Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Железнодорожные вокзалы


Железнодорожные вокзалы

Во всех премированных проектах зал ожидания пространственно объединен с операционным залом и открыт на перрон большими остекленными проемами. Это позволяет пассажирам следить за движением поездов. Зона ожидания — непроходная и в то же время она удачно связана с перроном. К пассажирскому залу примыкают буфет, комната пассажиров с детьми и парикмахерская. В стороне от зоны ожидания размещаются касса, багажное помещение и камера хранения. Служебные помещения дежурного по станции, кондукторской, начальника станции расположены компактно и имеют самостоятельные входы и выходы. Все вокзалы решены на планировочной сетке 3X6, 6X6 и 9X6 м. Конструктивное решение основано на применении типовых сборных железобетонных элементов, из которых должны собираться и другие пристанционные здания. Новые вокзалы весьма экономичны. Объем их в расчете на одного пассажира не превышает 16—18 мг.



Рис. 1. Конкурсный проект вокзала на 25 пассажиров. Авторы Н. Козлов, Л. Уткин, Е. Цыганков (третья премия, 1963 г.)
а — общий вид со стороны города; б — фасад; в — план: 1 — зал ожидания, совмещенный с кассовым залом; 2 — помещение для пассажиров с детьми; 3 — билетная касса; 4 — санитарная группа; 5 — помещение для дежурного по станции; 6—кабинет начальника станции; 7 — помещение для хранения уборочного инвентаря и механизмов; 8 — угольная; 9 — котельная

Композиция новых пассажирских зданий отличается сдержанностью и простотой. В качестве основных композиционных элементов применены такие характерные элементы вокзала, как большие остекленные проемы пассажирского зала и навесы над входами и выходами на перрон.



Рис. 2. Конкурсный проект железнодорожного вокзала на 50 пассажиров. Авторы И. Былинкин, В. Давиденко, Г. Давиденко (вторая премия, 1963 г.)
а — фасад; б — план; в — перспектива со стороны перрона; 1 — зал ожидания; 2 — касса; 3—багаж; 4—кабинет начальника вокзала; Б —буфет; 6 — кухня; 7 — помещение для пассажиров с детьми; 8 — помещение для дежурного по станции; 9—киоски; 10 —контур навеса

Одна из главных задач в строительстве вокзалов — это обеспечение хорошей функциональной взаимосвязи привокзальной площади и пассажирского здания с перроном. Удачные решения небольших пассажирских здании, во многом сходные с приведенными выше, показаны на рис. 3.

В вокзале Ла-Кросс рисунок плана несколько схематичен, а в вокзале Хатчинсон он решен более свободно. В обоих зданиях зал ожидания превращен в уютный, непроходной холл, из которого хорошо виден перрон. В случае необходимости площадь этого основного пассажирского помещения, лимитирующего его вместимость, может быть беспрепятственно увеличена.

Выход с привокзальной площади на перрон осуществляется через вокзал по кратчайшему пути. Здесь же по ходу движения пассажиров расположена билетная касса банковского типа с открытой стойкой. Кассир дает необходимые справки и является, помимо работника багажного отделения, единственным представителем железнодорожной администрации в вокзале.

На перроне предусмотрены легкие навесы для защиты от солнца и непогоды. Кроме зала ожидания, кассы и развитого багажного отделения в здании запроектированы санитарные узлы, торговые киоски и телефоны-автоматы. Продумана планировка багажного отделения, которая допускает получение и сдачу багажа как из вокзала, так и со стороны города. Это удобно для получения и отправки крупных посылок, отдельных партий грузов, сельскохозяйственной продукции и т. п.



Рис. 3. Планы малых железнодорожных вокзалов (США)
а — план вокзала станции Ла-Кросс, Висконсин: 1—перрон; 2— багажное отделение; 3—касса, справочное бюро; 4— киоски; 5 — зал ожидания; 6—туалетные; б — план вокзала стан-дии Хатчинсон, Канзас: 1 — &ал ожидания; 2 —кассы; 3 —киоски и телефоны; 4— багажное отделение; 5 —туалетные; 6—навес на перроне; 7 — навес со стороны города; 8 —камин; 9 —озеленение

Площадь остекления соответствует климатическим условиям. Если в вокзале, сооруженном в г. Хатчинсон, принято сплошное остекление основных помещений до пола, то в вокзале Ла-Кросс, расположенном в районе с относительно продолжительной снежной зимой, площадь остекления значительно меньше. Большим помещениям соответствуют крупные остекленные проемы, второстепенным — малые. В объемно-пространственную композицию включены перронные навесы, элементы озеленения, в залах ожидания устроены традиционные камины, установлена мягкая мебель и светильники клубного типа.

Другим примером простейшего планировочного решения комплекса вокзала с небольшим пассажирским зданием, в котором переход на пассажирские платформы также осуществляется в уровне путей, является новый железнодорожный вокзал в г. Гох (ФРГ), в котором около 40 тыс. жителей. Это одноэтажное здание (рис. 4) решено по другому принципу и имеет характерную для многих немецких вокзалов структуру.

В центральной части сооружения расположен высокий, хорошо освещенный объем операционного зала с кассами и торговыми киосками. К этому залу, перекрытому железобетонными рамами, с одной стороны примыкают служебные помещения и багажное отделение (имеющее со стороны города подъезды для грузовых автомобилей), с другой стороны — ресторан и квартира начальника станции. Ресторан по старой традиции обращен окнами на привокзальную площадь, что является малоудобным для пассажиров, ожидающих отправления, и особенно для пассажиров транзитных поездов. Служебные помещения сгруппированы в левой части здания и имеют самостоятельные входы с площади и перрона. Помещение дежурного по станции выдвинуто непосредственно на первую платформу, что позволяет следить за прибытием и отправлением поездов обоих направлений.

Новый железнодорожный вокзал в г. Пфорц-гейм (ФРГ), в котором было 58,3 тыс. жителей на 1955 г., имеет ту же планировочную схему, что и вокзал в г. Гох. Двусветный операционный зал раскрыт в сторону привокзальной площади; фронт касс расположен непосредственно против входов (рис. 5). По одной стороне операционного зала расположены служебные помещения и багажное отделение, по другой — ресторан с летним кафе, обращенные, как и в предыдущем случае, на привокзальную площадь. Место посадки и высадки из автомобилей перекрыто козырьком большого выноса. Этот проект был повторен несколько раз и является как бы типовым.



Рис 4. Железнодорожный вокзал в г. Гох (ФРГ)

Оригинальным является проектное предложение для пригородного вокзала на станции Дубулты, Латвийской ж. д. (рис. 6). Это пассажирское здание запроектировано двухэтажным. Предусматривается использование террас и плоской кровли в летние месяцы, когда число курортников резко возрастает. Удачно расположение кафе-ресторана на втором этаже, что позволяет осуществлять его эксплуатацию независимо от работы вокзала.

Природно-климатические условия значительно влияют на тип вокзала. Например, в г. Накуру (Кения) в 1958 г. построено пассажирское здание, помещения которого вытянуты цепочкой вдоль путей (рис. 7). По всей длине вокзала расположен большой навес, имеющий ряд проемов для вентиляции и естественного освещения. Площадь навеса превышает площадь закрытых помещений. Такие же навесы предусмотрены на промежуточной платформе, связанной с вокзалом легким мостиком.



Рис. 6. Пригородный вокзал станции Дубулты. Арх. Марков, (Дорпроект Латвийской ж. д.) 1962 г.
а — фасад; б, в —планы I и II этажей; 1—почта; 2 —ресторан; 3 —служебное помещение; 4—кухня; 5—заготовочная; 6 — зал ожидания



Рис. 8. Пассажирский павильон на ст. Крюково Московской ж. д. Арх. В. Евстигнеев, В. Красильников, инж. А. Бутович (Мосгипротранс). Общий вид

В настоящее время однопутные железные дороги, как правило, достраиваются. Двухпутные линии на станциях разветвляются на 3, 4, 5 и более путей. Непрерывно увеличивается частота движения, длина составов и скорость проходящих поездов. Поэтому для обеспечения непрерывности и безопасности движения при приеме пассажирских составов на платформы, отделенные от вокзала путями, необходимо устройство либо тоннелей, либо переходных мостиков.

Вместо дорогих громоздких вокзалов сейчас часто строятся весьма легкие сооружения, защищающие пассажиров от непогоды. Например, на ст. Крюково Московской ж. д. (г. Зеленоград, спутник Москвы) нет вокзала в старом понимании. Для пассажиров устроен только прозрачный павильон — зал ожидания длиной 42 и шириной 5,5 м. Этот павильон находится на островной платформе. С обеих сторон путей расположены кассы, которые соединены между собой, с платформами и с павильоном тоннельным переходом. Тоннель используется не только пассажирами, но и городским населением. На береговой платформе, к которой прибывают поезда, идущие из Москвы, имеется легкий навес, перекрытый, как и павильон, тонкими армоцементными листами складчатого профиля (рис. 8). Такой прием для пригородного вокзала является органичным, так как обеспечивает необходимый уровень удобств, а также безопасность пассажиров и населения при минимальных затратах, позволяет в случае необходимости легко расширять, развивать пассажирский павильон и кассы.

Аналогичные решения в последние годы получают распространение и за рубежом. Одним из образцов современной железнодорожной архитектуры Англии может служить комплекс пассажирских сооружений небольшой станции Поттерс-Бар, которая была реконструирована в 1959 г. в связи с увеличением количества путей на этом участке с двух до четырех. Особенностью этой станции (рис. 9) является расположение путей на насыпи, выше уровня привокзальной территории. В соответствии с этим две новые островные платформы (с навесами из предварительно напряженного железобетона) были соединены тоннелями с новым пассажирским зданием и стоянкой автомобилей без «потерянных» подъемов, т. е. без последовательных спусков и подъемов по лестницам. Пассажирское здание состоит из освещенного верхним светом высокого кассового зала с книжным и табачным киосками и телефонами, одноэтажного багажного отделения и навеса над стоянками велосипедов. Небольшие павильоны, предназначенные для ожидания пассажиров, расположены непосредственно на платформах и решены в одном комплексе с тоннелем. Павильоны имеют перекрытия из предварительно напряженных железобетонных плит, опирающихся на тонкие стальные колонны диаметром в два дюйма (около 5 см).



Рис. 7. Железнодорожный вокзал в Накуру (Кения, 1958 г.). Инж. С. Т. Хен-фей, арх. С. Кроу, В. Р. Фрезер, Д. Левис, Д. Эдварде
а —генплан; б — план I этажа; в —операционный зал; г — зал ожидания высшего класса; 1—сигнальная башня; 2 — служебные помещения; 3—полиция; 4—операционный зал высшего класса; 5—багажное отделение; 6 — операционный зал для пассажиров 3-го класса; 7—зал ожидания пассажиров 3-го класса; 8 — грузовой двор; 9 — островная платформа; 10 — переходный мостик (пунктиром показан контур навеса)



Рис. 9. Железнодорожный вокзал станции Поттерс-Бар (Англия). Арх. X. X. Пауелл, Д. Уиатт, инж. А. Террис
а — общий вид; б — план; в — разрез; г, д — интерьеры кассового зала и павильона на перроне; 1—операционный зал; 2 — кассы; 3—киоск; 4 — справочное бюро; 5—телефон; 6 — багаж; 7 — вход в тоннель; 8—хранение велосипедов; 9 —склады; 10 — пассажирские павильоны на платформе



Рис 10. Железнодорожный вокзал на ст. Крю (Англия). Арх. У. Р. Хедлей, инж. А. Н. Бат

Станция Крю является важным железнодорожным узлом района Мидленд (Англия) и в связи с электрификацией железных дорог в этой части страны была реконструирована. Изменены количество и расположение путей, разобран старый и построен новый, весьма своеобразный вокзал, в котором кассовый зал отделен стеклянной перегородкой от части здания, предназначенной для подъезда и стоянки автомобилей (рис. 10). Здесь имеет место отголосок старинной английской традиции — вводить экипажи непосредственно под кровлю вокзала. С островными платформами, расположенными выше уровня площади, кассовый зал сообщается при помощи тоннеля. Одной из главных особенностей вокзала в Крю является широкое применение дерева не только для отделки помещений, но и в качестве несущих конструкций. Кровля состоит из деревянных гиперболических параболоидов, опирающихся на один ряд стальных опор и уравновешенных конструкциями, образующими стеклянные экраны со стороны привокзальной площади и путей. Такой экран-стена со стороны площади переходит в навес над остановками автобусов.



Рис. 11. Железнодорожный вокзал и почтамт в г. Коувола (Финляндия). Арх. А. Каява, 1962 г.
а —разрез по администоативному корпусу; б — генеральный план

В 1962 г. в небольшом городе Коувола (Финляндия), в котором 50 тыс. жителей, сооружен новый железнодорожный вокзал, являющийся одним из наиболее современных в Скандинавии. Станция Коувола имеет четыре островные платформы, связанные тоннелем с вокзалом (рис. 11, 12, 13). В комплексе с пассажирским зданием построен двухэтажный почтамт и четырехэтажный корпус служебных помещений с внутренним световым двориком и лекционным залом, предназначенным для учебы железнодорожников. Общий объем вокзала, служебного корпуса и почтамта достигает 43 тыс. м3.

Основную часть первого этажа вокзала занимает операционный зал, который изолирован от транзитного движения и в то же время примыкает к проходу, соединяющему привокзальную площадь с перроном. Это является достоинством проекта. К операционному залу примыкает почти равное ему по площади багажное отделение, также хорошо связанное с привокзальной площадью и перроном. Кассы и бюро путешествий расположены непосредственно против входов. Перед кассами обеспечен достаточный простор, необходимый в месте массового скопления людей. В операционном зале удобно расположены небольшие магазины. Выделены отдельные помещения для носильщиков и водителей такси.

Пассажирам обеспечена возможность удобного выхода на первую платформу через проем в здании, минуя помещения вокзала. Однако большая часть пассажиров прибывает или отправляется с островных платформ и вынуждена пользоваться тоннелем. Поэтому первый этаж связывают с цокольным этажом две лестницы и эскалатор. В уровне тоннеля устроен вполне комфортабельный подземный зал ожидания-кафе с самообслуживанием, установлены торговые киоски, автоматы для хранения ручной клади и, кроме того, находятся технические и вспомогательные помещения. Такое расположение помещений удобно для основной массы пассажиров, проходящих через цокольный этаж.

На втором этаже вокзала расположены кафе и ресторан, предназначенные для пассажиров, располагающих известным запасом времени. Там же находится часть конторских помещений, кабинет начальника вокзала, поездной диспетчер, помещения проводников, дорожных рабочих, столовая персонала и т. п.

Все три сооружения — вокзал, служебный корпус и почтамт — выстроены в единых конструкциях и материалах, композиционно и функционально хорошо связаны между собой.



Рис. 12. Железнодорожный вокзал в г. Коувола
а —план II этажа: 1—второй свет зала ожидания; 2 —гардероб ресторана; 3 —кафе на балконе; 4 —ресторан; 5 —кухня; 6 — парикмахерская; 7 —холл; 8—лекционный зал; 9—световой дворик; 10 —служебные помещения; 11 — кафе-буфет; 12— администрация почты; 13 —сортировка почты; 14 —операционный зал почты;
б —план I этажа: 1 —зал ожидания; 2 —кассы; 3—бюро путешествий; 4—почта; 5 —диспетчер; 6 —багажное отделение; 7 — погрузка и транспортировка багажа; 8—магазины-киоски; 9—служебные помещения; 10—помещение водителей такси; 11 — ремонтные м астер-скне; 12 —хранение тягачей; 13 —установка кондиционирования воздуха; 14—гараж почты; 15 —хранение почты;
в —план подвала; 1—подземный зал ожидания; 2 —тоннель; 3 — ресторан с самообслуживанием; 4 — кухня; 5 —получение товаров; 6 —кладовые; 7 — туалетные; 8 —гардероб персонала; 9 — котельная; 10 —угольный склад

Тоннели получили широкое распространение из-за того, что они обеспечивают безопасное сообщение с островными платформами при минимальной высоте подъема по лестницам. Недостаток тоннелей состоит в том, что пассажир в них зрительно оторван от природного окружения и, что особенно важно, не может следить за движением поездов. Поэтому наряду с тоннельными решениями в последние годы в отдельных странах разрабатываются также проекты малых вокзалов с переходами на промежуточные платформы над путями.

Население г. Харлоу, спутника Лондона, в течение последних лет выросло с трех до нескольких десятков тысяч человек и по предположениям в ближайшие годы достигнет 80 тыс. чел. В связи с этим возникла необходимость реконструкции станции и железнодорожного вокзала, которая была окончена в 1961 г. Новое здание имеет симметричный план (рис. 14, 15). В центральной части находится операционный зал с кассами, телефонами, книжным и табачным киоском и служебные помещения. С восточной стороны расположен большой грузовой двор и товарная контора, а с западной — помещение для хранения 150 велосипедов.

Связь с промежуточными платформами осуществляется по крытому переходному мосту, расположенному над путями. На этом переходе находится несколько пассажирских и служебных помещений, кроме четырех небольших пассажирских павильонов на платформах. Транспортировка багажа и грузов большой скорости осуществляется при помощи лифтовых подъемников.

Вокзал в Харлоу характерен своей запоминающейся композицией — интересным пластическим сочетанием пересекающихся объемов, причем расположение и форма каждого из них являются функционально и технически оправданными. В композицию включены объем операционного зала с большим козырьком, нависающим над главным входом; низкие, как бы распластанные, боковые крылья, венчающий пояс которых переходит в небольшие козырьки над второстепенными входами; перпендикулярный им параллелепипед переходного моста с вертикальными объемами лифтовых шахт и навесами на платформах.

Плоская кровля перехода моста является несущей и выполнена из предварительно напряженных железобетонных элементов, которые опираются на консоли лифтовых шахт. Это позволило построить переход на высоте, максимально приближенной к габариту поездов, и тем самым предельно сократить высоту подъема пассажиров по лестницам. Перекрытие главного зала также выполнено из предварительно напряженного железобетона и опирается на четыре отдельно стоящих столба. Это сделано для того, чтобы наружные стены и пояс освещения не были загромождены несущими конструкциями. Боковые крылья, навесы и павильоны на платформах имеют легкий каркас с деревянными балками специальных типов. Все кровли выполнены из дерева с покрытием тремя слоями рубероида, с огнезащитной и солнцеотражающей обработкой поверхностей.



Рис. 14. Железнодорожный вокзал в г. Харлоу (Англия). Арх. Х- X Пауэлл, инж. А, К- Террис
а —панорама комплекса; б —фрагмент фасада



Рис. 15. Железнодорожный вокзал в г. Харлоу
а — поперечный разрез;
б — план I этажа; в —генеральный план;
1—операционный зал; 2 —кассы; 3, 4—багажное отделение; 5—вывоз багажа; 6 — погрузка тяжелого багажа; 7 — пандус; 8 —багажный двор; 9 — 10— служебно-техничес-кие помещения; 11 — киоски; 12 — лифты; 13—хранение велосипедов; 14 — подъезд автомобилей; 15 — подъезд автобусов; 16—автостоянка; 17 — пассажирские павильоны на платформах; 18—резервуар для воды; 19 —машинное отделение лифтов; 20—шахты лифтов; 21—зал— коридор для грузов; 22— зал— коридор для пассажиров; 23 — лестницы

Здание облицовано светлым кирпичом и имеет темные горизонтальные швы. Контрастными к светлому фону стен являются широкие темно-зеленые кромки торцов кровли и козырьков. Оконные переплеты выполнены из металла. Отделка интерьера позволила добиться минимальных затрат на содержание здания. Полы пассажирских залов выполнены из синих квадратных плит терраццо, мозаичные стены облицованы моющимися плитами бледно-голубого оттенка, потолки выполнены из дерева, покрытого лаком. Естественное и искусственное освещение запроектировано таким образом, чтобы вокзал выглядел эффектно как днем, так и в вечернее время. Отопление осуществляется от центральной котельной с прокладкой регистров в полах. На привокзальной площади будет размещен небольшой торговый центр с общей стоянкой на 400 автомобилей. Это удобно для приезжих. Вокзал в Харлоу в целом представляется одним из наиболее совершенных малых пассажирских зданий из построенных за рубежом в последние годы.

Вокзал в Броксберне (Англия, Восточный район) является более компактным, чем вокзал в Харлоу. Для связи с островными платформами в Броксберне, как и в предыдущем случае, сооружен крытый мост-переход, расположенный над путями. Одна сторона этого перехода, выходящая в сторону платформ, используется пассажирами, а вторая служит для перевозки грузов и багажа (рис. 16). В центральной части перехода запроектирован небольшой зал ожидания, туалетные и служебные комнаты. Расположение пассажирского здания в торце платформ предопределило асимметричное решение плана. В первом этаже основного здания находится операционный зал с кассами и справочным бюро, а также багажное отделение.



Рис. 16. Железнодорожный вокзал в г. Броксберне (Англия). Арх. X. X. Пауэлл, инж. А. К. Террис
а — общий вид; б — план II этажа; в — план I этажа; 1—подъездная дорога; 2— хранение велосипедов; 3— справочное бюро; 4 — кассы; 5 — операционный зал; О, 7, 8 — оформление и прием грузов; 9 — диспетчер; 10 — платформа; 11—зал ожидания; 1 2 — начальник станции; 13—товарная платформа-коридор; 14—пассажирский зал-коридор; 15 — туалетные; 16 — склад; 17 —мастерские

Для отделки интерьеров использованы дешевые материалы — кирпич, дерево, штукатурка и большеразмерное стекло в металлических переплетах, непосредственно примыкающее к потолку и поперечным стенам.



Похожие статьи:
О зданиях

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум