Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Трассирование дорог на пересечении хребтов и развитие линии


Трассирование дорог на пересечении хребтов и развитие линии

Как было указано выше, трассу дорог в горной местности подчиняют условиям рельефа и обычно прокладывают вдоль речной долины, используя речные террасы. Когда соединяемые точки расположены по разным сторонам водораздельного хребта, приходится подниматься на водораздел для перехода в другую речную долину, при этом дорожное полотно располагается на косогоре. Так как обычно уклон по прямой между точкой водораздела и трассой в долине больше допускаемого, линию развивают так, чтобы ее длина была не менее

Для перехода из одной долины в другую всегда следует отдавать предпочтение тому перевалу, у которого абсолютная отметка наименьшая, поскольку в этом случае длина развития трассы получается также меньшей. Склоны, по которым прокладывают трассу перевального участка, должны быть устойчивыми и удобными для устройства дорожного полотна.

Рис. 1. Развитие трассы:
а — заходом в попутную долину; б — зигзагами на склоне

Линию на склоне развивают с использованием местных возможностей. Если склон пересекается тальвегом с пологими склонами, возможен заход трассы в попутный тальвег. При этом пересечение тальвега производится с устройством трубы или мостика со сравнительно небольшими работами. Трассу проектируют с непрерывным подъемом.

Трассирование по горизонталям особенно удобно при неровном склоне (с меняющейся крутизной), заросшем кустарником, закрывающим видимость. В этом случае предварительно производят съемку склона, вычерчивают горизонтали и трассируют линию по плану в горизонталях, а затем переносят линию на местность, исправляют ее, если окажется необходимым, и закрепляют точками, сторожками и угловыми кольями.

Если по местным условиям вести линию дальше точки С невозможно, например, вследствие неустойчивости пород, слагающих склон, или пересечения склона оврагом, то направление трассы меняют и прокладывают ее по линии CD также продольным уклоном, близким к предельному, до точки D, где, вновь поворачивая трассу, выходят к точке В. Углы поворота при точках С и D определяются соотношением величин уклона склона и допускаемого уклона трассы.

Рис. 2. Общий вид серпантины

Разбивка кривых в этих углах поворота обычным способов невозможна, так как трасса по тангенсам проложена с предельными уклонами. Сокращение длины трассы по кривой приведет к увеличению уклона, что недопустимо, поэтому при развитии трассы с устройством зигзагов кривую располагают с внешней стороны вершины угла поворота. Такие участки дороги называют серпантинами.

Пересечение хребта может быть выполнено трассой, проложенной по поверхности седловины таким образом, что вертикальные кривые, соединяющие ветви трассы на подъеме и спуске, огибают седловину открытой выемкой, а в случае узкого хребта, имеющего в седловине характер гребня,— тоннелем. Вопрос о целесообразности устройства тоннеля или пересечения через седловину решается сравнением вариантов. Пересечение хребта тоннелем обычно бывает выгодным, если перевальная точка расположена на высокой отметке, где снежные заносы будут прерывать движение автомобилей на длительное время. Устройство тоннеля оправдывается также тогда, когда склоны на подходах к перевалу являются неустойчивыми из-за оползней и осыпей или на них происходят снежные лавины и обвалы.

Рис. 3. Варианты перевального и тоннельного проложения трассы

Тоннель строят в наиболее узком месте хребта с наиболее благоприятным геологическим строением, например с наличием прочных скальных пород, позволяющих уменьшить объем работ по устройству креплений и облицовке тоннеля.

Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат ядовитую окись углерода СО, для удаления которой в тоннелях дли-пой более 200—300 м при значительной интенсивности движения устраивают постоянно действующую вентиляцию. Длинные тоннели следует освещать лампами дневного света, так как резкое изменение условий освещения дороги при входе и выходе из тоннеля может привести к авариям. Поэтому при проектировании длинных тоннелей следует предусматривать подводку линии электроэнергии для вентиляционных установок и освещения тоннеля.

Поперечный профиль тоннеля проектируют из условий обеспечения: габарита для пропуска транспорта, обычно назначаемого по габариту мостов с ездой понизу, расположения вентиляционных труб в верхней части тоннеля и водоотвода, устраиваемого в виде дренажных галерей под тротуарами.

Если тротуары не устраивают, то в тоннеле длиной более 300 м обязательно делают ниши — убежища для людей (работников службы эксплуатации и пешеходов), которые могут оказаться в тоннеле при проходе транспорта.

Тоннельная выработка должна обеспечить также размещение обделки, необходимой для безопасности движения и восприятия горного давления. Для снижения стоимости постройки тоннеля объем выработки и сечение обделки должны быть возможно меньшими. Форму обделки с целью уменьшения ее размеров (толщины) согласовывают с размером горного давления, зависящего от прочности пород, пересекаемых тоннелем.

Рис. 4. План (а) и профиль (б) аварийного съезда:
1 — аварийный съезд; 2 — -песчаный вал

На участках с большой разницей высот начального и перевального участков длина подъема может быть значительной и достигать нескольких километров.

Движение на подъеме тяжелогруженых автомобилей требует усиленной работы двигателя с полным открытием дросселя, что может привести к перегреву двигателя. Движение на спусках с уклоном более величины сопротивления качению требует введения дополнительного сопротивления движению. Обычно водитель в этих случаях сокращает до минимума подачу горючего, но не выключает сцепления. При этом дополнительное сопротивление возникает от компрессии в цилиндрах двигателя и от вращения элементов передаточного механизма от ведущих колес к двигателю.

Наиболее удобно эти площадки устраивать в местах изменения направления трассы на продолжении прямой уклона, используемой как аварийный съезд. Размеры площадки отдыха должны допускать возможность размещения нескольких автомобилей, и желательно, чтобы выезд на нее был устроен без пересечения линий движения, вправо от направления спуска по трассе.

Выезд с площадки обратно на дорогу может быть сделан с повышенным уклоном при шероховатой поверхности въезда. Площадки отдыха следует располагать в тех местах, где открываются красивые виды на окружающий ландшафт и имеются источники воды.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум