|
Навигация: ![]()
![]() Орошение земель для обеспечения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в засушливых районах имеет большое народнохозяйственное значение и широко применяется в СССР. В республиках Средней Азии, Кавказа, в районах Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, в Крыму и других местах площади орошаемых земель исчисляются миллионами гектаров. Орошение земель требует определенной организации рельефа и расположения сети постоянных каналов: магистральных — подводящих воду к орошаемым территориям; распределительных — разводящих воду по территориям отдельных хозяйств; собирательных — для отвода избытка воды и понижения уровня грунтовых вод в целях предохранения земель от засоления. При трассировании дорог необходимо учитывать весь комплекс сооружений оросительной системы, как подводящих, так и отводящих воду. Неправильно протрассированная дорога может вызвать расстройство и дезорганизацию всей системы орошения. Только при проложении важнейших автомагистралей можно ставить вопрос о подчинении оросительной системы их трассам, во всех же остальных случаях трассы местных автомобильных дорог, подъездных путей и внутрихозяйственных дорог должны быть подчинены мероприятиям по организации орошаемой территории с учетом местных климатических условий, периодов поливов и наибольших перевозок по дороге.
Рис. 1. Схема сооружений оросительной сети: Практика эксплуатации дорог на орошаемых территориях засушливой зоны СССР показывает, что вследствие высокой температуры и сухости воздуха в земляном полотне летом сохраняется благоприятный водный режим. Потери влаги от испарения в летнее время превышают приток воды, просачивающейся из канала по капиллярам. Однако в осеннее время вследствие поступления в грунт воды появляется верховодка, уровень которой может приближаться к поверхности земли. В этих случаях увлажнение грунта земляного полотна может быть настолько значительным, что на автомобильных дорогах в осенне-зимний период и весной при интенсивном и тяжелом движении дорожная одежда может разрушиться. Поэтому целесообразнее вести трассу ближе к водоразделам или водосборным и дренирующим коллекторам, удаляя ее по возможности от подводящих воду магистральных каналов. Для устранения пагубного действия грунтовых вод необходимо установить наивысший уровень их поднятия в осенне-зимний период и в соответствии с этим назначить огметку бровки земляного полотна. Кроме того, для понижения уровня грунтовой воды и предотвращения проникания капиллярной воды к основанию дорожной одежды проектируют дренажи, капилляропрерывающие прослойки и т. п. Дорожное полотно следует отделять от поливных земель валиком грунта, предотвращающим стекание поливной воды в придорожные сооружения по водоотводу. При проектировании земляного полотна следует учитывать высокую ценность поливных земель, поэтому полоса отвода должна быть возможно меньшей. Резервы следует располагать между каналом и дорогой, чтобы уменьшить вредное влияние верховодки. Земляное полотно следует по возможности устраивать из привозных непылеватых грунтов, не занимая орошаемых пахотных площадей.
Рис. 2. Расположение дорог в орошаемых районах вдоль каналов. Пунктиром указан уровень верховодки Примеры расположения дороги вдоль каналов приведены на рис. 2. На пересечении дорог с каналами нужно предусматривать мосты или трубы. При недостаточной высоте насыпи могут быть устроены дюкеры. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|