство работою цеховых ТНБ.

Разработка штатов отделов и установление разрядов должностей.

в) По вопросам кадров.

Выявление текущей и перспективной потребности в кадрах, разработка плана покрытия этой потребности и проведение его в жизнь.

Отбор кандидатов для направления на различные курсы по повышению квалификации.

Организации производственных кружков и курсов по повышению квалификации и переподготовке рабочих и руководство их работою.

Учет выдвиженцев и контроль за правильным их использованием.

Количественный и качественный учет и распределение административно-хозяйственных и инженерно-технических кадров.

Контроль за правильной постановкой бригадного и индивидуального-ученичества.

Наблюдение за правильной постановкою непрерывной производственной практики студентов.

Подготовка материалов к заключению договоров с органами НКТ на подготовку кадров дефицитных профессий и на поставку рабочей силы.

г) По вопросам охраны труда и технике безопасности.

Выработка правил и мероприятий по технике безопасности.

Наблюдение за исполнением правил по технике безопасности работ*

выяснение причин несчастных случаев и учет их.

Составление планов использования фонда улучшения быта рабочих.

д) По вопросам массово-экономической работы.

Учет работы производственных совещаний, результатов соцсоревнования -и ударничества, применения хозрасчета, встречных планов и пр.

Инструктаж по вопросам организации хозрасчетных бригад и разработка бригадных хозрасчетных договоров.

Отдел рационализации.

Разработка вопросов касающихся:

Рационализации общей организации работ, распределения производствен-•яых функций и методов учета работы.

Рационализации всех производственных процессов путем изучения их и внесения необходимых изменений.

Рационализации в области уменьшения расхода материалов, замены дефицитных и внедрения новых -материалов.

Обмен опытом и содействие рабочему изобретательству.

Транспортный отдел.

а) По организационной части. Определение потребного количества транспортных средств в связи с заданиями, полученными от отдела снабжения в отношении доставки грузов от станции и пристаней к складам и от складов на участки в кладовые; от производственного отдела в отношении перевозок грузов при производстве самих работ (перемещение земли и пр.).

Выдача заданий отделу снабжения на приобретение потребного количества лошадей (верблюдов, быков) и заготовку повозок, сбруи, прочего инвентаря и фуража.

Организация обозно-починочных мастерских.

Приемка всех перевозочных средств, распределение их по участкам.

б) По эксплоатационным операциям. Эксплоатация перевозочных средств, т.-е. уход за лошадьми, исполнение нарядов, учет исполненной работы, производство ремонта инвентаря, ведение денежной и материальной отчетности и пр.

в) По общему руководству и делопроизводству. Выработка инструкций для служащих и рабочих по транспортной части, определяющих их права и обязанности.

Выработка правил и инструкций пользования транспортными средствами и ухода за рабочим скотом.

Определение потребного количества помещений для размещения лошадей и хранения обоза и фуража и выдача заданий на постройку нужных помещений.

Наблюдение за правильным использованием транспортных средств и за соблюдением должностными лицами обязанностей.

Инструктирование должностных лиц по транспортной части.

Ведение переписки по транспортной части, регистрация и хранение бумаг.

Юридический отдел (юрисконсульт). Ведет все юридические дела постройки, как-то: просмотр и юридическую обработку всех договоров с поставщиками и подрядчиками, дает заключение по всем спорным вопросам между Управлением (и его частями) и посторонними лицами и учреждениями, защищает интересы постройки в судебных учреждениях, конфликтных комиссиях и т. п., систематизирует все правительственные распоряжения, касающиеся постройки, и осведомляет Главного Строителя и других должностных лиц по вопросам, касающимся их служебных обязанностей.

Отдел по отчуждению. Ведает всеми вопросами, касающимися отчуждения земель и находящихся на них построек и производства оценок отчуждаемых имуществ и расчетов за них с владельцами.

Б. Децентрализованная схема при одноступенном подчинении.

а) Контора отдельного производителя работ (нач. участка).

При децентрализованной схеме большая часть операций хозяйственных, технических и учетно-отчетных переносится на места работ, в конторы прорабов. В соответствии с этим, контора прораба значительно расширяется, и для исполнения разного рода хозяйственных, технических и учетно-отчетных операций в штат включается ряд лиц.

Для примера возьмем контору прораба (начальника участка) для работ большого масштаба с числом рабочих от 500 до 1.000 чел. и с объемом работ на сумму от 1.500.000 до 2.000.000 рублей в строительный сезон.

В данном примере количество и категории служащих взяты примерные, ибо и то и другое зависит от характера работ, от порядка и способов ведения денежной и материальной отчетности.

Черт. 5.

Соответственно основным функциям контора разделяется на отделения, общее, техническо-строительное и хозяйственное.

В общем отделении сосредоточены все дела, касающиеся сношений участка р высшими инстанциями, подчиненными ему лицами и посторонними регистратура всех входящих и исходящих бумаг, хранение дел по учету военнообязанных. Для исполнения этой работы необходим, примерно, следующий штат служащих: один делопроизводитель для заведывания общей частью, один журналист для ведения входящего и исходящего журналов, подшивки бумаг и хранения дел, конторщик или два—по личному составу и по мобилизационным делам, переписчик (машинистка).

К общей части относятся также заботы по снабжению работников жилищами, содержанием их, снабжением всем необходимым, а также санитарные мероприятия на участках, общая и пожарная охрана. В коммунальном отделении общей части должны быть заведывающий зданиями и при нем штат вахтеров, сторожей, истопников, уборщиков, пожарных и т. п.

Техническо-строительное отделение. По технической части исполняются следующие операции: получение, хранение и снабжение необходимыми техническими данными (чертежами, сметами, шаблонами и пр.) десятников, производство поверочных и добавочных изысканий (нивелировки, съемки местности, исследования грунта, восстановление изыскательских знаков и пр.), поверка разбивки сооружений, производимой десятниками, составление проектов и смет для основных и временных сооружений, наблюдение за правильным в техническом отношении исполнением работ, производство обмеров оконченных сооружений и изготовление исполнительных (отчетных) чертежей и смет; выяснение всех технических недоразумений, составление актов о всех технических происшествиях.

Примерный штат по технической части следующий:

Инженер-проектировщик, техник для производства изысканий, нивелировок, разбивок и т. п., техник для производства обмеров, составления чертежей, смет и т. п., чертежник, один или два, для исполнения чертежей, хранения всех технических документов и приборов.

По строительной части операции следующие: составление плана производства работ, распределение работы между пунктовыми десятниками, определение необходимого количества материалов, инструментов, рабочей силы распределение средств производства по отдельным работам, сношение с Центральным Управлением и отделами труда по вопросам найма рабочих, определение норм выработки и установление единичных расценок, наблюдение за порядком на работах и за правильным использованием рабочей силы и материалов, учет исполненной работы и израсходованных материалов, а также ведение журнала работ. Наблюдение за выгодностью исполнения работ и соответствием расходов рабочей силы и материалов сметным назначениям (техническая бухгалтерия), сбор и систематизация сведений об успехе работ и составление сводок о ходе работ для Центрального Управления. Для исполнения всех этих работ необходим, примерно, нижеследующий штат:

Заведывающий техническо-строительным отделением (он же—помощник производителя работ)—инженер или опытный техник.

Техник по распределению работ и средств производства.

Техник по составлению расценок.

Техник по учету работ, для ведения журнала работ, составления срочных донесений и т. п.

Пунктовых десятников, старших и младших, в мере необходимости, на каждые 50—100 чел. рабочих по одному; при старших десятниках табельщики на 150—200 чел. и по кладовщику (при разбросанности работ).

Конторщиков два в помощь каждому технику.

Переписчик—один.

Если на участке имеются механические устройства, то при строительном отделении организуется механическая часть или имеется механик со штатом, сообразно роду и размерам механических устройств.

Хозяйственное отделение заботится о снабжении работ денежными и материальными средствами, хранит, расходует и отчитывается в них, ведает всеми хозяйственными учреждениями участка, материальными складами и т. п.

Хозяйственное отделение разбивается на части: счетную, материальную и транспортную.

В счетной части необходимо иметь:

Заведывающего счетной частью—бухгалтера или опытного счетовода.

Счетоводов или конторщиков для составления табелей, платежных ведомостей, расчетных листов и пр. для расчета с рабочими по одному на 125—150 рабочих.

Двух или трех счетоводов для ведения счетных книг или учетных карточек.

Кассира-артельщика для получения, хранения денежных сумм и производства уплат.

В материальной части: заведывающего складами, двух конторщиков для ведения материальных книг или учетных карточек, агента или двух для производства закупок, получения и доставки материалов и т. п., кладовщиков с помощниками — по числу складов.

В транспортной части: заведывающий конным транспортом, при нем фуражир для получения, хранения и раздачи фуража, старшина для заве-дывания конюхами, конюхов—по числу запряжек, шорников, плотников, колесников в мере необходимости.

б) Центральное Управление.

Центральное Управление при данной схеме играет роль руководящую и контролирующую, но оно не ведает никакими хозяйственными операциями, кроме получения кредитов на работы и распределения их по производителям работ.

Исходя из характера и объема функций, Центральное Управление распадается на следующие части:
а) Административную.
б) Техническую.
в) Бухгалтерскую.
г) Юридическую.

На Административную часть возлагается исполнение тех же обязанностей, как и при централизованной схеме, но только отпадают вопросы, касающиеся жилищной части, кроме содержания помещения Управления Строительства.

Функции Технической части уменьшаются, так как составление некоторых проектов и чертежей переходит к прорабам, а остаются лишь функции по составлению основных проектов и по проверке проектов, составляемых прорабами по инспектированию и по испытанию материалов.

В Бухгалтерской части сосредоточены дела по получению кредитов и их распределению по прорабам и ведение общего бухгалтерского учета по отчетам прорабов. При бухгалтерии——небольшое расчетно-кассовое отделение.

Юридическая часть с теми же функциями, как и в первом случае.

В. Полуцентрализовакная схема с одноступеннсй или с двухступенной подчиненностью.

Полуцентрализованная схема, являясь комбинированной из двух первых, может иметь самую разнообразную структуру, что мы видим на практике.

При организации Управления строительными работами количество работников по технической и конторской части должно быть определяемо строго в соответствии с действительной надобностью, учитывая, что содержание административно-технического аппарата ложится накладным расходом на основные работы. Соотношение числа служащих к числу рабочих зависит от объема работ, от способа их производства (подрядный или хозяйственный), от степени механизации, от требований, установленных для ведения учета, и отчетности. Кроме того, соотношение числа служащих и числа рабочих меняется но периодам: в первое время при организации работ, и в последний период, при ликвидации их, процентное соотношение служащих к числу рабочих значительно больше, чем в период производства работ.

Установить какую-либо определенную процентную норму невозможно. Обычно считается нормальным соотношение числа служащих к числу рабочих около 8%-10%, что дает около 5%—1% накладных расходов по содержанию административно-технического аппарата на стоимость рабочей силы и материалов. При хозяйственном способе работ и при сложности форм и требований по ведению учета и отчетности соотношение числа служащих к числу рабочих увеличивается.



Похожие статьи:
О хозрасчете

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Организация строительных работ

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум