Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Виды планировок и блокирование цехов


Виды планировок и блокирование цехов

Классификация по видам промышленной продукции включает около 250 отраслей производств и их групп. Классификация предприятий по общности строительных решений и характеру обработки сырья, полуфабрикатов и изделий охватывает около 100 отраслей промышленности, в каждую из которых входит несколько десятков видов производств. Поэтому диапазон различий в видах и типах промышленных зданий в первую очередь по конфигурации и размерам планировок чрезвычайно велик. Все эти виды планировок можно разделить на два основных типа: раздельные и сплошные.

Планировки первого типа — раздельные — присущи предприятиям малой мощности, строительство которых велось главным образом в прошлом. При этом производства размещались в небольших отдельно стоящих зданиях с мелкими пролетами.

Предприятия с раздельной планировкой имеют следующие недостатки: большую площадь застройки, что увеличивает протяженность инженерных и транспортных сетей и объем работ по благоустройству территории; отсутствие возможности организации поточного производства и необходимость в сильно развитом межцеховом транспорте. Особо следует подчеркнуть, что увеличение территории предприятия влечет за собой изъятие из сельского хозяйства большей площади ценных земель.

Современная практика показывает, что производства с однотипными, а иногда и различными технологическими процессами (если это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям, пожаро- и взрывобез-опасности) целесообразно блокировать в одном здании.

Для значительного числа производств в здании под одной крышей можно расположить все основные, подсобные, вспомогательные и складские помещения. Сблокированные здания представляют собой многопролетные корпуса большой площади, имеющие сплошную планировку. На этом рисунке показан план завода по производству хлора (вариант 1 —до блокирования и 2 — после блокирования).

Сблокированные здания допускают многовариантную расстановку технологического оборудования, позволяют уменьшить площадь заводской территории на 30—40%, сократить периметр наружных стен до 50%, снизить стоимость строительства на 15—20%, улучшить условия индустриального возведения, сократить длину коммуникаций и транспортных путей, снизить расходы на эксплуатацию зданий и благоустройство территории, ликвидировать заводские дворы, а значит, и ограду предприятия.

Вместе с тем в чрезмерно укрупненных зданиях возникает ряд неудобств: удорожается устройство естественного освещения помещений, затрудняется водоотвод с покрытий, усложняются пути передвижения персонала и транспортировки грузов. Поэтому сблокированные корпуса не следует проектировать площадью более 30—35 тыс. м2.

Блокировать цехи особенно целесообразно в тех случаях, когда смежные производства не требуется разделять капитальными стенами и разница в их высоте не превышает 2 м (желательно приведение разных высот к одной), если не требуется увеличивать площадь, обслуживаемую кранами большей грузоподъемности по срагнению с отдельными зданиями, когда не нужны дополнительные проезды, и, наконец, если не ухудшаются условия технологии производства и труда рабочих.

В сблокированных цехах целесообразно осуществлять зонирование производств, т. е. располагать смежно производства с одинаковыми вредностями и родственной технологией.

Промышленные здания должны иметь простую конфигурацию в плане; следует избегать периметральных пристроек к корпусу, усложняющих расширение и реконструкцию производства.

В качестве примера целесообразного блокирования на рис. V-l,s показан главный корпус Волжского автозавода. В этом здании, имеющем размеры в плане 184-8 X 468 м и состоящем из шести одноэтажных блоков, размещены многие основные и вспомогательные производства. С южной стороны парные блоки соединены пролетами для сборочных конвейеров и промежуточных складов. Бытовые, вспомогательные и транспортные помещения расположены в восьми встройках, размещенных между основными блоками. Для строительства главного корпуса применена единая сетка колонн 12×24 м. Встройки запроектированы с сеткой колонн 12×12 м. Высота корпуса 10,8 м.

Людские и грузовые потоки в здании. Одной из основных задач, решаемых при разработке планировок отдельных зданий и предприятий, является организация людских и грузовых потоков.

Началом грузового потока является пункт поступления на предприятие или в цех сырья и полуфабрикатов, откуда их развозят по цехам или отделениям, а завершением — склад готовой продукции.

По грузонапряженности взаимоувязанных потоков определяют вид, грузоподъемность и количество единиц внутри- и межцехового транспорта. Пути перемещения грузов должны быть наиболее короткими, безопасными для рабочих и технологического оборудования, без взаимного пересечения и без возвращения грузов назад.

Людские потоки — это пути массового одновременного передвижения рабочих внутри цехов и по территории предприятия перед началом и после окончания смен, а также в обеденный перерыв. Необходимо предоставить людям возможность перемещения по кратчайшим, удобным и безопасным путям. Рабочие места должны иметь свободный доступ. Для работающих предусматривают специальные пешеходные дорожки.

Не следует допускать пересечений в одной плоскости грузовых и людских потоков, особенно при их большой напряженности. В местах неизбежных пересечений предусматривают туннели, переходы и проходы. Для перехода рабочих на другую сторону транспортеров, конвейеров, рольгангов и других движущихся устройств предусматривают переходные стальные мостики.



Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум