Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Выбор ширины и высоты пролетов, шага колонн


Выбор ширины и высоты пролетов, шага колонн

Конфигурация и размеры плана, высота и профиль промышленных зданий определяются параметрами, числом и взаимным расположением пролетов. Эти факторы, как отмечалось, зависят от технологии производства, характера выпускаемой продукции, производительности предприятия, требований санитарных норм и пр. Ниже рассмотрены те компоненты, из которых складываются объемно-планировочные параметры пролетов (ширина, высота и пгаг колонн).

Ширина пролета L — расстояние между продольными разби-вочными осями — слагается из пролета мостового крана LK и удвоенного расстояния между осью рельса подкранового пути и разбивочнон осью 2 К.

Пролеты мостовых кранов увязаны с шириной пролетов и определены ГОСТом. Размер К принимают: 750 мм — при кранах Q<50 т; 1000 мм (и более, кратно 250 мм)— при кранах Q>50 т, а также при устройстве в надкрановой части колонн прохода для об-служивания подкрановых путей. При железобетонных колоннах проходы вдоль подкрановых путей чаще располагают рядом с колоннами.

В размер привязки подкранового пути входит зазор (не менее 60 мм) между торцовой плоскостью крана и колоннами, а также расстояние между центром катков крана и его торцовой плоскостью, принимаемое от 125 до 500 мм в зависимости от грузоподъемности кранов. Ширина пролетов, не имеющих мостовых кранов, равна расстоянию между разбивочными осями.

Минимально допустимая ширина пролетов, определяемая условиями технологии производства (габариты и характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.), не всегда экономически целесообразна. Цехи, равновеликие по площади и имеющие одинаковую длину, могут быть мелко-, крупно- и большепролетными. В первом случае цех будет состоять из нескольких относительно нешироких пролетов, в последнем — из меньшего числа пролетов большой ширины. Например, при ширине 72 м цех может иметь 6 пролетов по 12 м или 4 пролета по 18 м, 3 пролета по 24 м, 2 пролета по 36 м и 1 пролет шириной 72 м. Возможны и другие сочетания при различной ширине пролетов (например, 2 пролета по 18 м плюс 3 пролета по 12 м).

При выборе ширины пролетов следует учитывать тенденции развития данной отрасли промышленности, оптимальные возможности изготовления, перевозки и монтажа конструкций покрытия здания, грузоподъемность внутрицехового транспорта и т. д.

Понятно, что большепролетные здания, имея укрупненную сетку осей, отличаются высокой универсальностью в технологическом отношении и позволяют применять для их монтажа крупноразмерные конструкции. Однако необходимо учитывать, что подвесные краны утяжеляют несущие конструкции, а крупнопролетные мостовые краны имеют большие габариты. Окончательный выбор ширины пролетов делают на основе сравнительных технико-экономических расчетов.

Шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями) выбирают с учетом габаритов и способа расстановки технологического оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицеховых подъемно-транспортных средств и других факторов. Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают по возможности большим, обеспечивая тем самым помещениям технологическую гибкость.

Увеличение шага колонн в большинстве случаев повышает эффективность использования производственных площадей, но усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей здания. Поэтому размер шага колонн, увязывая с технологическими требованиями, всегда обосновывают технико-экономическим расчетом. Наиболее распространены шаги колонн 6 и 12 м.

Высота пролетов (расстояние от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия) зависит от технологических, санитарно-гигиени-ческих и экономических требований. Складывается она в пролетах с мостовыми кранами из расстояния от уровня пола до верха кранового рельса Hi и расстояния от рельса до низа несущих конструкций покрытия Я2.

Высоту пролета предварительно определяют суммированием следующих величин: высоты наибольшего технологического оборудования (при небольших его размерах принимают 2,3 м); просвета между верхом наибольшего оборудования и низом перемещаемого груза, поднятого в верхнее положение (6^0,5 м); высоты перемещаемых грузов в транспортном положении (в); расстояния от верха транспортируемого изделия до центра крюка м); расстояния от центра крюка до головки рельса (зависящего от Q крана и принимаемого д = 0,05—4,8 м); высоты крана (А = 0,5—5,9 м) и просвета между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (е-0,1 м).

Определение высоты пролетов бескрановых или с подвесным транспортом не вызывает затруднений. Следует подчеркнуть, что из-за одного какого-либо технологического агрегата, превышающего по высоте остальное оборудование, нецелесообразно увеличивать высоту всего пролета. В таких случаях иногда решают заглубить высокий агрегат или надстраивают над ним башню.

Длину пролетов, которая, как правило, является и длиной цеха, определяют графическим способом — путем расстановки макетов технологического оборудования с соблюдением ширины проездов и проходов или аналитическим способом — делением общей площади цеха, подсчитанной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину (как сумму ширины всех пролетов).

Наметив основные размеры пролетов с учетом отмеченных выше требований, выбирают применительно к ним габаритные схемы и разработанные на их основе унифицированные типовые секции.

Одноэтажные здания, как правило, проектируют с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В соответствии с требованиями технологии допускается проектировать здания с пролетами взаимно перпендикулярного направления и разной унифицированной ширины.

При технологической и подтвержденной расчетами экономической целесообразности понижения части параллельных пролетов перепады высот рекомендуется совмещать с продольными температурными швами, а величину понижения принимать краткой 0,6 м (но не менее 1,2 м).

Устраивать перепады целесообразно в тех зданиях, низкие пролеты которых отводят под заготовительные отделения, а высокие — под сборочные. При этом в месте перепада высот пролетов применяют ленточное остекление, что позволяет уменьшить размеры световых фонарей.

При назначении размеров зданий должны быть соблюдены санитарные нормы, предусматривающие на каждого рабочего не менее 15 м3 объема и не менее 4,5 м2 площади помещения.

Многовариантность технологических компоновок, предлагаемая при обсуждении проекта специалистами, при обычном проектировании требует массы чертежей. При макетном проектировании эти неудобства отсутствуют и надобность в непроизводительных графических работах отпадает, так как любой предлагаемый вариант получают перестановкой макетов или шаблонов оборудования.

Макетный метод компоновки оборудования с использованием макетов или шаблонов дает возможность упростить решение технических узлов, повысить качество проектов, сократить количество ошибок и время оформления чертежей, получить наглядное представление о технологическом процессе и добиться значительной экономии.

Сущность макетного проектирования состоит в следующем. В определенном масштабе (1 :20—1 : 50) из легкообрабатываемой пластмассы изготовляют макеты станков и агрегатов, зданий и сооружений. Макеты собирают на моделировочных столах с координатной сеткой. Собранные макеты представляют в миниатюре цех перед сдачей в эксплуатацию.

В случае проектирования невысоких зданий большой площади часто вместо макетного метода применяют способ компоновки оборудования с помощью двухкоординатных габаритных шаблонов, изготовляемых из картона, фанеры или листовой пластмассы. Законченный по методу непрозрачных шаблонов макет фотографируется, после чего на фотографию наносят размеры, надписи и масштаб. Полученный чертеж отвечает требованиям, предъявляемым к обычному рабочему чертежу.



Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум