Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Вокзалы берегового типа


Вокзалы берегового типа

Пешеходные тоннели удобны тем, что высота необходимого спуска и подъема в них может не превышать 4,5—5 м. Еще меньше может быть суммарная высота спуска и подъема по лестницам, если привокзальная площадь находится несколько ниже уровня путей, как это имеет место в новом железнодорожном вокзале, построенном в 1960 г. в г. Констанце (79 тыс. жителей). В комплекс основных сооружений станции входит пассажирское здание, связанное с павильоном почетных гостей, галерея, идущая вдоль первой платформы, и пятиэтажный корпус служебно-технических помещений, поставленный перпендикулярно путям (рис. 17). Пассажирское здание имеет вполне современный вид: в нем много стекла, главный зал перекрыт тонкостенными крестовыми сводами-оболочками, на платформах устроены удобные для пассажиров навесы, очертание которых удачно сочетается с формой сводов-оболочек. Но объемно-планировочная структура вокзала представляется несколько устаревшей — центрическая композиция основного объема приводит к удлинению пути пассажиров в пределах здания, чрезмерна высота операционного зала.



Рис. 17. Железнодорожный вокзал в г. Констанце (Румыния). Арх. т. Севулеску и др., 1960 г.
а — фасад со стороны города; б —разрез: 1—привокзальная площадь; 2 —кассы; 3—ресторан; 4 —перрон' 5 —навесы- 6 —тожель-в—планы I и II этажей: 1—операционный зал; 2 —кассы; 3 —галерея; 4, 5 —второй свет; 6 —бар; 7 —ресторан; 8 —кухня

Принципиально по-иному решен вокзал в Банбери (рис. 18), являющийся первой значительной постройкой, осуществленной в Англии в послевоенный период (1958 г.). В главном здании на первом этаже находится кассовый зал с телефонами и киосками, багажное отделение и лестница, ведущая на крытый мост, который связывает с главным пассажирским зданием две островные платформы. На переходном мосту шириной 12 м устроен зал ожидания с кафе-буфетом, откуда пассажиры могут наблюдать за прибытием и отправлением поездов. Часть моста используется для транспортировки грузов и багажа, для подъема которого в здании и на каждой платформе устроены лифты. В основном здании размещены также служебные помещения, отделение перевозок грузов, стоянка велосипедов и телефонная станция. Каждая островная платформа перекрыта навесом и имеет павильоны для ожидания с торговыми киосками и туалетными комнатами.

Сооружение выполнено в железобетоне с использованием предварительно напряженных конструкций (в главной лестнице, балках моста, навесах и др.). Для фасадов применены контрастирующие материалы — большие офактуренные бетонные плиты, естественный камень и штукатурка. При строительстве вокзала была реконструирована привокзальная площадь, устроены удобные подъезды и автостоянки.

Много общего с предыдущим гримером имеет новый железнодорожный вокзал в Ковентри. Этот город является крупным промышленным центром Англии и имеет население 258 тыс. чел. В отличие от вокзала в Банбери и вопреки общепринятой традиции вокзал в Ковентри поставлен перпендикулярно к путям и частично расположен над ними (рис. 19, 20), в нем почти полностью разделены потоки пассажиров, багажа и грузов, отправляемых большой скоростью. Связь привокзальной площади с четырьми пассажирскими платформами осуществляется при помощи большого крытого переходного моста-конкорса шириной более 20 м, расположенного над путями и составляющего со зданием вокзала единое целое.



Рис. 18. Железнодорожный вокзал в г. Банбери (Ан глия). Арх. X. Е. Кэванах, инж. М. Смит
а — общий вид; б — поперечный разрез; в —планы этажей: 1—операционный зал; 2— кассы; 3 — служебные помещения; 4 —багажное отделение; 5, 6—хранение велосипедов; 7—багаж и грузы; 8 — бойлерная; 9 — комната ожидания; 10 — дамские туалетные; 11—комната носильщиков; 12 — комната контролеров; 13 — мужские туалетные; 14—телеграф; 15 — начальник вокзала; 1 6— туалетная; 17—1 8 — второй свет грузового отделения и бойлерной; 1 9 — переход на перрон; 20 —зал ожидания; 21 — кафе; 22 —кухня; 23 —дамская комната; 24 —коридор для перевозки грузов



Рис. 19. Железнодорожный вокзал в г. Ковентри (Англия)
а — общий вид; б — план; в —генплан; 1—операционный зал; 2 —стоянки такси; 3 — автостоянки; 4—грузовой двор; 5—грузовые службы и административные помещения; 6 —навес; 7 —кассы; 8—справочное бюро; 9 —начальник вокзала; 10 —зал ожидания; 11—кафе; 12— туалетные; 13 — багаж; 14 — служебные помещения; 1 5 — кухня



Рис. 20. Железнодорожный вокзал в г. Ковентри. Арх. У. Р. Хедлей, Д. Уиатт, Д. Шортен, 1962 г.
а — операционный зал: б — главная лестница: в —зал ожидания; г —фрагмент перрона

Двусветный операционный зал со справочными, кассами и встроенными магазинами расположен в центре комплекса. По периметру остекленных стен этого зала имеются навесы у остановок автобусов и автомобилей. С правой стороны операционного зала находится одноэтажный зал ожидания с кафе-буфетом и туалетными, а с левой — одноэтажное крыло служебных помещений с пунктами приема и выдачи багажа.

В торце операционного зала установлены пункты контроля билетов, а за ними находятся выходы на первую платформу, грузовые лифты и лестницы для перехода на дальние платформы с навесами и небольшими павильонами, защищающими пассажиров от непогоды, встроенными киосками, буфетами и туалетными. Все это особенно удобно для пассажиров транзитных поездов.

Благодаря тому что наружные стены вокзала полностью остеклены, здание просматривается насквозь; в сравнительно небольшом, сооружении достигается ощущение обширного открытого пространства. Оконные переплеты выполнены из полированного алюминия и нержавеющей стали. Для отделки интерьеров широко применены такие традиционные материалы, как дерево различных тонов — от светло-золотистого в потолках до темно-коричневого в поручнях лестниц и ограждений, а также светлые керамические плитки и офактуренные плиты терраццо. С мягкими тонами основных поверхностей контрастируют ярко-красные барьеры контрольных пунктов, билетопечатаю-щие машины и багажные стойки. Красную моющуюся обивку имеет мебель в зале ожидания и на мосту-конкорсе.

В объем главного зала ожидания включен небольшой, отделенный от него стеклянными стенами, бассейн с водяными растениями и фонтаном. Установлены автоматы для контроля за поддержанием определенной температуры и влажности воздуха. В толще потолка скрыты многочисленные репродукторы, обеспечивающие хорошую слышимость в любом помещении.

Основные достоинства вокзала: четкий график движения пассажиров, логичная объемно-планировочная композиция, позволяющая обозревать все нужные пассажиру элементы здания, возможность ожидания поезда в спокойной и комфортабельной обстановке.

Один из наиболее современных отечественных проектов разработан в 1962 г. Мосгипро-трансом для станции Рязань-2. Расчетная вместимость вокзала — 500 пассажиров дальнего следования. Кроме того, обслуживаются пригородные пассажиры, которые размещаются в изолированной части здания. Асимметрическая архитектурная композиция обусловлена градостроительными условиями (рис. 21). Потоки дальних и пригородных пассажиров четко разделены. Вокзал состоит из двух объемов. В более высоком, расположенном перед главным корпусом (со стороны города), размещены: операционный зал и кассы дальнего следования, кабинет начальника вокзала, камера хранения, почта, медпункт. В удлиненном объеме здания, параллельном путям, устроен зал ожидания пассажиров дальнего следования с рестораном на антресоли, кухня, а далее за стеной — зал пригородных пассажиров с кассами и помещение для дежурного по станции. Общий строительный объем здания 15 тыс. м3.

Архитектурное решение отличается простыми формами и характерным противопоставлением нескольких объемов различной высоты и протяженности, а кроме того, глухих и остекленных стен. Широко использован сборный железобетон заводского изготовления. Оконные переплеты запроектированы из алюминиевых сплавов. В отделке применены пластики, древесно-волокнистые плиты и другие современные отделочные материалы. В целях экономии навесов на платформах нет, имеются только небольшие павильоны, ограждающие выходы из тоннеля.

Новое направление в развитии железнодорожных вокзалов и узлов может быть выявлено на примере вокзала Потсдам-Южный, построенного в 1959 г. в Германской Демократической Республике. Перед проектировщиками стояла задача —на пересечении радиальных линий с кольцевой магистралью, идущей вокруг Берлина, построить серию пересадочных станций для прямой связи между южными и северными областями республики и сокращения транзитного движения через столицу. Задача решена путем создания одного пассажирского здания, в равной мере полноценно обслуживающего и радиальную, и кольцевую станции. Перроны той и другой станций непосредственно связаны между собой лестницами (рис. 22, 23). Расположение вокзала в живописной местности, среди соснового леса, оказало влияние на объемно-планировочное решение комплекса, имеющего павильонный характер.

Двусветный операционный зал пространственно объединен с залом ожидания, рассчитанным на 112 мест. Здесь же расположены кассы, пункты приема и выдачи багажа, буфет, газетный и книжный киоски. Билеты проверяются при выходе из операционного зала на перрон. Слева от операционного зала расположен одноэтажный ресторан с открытой террасой и подсобными помещениями, справа в двухэтажном корпусе — багажное отделение, почта и служебные помещения. За пределами пассажирского здания построен гараж автокаров, помещение хранения велосипедов и мопедов.

Вокзал соединен с радиальной станцией тоннелем, с кольцевой — переходным мостиком. Из грузового двора идет специальный тоннель с лифтами для доставки к поездам грузов и багажа. На всех пассажирских платформах построены входящие в общую композицию сооружений станции, небольшие отдельно стоящие кафе-буфеты, медпункт и торговые киоски, рассчитанные на транзитных пассажиров. Платформы защищены легкими Т-образными навесами на металлических опорах. Общая длина навесов 180 м.

Строго разделены пути движения пешеходов и городского транспорта. Большая часть привокзальной площади вымощена бетонными плитами и предназначена только для пешеходов. На пути к остановкам трамвая пассажиры не пересекают проездов. Тщательно сохранены отдельные деревья.

Строительство подобных объединенных станций, облегчающих условия пересадок, необходимых на железнодорожных линиях различных направлений, - представляется целесообразным и в условиях нашей страны.

В г. Льеже (Бельгия), в котором было 156 тыс. человек на 1951 г., выстроен в 1959 г. более крупный вокзал. Этот город является важным транспортным узлом семи направлений железных дорог и девяти автомобильных магистралей. Общий объем вокзала равен 62 тыс м3.

Рассмотрение проекта вокзала в г. Льеже позволяет проиллюстрировать наиболее перспективный подход к решению взаимосвязи городского и магистрального транспорта. Пересадка между ними решена здесь таким образом, что пассажир, как и на вокзале Потсдам-Южный, может перейти из автомобиля в вагон поезда и обратно «не замочив ног», т. е. не оказываясь под открытым небом. Это достигается устройством над фронтом входов в вокзал козырька большого выноса и навесов над всеми платформами (рис. 24, 25). Потерянные подъемы благодаря расположению путей выше уровня площади исключены. Расстояние от автомобиля до оси первого пути принято минимальным, не больше 30 м.

В двусветном операционном зале кроме касс, справочного бюро, комнаты администратора и пунктов приема ручной клади находится некоторое количество скамей для пассажиров и багажа, торговые киоски. Здесь же, в двух этажах, расположены пивной бар и ресторан, обслуживающий первую платформу. Еще одна небольшая закусочная 'находится в тоннеле для прибывших пассажиров. В отдельных помещениях размещены зал для туристов и почтовое отделение с телеграфом.



Рис. 21. Проект железнодорожного вокзала Рязань-2. Арх. Ю. Болдычев, инж. А. Семченко (Мосгипро-транс, 1963 г.)
а —панорама комплекса; б—фасад; в — план; 1—операционный зал; 2— кассы; 3 — начальник вокзала и дежурный; 4—хранение багажа; 5 — почта; 6 — справочное бюро; 7— медпункт; 8 —киоск; 9 —зал ожидания; 10 —ресторан; 11— кухня с обслуживающими помещениями; 12—гардероб; 13—парикмахерская; 14 —зал пригородных пассажиров; 15 —дежурный по станции



Рис. 22. Железнодорожный вокзал Потсдам-Южный (Бюро проектов железных дорог ГДР)
а —общий виде привокзальной площади; б —генеральный план: 1—вокзал; 2 —платфоомы станции радиальной линии; 3 — платформы станции кольцевой линии; 4—подъезд автомобилей; 5 —остановки трамваев; 6 —хранение велосипедов и мопедов; 7 — торговые киоски на перроне; 8 —медпункт; 9 —багажные лифты



Рис. 23. Железнодорожный вокзал Потсдам-Южный
а —фасад; б, в —интерьеры операционного зала; г —ки оски на перроне; Д — переход; е —козырек у главного входа



Рис. 24. Железнодорожный вокзал в г. Льеже (Бельгия). Арх. К. Карлье, X. Лоест, X. Мозин, Р. Кан-гистер
а —фасад со стороны площади; б —входы; в —операционный зал с кассами; г — перрон



Рис. 25. Железнодорожный вокзал в г. Льеже
а —поперечный разрез; б —план: 1—операционный зал; 2 —кассы; 3 —дежурный администратор; 4 —багаж; 5 —багажная касса; 6 —справочное бюро; 7 — торговые киоски; 8 —пивной зал; 9— закусочная; 10— зал туристов; 11—туалетные; 1 2 —котельная; 13 —служебная столовая; 14 — телеграф; 1 5— салон при почтовом отделении; 16 —щитовая; 17 —склад топлива; 18 —сушилка; 19 —душ; 20 — гардероб персонала; 21—гараж велосипедов; 22 —вентиляционная камера; 23 —помещения для багажных тележек; 24 —газетный киоск

Привокзальная площадь связана с промежуточными платформами тремя тоннелями, которые могут быть использованы как пассажирами, так и для перевозки ручного багажа. Обеспечены удобные выходы на платформы, благодаря которым пассажиры минуют операционный зал. В комплексе с железнодорожным вокзалом запроектированы центральная автобусная станция и почтамт. Второй и третий этажи вокзала отведены для служебных целей и комнат длительного отдыха пассажиров. Здание сооружено в каркасных, главным образом металлических, конструкциях. Стены выполнены из прозрачного и цветного стекла, потолок операционного зала и козырьки большого выноса — из алюминия.

Чтобы исключить потерянные подъемы, в вокзалах берегового типа всегда стремятся располагать станционные пути и перрон выше уровня площади. По данному принципу решен и новый железнодорожный вокзал в г. Риге (рис. 26, 27). Здесь преобладает поток пригородных пассажиров. Он достигает в отдельные летние дни от 100 до 200 и более тысяч человек. В связи с этим пригородный зал с 13 кассами площадью 1460 м2 располагается в отдельном объеме. Фронт касс занимает всю стену этого зала, противоположную входам. В центре его под механизированным табло с указанием номеров, направления и времени отправления ближайших пригородных поездов расположен тоннель-переход, служащий для сообщения со всеми платформами. Тоннель имеет входы и кассы также с противоположной вокзалу стороны путей. Это очень удобно для населения, проживающего или работающего в близлежащем районе, и для пассажиров, направляющихся к центральному рынку.

Основной корпус решен в три-четыре этажа и рассчитан на 2500 пассажиров дальнего следования. Трехсветный просторный зал-ве-стибюль, с почтой, телефонами и справочными, является как бы ядром всего здания. Вокруг него на первом этаже группируются кассовый зал и зал прибывших пассажиров. На втором и третьем этажах находятся залы ожидания, детская комната и служебные помещения. Под путями в подземном тоннеле-конкорсе расположен зал ожидания и кафе самообслуживания, в равной мере доступное для транзитных и пригородных пассажиров.



Рис. 26. Железнодорожный вокзал в г. Риге. Арх. В. Кузнецов, В. Ципулин (Ленгипротранс, 1960 г.)
а — главный фасад; б —ситуационный план: 1 — вокзал пассажиров дальнего следования; 2 —зал пригородных пассажиров; 3 —сохраняемые помещения старого вокзала; 4 — почтамт; 5 —тоннель для посылок; 6 —тоннель для багажа; 7 —тоннель для пассажиров; 8 — второй павильон для пригородных пассажиров; 9 — остановки автобусов; 10 — подъезд автомобилей и такси



Рис. 27. Железнодорожный вокзал в Риге
а —поперечный разрез;
б—план III этажа: 1—вестибюль I этажа (третий свет); 2 —зал ожидания; 3—холл; 4 —комната матери и ребенка; 5 — багажные; 6 — комнаты депутатов; 7 — выходы на первую платформу;
в —план II этажа: 1—вестибюль I этажа (второй свет); 2 — кассовый зал I этажа (второй свет); 3 — вестибюль прибытия I этажа (второй свет); 4—холл; 5 —парикмахерская; 6 —буфет; 7— красный уголок; 8— медпункт; 9—служебные помещения ;
г — план I этажа: 1—главный вестибюль; 2—кассо вый зал; 3 — вестибюль прибытия; 4—прием багажа; 5 —выдача багажа; 6 — медпункт; 7 — почта; 8 — справочное бюро; 9 — дежурный по вокзалу; 10 — киоск; 11—бюро обслуживания; 12 — зал пригородных пассажиров

Со вкусом, сдержанно и в делом удачно решены интерьеры, без громоздких украшений, лепнины и картин в багете. Мебель легкая, моющаяся и передвижная.

Левое крыло вокзала отведено под городской почтамт, который связан с железнодорожными путями и городскими проездами. Хорошо продумана планировка привокзальной площади, устроены «карманы» для подъездов автомобилей и городского транспорта. Общий объем комплекса достигает 100 тыс. м3. Из 12 тыс. м2 полезной площади железнодорожного вокзала около 90% отведено для пассажиров.

Однако не все в Рижском вокзале совершенно. Неудачно, например, организованы багажные операции. Багаж, сданный в вокзале, нельзя отсюда погрузить в поезд, его приходится отвозить на машинах на сортировочную станцию. Затеснены залы ожидания, планировка несколько измельчена, не сооружены перронные навесы. Но в целом архитектура этого пассажирского здания заслуживает высокой оценки.

Железнодорожный вокзал в Кельне (ФРГ) с пропускной способностью до 100 тыс. пассажиров в сутки восстановлен с максимальным использованием сохранившихся после войны фундаментов и стен. Комплекс нового вокзала включает операционный зал со служебными помещениями, багажное отделение, ресторан, гостиницу, административный корпус, магазины, зал кинохроники и т. д. Крытые платформы (дебаркадеры) расположены в уровне второго этажа и соединены с операционным залом многочисленными лестницами. Такое расположение путей исключает «потерянные» подъемы (рис. 29, 30).

Наиболее интересная часть комплекса — новый операционный зал, имеющий покрытие в форме консольной железобетонной полупараболы вылетом 24,8 м. Самонесущее покрытие толщиной 7,5 см покоится на балках из напряженного железобетона и уравновешено объемом административных помещений, расположенных на третьем и четвертом этажах. Зал имеет сплошное остекление со стороны знаменитого Кельнского кафедрального собора, который хорошо просматривается из интерьера. Такой прием, когда новая архитектура решается во взаимосвязи и вместе с тем в контрасте с сооружениями прошлых эпох, представляется чрезвычайно интересным и позволяет добиться создания полноценного архитектурного ансамбля.

Планировочное решение вокзала отличается четкостью функционального решения. 24 кассы расположены в правой части зала, что, по мысли авторов, должно соответствовать перспективному росту пассажиропотоков. Багажные помещения и магазины соединены с операционным залом специальным переходом. Ресторан расположен на втором этаже, в уровне путей, и имеет выход на перрон. Двумя сторонами ресторан выходит на привокзальную площадь, а третьей —в операционный зал; пассажиры из ресторона могут следить за изменениями на световых табло, расположенных в зале.

Удачно решена привокзальная площадь с развитой зоной пешеходного движения. Остановки автобуса, трамвая и такси расположены непосредственно у вокзала. Таким образом, пересечение проезжей части пассажирами и в этом случае сведено к минимуму.

Большим событием в развитии архитектуры транспортных сооружений явился проведенный в 1962 г. международный конкурс на проект железнодорожного вокзала в г. Софии (Болгария). Этот вокзал должен быть рассчитан на единовременную вместимость 1200 местных и 3000 пассажиров дальнего следования. Одним из условий конкурса являлось комплексное решение вокзала, пристанционных сооружений и всей окружающей застройки. На рассмотрение было представлено более 30 проектов. В декабре 1962 г. жюри, включавшее видных специалистов из ряда стран, во главе с архитектором Е. Монтуори (одним из авторов превосходного римского вокзала «Терми-ни») вынесло свое решение. Первая премия за проект была присуждена группе архитекторов ГДР под руководством инж. Ганса Герике. В этом проекте (рис. 31, 32) воплощены новейшие эксплуатационные и архитектурно-строительные тенденции, которые могут быть распространены на вокзалы различного назначения.

Комплекс пристанционных сооружений состоит из группы основных пассажирских помещений (собственно вокзал), дома техники, зданий полиции, медицинской службы и др. Все эти сооружения решены в виде стеклянных павильонов, объединенных огромным полупрозрачным перекрытием. Это перекрытие распространяется также на перрон и защищает пассажиров, находящихся на береговой и двух островных платформах, на которых осуществляется основной объем пассажирских операций. Для остальных платформ предусмотрены обычные перроные навесы типа «баттерфляй».

Пассажирские и служебные помещения располагаются в двух этажах. На первом этаже, в уровне площади, запроектированы операционные залы и залы ожидания пассажиров (дальнего следования и пригородных), багажные отделения, комната матери и ребенка, почта-телеграф, магазины. Ресторон и технические помещения располагаются на втором этаже. Из всех этих помещений обеспечена отличная видимость перрона. Значительная часть полезной площади вокзала (до 40—45%), расположенная под общим перекрытием, не имеет ограждающих стен. Это главным образом зона транзита и проходов. Такой прием экономичен, соответствует климату страны и обеспечивает беспрепятственное движение различных потоков пассажиров. В проекте вокзала г. Софии этому вопросу уделено большое внимание. Вокзал связан с перроном четырьмя пешеходными тоннелями и одним багажным. Два центральных тоннеля предназначены для отъезжающих пригородных пассажиров и пассажиров дальнего следования. Два боковых (крайних) тоннеля обслуживают исключительно пассажиров прибытия. Таким образом, потоки пассажиров (прибытия и отправления, местного и дальнего сообщения) полностью разделены не только в здании, но и на платформе.



Рис. 29—30. Железнодорожный вокзал в Кельне (ФРГ). Арх. М. Шнейдер, О. Шмитт, В. Цише (реконструкция, 1958 г.).
а, б — интерьеры операционного (кассового) зала; в — поперечный разрез; г — план I этажа: 1—главный вход; 2 — кассовый зал; 3 —телеграф; 4 — служебное помещение; 5 — багажные кассы; 6 — багажное помещение; 7 — помещение для ручной клади; 8 — общегородской переход; 9 — конкорс; 10 — магазины; 11—помещения для встречающих; 12 — багажное отделение; 13 — вход в кинозал; 14 — общегооодской переход; 15 — бюро городского транспорта; 16, 17, 18 — киоски, почта, туристские бюро; 19—служебные помещения; 20 — таможня; 21—цветочный киоск; 22 — контроль билетов

Архитектурно-конструктивное решение вокзала отличается смелостью и новизной, обеспечивает планировочную гибкость здания и хорошую зрительную ориентацию пассажиров. Повышению эксплуатационных качеств способствует применение конструкций с небывало крупными пролетами. Основные несущие опоры — металлические пилоны высотой по-42,5 м, к которым на стальных тросах подвешены стальные фермы пролетом 60 м. С внешних сторон эти фермы опираются на два наружных ряда опор. Между фермами должны быть уложены предварительно напряженные складки-оболочки длиной по 30 м, а между оболочками — специальные светопрозрачные вкладыши. Ограждающие стены также почти полностью остеклены.

Запроектировав городской транспортный тоннель под привокзальной площадью, авторы освободили площадь от обычного кругового движения транспорта и исключили многие сложные пересечения. Трамвайные линии, являющиеся в Софии основным средством сообщения, подведены непосредственно к зданию. Окружающая городская застройка решена в едином характере и подчинена архитектуре вокзала, который доминирует в ансамбле, несмотря на свою, казалось бы, незначительную высоту.

В вокзалах берегового или островного типа при расположении путей несколько ниже уровня привокзальной площади рационально устройство мостика над путями либо переходного зала-конкорса. Такие вокзалы, расположенные над путями, построены в Цинциннати и Филадельфии (США), на площади Александрплатц в Берлине, в Версале (Франция) и других городах.

Еще в 30-х годах интересные, не устаревшие до сих пор проекты были разработаны арх. И. Явейном для Курского вокзала в Москве и вокзала в г. Новосибирске, арх. А. Гринбергом и т. Смуровым для вокзала в г. Горьком.

Первым крупным вокзалом в нашей стране, имеющим пассажирские помещения, расположенные над путями, является новый вокзал в г. Челябинске (рис. 33). Его расчетная вместимость составляет 4900 дальних и местных пассажиров и 600 пассажиров пригородного сообщения. Объем комплекса сооружений превышает 125 тыс. м3, в том числе сам вокзал 95 тыс. м3, переходной зал-конкорс 12 тыс. м3.

Здание решено в сборно-монолитном железобетонном каркасе с навесными стеновыми панелями. Операционный зал с кассами и пунктами приема багажа расположен справа от входного вестибюля. Экспертизой Госстроя СССР было рекомендовано разместить в левом крыле наряду с кафе-буфетом кассы автобусной станции, а в своеобразной бухте на площади — автобусный перрон. Это будет удобно-для пассажиров, последовательно пользующихся этими двумя средствами транспорта.

Три открытые лестницы соединяют помещения первого этажа с залом ожидания, расположенным на втором этаже, с большим рестораном на 350 мест и залом для пассажиров с детьми. В девятиэтажной башне располагаются гостиница, детские и служебные комнаты. Цокольный этаж отведен для камеры хранения, багажного отделения и технических нужд.

Отличительной чертой вокзала является широкий (18 м) переходный зал-конкорс, расположённый над путями. Из-этого зала превосходно виден весь перрон. В средней, непроходной зоне конкорса предусмотрены места для ожидания. Здесь же располагается кафе самообслуживания и торговые киоски. Серия крытых лестниц соединяет конкорс с каждой платформой. Высоту подъема и спуска по лестницам из-за применения высоких платформ удалось снизить примерно до 6 м.

К сожалению, симметричное планировочное решение вокзала привело к пересечению потоков прибытия и отправления в конкорсе, вестибюле и на главной лестнице. Это может быть исправлено устройством двух тоннелей для пассажиров прибытия. Несколько нерационально использован внутренний объем. Основные операционные помещения первого этажа относительно затеснены и имеют высоту около 4 м, зал ожидания второго этажа имеет вдвое большую высоту, а полная высота от пола вестибюля до сводов-оболочек достигает 19,5 м.



Рис. 31. Конкурсный проект железнодорожного вокзала в г. Софии (Болгария). Арх. Г. Герике, Г. Графундер, инж. Г. Мелан, Г. Иоахимман, Г. Георгиев, А. Велев и др. (I премия)
а — фото с макета; б — разрез; в — план I этажа; 1—операционный зал пассажиров дальнего следования; 2 — кассы; 3 — магазины; 4— зал ожидания пассажиров дальнего следования; 5 — таможня; 6 — бюро путешествий; 7 — комната матери и ребенка; 8 —бюро паспортов; 9 —почта; 10 —ручной багаж; 11—багажное отделение; 1 2 —операционный зал пригородных пассажиров; 13— пригородные кассы; 14— технические службы; 15 —зал ожидания пригородных пассажиров; 16 —медпункт; 17 —полиция; 18 —дом техники; 19 — приемный зал для делегатов



Рис. 32. Конкурсный проект железнодорожного вокзала в г. Софии
а — общий вид со стороны города; б — фрагмент фасада: в —интерьер (перрон)



Рис. 33. Железнодорожный вокзал в Челябинске, арх. Л. Чуприн, П. Красицкий, С. Крушин-ский, инж. Т. Сидомонидзе (Киевгипротранс, 1965 г.)
а — поперечный разрез; б — план II этажа: 1 — зал транзитных пассажиров; 2 — зал туристов; 3 — зал пассажиров с детьми; 4—ресторан; 5 — холл гостиницы; в—план I этажа: 1—вестибюль; 2 — железнодорожные кассы; 3 —автобусные кассы; 4 —прием багажа; 5 —парикмахерская; 6 —кафе-буфет; 7 —зал почетных гостей; г — генплан: 1 — новый вокзал; 2 —проектируемый павильон пригородных пассажиров; 3 —старый вокзал; 4—существующий пешеходный мостик; 5 — переходный зал-конкорс; 6 —перрон автостанции; д —общий вид вокзала со стороны города



Рис. 34. Железнодорожный вокзал в г. Оттава (Канаца). Арх. Э. Длугош (проект 1962 г.)
а —поперечный разрез; б— генплчн: 1—кладовая; 2 —полиция; 3 — служебные помещения; 4—комната отдыха кондукторов; 5 — кухня; 6 — бар; 7 — ресторан; v —парикмахерская; 9—чистка обуви; 10 — железнодорожный диспетчер; 11—мастерские, 12 —склад; 13— комната ожидания для женщин 1 4—бюро заказов; 15—зал торжественных приемов; 16—пассажирские платформы; 17 — навесы на перроне, 18—эскалаторы; 1 9—эстакада для автомобилей

Особенно неудачна организация движения пригородных пассажиров. Остановки трамвая, самого массового вида транспорта, отнесены от пригородных платформ на расстояние 300— 400 м. Хотя генеральным планом города предусмотрено маятниковое транзитное движение пригородных поездов, что позволяет наиболее полноценно обслужить все его районы, у пассажирского павильона сооружаются две тупиковые платформы. Пригородные 8-й и 9-й пути будут связаны с павильоном только существующим узким мостиком.

Один из новейших зарубежных вокзалов данного типа (рис. 34) должен быть построен в г. Оттава (Канада). Этот железнодорожный вокзал по своей структуре очень близок к современным аэровокзалам, имеющим пассажирские галереи, выходящие в сторону перрона. Здесь, как во многих аэровокзалах, подъезды к пассажирским залам со стороны города решены в двух уровнях: верхний предназначен для пассажиров отправления, нижний—для пассажиров прибытия *.

Сам вокзал представляет собой большой прозрачный павильон с перекрытием, опирающимся на высокие, редко поставленные колонны с грибовидными капителями. Все платформы запроектированы крытыми. Как и в вокзале Челябинска, чрезмерна высота второго этажа. Ресторан вынесен в отдельный блок. Переходной зал-конкорс связан с каждой платформой эскалаторами. Даже при условии специализации платформ (только на прибытие или только на отправление) в здании вокзала тоже возникнут пересечения основных потоков на переходном мосту-конкорсе.

http://stroy-spravka.ru/gallery/sovremennye-vokzaly/image_33.jpg

Похожие статьи:
О зданиях

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум