Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дороги в пригородной зоне

Транспортные связи между населенными пунктами и роль автотранспорта


Транспортные связи между населенными пунктами и роль автотранспорта

На современной стадии разделения общественного труда хозяйственные связи каждого населенного пункта с другими неорганиченно широки. Как общее правило, чем больше город, тем более велики создаваемые им транспортные потоки пассажиров и грузов и тем более разветвлена и обширна должна быть сеть различных путей сообщения, принимающая на себя и распределяющая по всей стране эти потоки.

В плановом социалистическом государстве состав, величина и направление грузовых потоков поддаются успешному регулированию. Такие общие плановые установки, как приближение промышленности к источникам сырья, развитие местной промышленности, расширение зон хлопкосеяния, посевов пшеницы и т. п., оказывают эффективное влияние на сокращение объема и протяжения перевозок. Но этим плановое воздействие социалистического государства на транспортные .связи городов не исчерпывается. Наряду с указанными общими плановыми установками, партией и правительством давались прямые директивы относительно рационального использования разных видов транспорта. Так, в частности, в тезисах товарища В. М. Молотов а на XVIII съезде ВКП(б) дается указание о необходимости «ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. Устав железных дорог статьей 13 предоставляет Министерству путей сообщения право исключать из представляемых ему планов перевозки, вызывающие нерациональное использование перевозочных средств железных дорог, как встречные, излишне дальние, так и короткопробежные (до 30 км) перевозки. Тем же уставом железных дорог (ст. 28) предусматриваются случаи обязательного направления прузов не железнодорожным, а водным путем. Как Устав железных дорог, так и Устав водного транспорта предусматривают развитие смешанных перевозок с участием разного вида транспорта, в частности и автомобильного.

Законом о пятилетнем плане восстановления л развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы даны конкретные директивы по каждому виду транспорта. Так, по автомобильному транспорту даются прямые указания: «Организовать межрайонные перевозки автомобильным транспортом массовых грузов; обеспечить замену автотранспортом перевозок железнодорожного транспорта на коротких расстояниях».

Приведенные примеры далеко не исчерпывают многочисленные и разносторонние директивы по интересующему нас вопросу. В целом мы имеем уже в настоящее время весьма развернутую систему руководящих плановых и оперативных положений, по существу, определяющих собою распределение главным образом грузовых перевозок между различными видами транспорта.

Освещение вопроса о трассировании автомобильных дорог в районе городов настоятельно требует того, чтобы в общей системе транспортных связей городов было установлено распределение ролей отдельных видов транспорта, и главным образом автомобильного, в обслуживании этих связей. Правительственные и ведомственные директивы, а также имеющиеся к настоящему времени теоретические исследования и практика в области совместной и координированной работы железных дорог и водного транспорта с автомобильным транспортом позволяют это выполнить. При этом представляется удобным начать с анализа и характеристики транспортных связей городов — отдельно в части грузовых и пассажирских потоков, с параллельным определением того .вида транспорта, который может быть признан наиболее подходящим для их обслуживания.

Транспортные связи города в части грузовых потоков представляется правильным делить прежде всего на:
1) внешние и 2) внутренние.

1. Внешние транспортные связи города выражаются в поступлении (прибытии) в город, отправлении из города и в следовании через город транзитом грузовых потоков, начальный или конечный (или и тот и другой) пункты которых лежат вне границ города.

Отнесение внешних перевозок на тот или иной вид транспорта определяется, по совокупности, ‘следующими важнейшими основаниями:

а) Массовость и постоянство грузопотоков. При значительной массе грузов, подлежащих перевозке на каком-либо определенном участке, и при обеспеченности длительной (на протяжении многих лет) устойчивости их массового потока, как правило, оказывается более предпочтительным либо водный, если он имеется, либо железнодорожный, а не автомобильный транспорт. Выбор между автомобильным транспортом, с одной стороны, и железнодорожным или водным транспортом, с другой, легко может быть обоснован путем сопоставления ряда основных показателей экономичности того или иного вида транспорта при проектируемой их загрузке: капиталовложений, затраты труда, стоимости перевозок, скорости доставки грузов, их сохранности, сроков оборачиваемости капитала и др.

Что касается постоянства потока, то оно имеет особое значение не только при выборе для данных перевозок вида транспорта, но и при выборе типа транспортных устройств внутри данного вида транспорта (ширококолейная, постоянная или временная переносная узкоколейная железная дорога, усовершенствованная автомобильная дорога или дорога с покрытием переходного или низшего типа). С другой стороны, постоянство потока влияет на выбор вида и типа транспорта с точки зрения того, насколько каждый из них обеспечивает непрерывное выполнение перевозок в течение круглого года (сезонность работы может иметь отрицательное значение для водного и автомобильного транспорта).

б) Дальность перевозки грузов. Многочисленными наблюдениями установлено, что перевозки немассовых грузов на коротких расстояниях тяготеют к автомобильному транспорту предпочтительно перед железнодорожным и тем более водным. Это обусловливается главным образом тем, что подавляющая часть (близкая к 100%) таких перевозок по железным дорогам и воде требует подвоза груза к станции или пристани отправления или отвоза от них при помощи автотранспорта.

В ряде случаев, когда перевозки совершаются в областях с редкой сетью железных дорог, прямая автомобильная связь оказывается экономичнее на весьма значительных расстояниях.

в) Срочность доставки груза имеет в вопросе распределения перевозок между населенными пунктами по различным видам транспорта самостоятельное значение. Так, весьма значительные количества поступающих в города скоропортящихся продуктов из окружающих город сельских районов (молочные, мясные товары, фрукты, ягоды и др.) определенно тяготеют к автотранспорту, обеспечивающему им прямой (село—город, минуя станцию железной дороги) и скорый (не связанный с расписанием поездов ж. д. и формальностями приема-сдачи груза на станциях) завоз товара и притом непосредственно на рынок или в распределительный пункт. По этим же основаниям, с присоединением к ним некоторых дополнительных, как, например, устранение перегрузок с автомобилей на железную дорогу и обратно п др., на автотранспорт возлагаются перевозки в города овощей, живой и битой, птицы, живности. Также более экономичным оказывается автотранспорт и при перевозках местных строительных материалов — камня, гравия, песка, глины, извести и др., а также кирпича, черепицы и т. п. Некоторые из этих перевозок могут принимать и массовый характер.

г) Условия работы в городе других видов транспорта, как и предыдущие основания, могут определять собою возложение на автотранспорт таких перевозок, которые до его развития выполнялись железными дорогами и водными путями. В качестве примера можно привести действующие у нас еще с конца 20-х годов постановления МПС о запрещении внутри крупных ж.-д узлов (Москва, Ленинград, Харьков и др.) принимать к перевозке груз не на головной станции той ж.д. линии, с которой груз должен следовать из узла, а также передавать груз, прибывший на одну из станций данного узла, на другую станцию железной дороги того же узла по железным дорогам. Таким образом, огромное количество внешних для города внутриузловых железнодорожных перевозок, для разгрузки железных дорог в узлах, передается самими железными дорогами на внутригородской, главным образом, автомобильный транспорт.

Заканчивая этим основную характеристику роли автомобильного транспорта в осуществлении внешних грузовых транспортных связей городов, переходим к внутригородским связям этой же категории. В этом отношении можно> ограничиться несколькими краткими замечаниями.

2. Внутригородские грузовые перевозки в основной, подавляющей своей массе выполняются автотранспортом. Использование рельсовых путей (в силу закрепленности их трассы) может иметь лишь подсобное и то второстепенное значение. Грузовой трамвай и грузовое метро могут лишь в пределах своих рельсовых линий и в период свободы от пассажирского движения использоваться для вывоза грузов и притом преимущественно своих хозяйственных грузов (балласт, ремонтные материалы и т. п.).

Далее следует отметить, что хотя, согласно принятому ранее определению, пригородные грузовые перевозки отнесены к внешним транспортным связям городов, тем не менее методологически представляется удобным их анализ в соответствии с задачей настоящей работы производить одновременно и параллельно с внутригородскими перевозками. Их взаимная связь выражается, во-первых, в том, что и те и другие перевозки осуществляются, как правило, автомобильным транспортом, и, во-вторых, все они неизбежно подпадают под действие общего режима городского уличного движения с его цикличностью, регламентацией и регулированием.

Наконец, по тем же причинам следует в связи с внутригородскими связями остановиться на грузовых перевозках, пока, правда, еще небольших по количеству, но, несомненно, обещающих быстрое развитие и имеющих важное значение, а именно на перевозках, осуществляемых между городом и непосредственно обслуживающими его аэродромам. Аэродоромы этой категории располагаются вблизи городов, и прибывающие воздушным транспортом почтовые посылки, багаж и разные ценные грузы требуют для срочной доставки в соответственную точку своего назначения в городе организации автомобильного транспорта. Эти перевозки также порождаются внешними транспортными связями, но, как и пригородные, теснейшим образом связываются с внутригородским транспортом.

Переходим к транспортным пассажирским связям городов и к характеристике пассажирских перевозок, осуществляемых разными видами транспорта-

Как и в области внешних грузовых перевозок, массовые дальние потоки пассажиров между населенными пунктами идут по железным дорогам. Однако роль автомобильного транспорта в дальних перевозках с каждым годом — по мере усовершенствования автодорожной сети, обеспечения ее техническими пункта, ми профилактического осмотра ремонта и снабжения автомобилей, а также пунктами отдыха пассажиров (гостиницами, ресторанами и т. п.) -— будет становиться все более значительной. Следует предвидеть интенсивное развитие автомобильных поездок, как групповых, так и индивидуальных, в экскурсионных и туристических целях.

В пригородных сообщениях роль автобусного и легкового пассажирского автомобильного транспорта также быстро возрастает. Пассажирские потоки между городом и обслуживающими его аэродромами также будут приобретать все большее и большее развитие и значение, по мере дальнейшего увеличения уже и ныне высоких темпов развития воздушных сообщений. Направления и расстояния, на которых будут осуществляться все эти пассажирские перевозки, как и их интенсивность, при непрерывном росте материального благосостояния народных масс будут всецело определяться ростом автомобильного парка, густотой сети благоустроенных автомобильных дорог и их оснащением перечисленными выше пунктами обслуживания пассажиров и автомобилей в пути. Следует предвидеть возможность возникновения на некоторых направлениях дорог массового движения-

С учетом всего изложенного внешние связи городов в отношении грузового и пассажирского движения, осуществление которых уже ныне выполняется, а тем более будет возлагаться в будущем на автомобильный транспорт, чрезвычайно разнообразны и много, численны. Для их осуществления необходимо наличие широко развитой по всей стране и, в частности, вблизи городов сети автомобильных дорог. Сеть эта должна быть построена так, чтобы по своей структуре она составлялась из таких элементов, которые в совокупности своей обеспечивали бы осуществление этих связей в наиболее удобных направлениях, а по своим техническим параметрам: ширина земляного полотна, проезжей части, радиусы закруглений и т. п., по типу покрытия и по эксплоатационному оборудованию их пунктами обслуживания автотранспортных потоков автомобильные дороги должны соответствовать характеру,, составу и объему этих потоков.



Похожие статьи:
Архитектурное оформление автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дороги в пригородной зоне

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум