Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Устройство краевых полос


Устройство краевых полос

Краевые полосы, или покрытия на обочинах, устраиваемые по указанию п. 6.21. СНиП П-Д.5-72, «должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части и по своей прочности должны допускать систематические выезды на обочины без существенных деформаций». Необходимость строительства краевых полос для укрепления краев дорожной одежды и повышения безопасности движения была доказана опытом эксплуатации автомобильных дорог в СССР и за рубежом.

Рис. 1. Уплотнение материалов в траншее уширения специальным од-новальцовым катком —- приставкой к трактору

Рис. 2. Уплотнение уширяемой полосы с помощью тележки, прикрепляемой впереди трактора

Рис. 3. Схема уширения цементо-бетонного покрытия

Вода размывает грунт вдоль кромки покрытия, подмывает дорожную одежду и проникает в основание. Прочность дорожной одежды снижается, проезд автомобилей по ослабленной полосе приводит к образованию трещин в дорожной одежде и обламыванию ее кромок. Кроме того, грунт с обочины заносится колесами на покрытие, его кромка становится плохо отличимой от обочины и водители, стремясь держаться подальше от края, выезжают к середине проезжей части, что приводит к фактическому сужению проезжей части и повышает опасность дорожно-транспортных происшествий. В этих условиях уширение проезжей части на 0,5—1,0 м также не дает эффекта. Поэтому необходимо укрепление обочин, особенно вдоль края дорожной одежды.

Для укрепления следует применять материалы, которые отличаются по цвету от покрытия, следовательно резче обозначают кромку покрытия.

Укрепление обочин, особенно из суглинистого грунта, и укладка на них краевых полос значительно повышают безопасность движения. Во время дождя случайный заезд автомобиля колесом на обочину может привести к дорожно-транспортному происшествию. Краевые полосы четко указывают границы проезжей части и придают уверенность водителям, что они не попадут на размокший грунт обочин.

Это позволяет им ехать с большей скоростью. При наличии краевой полосы и укрепленной обочины пропускная способность дорог с двухполосной проезжей частью увеличивается на 15—30%- Кроме того, краевые полосы придают автомобильной дороге законченный вид и красивое оформление.

Краевые полосы можно устраивать: из сборных плит из белого бетона толщиной 6 см на обычном монолитном бетоне; из монолитного бетона толщиной 20—22 см; из асфальтобетона, укладываемого одновременно с покрытием проезжей части на том же типе основания. В этом случае краевая полоса отделяется от основ-лого покрытия линией разметки.

При укладке краевых плит вдоль существующего покрытия выполняют следующие рабочие операции: устраивают на обочине ровик для краевой полосы; выравнивают кромки старого покрытия, обычно имеющие неровности, наплывы и т. п.; выравнивают основание с распределением выравнивающёго материала; укладывают и уплотняют слой цементобетонной смеси; укладывают плиты из белого бетона с тщательной подгонкой их к кромке покрытия и подливкой цементного раствора для выравнивания; присыпают грунт со стороны обочины и уплотняют его; заполняют поперечные и продольные швы битумом, битумной мастикой или цементным раствором; организуют уход за краевыми полосами во избежание заезда на них автомобилей до полного затвердения бетона.

Между операциями по укладке цементнобетонной смеси и укладкой плит из белого бетона может быть предусмотрен технологический разрыв с целью укладки белых плит не на свежеуложенный бетон, а на уже затвердевший, так как при свежем бетоне работы должны вестись более организованно и ускоренными темпами.

Рис. 4. Последовательность устройства краевой полосы из монолитного бетона: а — установка опалубки; б — укладка бетона; в — снятие опалубки и обмазка боковых поверхностей битумом; г — укладка покрытия;
1 — металлическая рама; 2 —доски, поставленные на ребра; 3 — проушины; 4 — основание; 5 — бетон; 6 —смазка битумом; 7 — покрытие

Плиты применяют шириной 0,75 и толщиной 0,2 м. Рекомендуют двухслойные плиты — нижний слой из обычного бетона, а верхний из белого или цветного бетона. Однако, как показывает опыт, при темных асфальтобетонных покрытиях достаточно контрастно выглядят и плиты из обычного бетона. Недостаток краевых полос из бетонных плит, особенно из приготовленных на заводах с нропариванием, заключается в том, что бетон поверхностного слоя сравнительно скоро начинает шелушиться и плиты затем разрушаются.

При затруднениях в получении готовых цементобетонных плит, обычно дорогих, более экономично устраивать краевые полосы из монолитного бетона на месте до строительства дорожной одежды. В СССР для этого применяют боковую деревянную опалубку и передвижные бункеры для цементобетонной смеси. В ЧССР несколько усовершенствовали опалубку, изготавливаемую из досок, установленных на ребро. Доски имеют точные размеры по высоте, соответствующие толщине бетонной краевой полосы.

Следует упомянуть о бордюроукладочных машинах, которые позволяют на месте делать бордюр из цементобетонной или из асфальтобетонной смеси. Бордюр из асфальтобетонной смеси вполне заменяет краевую полосу и облегчает работы при строительстве асфальтобетонных покрытий.

Стоимость краевых полос из сборных бетонных плит вдвое выше, чем цементобетонного дорожного покрытия. Особенно повышается стоимость при проведении мероприятий для увеличения видимости полос: устройстве их из бетона на белом цементе, окраске алюминиевой краской, применении светоотражающей пленки и т. п. Все эти мероприятия становятся неэффективными после первого ремонта, проводимого для повышения шероховатости покрытия.

Краевые полосы из бетона, хотя и способствуют четкой организации движения на дороге, имеют ряд существенных недостатков. Они становятся помехой при устройстве поверхностной обработки, и тем более при укладке нового слоя покрытия. В этом случае требуется разобрать плиты краевых полос, поднять пх на новую отметку и посадить на новый слой цементобетона или раствора. При этом неизбежна поломка части плит. Работы не только усложняются, но и удорожаются.

Перекрытие старого покрытия и краевых полос общим слоем усиления, как это было сделано на Московской кольцевой дороге, приводит к «бросовым» работам.

Поэтому наиболее целесообразно устраивать краевые полосы по тому же типу, как и дорожная одежда основной дороги, увеличивая ее ширину, без специальных мероприятий, по улучшению их видимости. Эту роль должна играть краевая линия разметки.

При уширении дорожных одежд на 1,0—1,5 м уже возможна механизация работ.





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум