Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Трассирование дорог в горной местности


Трассирование дорог в горной местности

Горный рельеф характеризуется сложностью геологического строения, чередованием пород различной прочности, выходящих на поверхность склонов под различными углами и обусловливающих различную устойчивость земляного полотна. Обычные в горной местности резкие смены температуры дня и ночи, различие температуры на разных высотах над уровнем моря, а также на склонах северной и южной экспозиций способствуют значительному выветриванию горных пород.

В горах обычны ливни, образующие мощные потоки, которые смывают с поверхности склонов почвенный покров. Большие уклоны тальвегов и речных долин способствуют образованию бурных горных потоков. Эти потоки переносят большое количество продуктов выветривания, размывают берега, их русла блуждают в пределах речных долин.

Интенсивно протекающие процессы выветривания способствуют образованию осыпей, развитию оползневых явлений, возникновению селевых потоков, а в зимнее время — снежных лавин и обвалов. Все это сильно затрудняет трассирование и постройку дорог в горных условиях. При изысканиях важнейшее значение приобретают геологические обследования склонов, в результате которых выявляются места с благоприятными условиями для проложения дороги.

Рис. 1. Положение трассы на горных склонах:
а, д, е, з — устойчивое; б, в, г, ж неустойчивое;
1 — супесчаный грунт; 2 — глины и суглинки; 3 — сланцы; 4— массивно-кристаллические породы; 5 — известняки; 6 — щебенистый грунт

С целью уменьшения длины перевального хода предварительно выбирают место перевала — на одной из наиболее низких седловин с удобными для проложения дороги и устойчивыми по геологическому строению склонами. На узком перевале для снижения верхней отметки может быть целесообразным устройство глубокой выемки или тоннеля. При развитии трассы на склоне в вынужденных крутых поворотах устраивают серпантины, и дорога на склоне размещается в несколько ярусов.

Резкие изгибы склонов долин, вызванные выступами крутых скальных массивов, можно преодолевать, устраивая тоннели. Такое решение может значительно улучшить условия движения по дороге, так как обход скалы по полкам, устроенным на крутых обрывистых склонах, помимо извилистости и удлинения, делает трассу опасной из-за недостаточной видимости, требующей снижения скорости движения. Однако при этом следует учесть, что строительство тоннеля требует больших затрат сил, средств и времени. Поэтому, когда при проектировании возникает вопрос о целесообразности строительства тоннеля, то производят подробный технико-экономический расчет, сравнивая стоимость постройки тоннеля или обходной дороги по склону и транспортные расходы по тому и другому вариантам на основе определенного расчетом времени хода автомобиля. Кроме того, должна быть дана оценка безопасности движения и устойчивости дороги. На основании этого расчета принимают решение, строить ли тоннель или удлинить Дорогу.

Речные долины в горных условиях часто бывают извилистыми. Террасы, по которым удобно вести дорогу, имеют переменную ширину, иногда прерываются в местах, где русло реки прижимается к склону и подмывает его. Различие в крутизне и строении склонов приводит к тому, что в некоторых местах более удобно вести трассу у подножья склона, в других — на более высоких отметках, в обход неустойчивых участков (оползней и осыпей). Во многих местах склоны прорезают боковые овраги с расположенными в их устьях конусами выноса. В ряде случаев при изыскании наиболее удобного расположения дороги ее трассу переносят с одного склона долины на другой; проектируя мостовые переходы.

При выборе положения трассы на том или ином склоне долины,кроме устойчивости самого склона, следует учитывать его экспозицию. Склон южной экспозиции обычно бывает более сухим, состояние земляного полотна и дорожной одежды на нем более благоприятно, чем на склоне северной экспозиции, где чаще может образовываться зимой гололед, выше влажность грунтов, а следовательно, больше расходы по эксплуатации дороги. Эти обстоятельства имеют большое значение в горных условиях Сибири, где на залесенных склонах северной экспозиции иногда встречается даже островная мерзлота.

На крутом скальном косогоре дорога может иметь в поперечном профиле раз,-личные положения. При крутых косогорах первое положение наименее благоприятно, так как для поддержания откоса насыпи требуются подпорные стенки, что приводит к удорожанию строительства.

Рис. 2. Трасса горной дороги. Подъем к перевалу на крутом склоне

Рис. 3. Пересечение выступа скалы тоннелем

Рис. 4. Поперечные профили дороги на крутом склоне:

При массивных, прочных скальных породах и устойчивом строении склона можно допустить нависающий откос. В этом случае дорога принимает вид полутоннеля. Положение дорожного полотна в выемке устойчиво, но производство работ сложнее, а объем больше, чем в предыдущем случае. В местах резкого выступа скал часто выгоднее вместо выемки устроить тоннель. На круто обрывающихся склонах устраивают полумосты или балконы, перекрывая ими впадины склонов.

Рис. 5. Сооружения на круто обрывающихся склонах:
а — балкон; б — полумост

Рис. 6. Труба с подводом воды по быстротоку

Ливневые воды стекают по крутым склонам поперечных тальвегов с большой скоростью. Во избежание размыва полотна дороги на подходах к искусственным сооружениям требуется устраивать искусственные русла с перепадами, водобойными колодцами или быстротоками.

При проложении дороги по склону речной долины трасса пересекает скальные выступы короткими тоннелями или глубокими .выемками. В первом случае необходимо уделить внимание архитектурной обработке порталов, во втором — удалению остающихся с внешней стороны скальных выступов, некрасивых и мешающих зимнему содержанию.

Дорога в горной местности с геометрически правильными формами земляного полотна, образующего плавные изгибы и серпантины, подпорные стенки, мосты, защитные сооружения (галереи) выделяется как на однообразной поверхности открытых склонов, так и среди хаотического чередования элементов горного ландшафта и создает контрасты, подчеркивающие инженерную деятельность человека, подчиняющего природу.

На магистральных дорогах в горной местности развивается туристское движение. Поэтому целесообразно устраивать вдоль дороги площадки отдыха для водителей и туристов, размещая их в местах, где открываются красивые виды на поперечные долины, горные хребты, инженерные сооружения, населенные пункты. Прокладывая трассу в горной местности, проектировщики решают сложные задачи, находя проектные решения, которые удовлетворяют требованиям движения транспорта, прочности и красоты в сочетаниях инженерных сооружений с ландшафтом.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум