Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Уширение дорожных одежд


Уширение дорожных одежд

Уширение дорожных одежд является видом работ, часто проводимым при реконструкции. Требуемая величина уширения в соответствии со СНиП П-Д.5-72 зависит от категории реконструируемой дороги.

Необходимые величины уширений проезжей части могут составлять от 0,5 до 1,5 м, а с учетом ширины краевых полос — до 3 м.

Следует также учитывать, что в п. 6.20 СНиП П-Д.5-72 указано, что в ряде случаев на обочинах должно быть предусмотрено «устройство твердых покрытий (остановочных полос) на ширину 2,5 м».

Способ уширения проезжей части обычно определяется способом уширения земляного полотна. Кроме того, способ уширения дорожной одежды зависит также от того, необходимо ли провести одновременно усиление дорожной одежды. В связи с этим возможны следующие варианты:

Рис. 1. Схема одностороннего несимметричного уширения дорожной одежды и земляного полотна:
1 — верхний слой нового дорожного покрытия; 2 — выравнивающий слой; 3 — верхний слой старого покрытия и продолжение его на уширении; 4 — нижний слой старого покрытия; 5— основание; 6 — дополнительный слой основания; 7 — земляное полотно

1. Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды, что вызывает необходимость устройства выравнивающего слоя и нового покрытия на всю ширину проезжей части.

При необходимости уширения дорожной одежды на величину более 2,0 м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5 м, следует срезать все земляное полотно с уширяемой стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновый покров, затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды. После уширения и укатки земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем отсыпают грунт слоями до поверхности дополнительного слоя основания для образования уширяемой части земляного полотна и укатывают. По поверхности уширенного дополнительного слоя основания отсыпают и укатывают материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и укатывают грунт земляного полотна в пределах обочины. После этого устраивают уширение покрытия — укладывают выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. После окончания работ по устройству покрытия укрепляют обочины, укладывая на них, если это предусмотрено проектом, покрытие более облегченное, чем на проезжей части, и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на откосы ранее снятый дерн.

При уширении проезжей части на меньшую ширину до 1,0— 1,5 м, сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в соответствии с рекомендациями в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды.

Рис. 2. Двустороннее уширение дорожной одежды:
а — с двусторонним уширением земляного полотна и перекрытием всей проезжей части новым верхним слоем покрытия; б — устройство краевых полос шириной по 0,25—0,75 м с каждой стороны без уширения земляного полотна

2. Двустороннее уширение проезжей части также может быть осуществлено двумя способами:
— уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия новым покрытием, т. е. усиление старого покрытия на уширенном с двух сторон земляном полотне;
— уширение достаточной по прочности старой дорожной одежды только на величину полос уширения, т. е. с каждой стороны на 0,25—0,75 м.

За рубежом небольшие уширения проезжей части делают в виде полос из двух рядов брусчатки или нескольких рядов мозаиковой шашки. Брусчатку или шашку ставят на песке, щебеночном или гравийном материале.

Технология работ по устройству на полосе уширения дорожного основания и покрытия по существу не отличается от работ, проводимых по устройству новой дорожной одежды. Они лишь усложняются тем, что выполнять их необходимо в узком котловане— траншее. Ширина существующих строительных дорожных машин превосходит уширяемую полосу. В связи с этим необходимо применять специальные машины или использовать навесное оборудование. Значительные объемы выполняемых работ по уши-рению проезжей части вызвали создание за рубежом специализированных машин.

Технология работ по уширению требует выполнения ряда рабочих операций.

После разбивки ширины полосы уширения разрыхляют грунт и материал укрепленной обочины на этой полосе. Рыхление на всю ширину будущей траншеи выполняют любой из имеющихся машин — кирковщиками на авто-греидере, на катке или Другими прицепными и самоходными машинами. Если траншея глубже, чем могут достать зубья кирковщика, приходится операцию повторять после удаления верхнего разрыхленного слоя материала. Нижние слои одежд, обычно грунтовые, не так уплотнены, как верхние, и поэтому могут и не требовать дополнительной кирковки.

Рис. 3. Кирковщик, установленный на катке для рыхления полосы уширения

Рис. 4. Накладка к автогрейдеру системы В. М. Гайдовского:
1 — положение болтов при зарезании на глубину до 300 мм; 2— то же, при резании на глубину 150 мм

Вдоль кромки дорожной одежды устраивают корыто для полосы уширения шириной от 0,75 до 1,5 м. Эту траншею глубиной до 0,5—0,8 м прорывают несколькими проходами автогрейдера. Но при этом стенки траншеи получаются неровными и не вертикальными. Более целесообразно отрывать траншеи автогрейдером с накладкой, предложенной В. М. Гайдовским. Накладка состоит из двух частей — собственно накладки и режущей части (ножа). Накладку крепят с правой стороны отвала автогрейдера при помощи четырех болтов, пропущенных через Г-образные отверстия. Положение болта в конце длинной части отверстия соответствует установке ножа для резания на меньшую глубину; при положении болта в конце короткой части отверстия нож установлен ) на наибольшую глубину резания. При работе с накладкой нож автогрейдера ставят в положение, обычное при зарезании (под углом 35—40° к продольной оси). Один край накладки устанавливают у кромки проезжей части.

Рис. 5. Схема установки ножа автогрейдера с приставкой для устройства траншеи:
1 — отвал автогрейдера; 2 — накладка

Применяя накладки разных размеров, можно менять ширину и глубину траншей. Схему и число проходов автогрейдера назначают в зависимости от плотности и влажности грунта, в котором прорезают траншею. Удобство описываемого способа устройства траншеи состоит в том, что вынимаемый из нее грунт или материал отваливается на обочину и не загрязняет проезжей части. Ширину корыта можно в известных пределах менять при одной и той же накладке, устанавливая нож под разными углами в плане. Скорость движения автогрейдера при рытье траншеи в предварительно разрыхленном грунте составляет 10 км/ч. Механизация работ с накладкой дает существенную экономию рабочего времени, при этом упрощается организация работ и возрастает их производительность.

В США для рытья траншей при уширении проезжей части применяют бульдозер, имеющий отвал, к которому в нижней части на всю ширину прикреплен специальный ноже узкой заглубляемой частью для резания траншеи требуемой ширины и глубины. С одной стороны этой рабочей части имеется вертикальная стенка, не позволяющая грунту отваливаться на проезжую часть, а с другой стороны — направляющая плоскость для удаления грунта за пределы обочины. Бульдозер, двигаясь вдоль кромки покрытия, вырезает необходимую траншею, удаляя грунт в сторону.

В отдельных случаях при отрывке глубоких траншей в зависимости от их ширины применяют экскаваторы типа «струг» и многоковшовые траншейные экскаваторы. Преимущество экскаваторов заключается в том, что они могут, если это необходимо, погружать материал из траншеи в автомобили-самосвалы, которые их отвозят в другое место.

После прорытия и очистки траншеи проверяют ее размеры и приступают к заполнению материалами, предусмотренными по проекту, с соблюдением необходимой толщины слоев. Материал доставляют к траншее, вначале автогрейдером распределяют края покрытия в валик, из которого этим же автогрейдером сдвигают в траншею.

Рис. 6. Бульдозер со специальным приставным ножом для устройства траншеи уширения (США)

Рис. 7. Схема уширения старого покрытия с расширением основания старой дорожной одежды:
а — усиление облегченного усовершенствованного покрытия; б — усиление асфальтобетонного покрытия;
1 — песчаный слой; 2— щебеночное основание; 3 — асфальтобетонный слой на всю ширину проезжей части; 4 — основание старой дорожной одежды; 5 — существующая дорожная одежда

Щебень, загруженный в него из автомобиля-самосвала, перемещается вдоль ящика распределителя к лотку, из которого ссыпается в траншею. При определенной постоянной скорости движения щебень, ссыпающийся через лоток в траншею, распределяется слоем требуемой толщины. По этому же принципу распределяют асфальтобетонные смеси. При необходимости розлива битума на полосу покрытия необходимой ширины соответствующим образом регулируют сопла автогудронатора.

В качестве примера рассмотрим схему уширения дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием. Для лучшей связи уширяемой части с новым покрытием верхний слой асфальтобетона укладывают на ширину, большую уширяемой полосы, перекрывая часть старого основания или нижнего слоя.

Наиболее сложной операцией при работе по уширению проезжей части является послойное уплотнение каждого слоя материала, засыпанного в траншею. Обычные катки имеют ширину вальцов, большую, чем траншея. Поэтому необходимы специальные катки. В США для этих целей используют одновальцовые приставки к трактору или сменные передние оси с монтируемыми на них колесами различного диаметра с пневматическими шинами. Верхний слой покрытия, поверхность которого после уплотнения должна быть расположена в одном уровне со старым покрытием, уплотняют обычными тяжелыми катками. Слабым местом этих конструкций является шов между старой дорожной одеждой и уширяемой полосой. Для обеспечения равнопрочности полосы уширения и основной дорожной одежды толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде. Для лучшей связи уширяемых цементобетонных покрытий с новой бетонной полосой применяется специальная конструкция плиты уширения. Она не только несколько толще в месте примыкания, но и имеет выступ, который заходит под старое покрытие. Старое покрытие таким образом получает усиление края за счет опирания на плиту уширения. Во избежание проникания воды шов между старым и новым покрытием необходимо заполнять мастикой.

По предложению Л. Ф. Лужецкогов ДЭУ №891 (УССР) при уширении дорожных одежд используют навесное приспособление к трактору Т-40. Оно состоит из кирковщика, катка и отвала, приваренного к основному отвалу бульдозера под углом 62°. Отвал и кирковщик управляются гидравлическим приводом от гидросистемы трактора. С помощью указанного приспособления можно осуществлять практически все операции по уширению — кирковку полосы, выемку грунта, заполнение траншеи новыми материалами и их уплотнение.





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум