Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Такелажные работы при монтаже вентиляции


Такелажные работы при монтаже вентиляции

Монтаж систем промышленной вентиляции связан с перемещением тяжелого и громоздкого оборудования. Установка элементов кондиционеров, циклонов, скрубберов, воздухонагревателей, вентиляторов и другого оборудования требует применения всевозможных грузоподъемных и других такелажных механизмов и приспособлений. Механизация такелажных работ в период монтажа вентиляционных систем значительно повышает производительность труда и способствует снижению уровня работ, выполняемых вручную.

Такелажные работы должны вестись в строгом соответствии с типовыми схемами производства работ по монтажу систем промышленной вентиляции.

До начала выполнения такелажных работ осматривают оборудование и намечают способы закрепления стропов и перемещения оборудования. Проверяют наличие монтажных петель на оборудовании и в случае необходимости приваривают их. Пользоваться следует только инвентарными стропами, которые предварительно осматривают.

Стропы с порванными петлями и нарушенными оплетками применять нельзя. Стропы подразделяются на простые, универсальные, облегченные, многоветвевые и полуавтоматические.

Почти при любой такелажной операции приходится пользоваться стальными и пеньковыми‘канатами. От правильного подбора канатов и их качества зависят успешное выполнение такелажных работ, сохранность монтируемого оборудования и, что самое главное, безопасность монтажников, выполняющих эти работы. Это обстоятельство требует особо внимательного отношения к выбору строповочных средств.

При монтаже легкого оборудования груз поднимают вручную или с помощью простого блока или полиспаста, при этом пользуются пеньковыми канатами диаметром до 28 мм. Если монтаж ведут во влажных условиях или вне помещения, где канат может намокнуть, пользуются просмоленными канатами. При этом надо помнить, что прочность такого каната на 10% меньше прочности обыкновенного. При монтаже тяжелого оборудования применяют стальные канаты. Такелажные подъемные механизмы (лебедки, краны и др.) должны быть оснащены стальными канатами.

Для такелажных работ применяют канаты, свитые из проволок одного диаметра, двойной свивки с пеньковым сердечником в шесть прядей. В одной пряди может быть 19 или 37 проволок.

Срок службы каната зависит от числа перегибов каната на блоках и барабанах. Большое значение при этом имеет правильный выбор соотношения диаметров каната и блока или барабана — чем больше отношение между этими диаметрами, тем больше срок службы каната.

Для канатов, применяемых при такелажных работах на монтаже систем промышленной вентиляции, коэффициент запаса прочности принимают равным 12.

Существует несколько способов строповки воздуховодов и оборудования. Воздуховод поднимают в вертикальном положении способом крепления, называемым «удавка с нахлесткой». Вязку концов пеньковых или стальных канатов при зачалке на одном или двух концах выполняют «мертвой петлей». При зачалке груза на одном конце каната петли укладывают вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната. После затягивания вязка имеет вид, показанный на рис. 199, в. Горизонтальный участок воздуховода поднимают посредством двух инвентарных стропов, которыми обвязывают воздуховод на одинаковом расстоянии от концов.

Оборудование с центром тяжести, расположенным выше монтажных отверстий, поднимают, применяя четыре стропа, чтобы предотвратить возможность опрокидывания оборудования.

Инвентарные стропы с блоком крепят за металлические фермы только в их узлах, при этом используют деревянные подкладки. Чтобы нагрузка распределялась на ферму, блок крепят за несколько узлов. При небольших нагрузках блок крепят с помощью каната так, как показано на рис. 2, в. Один конец каната привязывают за строп, к которому крепят подъемный блок, другой конец каната—к надежной строительной конструкции так, чтобы по окончании работ можно было отвязать канат и опустить подъемный блок.

Рис. 1. Способы крепления воздуховодов и оборудования с помощью:
а — «удавки с нахлесткой», б — «мертвой петли» на двух концах, в — затянутой «мертвой петли», г — крепление четырьмя стропами, д — крепление двумя стропами

Рис. 2. Крепление инвентарных стропов с блоками за металлические фермы:
а — за один узел, б — за два узла, в — для небольших грузов; / — подкладка, 2 — строп, 3 — канат

Рис. 3. Винтовой домкрат:
1 — корпус, 2 — винт, 3 — упор, 4 — рукоятка храпового механизма

Рис. 4. Шестеренная таль

Вентиляционное оборудование очень часто монтируют в таких условиях, когда можно применять только механизмы и приспособления небольших размеров.

Для подъема грузов на небольшую высоту (до 0,5 м), а также для перемещения их по горизонтали служат различные домкраты: винтовые, реечные и гидравлические.

Винтовые домкраты плавно поднимают груз, надежно его удерживают любое время и также плавно его опускают. Домкрат состоит из стального или чугунного корпуса, в верхней части которого расположена гайка. В гайку входит винт с трапецеидальной нарезкой, который при вывинчивании поднимает груз. Винт вращается рукояткой с трещоткой, надетой на квадратный конец верхней части винта. Угол подъема резьбы принимают 4…5°, что обеспечивает самоторможение винта.

Наряду с винтовыми домкратами на монтаже широко применяют реечные домкраты.

Гидравлические домкраты, с помощью которых поднимают большие грузы, работают по принципу гидравлического процесса, где насос с малым диаметром поршня нагнетает жидкость в рабочий цилиндр с большим диаметром поршня. Воздействуя на большую площадь рабочего поршня, жидкость создает значительное усилие, используемое для подъема груза. В качестве рабочей жидкости применяют смесь воды со спиртом и глицерином или веретенное масло. Жидкость не должна замерзать, так как домкраты могут работать и храниться при температуре ниже 0 °С.

По сравнению с винтовыми домкратами гидравлические отличаются большей грузоподъемностью и большей плавностью подъема и опускания груза. Кроме того, гидравлический домкрат обеспечивает большую точность остановки груза на заданном уровне. Но вместе с тем гидравлический домкрат имеет более сложное устройство, большую массу и меньшую скорость подъема.

В качестве подъемного механизма на монтаже систем промышленной вентиляции используют тали, которые характеризуются простой конструкцией и небольшой массой. Кроме того, они надежны в работе и легко закрепляются на опоре. Тали бывают шестеренные, червячные и рычажные.

Шестеренная таль состоит из корпуса, в котором помещается звездочка грузовой цепи, шестеренный редуктор и дисковый тормоз. На приводном валу насажено тяговое колесо и свободно сидят звездочки грузовой цепи и храповое колесо останова. При вращении тягового колеса в сторону подъема груза оно смещается и зажимает храповое колесо, заставляя его вращаться вместе с собой. Приводной вал через редуктор передает движение звездочке грузовой цепи. Грузоподъемность шестеренных талей до 20 т. При опускании груза тяговое колесо смещается в обратную сторону и освобождает храповое колесо. Грузовые цепи талей бывают сварные или пластинчатые. Крюк для подъема груза подвешивают на грузовую таль.

Червячные тали проще шестеренных в конструктивном отношении, но шестеренные отличаются большим коэффициентом полезного действия и большой скоростью подъема груза. С помощью червячных талей можно поднимать груз на высоту до 3 м.

Ручная малогабаритная рычажная таль массой 9 кг, грузоподъемностью 0,5 т поднимает груз на высоту до 2 м. Устройство тали очень простое. Таль состоит из корпуса, в котором находится ось со звездочкой. Через ось пропускают грузовую цепь. Таль приводят в действие с помощью рукоятки, внутри которой расположены приспособления для переключения хода.

Для подъема груза при монтажных работах применяют блоки, изменяющие направление движения каната (неподвижные блоки) или дающие выигрыш в силе, скорости (подвижные блоки).

Монтажный блок состоит из двух щек, между которыми на оси укреплен ролик. Щеки усилены накладными планками 5, воспринимающими основную нагрузку. Ось блока неподвижно закреплена в щеках, а ролик свободно вращается на оси. Ролик обычно изготовлен из чугуна. На ободе ролика находится канавка для каната. Глубина канавки должна соответствовать диаметру каната, который может быть использован с этим блоком. Канавка, не соответствующая диаметру каната, будет защемлять этот канат. В нижней части блока на щеках на траверсе закреплен стальной кованый крюк, свободно вращающийся вокруг своей оси. На блоке обязательно должна быть указана его грузоподъемность. Груз, больше указанной грузоподъемности, поднимать на блоке запрещается.

Электрические тали закреплены в ходовой тележке, перемещающейся по подвесному рельсовому пути. Их используют на монтажных заводах и в заготовительных мастерских. Электрические тали грузоподъемностью до 0,5 т не имеют приводной хордовой тележки и перемещаются вручную.

Лебедки— это грузоподъемные машины, у которых при подъеме или перемещении груза канат навивается на барабан. Ручные рычажные лебедки грузоподъемностью 0,75; 1,5 и 3 т предназначены для подъема и перемещения грузов в горизонтальном или наклонном направлении при монтаже систем промышленной вентиляции.

Лебедка состоит из корпуса, тягового механизма и рабочего каната с крючком. Работа лебедки основана на протягивании рабочего каната через тяговый механизм с помощью двух пар сжимов. Рукоятками тягового механизма—переднего или заднего хода—лебедка приводится в действие.

Легкие передвижные краны БТК-2 грузоподъемностью 0,5 т, БТК-2А грузоподъемностью 0,7 т, МБТК-2 грузоподъемностью 1 т применяют при производстве монтажных работ.

На монтажных заводах, ЦЗМ и на складских дворах для перемещения тяжелого оборудования часто используют кран-балки — простейший мостовой кран, у которого подъемным устройством служит электрическая таль, перемещающаяся по нижнему поясу кранового моста. Грузоподъемность кран-балок от 0,5 до 5 т. Управляют кран-балками либо из кабины, либо кнопочным устройством с рабочего места.

Башенные краны используют в том случае, если систему вентиляции монтируют в процессе строительства здания. По сравнению со всеми другими подъемно-транспортными устройствами башенные краны обладают большей маневренностью и могут перемещать грузы как по вертикали (подъем или спуск), так и по горизонтали (за счет вращения срелы и перемещения самого крана).

Автомобильные краны, обладающие большой скоростью передвижения, маневренностью и большой проходимостью, различают по грузоподъемности и по виду привода механизмов крана. При монтаже вентиляционных систем применяют краны МКА-10М грузоподъемностью 10 т, МКА-16 грузоподъемностью 16 т.

На пневмоколесном ходу в монтажных организациях применяют краны МКП-25 и МКП-16 грузоподъемностью соответственно 25 и 16 т, а на гусеничном ходу— краны МКГ-16М грузоподъемностью 16 т и краны Э-ЗОЗБ, Э-304В грузоподъемностью от 1 до 2,7 т.

Гидравлические подъемники на автомашинах АГП-12М, А-96, МШТС-2а и др., применяемые на монтаже, предназначены для подъема двух рабочих или груза массой до 300 кг на высоту до 20 м.

Детали систем промышленной вентиляции и заготовленные на заводах вентиляционных заготовок воздуховоды и фасонные части доставляют на монтажные площадки на автомашинах со специальными прицепами.

При производстве заготовительных и монтажных работ с целью механизации технологических процессов используют различные средства внутрицехового транспорта: автопогрузчики и автокары. С помощью автопогрузчиков детали вентиляционных систем можно поднимать на вилах и крюком стрелы. Например, автопогрузчик 4041М поднимает на вилах груз до 3200 кг на высоту 2,5 м, а на крюке стрелы—груз до 1100 кг на высоту до 3,6 м.

При современной технологии строительного производства монтаж систем промышленной вентиляции происходит одновременно с возведением строительных конструкций, что требует тщательного выполнения правил техники безопасности при производстве такелажных Работ. К производству такелажных работ допускаются лица, имеющие аттестаты об окончании курсов. Исполнителям особо сложных работ выдают письменные допуски.

Рис. 5. Схемы автомобилей с прицепами:
а — с полуприцепом, б — с двумя двухосными полуприцепами, в — с одним удлиненным двухосным прицепом

Необходимо регулярно проводить проверку технического состояния подъемно-транспортного оборудования, такелажных приспособлений, ежемесячно проверять стропы и монтажные замки с составлением актов об их исправности.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум